Незаконное возмещение НДС как угроза внешнеторговой деятельности России

(Лапина С. Б.) ("Налоги" (журнал), 2008, Специальный выпуск, Январь) Текст документа

НЕЗАКОННОЕ ВОЗМЕЩЕНИЕ НДС КАК УГРОЗА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

С. Б. ЛАПИНА

Лапина С. Б., адъюнкт Академия экономической безопасности МВД России.

В настоящее время либерализация международных экономических отношений привела к возникновению новых угроз экономической безопасности России, особенно в сфере внешней торговли. Криминальная обстановка в сфере внешнеторговой деятельности характеризуется ростом налоговой и экономической преступности, усложнением применяемых способов нарушения и использования несовершенства действующего законодательства, регламентирующего торгово-экономические отношения. Появляются новые виды экономических угроз, связанные с глобализацией мировой экономики, развитием экономической интеграции, а также с влиянием центров мировой торговли, прежде всего Всемирной торговой организации, на порядок проведения экспортно-импортных операций. В настоящее время исследования, проводимые в области экономической безопасности внешнеэкономической деятельности, имеют односторонний характер, не способствуют принятию управленческих решений и применению правоохранительных механизмов по защите экономических интересов российских товаропроизводителей в сфере внутренней и внешней торговли. В связи с этим назрела необходимость в решении проблемы повышения экономической безопасности внешнеторговой деятельности и разработки практических рекомендаций по защите экономических интересов российских товаропроизводителей на внутренних и мировых рынках товаров и услуг. В свете рассмотрения проблемы угроз экономической безопасности страны следует отметить, что экономический рост напрямую зависит от предпринимательского и инвестиционного климата. Очень многое зависит от стабильности налоговой системы. Вместе с тем проводимая налоговая реформа, внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации сталкиваются с целым рядом проблем. Например, улучшение инвестиционного климата во многом зависит от снижения налоговой нагрузки на экономику, но в нашей стране это происходит медленно, противоречиво, усугубляется издержками жесткого налогового администрирования. Все это усложняет работу налоговой инспекции, дестабилизирует налоговую систему, порождает лавину подзаконных актов, создающих обособленный узковедомственный уровень нормотворчества, что объективно толкает к ужесточению налогового администрирования и тем самым негативно сказывается на деловой активности. Так, например, отмена инвестиционных льгот при налогообложении прибыли уже сказалась на ослаблении инвестиционной активности бизнеса. На фоне замедления темпов экономического роста возникает вполне реальная угроза ухудшения условий формирования доходной базы бюджета. Из года в год налоговые органы сталкиваются с недопоступлениями налоговых платежей. Сохраняется неблагоприятная с точки зрения финансовой безопасности ситуация, когда доходная часть бюджета формируется преимущественно за счет поступлений в бюджет таможенных платежей. В стратегическом плане это не может считаться нормальным положением вещей, поскольку вступление в ВТО резко понизит таможенные барьеры в российской экономике и роль тарифов в федеральном бюджете. Кроме того, устойчивость таможенных поступлений зависит от мировой конъюнктуры и динамики внешней торговли России. Довольно сложная и опасная ситуация складывается в настоящее время с массовым использованием налогоплательщиками нелегальных и полулегальных схем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость при экспортных операциях (по статистике около 35% всех выявляемых налоговых правонарушений) <1>. Возможность возмещать сумму "входного" НДС из бюджета при подобного рода операциях предоставляется организациям для избежания двойного налогообложения и обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров (работ, услуг) за рубежом, однако, некоторые соотечественники используют это право в преступных целях. -------------------------------- <1> http://www. textile-press. ru/print. php? id=3845

Налог на добавленную стоимость имеет особое значение для российского бюджета. Всего в 2007 г. в федеральный бюджет страны поступило 3397,2 млрд. руб. администрируемых доходов, существенная часть которых обеспечена поступлениями НДС (38%) <2>. -------------------------------- <2> http://www. nalog. ru/document. php? id=26039&topic=budjet_fed

Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе - ноябре 2007 года (в %)

38%

29%

17%

11%

3% 2%

НДС НДПИ налог ЕСН акцизы остальные на прибыль налоги и сборы

Несмотря на предпринимаемые Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России) совместно с правоохранительными органами меры, ситуация продолжается ухудшаться. Так, в настоящее время происходит значительное увеличение доли возмещения налога на добавленную стоимость экспортерам от общей суммы поступлений этого налога в бюджетную систему Российской Федерации, а в мае и июне 2006 г. впервые за все время существования налога наблюдалось превышение суммы возмещения <3>. -------------------------------- <3> Шевцова Т. В. Камеральная проверка деклараций по НДС остается действенной формой налогового контроля // Российский налоговый курьер. 2007. N 1.

Одновременно анализ обстановки в рассматриваемой сфере показывает, что продолжают нарастать диспропорции в динамике роста возмещаемых сумм и объемов экспортных операций. Так, темпы роста возмещения НДС превышают темпы роста объемов экспортных операций почти в 1,5 раза, что не может быть объяснено в полной мере ни объективным увеличением доли издержек в цене экспортной продукции, ни изменением порядка взимания данного вида налога при внешнеторговых операциях. В настоящее время можно говорить о целой индустрии фальсификации экспортных операций, сложившейся за последние годы. Причем данная индустрия базируется не на грубой подделке документов, а на создании длинных запутанных цепочек фиктивных покупателей и продавцов, которые достаточно трудно, а в некоторых случаях невозможно, проследить до конца. Известен также перечень товаров, наиболее часто используемых в целях налоговых махинаций с НДС. В большинстве случаев это технологическое оборудование, компьютерные программы и программное обеспечение, металлолом черных и цветных металлов, продукция нефтехимии. Наиболее типичной схемой возврата НДС является лжеэкспорт. Суть схемы заключается в том, что экспортер - российское юридическое лицо - заключает с производителем - заводом - договор о поставке станков (или другого технологического оборудования). За заводом стоят фирмы-"помойки" <4>, которые выполняют по этой схеме двоякую функцию. Первое - они делают заводу приход так, чтобы на деле выглядело, что завод произвел новое или модернизировал старое оборудование, которое по договору будет поставлено экспортеру. На самом деле завод сгружает покупателю металлолом по баснословной цене. Далее, экспортер продает "станки" иностранному покупателю, на деле подставной офшорной компании, после чего товар, пройдя необходимые таможенные процедуры, отправляется за границу. Сама покупка происходит следующим образом. На счет покупателя в офшорном банке заводится виртуальный кредит из "своего" российского банка, которым покупатель и расплачивается с экспортером. Деньги поступают на счет экспортера в уже названном российском банке. Далее, чтобы вернуть банку кредит, экспортер покупает у него векселя на всю сумму. Этими же векселями идет расчет с заводом за поставку продукции. А завод, в свою очередь, ими оплачивает услуги "помоек". -------------------------------- <4> Фирма-"помойка" - компания, которая зарегистрирована, но не имеет активов. Создана для обналичивания денежных средств.

Дальнейшая судьба металлолома после вывоза из страны, как правило, прозаична. Через режим "таможенного склада", чтобы не связываться с доказыванием таможенной стоимости груза, он отправляется в третьи страны и в итоге попадает туда, где ему самое место, - на "помойку" <5>. -------------------------------- <5> http://www. antitax. ru/sh-nds_vozmesch01.php

В представленной схеме есть свои тонкости. Во-первых, без участия заинтересованных сотрудников банка осуществить данную и последующие операции невозможно. При этом техническая сторона дела с учетом лояльности со стороны исполнителя внутри банка не составляет никакого труда. Во-вторых, вывоз товара за границу невозможен без добровольного "содействия" таможни. "Своя" таможня необходима для того, чтобы присвоить ложный таможенный статус вывозимому товару. Заметим, что себестоимость данной схемы достаточно высока. При всей простоте ее действие не так эффективно, поскольку помимо затрат на транспортировку и подкуп чиновников высока вероятность привлечения к ответственности. Однако в связи с тенденцией усложнения схем незаконного возмещения налога на добавленную стоимость, вышеперечисленные недостатки практически упразднились. Более того, по оперативным данным правоохранительных органов, такие преступления стали отличаться высокой степенью латентности. Это обусловлено прежде всего несовершенством законодательной базы, регламентирующей порядок и условия возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, минимальными требованиями, предъявляемыми по закону организациям-экспортерам, претендующим на возмещение НДС. В результате аналитической работы сотрудников налоговых органов был выделен ряд признаков, характеризующих отдельно или в совокупности схемы незаконного возмещения налога на добавленную стоимость <6>: -------------------------------- <6> Интернет-ресурс www. nalog. ru с выступлением Министра РФ по налогам и сборам на заседании Правительства РФ 2 октября 2003 г.

- искусственно увеличивается входной налог путем многоступенчатой перекупки товаров на территории Российской Федерации с последующей реализацией продукции по заниженным ценам, что приводит к неоправданному росту расходов федерального бюджета на выплаты, связанные с возмещением. При этом на стадии перепродажи налог в полном объеме в бюджет не поступает ввиду "исчезновения" организации-перекупщика после перечисления в ее адрес возмещенных сумм НДС; - в ряде случаев выручка от реализации товаров фактически не поступает на счет поставщика, в течение одного дня движение денежных средств в банке имеет замкнутый цикл, денежные средства заимствуются у банка или одного из участников сделки и т. д.; - документооборот между участниками сделки на каждом отдельно взятом этапе сделки приводится в соответствие с законодательством, что позволяет по формальным основаниям удовлетворить требования по применению налоговых вычетов недобросовестными налогоплательщиками. Затем ФНС России предоставила закрытый обзор (от 17 января 2006 г. N 17-10/1953), в котором разоблачила некоторые схемы и выделила основные признаки нереальности расходов и недобросовестности действий фирмы. Вместе с тем нередко налоговые органы безосновательно применяют указанный обзор и изложенные в нем схемы и признаки в отношении добросовестных организаций и их партнеров. Как правило, отнесение фирмы к недобросовестным налогоплательщикам происходит по формальным признакам без проведения соответствующих проверок и доказывания согласованности действий фирмы-налогоплательщика и контрагентов, направленных на незаконное получение налога на добавленную стоимость (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 марта 2006 г. N А56-21471/2005) <7>. -------------------------------- <7> http://www. klerk. ru/articles/?56522

Таким образом, даже после отказа налоговых органов в возмещении НДС организации обращаются с иском в арбитражный суд первой инстанции, где принимается положительное решение о возврате НДС, так как требования, предъявляемые к экспортеру, носят формальный характер, а имеющиеся у налоговых органов сроки на их проверку (три месяца) являются явно недостаточными. Поскольку неправомерное возмещение налога на добавленную стоимость является угрозой экономической безопасности Российской Федерации в сфере внешнеторговой деятельности и имеет ряд особенностей, затрудняющих процесс выявления и доказывания фактов неправомерного возмещения: 1) зарубежные фирмы - покупатели по указанным в договоре реквизитам не находятся или вообще не существуют либо находятся в офшорных зонах зарубежных государств, что делает получение информации об их деятельности практически невозможным; 2) затруднительно установить природу поступивших из-за границы (в счет оплаты контрактов) денежных средств; 3) передача продукции зачастую производится через посредников, которых реально не существует или расположенных в других странах и зарегистрированных, как правило, в офшорных зонах зарубежных государств или реально не существующих, что делает практически невозможным установить местонахождение товара; 4) российские предприятия - экспортеры, как правило, не являются производителями экспортируемой продукции, а закупают ее у российских фирм, зарегистрированных по утерянным или поддельным документам либо фактическое местонахождение которых установить не удается; 5) расчеты за покупаемую продукцию зачастую производятся ликвидными векселями коммерческих банков России либо на расчетные счета предприятий, зарегистрированных по поддельным/утраченным документам, что значительно затрудняет дальнейшее отслеживание движения денежных средств и установление их получателей; 6) как правило, российские предприятия - экспортеры создаются для осуществления одной-двух подобных сделок и ликвидируются сразу после возмещения НДС либо являются крупными производителями, а подобные схемы "фиктивного экспорта" используют для зачета причитающегося к уплате НДС; 7) стоимость подобных контрактов исчисляется в миллионах долларов США, соответственно и сумма возмещения имеет значительные размеры, поэтому руководители вышеуказанных предприятий в целях обеспечения "безопасности" возмещения НДС стремятся избежать каких-либо других нарушений законодательства. Вместе с тем документальное оформление экспортных сделок производится с соблюдением всех требований и приложением необходимых документов, дающих право на возмещение НДС из федерального бюджета. В то же время выявление отдельных признаков недобросовестности предприятия-экспортера не может служить основанием для отказа в возмещении НДС без надлежащим образом проведенной проверки и доказывания вышеуказанных признаков незаконного возмещения. В целях проверки фирм-импортеров, расположенных на территории зарубежных государств, российская сторона направляет запросы в компетентные органы этих государств. Однако своевременное получение требуемой информации осложнено позицией некоторых стран, в особенности имеющих на своей территории офшорные зоны, которая выражается в привлечении иностранного капитала без проверки природы его происхождения, с обеспечением конфиденциальности информации по экспортным сделкам и сохранением банковской тайны. Анализ ситуации в сфере деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности показывает, что наряду с пробелами и недостатками действующего налогового законодательства, позволяющими недобросовестным налогоплательщикам незаконно возмещать НДС, крайне негативно сказывается несовершенство форм и методов взаимодействия налоговых и иных контролирующих и правоохранительных органов при выявлении и пресечении преступных схем возмещения налога на добавленную стоимость. Одной из важнейших на этом направлении остается задача участия представителей правоохранительных структур в работе органов законодательной власти в целях исправления в тексте принимаемых и действующих нормативных правовых актов пробелов и недостатков, позволяющих впоследствии недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от налогообложения на "законной" основе. Кроме того, на постоянной основе должна проводиться работа по приведению действующего законодательства в соответствие с изменениями, произошедшими в налоговой сфере и экономике, созданию реальных механизмов противодействия существующим криминальным и криминогенным процессам, устранению проблем, препятствующих эффективной деятельности правоохранительных и контролирующих органов. А также усиление международного сотрудничества по следующим направлениям: - организация взаимодействия сотрудников таможенных, налоговых служб и правоохранительных органов на постоянной основе, в том числе проведение совместной проверки; - создание единой информационной базы данных, формируемой по критериям недобросовестности организаций-налогоплательщиков при возмещении НДС; - международное сотрудничество правоохранительных органов. Таким образом, нами рассмотрены лишь некоторые проблемы незаконного возмещения НДС при совершении внешнеторговых операций, а высказанные предложения могут стать частью комплекса мер по предупреждению и пресечению незаконных схем возмещения налога на добавленную стоимость и нейтрализации угроз экономической безопасности в сфере внешней торговли России.

Название документа