Политико-правовое обеспечение российско-австрийских экономических отношений в 90-е годы XX века

(Максимова О. В.) ("История государства и права", 2008, N 4) Текст документа

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКО-АВСТРИЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА

О. В. МАКСИМОВА

Максимова О. В., аспирантка кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран МГГУ им. М. А. Шолохова.

Российско-австрийские отношения в начале XXI в., особенно после прихода на президентский пост В. В. Путина, носят стабильный и ровный характер. Надо заметить, что Австрия являлась традиционно дружественным партнером для нашей страны еще в период биполярного мира. Так что отношения между новой демократической Россией и Австрийской Республикой в конце XX в. после распада СССР начали строиться не на пустом месте. Кстати, все договоры и соглашения советского периода, адаптированные к новым условиям, продолжали действовать. Итоги их инвентаризации были скреплены обменом нотами министров иностранных дел двух стран в июне 1993 г. <1>. -------------------------------- <1> См. официальный сайт Министерства иностранных дел РФ - http://www. mid. ru.

Известно, что двусторонние отношения охватывают политическую, экономическую и культурную сферу. При всей важности двух последних сфер взаимных отношений все же определяющую роль играет сотрудничество в политической области. Именно сотрудничество в этой сфере, определяемое высшими государственными руководителями двух стран, создает политико-правовой фундамент российско-австрийских отношений, делает эти отношения предсказуемыми. Первые российско-австрийские политические контакты на высоком уровне состоялись в апреле 1992 г. во время официального визита в Россию Федерального канцлера Австрии Ф. Враницкого. Уже тогда Австрия выразила готовность помочь российской экономике в ее рыночной ориентации. В июне 1993 г. тогдашний министр иностранных дел России А. В. Козырев посетил Австрию с официальным визитом. В ходе переговоров наряду с другими вопросами обсуждались проблемы не только сохранения высокого достигнутого взаимовыгодного экономического сотрудничества Австрии и России как преемницы СССР, но и дальнейшего развития связей двух стран в экономической области <2>. И уже тогда стороны выразили готовность расширять договорно-правовую базу экономических отношений. -------------------------------- <2> См.: Дипломатический вестник. 1993. N 13 - 14. С. 14 - 15.

Вскоре, в начале ноября 1993 г., был подписан основополагающий правовой документ, регулирующий экономические отношения России с Австрией, - Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве <3>. -------------------------------- <3> См.: Внешняя политика России: Сборник документов. 1993: В 2 кн. Кн. 2: июнь - декабрь / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2000. С. 428 - 436.

Статья 1 этого Соглашения гласила: "Российская Федерация и Австрийская Республика предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования..." <4>. Договаривающиеся Стороны, отмечала ст. 2, будут стремиться к тому, чтобы в рамках существующих возможностей не только продолжать традиционные взаимные поставки товаров, в том числе российских энергоносителей в Австрию, но и расширять номенклатуру взаимного товарооборота <5>. -------------------------------- <4> Там же. С. 428. <5> Там же. С. 429.

Россия и Австрия в рамках законодательства, действующего в каждом из государств, брали на себя обязательство содействовать развитию внешнеэкономических связей между предприятиями, организациями, обществами и учреждениями обоих государств (ст. 4) <6>. Статья 5 подробно перечисляла основные направления экономического, промышленного, технического и технологического сотрудничества двух стран, те направления, в которых, по мнению Договаривающихся Сторон, имелись благоприятные возможности сотрудничества на долгосрочной основе <7>. -------------------------------- <6> Там же. С. 429. <7> Там же. С. 429 - 430.

Для российской стороны в то время, да и сегодня, очень значимой являлась ст. 11, которая говорила о том, что Австрия будет содействовать обучению, подготовке и повышению квалификации специалистов и менеджеров, прежде всего в области внешней торговли, управления хозяйством, туризма, охраны промышленной собственности, банковского, финансового и страхового дела <8>. -------------------------------- <8> Там же. С. 432.

Не менее значимой тогда для России, впрочем, как и для Австрии, была и ст. 14: в ней стороны брали на себя обязательство прилагать усилия для обеспечения финансирования и предоставления кредитов на благоприятных условиях <9>. -------------------------------- <9> Там же. С. 433.

Одна из важнейших статей рассматриваемого Соглашения - ст. 19: "1. Договаривающиеся Стороны создают Смешанную Российско-австрийскую комиссию по торговле и экономическому сотрудничеству, которая созывается по предложению одной из Договаривающихся Сторон поочередно в Российской Федерации и Австрийской Республике. Эта Комиссия будет проводить свои заседания по возможности один раз в год. 2. К задачам Комиссии, в частности, относятся: а) обсуждение состояния и развития торговли и экономического сотрудничества; б) разработка предложений по совершенствованию и расширению товарооборота и экономического сотрудничества; в) предоставление рекомендаций по достижению целей настоящего Соглашения" <10>. -------------------------------- <10> Там же. С. 434.

Иными словами, основными задачами данной Комиссии являются прежде всего обеспечение торгово-политических интересов сторон, расширение экономического сотрудничества между Россией и Австрией, привлечение австрийских инвестиций в экономику России, дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы торгово-экономического сотрудничества. В начале ноября 1993 г. между Австрийским Федеральным правительством и Правительством Российской Федерации было подписано Соглашение о воздушном сообщении. С вступлением Австрии в Европейский союз с 1 января 1995 г. произошли определенные изменения во внешнеторговом режиме страны, выражающиеся в полном, без каких-либо изъятий, применении на рынке Австрии инструментов внешнеторгового регулирования ЕС. В этой связи основой регулирования торгово-политических условий торговли с Австрией стало Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС от 24 июня 1994 г. (вступило в силу 1 декабря 1997 г.), которое закрепляло действующий между двумя странами торгово-политический режим, устанавливало обязательства стран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Россией <11>. -------------------------------- <11> См.: Документы, касающиеся взаимоотношений между Европейским союзом и Россией. М., 1994. С. 84 - 149.

В отношении России продолжала действовать общая система преференций для российского экспорта, правда, со значительными изменениями: объем преференций должен был поэтапно снижаться. В то же самое время в отношении России начали действовать общие ограничительные меры ЕС: антидемпинговые процедуры, количественные ограничения (текстильные товары, стальная продукция), активно стали применяться нетарифные ограничения (нормы и стандарты ЕС, в первую очередь по безопасности и экологии). Кроме того, в Австрии действует строгий режим контроля над вывозом товаров военного и двойного назначения. Распространение на российско-австрийскую торговлю режима Евросоюза оказало на нее вначале негативное воздействие. Прежде всего ухудшились условия для ввоза в Австрию товаров, подпадающих под специальные нормы регулирования, а также началось, как уже отмечалось, применение антидемпинговых мер ЕС в отношении российских товаров. Австрия не разделяла официальную позицию ЕС об отнесении России к категории стран с "нерыночной" экономикой и в целом выступала в пользу либерализации позиции ЕС в отношениях с Россией. И все же в конечном счете те высокие стандарты ЕС, применяемые в экономических отношениях Австрии и России, сыграли свою положительную роль. Австрия поддерживала уже в 90-е годы желаемое Россией присоединение к ВТО. У Австрии, как члена ЕС, были и есть немалые возможности содействия экономическому диалогу "Россия - Евросоюз". Во второй половине 90-х годов активизировались политические контакты между Россией и Австрией, которые позитивно сказывались на экономических связях двух стран. 3 - 4 ноября 1996 г. в Москве с официальным визитом находился вице-канцлер, министр иностранных дел Австрийской Республики В. Шюссель. Состоялись переговоры с министром иностранных дел России Е. М. Примаковым. Министры высказались за расширение договорно-правовой базы сотрудничества в области науки и техники, обсудили возможности интенсификации двусторонних торгово-экономических связей, а также более активного привлечения австрийских инвестиций в экономику России <12>. -------------------------------- <12> Внешняя политика России: Сборник документов. 1996 / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2001. С. 502 - 503.

В октябре 1997 г. в Москве с официальным визитом находился федеральный канцлер Австрии В. Клима. В ходе этого визита было подписано Соглашение о развитии научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Австрийской Республикой <13>. -------------------------------- <13> Официальный сайт Правительства РФ - http://www. government. gov. ru.

В этом документе определялись конкретные формы сотрудничества (ст. 4). 1. Обмен научно-технической информацией, документацией и публикациями. 2. Обмен учеными и специалистами в рамках двусторонних проектов научно-технического сотрудничества. 3. Реализация и поддержка совместных научно-технических проектов, мероприятий и научных программ, в том числе с учетом инициатив многостороннего характера, с возможностью взаимного предоставления исследовательского материала, научных приборов и оборудования. 4. Поддержка прямого сотрудничества между национальными научно-исследовательскими институтами, учреждениями в целях содействия исследованиям, а также между крупными международными научно-исследовательскими учреждениями, в которых участвуют Договаривающиеся Государства. 5. Поддержание постоянного диалога о научной и технологической политике, а также проведение совместных научных конференций, симпозиумов и рабочих встреч. Для реализации Соглашения Договаривающиеся Государства создали Смешанную комиссию по научно-техническому сотрудничеству. Она должна была рассматривать все вопросы, связанные с реализацией настоящего Соглашения, в частности: 1. Обсуждение принципиальных вопросов научно-технического сотрудничества. 2. Рекомендации областей сотрудничества. 3. Рассмотрение предложений по различным формам сотрудничества, а также по разработке соответствующих рабочих программ. 4. Выработка рекомендаций полномочным организациям Договаривающихся Государств по реализации сотрудничества. 5. Регулярная оценка научно-технического сотрудничества. Смешанная комиссия могла создавать по мере необходимости временные рабочие группы по конкретным областям сотрудничества, а также привлекать экспертов на заседания Комиссии. Она могла собираться по мере необходимости поочередно в России и Австрии (ст. 6). 27 октября 1998 г. Австрию с официальным визитом посетил Председатель Правительства России Е. М. Примаков. В связи с проведением мероприятий в рамках Смешанной российско-австрийской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству Вену дважды посетила заместитель Председателя Правительства России В. И. Матвиенко (в июне 1999 г. и октябре 2000 г.). Председатель Правительства С. В. Степашин летом 1999 г. участвовал в работе Всемирного экономического форума в Зальцбурге. В 1999 и 2000 г. состоялись рабочие визиты в Москву министра иностранных дел Австрии. В ходе этих контактов или подписывались важные двусторонние договоры и соглашения в экономической области, или достигались договоренности об их подписании. В ходе визита в Россию федерального министра иностранных дел Австрии Б. Ферреро-Вальднер в апреле 2000 г. была подписана межправительственная Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (ратифицирована Федеральным законом от 26 ноября 2002 г. N 146-ФЗ, вступила в силу 30 декабря 2002 г., применяется с 1 января 2003 г., нота Посольства Австрии N 6.62/1/2001 от 4 января 2001 г., нота МИД России N 9216/н/4е от 29 ноября 2002 г.) <14>. -------------------------------- <14> См. официальный сайт Министерства иностранных дел РФ - http://www. mid. ru.

Статья 2 Конвенции определяет налоги, на которые распространяется этот документ. В Австрии это подоходный налог, корпоративный налог, земельный налог, налог на сельскохозяйственные и лесные предприятия, налог на стоимость неосвоенных строительных участков. В Российской Федерации: налог на прибыль предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество предприятий; налог на имущество физических лиц. Не только организационную, но и большую нормативно-правовую работу проводила Смешанная российско-австрийская комиссия по торговле и экономическому сотрудничеству. В ходе ее V заседания 30 октября 2000 г. был подписан двусторонний межправительственный Меморандум о финансовой поддержке совместных проектов. В этом документе говорилось, в частности, следующее: "1. Австрийская Республика, действуя через Федерального министра финансов, на основании Закона о содействии развитию экспорта предоставит гарантии по кредитам, предназначенным для финансирования поставок товаров и/или услуг австрийского происхождения в Российскую Федерацию. 2. Гарантии будут предоставляться под каждый конкретный проект в рамках отдельного кредитного соглашения. Финансовые условия отдельного кредитного соглашения, по которому могут быть предоставлены гарантии, будут являться предметом переговоров между предприятиями-экспортерами и/или коммерческими банками, действующими в качестве кредиторов, и российскими заемщиками. Согласованные кредиторами и заемщиками условия будут соответствовать действующим международным правилам. 3. В отношении каждого проекта, финансируемого в рамках настоящего Меморандума, будет предоставлено комфортное письмо Правительства Российской Федерации... 5. Проект считается утвержденным в рамках настоящего Меморандума только после предоставления комфортного письма Правительства Российской Федерации и гарантий Федерального министра финансов Австрийской Республики. Соответствующие документы будут выдаваться Министерством финансов Российской Федерации, с одной стороны, и Австрийским контрольным банком как уполномоченным банком Австрийской Республики, с другой стороны, в соответствии с Законом о содействии развитию экспорта" <15>. -------------------------------- <15> См. Официальный сайт Министерства экономики и развития РФ - http://www. forextimes. ru.

Итак, благодаря взаимным усилиям России и Австрии договорно-правовая основа их торгово-экономических отношений в 90-е годы XX в. постепенно расширялась. И это, естественно, положительно сказывалось на товарообороте между Россией и Австрией. При этом опережающими темпами развивался австрийский экспорт в Россию (после некоторого снижения в 1996 г.). Характерно, что, как в 1997 г. в целом, так и в первом квартале 1998 г. темп прироста австрийского экспорта в Россию (соответственно +26,5% и +19%) был заметно выше, чем общего экспорта Австрии (соответственно +16,8% и +9,9%). В целом, как отмечали тогда официальные и деловые круги России и Австрии, существовавшая договорно-правовая база обеспечивала необходимые условия не только для нормального осуществления, но и дальнейшего укрепления взаимовыгодных торгово-экономических и научно-технических связей двух дружественных стран.

Название документа