Правовое регулирование выхода из советского гражданства в 1920 - 1930-е годы

(Белковец Л. П.) ("Миграционное право", 2008, N 1) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫХОДА ИЗ СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНСТВА В 1920 - 1930-Е ГОДЫ

Л. П. БЕЛКОВЕЦ

Белковец Л. П., заведующая кафедрой теории и истории права и государства, административного права Сибирского университета потребительской кооперации.

Изучение советского гражданства как института государственного права приобретает в последнее время особую актуальность. Стремление найти приемлемые способы решения демографических и миграционных проблем, с которыми столкнулось в последнее время Российское государство, заставляет более пристально исследовать отечественный исторический опыт. Одному из сюжетов истории этого правового института посвящена данная статья. В ней рассматривается процесс становления законодательства по вопросам лишения и восстановления гражданства, выхода из российского (союзного) гражданства в первые два десятилетия советской власти. Важнейшими способами утраты гражданства из тех, что известны международному праву, являются выход из гражданства как результат свободного волеизъявления лица и лишение гражданства как следствие волевых действий государства. Выход из гражданства в начале XX в. регулировался тремя системами построения законодательства: автоматической (потеря гражданства при переходе в иностранное); разрешительной (допущение перехода в иностранное с особого разрешения); запретительной (полное недопущение выхода из гражданства). Второй, разрешительной, системы придерживались поначалу некоторые советские республики (Грузия, Украина, Белоруссия). В РСФСР выход из гражданства в первые годы советской власти законодательно не был урегулирован. В 1923 г., как утверждалось в известном справочнике, от граждан "заявления о выходе не принимались" <1>. На этом основании возникло мнение о господстве в России, вплоть до принятия союзного законодательства в 1924 г., третьей, запретительной, системы, то есть полного недопущения выхода из гражданства <2>. Это мнение, однако, не было единственным, некоторые правоведы и тогда полагали, что отсутствие "общего разрешения вопроса о выходе из гражданства" нельзя считать его запретом <3>. -------------------------------- <1> Правовое положение иностранцев в РСФСР. Справочник для иностранцев, оптантов и беженцев / Сост. ученый-референт НКИД Д. М. Левин. М.: Литиздат НКИД, 1923. С. 34. <2> Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц / Сост. В. В. Егорьев, Г. Н. Лашкевич, М. А. Плоткин, Б. Д. Розенблюм. М.: Юриздат НКЮ РСФСР, 1926. С. 27 - 28. <3> Кишкин С. С. Советское гражданство. М., 1925. С. 25.

Действительно, в РСФСР отсутствовало общее положение о выходе из советского гражданства. Имела место лишь законодательная регламентация выхода в отношении отдельных категорий граждан, в частности оптантов. Так, Декретом СНК от 13 июля 1918 г. был урегулирован порядок выхода из российского гражданства "постоянных жителей местностей, отторгнутых от России" Брестским договором <4>. Договором с Латвией от 11 августа 1920 г. беженцам - бывшим российским подданным, проживающим в России, было разрешено в течение года оптировать латвийское гражданство <5>. -------------------------------- <4> СУ РСФСР. 1918. N 50. Ст. 577. <5> См.: Мирный договор между Россией и Латвией. М., 1920.

Существовала также и возможность автоматического выхода из гражданства, которую советская власть предоставляла женщинам, вышедшим замуж за иностранца. Как и прежде в России, им разрешалось без официального оформления выхода из гражданства следовать за своими мужьями. Во всяком случае, так было при выезде бывших военнопленных и гражданских интернированных мировой войны, успевших за время плена в России обзавестись семьями <6>. Во время последнего этапа обмена военнопленными между Германией и СССР всем желающим вернуться на родину, согласно договоренности от 27 февраля 1924 г., разрешалось по предъявлении документа о службе в армии получить в сборных пунктах бесплатные билеты до Москвы или Петербурга, где их принимали и обслуживали уже германские власти. Русским женам военнопленных, зарегистрированным в загсе и имеющим документ о браке, было разрешено, как это практиковалось и в предыдущие годы, эвакуироваться вместе с мужьями, даже если они и не оформили выход из российского подданства <7>. Надо признать, что и после этой акции власти, по сложившейся уже традиции, нередко закрывали глаза на выезд вместе с мужьями-немцами русских жен-"совгражданок", не оформивших законным порядком свой выход из советского гражданства. -------------------------------- <6> См.: ст. 103 Кодекса ЗАГС 1918 г. <7> Нота Германского посольства в Москве от 7 апреля 1924 г. // АВП РФ. Ф. 82. Оп. 8. Папка 42. Д. 18. Л. 26.

Можно согласиться с мнением известного российского специалиста Н. В. Миронова, что отсутствие общего положения о выходе из гражданства следует рассматривать не более как пробел законодательства, который был ликвидирован принятием в 1924 г. соответствующего акта <8>. -------------------------------- <8> Миронов Н. В. Правовое регулирование внешних сношений СССР. М., 1971. С. 82.

Думается, что главной причиной наличия такого пробела являлось отсутствие особой потребности в урегулировании данной проблемы. В первые послевоенные годы советское правительство было озабочено в первую очередь решением проблем гражданства тех бывших российских подданных, которые в результате войн и революций оказались за пределами Российского государства. В отношении таковых оно придерживалось поначалу двух тактик. Всем желающим была предоставлена возможность возвратиться на родину, а всем оставшимся - в течение известного срока определить свою государственно-правовую связь с советской властью. Неопределившиеся теряли право на советское гражданство. В течение 1920 - 1921 гг. согласно договорам с рядом государств (Австрией, Бельгией, Великобританией, Венгрией, Германией, Данией, Италией, Турцией, Францией, с государствами-лимитрофами - Латвией, Литвой, Польшей, Финляндией, Эстонией) состоялось возвращение на родину большинства российских военнопленных, оптантов и репатриантов. Исключение составляли бывшие русские подданные, жившие в Прибалтике, которые в большинстве своем предпочли остаться на местах своего прежнего жительства, отказавшись от оптации. Регистрация и возвращение на родину военнопленных и гражданских интернированных лиц на средства государства были продолжены и в последующие годы. Последний этап их бесплатной реэвакуации состоялся в 1923 - 1924 гг. <9>. -------------------------------- <9> См.: Декрет СНК РСФСР "О регистрации находящихся за границей русских военнопленных и интернированных и возвращении их в РСФСР" от 4 июля 1923 г. Он приглашал к возвращению на родину тех лиц, "сверстники коих в Красной Армии не уволены в бессрочный отпуск". Те, у кого сроки вышли, могли уволиться в бессрочный отпуск в полпредствах // Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства (сборник) / Сост. Г. Е. Вилков. М.: Международные отношения, 1964. С. 19 - 20.

Что касается политических эмигрантов, бежавших за границу во время Гражданской войны, и лиц, самовольно натурализовавшихся за границей, то в отношении их Правительство РСФСР придерживалось тактики, которая учитывала настроения отдельных групп. Часть эмигрантов стремились вернуться на родину, другие занимали выжидательную позицию, третьи категорически отмежевывались от советской государственности, создавая свои собственные эмигрантские организации и поддерживая оставшиеся за границей царские правительственные посольства, миссии и консульства. Колеблющиеся получили возможность оформить свои отношения с Россией благодаря открывавшимся за рубежом советским полномочным представительствам, которым было предписано выдавать временные удостоверения "лицам, заявляющим себя российскими гражданами" <10>. -------------------------------- <10> Циркуляр НКИД N 21 от 11 августа 1921 г. Правовое положение граждан и юридических лиц СССР за границей / Сост. В. В. Егорьев, Г. Н. Лашкевич, М. А. Плоткин, Б. Д. Розенблюм. М.: Юриздат НКЮ РСФСР, 1926. С. 26.

Лицам, участвовавшим в белогвардейских военных организациях в качестве рядовых солдат, возможность вернуться в Россию предоставила амнистия, дарованная им ВЦИК 3 ноября 1921 г. Она касалась всех участников военных организаций Колчака, Деникина, Врангеля, Савинкова, Петлюры, Булак-Балаховича, Перемыкина и Юденича, "путем обмана или насильственно втянутых в борьбу против советской власти". Большинство их находились в это время в Польше, Румынии, Эстонии, Литве и Латвии, указанных в Декрете, но амнистия проводилась и во всех других странах, где пребывали бывшие солдаты белых армий <11>. -------------------------------- <11> Закон об амнистии 3 ноября 1921 г. // Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц. С. 36 - 37.

Первым подверглось общей регламентации прекращение гражданства РСФСР по закону (по воле государства). 15 декабря 1921 г. Декретом ВЦИК и СНК были освобождены от российского гражданства некоторые категории бывших российских подданных. Первую категорию составили лица, находящиеся за границей "беспрерывно свыше 5 лет и не получившие от советских представителей заграничных паспортов или соответствующих удостоверений" или не зарегистрировавшиеся в представительствах в указанный срок (до 1 июня 1921 г.). При этом лицам, живущим в странах, где представительства РСФСР отсутствовали, давалась отсрочка. Вторую категорию составляли лица, выехавшие из России после 7 ноября 1917 г. без разрешения советской власти. В третью вошли лица, добровольно служившие в армиях, сражавшихся против советской власти, или участвовавшие в контрреволюционных организациях. Лица, не воспользовавшиеся правом оптации в отведенные для этого сроки, составляли 4-ю категорию. Однако и этим Декретом Правительство РСФСР давало право лицам второй и третьей категорий еще в течение полугода (до 1 июня 1922 г.) на подачу заявлений о восстановлении своих прав, которые можно было посылать на имя ВЦИК через ближайшее российское представительство <12>. -------------------------------- <12> Декрет ВЦИК и СНК от 15 декабря 1921 г. "О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей" // СУ РСФСР. 1921. N 72. Ст. 578.

Положение о союзном гражданстве СССР 1924 г. продолжило политику лишения российского гражданства и гражданства СССР вследствие волевых действий государства. По нему сохранял свою силу Декрет 1921 г., и лишенными гражданства признавались лица, выехавшие за пределы территории Союза (неважно, с разрешения властей или без него) и не возвратившиеся в него "по требованию соответствующих органов власти". Вводилась новая для советского законодательства норма, согласно которой лишиться союзного гражданства можно было и по приговору суда (п. "г" ст. 12) <13>. Она вытекала из смысла п. "а" ст. 32 Уголовного кодекса РСФСР 1922 г., устанавливающего в качестве одной из мер наказания за особо тяжкие преступления изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно. Новая редакция УК РСФСР 1926 г. окончательно утвердила этот вид лишения советского гражданства с объявлением лица "врагом трудящихся" и "изгнанием из пределов Союза ССР навсегда" (ст. 13) <14>. -------------------------------- <13> СЗ СССР. 1924. N 23. Ст. 202. С. 366. <14> СУ РСФСР. 1926. N 80. Ст. 600. Такая мера наказания действовала до 1956 г.

Последовавший за Положением Закон 1925 г. распространил его действие на другие категории бывших российских граждан, расширив нормы Декрета 1921 г. Новый Закон признал лишенными гражданства бывших военнопленных и интернированных военнослужащих царской и Красной армий, находящихся за границей и пропустивших установленные законодательством союзных республик регистрационные сроки. Постановление касалось и амнистированных лиц, служивших в белых армиях и принимавших участие в контрреволюционных восстаниях. Однако Закон разрешал им всем ходатайствовать о принятии их в гражданство СССР наравне с иностранцами в случае, если сроки были пропущены в силу отсутствия в стране их пребывания советского дипломатического или консульского представительства или в силу не зависящих от их воли причин (лишение свободы, тяжкая болезнь и пр.) <15>. -------------------------------- <15> О лишении гражданства Союза ССР находящихся за границей и пропустивших сроки регистрации бывших военнопленных... от 13 ноября 1925 г. // СЗ СССР. 1925. N 77. Ст. 581.

Дети лиц, лишенных советского гражданства, могли по достижении 16-летнего возраста ходатайствовать о восстановлении их в гражданстве <16>. Не возбранялось обращаться в советские представительства и тем лицам, которые выехали нелегально уже после вступления в силу Декрета от 15 декабря 1921 г. о лишении российского гражданства и желали вернуться в Россию. Они могли сделать явку с повинной или возбудить ходатайство о применении амнистии в силу ст. 49 Конституции РСФСР, которая давала право ВЦИКу разрешать вопросы о приобретении и утрате прав гражданства и проводить общие и частичные амнистии. Амнистированные и признанные военнопленными возвращались теперь на родину за свой счет <17>. Такое же право ЦИК автономной республики немцев Поволжья 5 апреля 1924 г. предоставил эмигрантам из немцев Поволжья, не выступавшим активно против советской власти. Они получили амнистию и при условии регистрации их в советских полпредствах к 1 октября 1924 г. могли вернуться на родину <18>. В 1928 г. Положение о гражданстве СССР было дополнено специальной статьей о сохранении советского гражданства за детьми граждан СССР, усыновленными иностранцами <19>. -------------------------------- <16> Циркуляр НКИД от 4 апреля 1925 г. N 276 // Законодательство и международные договоры... С. 40 - 41. <17> Инструкция к Циркуляру НКИД от 4 апреля 1925 г. N 276 "Формальности по оформлению гражданства" // Законодательство и международные договоры... С. 41 - 47. <18> Сообщение о том было помещено в газете "Трудовая правда" 11 апреля 1924 г. в N 82. См.: Кутафин О. Е. Российское гражданство. М., 2003. С. 157. <19> СЗ СССР. 1928. N 19. Ст. 162.

И в 1930-е годы положения о возможности возврата утраченного советского гражданства не исчезли из законодательства. Более того, в закон были внесены поправки относительно того, кого следует считать утратившим гражданство, которые сделали его более демократичным. Так, в 1934 г. последовало разъяснение Верховного Суда СССР о том, что советские граждане, самовольно, без надлежащего разрешения и документов выбывшие за границу после издания Декрета 1921 г., "считаются утратившими советское гражданство только в том случае, если они лишены этого гражданства особыми о том постановлениями правительственных или судебных органов Союза ССР или союзных республик" <20>. -------------------------------- <20> См.: Советская юстиция. 1934. N 26. С. 24.

Что касается выхода из советского гражданства, то в общесоюзном законодательстве восторжествовал украинский принцип. Украинский закон <21> разрешал лицам, желающим выйти из гражданства, подавать мотивированное заявление об этом в иностранный отдел губернского исполкома по месту своего жительства. Приложенные к заявлению документы должны были доказывать неукраинское происхождение просителя, несостояние под судебным следствием по обвинению в уголовном или контрреволюционном деяниях, отсутствие долговых или имущественных обязательств перед государством и согласие представителя того государства, в гражданство которого проситель намерен перейти, о возможности принятия его в гражданство. Важным требованием было также предоставление сведений об имущественном положении, о звании до революции, о роде занятий, о месте службы и о местожительстве. Проситель давал также подписку в указанный предписанием НКВД срок покинуть территорию Украины. Решение местного губернского исполкома подлежало утверждению ВУЦИКом. Все сомнения, возникавшие в процессе рассмотрения ходатайства, разрешал НКВД <22>. -------------------------------- <21> См.: СУ Укр. ССР. 1922. N 14. Ст. 237. <22> Положение об иностранцах в УССР и порядке приобретения и утраты украинского гражданства. 28 марта 1922 г. // Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц. С. 30 - 31.

Положение о союзном гражданстве 1924 г. ввело аналогичные нормы и допустило выход из гражданства СССР "в установленном законом порядке" и только с разрешения центральных исполнительных комитетов союзных республик или ЦИК СССР. При наличии договоров с иностранными государствами можно было оптировать гражданство этих государств <23>. Возможность сохранить гражданство Союза ССР при вступлении в брак с лицом, имеющим иностранное гражданство, не исключала права советского гражданина изменить свое гражданство. Выход из гражданства, как и приобретение его, в результате заключения брака могли осуществляться в упрощенном порядке (ст. 3). -------------------------------- <23> Постановление ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. // СЗ СССР. 1924. N 23. Ст. 202.

Третья статья Положения имела особое значение, поскольку правом на выход из советского гражданства в первую очередь пользовались женщины, вступившие в брак с иностранцами. Нужно иметь в виду, что согласно ст. 103 КЗАГС РСФСР 1917 г. брак иностранца с советской гражданкой не менял ее гражданства, а двугражданство могло быть устранено только путем перехода одного из супругов в гражданство другого <24>. Этим советское брачное законодательство, исходя из принципа равноправия полов и "естественного происхождения", заметно отличалось от законодательств других стран, в большинстве которых брак признавался в качестве формального акта, а потому жене и "брачным детям" предлагалось следовать гражданству главы семьи, а внебрачным - матери. Но в некоторых странах при разногражданстве супругов или при рождении преимущество отдавалось собственному гражданству перед иностранным гражданством. -------------------------------- <24> Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц. С. 32 - 33.

Многочисленные обращения вдов, ставших иностранками вследствие брака и желавших восстановить российское гражданство после 1917 г., заставили Советское государство заняться их проблемами. НКВД разработал правила, согласно которым лица, вступившие в брак до Февральской революции, считались утратившими иностранное гражданство и возвращали российское гражданство. Овдовевшие до издания Кодекса 1917 г. признавались сохранившими гражданство умершего мужа, а разведенные жены и вдовы, бывшие иностранки, расторгнувшие брак до издания Кодекса, могли восстановить добрачное гражданство <25>. -------------------------------- <25> Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц. С. 40.

Общесоюзное законодательство встало на точку зрения КЗАГС РСФСР 1917 г. Оно признало гражданами союзных республик, а стало быть, и Союза ССР, не только лиц, оба родителя которых являются его гражданами, независимо от того, где бы они ни родились, но и лиц, один из родителей которых в тот момент проживал на территории СССР. Поскольку выхода из гражданства в общем порядке в РСФСР не существовало, брак был признан основанием для установления упрощенного перехода в гражданство другого супруга, но только для жены, что помогало разрешению возникавших коллизий. Упрощенный порядок перемены гражданства для жен иностранцев был введен еще в 1921 г. циркулярами НКВД <26>, которые разрешали гражданкам, желавшим принять гражданство жениха, заявлять об этом при совершении брака. Отдел актов гражданского состояния при регистрации таких браков проводил исследование, действительно ли муж желающей переменить гражданство жены является иностранным подданным. Заявление вносилось в книгу записей актов брака и давало повод НКВД делать надпись на свидетельстве о браке о новом гражданстве заявительницы. В 1922 г. полномочия местных органов НКВД были урезаны. Они могли лишь делать отметку в графе "особые примечания" свидетельства о браке, что одна из сторон (теперь уже любая) при регистрации брака изъявила желание принять подданство другой стороны, но до разрешения этого вопроса она сохраняет свое добрачное гражданство. Дело следовало через центральный отдел загса в иностранный подотдел НКВД, до принятия решения которым граждане получали временную справку о браке, которая заменялась затем свидетельством и оседала в деле <27>. -------------------------------- <26> См.: Циркуляр НКВД РСФСР от 21 июля 1921 г. N 263 // Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц. С. 41 - 42. <27> Циркуляр НКВД РСФСР от 1 марта 1922 г. N 25 // Законодательство и международные договоры Союза ССР и союзных республик о правовом положении иностранных физических и юридических лиц. С. 42.

Вопрос о гражданстве детей при выходе из гражданства СССР одного из родителей, проживавших за границей, решался теперь их соглашением. Если оба родителя переставали быть гражданами СССР, соответственно изменялось и гражданство детей, не достигших 14-летнего возраста. Гражданство детей старше 14 лет не изменялось при изменении гражданства родителей. Начавшиеся в конце 1920-х годов перемены в политическом режиме СССР, приобретавшем все больше авторитарных черт, привели к определенным изменениям законодательства о гражданстве и практики его применения. Положение о гражданстве СССР от 13 июня 1930 г. и последовавшее за ним в связи с ликвидацией в стране округов новое Положение от 22 апреля 1931 г., воспроизводя основные нормы предыдущего закона, внесли в него некоторые новеллы. Во-первых, увеличился с 16 до 18 лет возраст, с которого стало возможно самостоятельное изменение гражданства. Дети от 14 до 18 лет могли действовать только с согласия родителей. Во-вторых, были введены запреты на изменение гражданства для определенных категорий населения. Так, не могли подавать заявления о выходе из советского гражданства военнослужащие, не отбывшие сроков действительной военной службы, лица, находящиеся под судом и следствием. Отбывшие наказание допризывники в год призыва на военную службу также лишались этого права, как и лица, освобожденные от обязательной военной службы по религиозным убеждениям или состоявшие в тыловом ополчении в течение первых пяти лет после выхода из него. В-третьих, при подаче письменного ходатайства требовалось письменное же согласие какого-либо иностранного государства на прием в свое гражданство лица, выходящего из советского гражданства, если выход ему будет разрешен, "в форме визы на въезд или соответствующей справки иностранного посольства, миссии или консульства" <28>. -------------------------------- <28> Инструкция о применении Положения о гражданстве Союза ССР от 8 сентября 1931 г. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1390. Л. 83.

Выход из гражданства разрешался Президиумом ЦИК СССР или Президиумом ЦИК союзной республики. Заявитель мог обжаловать отказ в Президиум ЦИК СССР только через три года. В случае положительного решения лицо обязано было в течение трех месяцев получить иностранный паспорт и предъявить его административным властям, оставаясь в течение этого времени в статусе временно пребывающего в стране. Лицо, подавшее письменное заявление, должно было теперь давать подписку в том, что в случае положительного решения покинет "пределы СССР в месячный срок навсегда, без права обратного въезда в СССР". С 1931 г. стали расти госпошлины и сборы за оформление документов. Согласно Постановлению СНК СССР от 3 сентября 1933 г. пошлина за заявление о выходе из советского гражданства выросла до 50 руб. (для граждан I-й категории) и до 200 руб. (для граждан II-й категории). Несравненно более дешевым было заявление о принятии советского гражданства: I-я категория - 5 руб., II-я категория - 15 руб. Стоимость бланка анкеты возросла до 50 руб., и до 50 руб. выросла стоимость ее заполнения <29>. Только для женщин, вышедших замуж за иностранца, в случае если у него имелся вид на жительство, пошлина уменьшалась вдвое (25 руб. - для I-й категории и 100 руб. - для II-й категории) (+6 руб. за анкету). До 2 - 6 месяцев увеличивались и сроки рассмотрения ходатайств <30>. -------------------------------- <29> Госпошлины и сборы за оформление документов иностранцев. ГАРФ. Л. 75 - 77. <30> Правила выхода из советского гражданства. ГАНО. Ф. 47. Оп. 5. Д. 215. Л. 36.

Междуведомственная комиссия ВЦИК, занимавшаяся делами иностранцев после упразднения в 1930 г. республиканских НКВД, тем не менее вынуждена была констатировать, что установленный в 1931 г. повышенный размер пошлины, взимаемой при выходе из гражданства и приеме в него, не оказал заметного влияния на уменьшение поступающих дел <31>. -------------------------------- <31> Отчет о работе МВК за 1931 г. ГАРФ. Ф. 5404. Оп. 10. Д. 5. С. 15.

По-прежнему все выехавшие за границу до 25 октября 1917 г. и принявшие иностранное гражданство или подавшие заявление о принятии их в иностранное гражданство считались утратившими гражданство СССР <32>. -------------------------------- <32> Постановление ЦИК СССР от 9 июня 1933 г. // СЗ СССР. 1933. N 34. Ст. 200.

Согласно Положению о гражданстве Союза ССР от 22 апреля 1931 г. изменился порядок выхода из советского гражданства, в том числе жен иностранцев, в отношении которых ранее действовал упрощенный порядок. Хотя норма об упрощенном порядке выхода из гражданства сохранялась, новая практика действий советских властей в отношении русских жен иностранцев весьма заметно его осложнила. Во-первых, получив решение о выходе из гражданства, они не могли претендовать на получение вида на жительство для иностранца, а получали краткосрочную визу на выезд (не более 2 недель вместо обычных 3 месяцев) и обязывались навсегда покинуть СССР. Такое правило распространялось теперь на всех вышедших из советского гражданства лиц, которым было отказано в дальнейшем пребывании на территории какой-либо союзной республики. Поскольку возвращение назад было исключено, женщины полностью теряли право увидеться когда-нибудь впредь со своими родными. Они обязаны были выехать и в том случае, если их мужья оставались в стране, будучи связаны договорными обязательствами с государственными организациями, и до поры до времени не собирались покидать ее. Этот закон в большей степени затрагивал интересы германских квалифицированных рабочих и специалистов, с конца 1920-х годов прибывавших в СССР на стройки социализма. Многие переженились здесь на русских женщинах, никогда не бывавших в Германии, не знавших немецкого языка и, естественно, не имевших там никаких средств к существованию (заключенные специалистами договоры также не предусматривали возможности пересылки валюты для поддержки выехавших в Германию жен). Имела место и противоположная практика, когда специалисты, чьи трудовые договоры истекли или не были возобновлены, должны были уезжать одни, не дождавшись оформления выездных бумаг своих жен. Сроки оформления бумаг о выходе из советского гражданства в виде 2 месяцев никогда не соблюдались, и вместо 2 месяцев на это оформление уходило 4 - 6 месяцев, а то и год. В результате иностранный специалист уезжал, оставив семью без средств к существованию. Бывали и обратные казусы, когда, получив новое предложение о контракте, иностранец не мог остаться потому, что жена его уже вышла из советского гражданства и в 2 недели должна была покинуть СССР. В консульской практике тогда такие случаи были весьма часты. Но все более частыми становились отказы женам иностранцев в выходе из гражданства и выезде из СССР вообще. По состоянию на 1 июля 1933 г. в списках жен германских граждан, получивших отказ в выезде из СССР, значились 17 человек <33>. -------------------------------- <33> PA AA. Bd. 387.

С особой строгостью отслеживались с начала 1930-х годов и случаи внесения в иностранные паспорта мужей имен русских жен, "совгражданок", не оформивших законным порядком свой выход из советского гражданства, как это практиковалось ранее. Теперь они могли быть признаны иностранными гражданками только по предъявлении "доказательств об оформлении ими выхода из советского гражданства" <34>. Пошлина за привесную визу вышедших из гражданства и остававшихся временно в стране жен германских граждан сравнялась с пошлиной за советский загранпаспорт (220 руб.). -------------------------------- <34> Правила о порядке доказательства прав иностранного гражданства от 8 октября 1931 г., разработанные НКИД совместно с ОГПУ и подписанные М. М. Литвиновым. ГАРФ. Ф. 9416. Оп. 3. Д. 1390. Л. 17 - 26. Здесь л. 23.

Такая практика, как считали в Германском посольстве, хотя и не противоречила советско-германским договоренностям, была все же слишком жестокой по отношению к семьям иностранных граждан, проживавших в СССР. В связи с этим Посол фон Дирксен советовал своему ведомству, Министерству иностранных дел, предпринять одновременно с немецкой стороны определенные контрмеры. "Если советские власти будут настаивать на этих строгих мерах, то следовало бы ответить на эту позицию серьезным образом, а именно тем, чтобы запретить пребывание в Германии также женам граждан Советского Союза, если они не принадлежат к официальным представительствам СССР в Германии" <35>. -------------------------------- <35> Донесение в МИД от 4 июля 1932. PA AA. Bd. 408.

Но все же посольство пыталось найти с Наркоматом иностранных дел приемлемые решения, которые могли смягчить эту практику. В сентябре 1932 г. консульства получили информацию о таких решениях. НКИД обещал выдавать тем женам германских специалистов и рабочих, которые впредь будут просить о выходе из советского гражданства, виды на жительство в СССР до тех пор, пока их мужья здесь работают. Но это обещание не распространялось на тех русских жен, которые уже вышли из советского гражданства. Им в пребывании в СССР было окончательно отказано, как и в возможном обратном возвращении в страну. Был дан также совет впредь возбуждать ходатайство о выходе из советского гражданства русских жен не ранее как за два месяца до предполагаемого отъезда. Консулы вынуждены были смириться с таким решением, хотя все это заметно ухудшало положение в стране германских граждан. Теперь русские жены, как вышедшие из гражданства СССР, так и состоящие в нем, не могли выехать вместе со своими мужьями на краткосрочное пребывание в Германию (в отпуск). Со своей стороны, посольство посоветовало им не оформлять своего выхода, пока не решат окончательно уехать из Советского Союза. "В дальнейшем придется тем женам, которые вышли из советского гражданства, воздерживаться от выезда до тех пор, пока не получат в СССР визу на обратный въезд. Добиться получения такого разрешения на обратный въезд в Советский Союз в Германии будет очень трудно" <36>. -------------------------------- <36> Deutsche Botschaft an die Konsulaten, den 9. September 1932, gez. von Twardowski. PA AA. Bd. 408.

В начале 1933 г. Германское посольство и НКИД вновь вернулись к проблеме жен германских граждан. Чтобы не было повода вышедшим из советского гражданства женам германских граждан отказываться от выезда из страны под предлогом, что не были о том предупреждены, советская сторона стала требовать от них заявления по следующей форме: "Я, нижеподписавшаяся, гражданка СССР, подтверждаю, что мне при подаче заявления о выходе из союзного гражданства объявлено о том, что в случае удовлетворительного решения по моему ходатайству я обязана покинуть пределы СССР в течение месяца, без права обратного въезда в Союз" <37>. -------------------------------- <37> Циркуляр ИНО ОГПУ всем начальникам ИНО ПП ОГПУ для сведения и исполнения "О выезде из СССР вышедших из совгражданства" от 26.04.1933. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 1390. Л. 252 - 253.

Происшедшие в стране изменения в отношении разрешительного порядка выхода из советского гражданства, все более ужесточавшегося в течение 1930-х годов, зафиксировал Закон о гражданстве СССР, принятый Верховным Советом СССР 19 августа 1938 г. <38>. Он установил единый порядок выхода из гражданства СССР и лишения советского гражданства. Выход из гражданства по новому Закону разрешался только Президиумом Верховного Совета СССР, независимо от места жительства подавшего ходатайство о выходе. Лишение гражданства СССР могло иметь место исключительно по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или по специальному указу Президиума Верховного Совета СССР. -------------------------------- <38> Закон о гражданстве Союза Советских Социалистических Республик от 19 августа 1938 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. N 11.

Название документа