Опыт борьбы с преступностью несовершеннолетних в Европе и США

(Коновалова И. А.) ("Адвокат", 2007, N 12) Текст документа

ОПЫТ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ЕВРОПЕ И США

И. А. КОНОВАЛОВА

Коновалова И. А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, заместитель декана юридического факультета Московского государственного областного университета.

История развития зарубежной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних начинается с 1846 г., когда в Массачусетсе открылся первый реформаторий для малолетних правонарушителей, а в Англии в 1854 г. был принят Закон об исправительных школах для несовершеннолетних преступников <1>. Исследование богатого и весьма разнообразного опыта формирования и совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних дает возможность выявить наиболее эффективные предупредительные меры, применяемые в зарубежных странах. Это позволит использовать и апробированные методы профилактики, и наиболее передовые разработки в исследуемой области для совершенствования отечественной системы профилактики преступлений несовершеннолетних. -------------------------------- <1> Reformatory Schools Act 1854. Информация с официального сайта Министерства юстиции Великобритании - The UK Statute Law Database: http://www. statutelaw. gov. uk.

Меры, применяемые к несовершеннолетним в зарубежных странах для предупреждения противоправного поведения, можно подразделить на уголовно-правовые, применяемые в качестве наказания за совершенное преступление, и профилактические, собственно наказаниями не являющиеся. В целях более тщательного подхода к рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, учету возрастной специфики при выборе профилактических мер и назначению наказания во многих странах с конца XIX в. действуют отдельные системы правосудия: по уголовным делам и делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция). Правосудие по делам несовершеннолетних опирается на квазимедицинскую теоретическую модель, согласно которой малолетние правонарушители считаются психически неуравновешенными и нуждаются во вмешательстве воспитательного характера с целью корректировки либо устранения расстройства. Таким образом, цель суда по делам несовершеннолетних - решить, каким образом можно помочь ребенку или перевоспитать его. Первый суд по делам несовершеннолетних был создан в Австралии в 1890 г., затем подобные суды появились в Канаде в 1894-м и в США в 1899 г. В конце XIX - начале XX в. национальные суды для несовершеннолетних были образованы в Ирландии (1904 г. - специальная сессия общего суда), Египте (Закон от 14 февраля 1904 г. о создании суда для несовершеннолетних в г. Александрии; Закон от 6 апреля об учреждении такого суда в Каире), Англии и Уэльсе (1905 г. - первый суд по делам несовершеннолетних), Нидерландах (Законы от 6 и 12 февраля 1901 г., в соответствии с которыми созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре), Германии в 1907 - 1908 гг. (соединение функций опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.), Франции (Закон от 22 июля 1912 г., вступивший в силу 4 марта 1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних), Бельгии (Закон Картон-де-Виарта от 15 мая 1912 г.), Австрии в 1908 г. (созданы опекунские суды для несовершеннолетних), Испании в 1918 г. (учреждены опекунские суды), Италии (Закон от 11 мая 1908 г. о специализированных судах по делам несовершеннолетних), Португалии в 1911 г. (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый - в Лиссабоне в 1911 г., второй - в Порто в 1912 г.), России в 1910 г. (образована автономная судебная система по делам несовершеннолетних), Венгрии в 1908 г. (автономная судебная система), Румынии (Трансильвании) в 1913 г. (аналогичная судебная система), Польше в 1919 г. (автономная судебная система), Швейцарии в 1911 - 1913 гг., Японии (Закон от 1 января 1923 г., учредивший автономную систему по делам несовершеннолетних; одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет), Греции (циркуляр министра юстиции от 24 декабря 1924 г. установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной процедуры по этим делам; автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.) <2>. -------------------------------- <2> Подробнее см.: Исмаилов Б. И. Правовые основы системы ювенальной юстиции: Учеб. пособ. Ташкент: Академия государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан, 2002.

Рассмотрение вопроса о профилактике преступлений несовершеннолетних в контексте ювенальной юстиции обусловлено тем, что понятие ювенальной юстиции "нельзя отождествлять только с ювенальными судами, но необходимо рассматривать как систему, включающую следующие элементы: а) особый круг лиц, на которых распространяется действие данной системы (несовершеннолетние); б) специальные меры уголовно-правового воздействия на них; в) особые процедурные нормы, регламентирующие процесс расследования и судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних; г) специализированные органы судебной власти и учреждения, предназначенные для рассмотрения уголовных дел данной категории; д) органы и учреждения, предназначенные для исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних" <3>. Система ювенального правосудия включает в себя в качестве неотъемлемой части профилактику преступлений несовершеннолетних, поскольку ювенальные суды в большинстве стран рассматривают не только дела, связанные с совершением преступлений лицами, не достигшими совершеннолетия, но и решает вопросы о предупреждении противоправного поведения несовершеннолетних "группы риска". Данное понимание ювенальной юстиции основывается на широком подходе к проблеме правосудия, распространенном за рубежом, согласно которому "политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних - это не политика, если она не включает в себя профилактику" <4>. -------------------------------- <3> Цит. по: Ведерникова О. Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом // Российская юстиция. 2005. N 3. С. 43. <4> Цит. по: Nigel Cantwell. Nothing More Than Justice // Innocenti digest 3 - Juvenile Justice. 1998. P. 16.

Во многих зарубежных странах виды и сроки наказаний и профилактических мер, которые могут быть применены к несовершеннолетним, варьируются в зависимости от их возраста. Уголовное законодательство зарубежных стран в основном содержит нормы, устанавливающие возрастной порог, по преодолении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности. Кроме того, указывается и предельный возраст лиц, привлекаемых к уголовной ответственности на специальных, более мягких условиях - как правило, это связывается с достижением лицом совершеннолетия. В некоторых странах минимальный возраст вообще не установлен, что в принципе позволяет привлекать ребенка к уголовной ответственности с момента рождения. Там, где он установлен, между странами существуют значительные различия. Уголовное законодательство большинства зарубежных стран устанавливает более низкий возраст уголовной ответственности, чем в России. Так, Уголовный кодекс Швейцарии 1937 г. (ст. 82) предусматривал, что "к ребенку, который не достиг семилетнего возраста, настоящий закон не применяется" <5>, специальным постановлением в 2002 г. возраст правовой ответственности был увеличен до 10 лет <6>. В Англии до принятия Закона о детях и подростках 1933 г. <7> по общему праву малолетним, не подлежащим уголовной ответственности, признавался ребенок, не достигший семи лет. Этим Законом возраст наступления уголовной ответственности был повышен до восьми лет, а затем Законом о детях и подростках 1969 г. <8> - до 10 лет. Минимальный возраст в семь лет установлен в Австралии, Иордании, Ирландии, Пакистане, а также по общему праву США (при этом дополнительно каждый штат устанавливает возраст привлечения к уголовной ответственности самостоятельно). Так, в уголовных кодексах Колорадо и Луизианы указан 10-летний возраст, в уголовных кодексах Джорджии и Иллинойса - 13-летний, в Уголовном кодексе Миннесоты - 14-летний, в Уголовных кодексах Нью-Гемпшира и Техаса - 15-летний, в Уголовном кодексе Нью-Йорка - 16-летний <9>. -------------------------------- <5> См.: Уголовный кодекс Швейцарии / Пер. с нем. А. В. Серебренниковой; под ред. Н. Ф. Кузнецовой. М.: ИКД "Зерцало-М", 2001. С. 37. <6> См.: Программу и материалы Международного научно-практического семинара "Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт" / Под ред. Е. Л. Вороновой. Ростов н/Д: Экспертное бюро, 2002. С. 41. <7> См.: Children and Young Persons Act 1933 (c. 12). Информация с официального сайта Министерства юстиции Великобритании - The UK Statute Law Database: http://www. statutelaw. gov. uk. <8> См.: Children and Young Persons Act 1969 (c. 54). Информация с официального сайта Министерства юстиции Великобритании. <9> См.: Уголовное право зарубежных государств. Общая часть: Учеб. пособ. / Под ред. и с предисл. И. Д. Козочкина. М.: Омега-Л; Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, 2003. С. 137.

Французское уголовное законодательство устанавливает, что "этот закон определяет такие условия, при которых могут назначаться наказания несовершеннолетним старше тринадцати лет" <10> (ст. 122-8 Уголовного кодекса Франции). -------------------------------- <10> См.: Уголовный кодекс Франции / Науч. ред. Л. В. Головко, Н. Е. Крылова. Пер. с франц. и предисл. Н. Е. Крыловой. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2002. С. 103.

Уголовный кодекс ФРГ (§ 19) предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности детей, достигших возраста 14 лет <11>. Аналогичный возрастной порог привлечения к уголовной ответственности установлен и в Румынии <12>. -------------------------------- <11> См.: Уголовный кодекс ФРГ / Перевод и предисловие А. В. Серебренниковой. М.: ИКД "Зерцало-М", 2001. С. 16. <12> См.: Исмаилов Б. И. Указ. соч.

Весьма целесообразным представляется использование подобного опыта зарубежных стран в установлении возраста уголовной ответственности для реформирования отечественного уголовного законодательства. Все большее распространение получают случаи совершения лицами в возрасте 12 - 13 лет деяний в виде умышленного причинения смерти либо причинения тяжкого вреда здоровью, участия указанных лиц в действиях террористического характера; ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тыс. из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности <13>. С учетом изложенного вполне обоснованно снижение возраста уголовной ответственности в России за ряд преступлений, являющихся тяжкими и особо тяжкими, до 12 лет. -------------------------------- <13> См.: Трунов И. Л., Айвар Л. К. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Журнал российского права. 2005. N 10. С. 27.

Следует подчеркнуть, что вопрос о возможности привлечения лица к уголовной ответственности в зарубежном праве связан с понятием вменяемости. Так, по английскому праву невменяемость может быть обусловлена душевной болезнью, опьянением и возрастом, и в работах английских юристов, посвященных уголовному праву, эти вопросы традиционно рассматриваются в разделе об обстоятельствах, исключающих уголовную ответственность. Французский Ордонанс о правонарушениях несовершеннолетних N 45-174 от 2 февраля 1945 г. также предусматривает возможность признания невменяемыми лиц моложе 18 лет <14>. -------------------------------- <14> См.: Актуальные вопросы ювенальной юстиции / Л. М. Карнозова и др. М., 2006 - 2007. С. 324.

Устанавливая минимальный возраст, по достижении которого лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, зарубежное законодательство предусматривает многоступенчатую систему, по которой для разных возрастных групп предусмотрены разные меры воздействия. Так, английское уголовное законодательство различает три группы несовершеннолетних: - малолетние в возрасте до 10 лет, в отношении которых существует неоспоримая презумпция об уголовной недееспособности; - дети в возрасте от 10 до 14 лет. До издания Закона о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г. <15> по общему праву дети в возрасте от 10 до 14 лет также считались уголовно недееспособными, но эта презумпция не являлась неоспоримой: обвинение должно было доказывать наличие у ребенка "злонамеренности". Необходимость в особых доказательствах злонамеренности заключалась в том, что присяжные должны были задать несовершеннолетнему дополнительный вопрос относительно того, знал ли он, что поступил дурно. Законом о преступлении и ином нарушении порядка 1998 г. (ст. 34) презумпция общего права, в соответствии с которой ребенок в возрасте 10 лет и старше не способен совершить преступление, была отменена; -------------------------------- <15> См.: Crime and Disorder Act 1998 (c. 37). Информация с официального сайта Министерства юстиции Великобритании.

- подростки в возрасте от 14 до 17 лет (при назначении наказаний к ним приравниваются молодые люди в возрасте от 17 лет до 21 года). Закон об уголовной юстиции 1982 г. <16> в части 1 установил, какие именно наказания следует назначать молодым преступникам. Согласно принципам, предусмотренным в Законе, суд не может вынести приговор о тюремном заключении лицу, не достигшему 21 года, или заключить в тюрьму такое лицо на каком-либо основании. -------------------------------- <16> См.: Criminal Justice Act 1982 (c. 48). Информация с официального сайта Министерства юстиции Великобритании.

Закон об уголовной юстиции 1988 г. <17> упростил систему наказаний, связанных с ограничением свободы несовершеннолетних. Ранее применявшиеся виды наказания - лишение свободы молодежи и помещение в центр задержания - были заменены помещением в учреждение для молодых преступников. В такое учреждение могут направляться по приказу суда молодые люди в возрасте от 15 лет до 21 года за совершение преступлений, за которые взрослому преступнику может быть назначено наказание в виде тюремного заключения. Минимальный срок содержания в учреждении для молодых преступников для лиц в возрасте от 15 до 18 лет составляет два месяца, а для лиц в возрасте от 18 лет до 21 года - 21 день; максимальный срок - 12 месяцев. За освобожденными из учреждений для молодых преступников устанавливается надзор до достижения ими возраста 22 лет. В Законе 1988 г. перечислены три условия, только при наличии каждого из которых несовершеннолетний может быть направлен в учреждение для молодых преступников: -------------------------------- <17> См.: Criminal Justice Act 1988 (c. 33). Информация с официального сайта Министерства юстиции Великобритании.

- в случае неисполнения им наказания, не связанного с лишением свободы, ввиду невозможности либо нежелания его исполнять; - когда меры, связанные с ограничением свободы, требуются для защиты общества от возможного причинения серьезного вреда со стороны молодого преступника; - в случае совершения тяжкого преступления, единственной подходящей санкцией за которое является санкция, связанная с ограничением свободы. В указанные заведения помещаются также дети в возрасте от 10 лет и старше, осужденные за тяжкое или простое убийство, и подростки в возрасте от 14 лет и старше, осужденные за преступления (изнасилование, иные тяжкие насильственные преступления, ограбление или поджог), максимальным наказанием за которое для взрослых преступников является тюремное заключение на срок 14 лет или более. Закон об уголовной юстиции и публичном порядке 1994 г. <18> предоставил судам полномочие издавать приказы о направлении в закрытые воспитательные центры несовершеннолетних в возрасте от 12 до 15 лет, за совершение преступлений, за которые взрослому преступнику может быть назначено наказание в виде тюремного заключения. Срок содержания в закрытом воспитательном центре может составлять 4, 6, 8, 10, 12, 18 или 24 месяца. Несовершеннолетние содержатся в закрытых воспитательных центрах под стражей, получают в них трудовые навыки и образование. Для помещения в такой центр подростка, не достигшего 15 лет, суду необходимо удостовериться, что он является "упорным" преступником. Если речь идет о подростке до 12 лет, суд может направить его в закрытый воспитательный центр только в том случае, когда несовершеннолетний уже был осужден за три и более преступления, подлежащие наказанию в виде тюремного заключения (для взрослых преступников), и нарушил приказ о надзоре, установленный в отношении его в соответствии с Законом о детях и подростках 1969 г. -------------------------------- <18> См.: Criminal Justice and Public Order Act 1994 (c. 33). Информация с официального сайта Министерства юстиции Великобритании.

Суд может издать приказ о направлении правонарушителя в центр посещений. Эта мера, как правило, применяется в отношении лиц, ранее не судимых. Закон об уголовной юстиции 1982 г. устанавливает, что срок пребывания несовершеннолетнего в центре посещений составляет 12 часов, который может быть увеличен судом до 24 часов лицу в возрасте до 16 лет и до 36 часов лицу старше 16 лет, но не достигшему 21 года. Несовершеннолетний обязан посещать центр один раз в неделю и находиться там не более трех часов, при этом время его пребывания в центре не должно совпадать с учебными занятиями в школе или его работой. В случае совершения ребенком или подростком преступления, наказание за которое точно не определено в законе, суд вправе издать приказ, обязывающий его возместить в натуре вред, причиненный конкретному лицу или обществу в целом, либо "приказ о плане действий", в соответствии с которым осуществляется контроль за поведением несовершеннолетнего. Возмещение вреда может быть назначено только с согласия потерпевшего. Установленный в приказе срок возмещения вреда не должен превышать более 24 часов, а требования, установленные судом, должны быть соразмерны серьезности совершенного преступления. Выполнение приказа не должно препятствовать учебе или постоянной работе правонарушителя либо вступать в конфликт с его религиозными убеждениями. Приказ "о плане действий" издается судом на три месяца, в течение которых правонарушитель должен под надзором уполномоченного лица действовать согласно установленным в приказе требованиям, например участвовать в мероприятиях или, напротив, воздерживаться от чего-либо, являться в центр посещений, посещать учебные заведения, произвести возмещение вреда в натуре. Согласно статистическим данным, чаще всего (47% случаев) к подросткам мужского пола в возрасте 15 - 17 лет применяются меры, не связанные с лишением свободы, - так называемые общинные санкции (за исключением штрафа), 14% подвергаются штрафу, и столько же - лишению свободы <19>. -------------------------------- <19> См.: Criminal Statistics. England and Wales. 2000. Statistics relating to Crime and Criminal Proceedings for the year 2000. London, The Stationery Office, 2001. P. 164, 165.

Что касается собственно профилактических мер, наложение которых не требует проведения судебных процедур, в Англии Законом 1998 г. органам полиции предоставлены новые полномочия в области пресечения преступных проявлений со стороны детей и подростков. Например, констебль имеет право в случае совершения незначительного преступления лицом моложе 17 лет сделать ему выговор или предупреждение взамен возбуждения уголовного преследования, если, по мнению констебля, публичные интересы не требуют его осуждения. Эта мера может применяться к детям или подросткам, не имевшим ранее судимости, выговора или предупреждения, которые объявляются правонарушителю в полицейском участке в присутствии родителей или уполномоченных лиц и должны быть доведены до сведения правонарушителя доступным, понятным несовершеннолетнему языком, после чего констебль направляет правонарушителя в специальную молодежную группу для участия в реабилитационной программе. В уголовном праве США нет единой, четко выраженной градации несовершеннолетних по возрасту, позволяющей применять к различным возрастным группам различные воспитательные меры и наказания. По общему праву лицо, не достигшее семилетнего возраста, не несет уголовной ответственности за свое поведение. Лицо, достигшее 14-летнего возраста, является уголовно ответственным за совершенное им деяние в полном объеме. В отношении несовершеннолетних от 7 до 14 лет действует опровержимая презумпция "неспособности" совершить преступление, заключающаяся в следующем: доказательства того, что несовершеннолетний в указанном возрасте понимал неправильность своего поступка, должны быть тем более весомыми и значимыми, чем моложе возраст лица, в отношении которого упомянута презумпция. Таким образом, в возрасте семи лет презумпция довольно сильна, постепенно ослабевая и совсем исчезая в 14-летнем возрасте. В связи с этим Б. С. Никифоров пишет, что "возможность преследования в уголовном порядке подростков, не достигших 14-летнего возраста, едва ли может быть морально оправданна" <20>. Однако в настоящее время вопрос о возрасте уголовной ответственности в США, как правило, регулируется законодательством штатов. Так, по Уголовному кодексу штата Миннесоты "дети, не достигшие 14-летнего возраста, не способны совершить преступление. В возрасте от 14 до 18 лет могут преследоваться за уголовно наказуемое деяние..." <21>. В Уголовном кодексе Нью-Йорка установлен 16-летний возраст уголовной ответственности, но дополнительно устанавливается возраст наступления уголовной ответственности за отдельные преступления: 13-летний - для привлечения к ответственности за тяжкое убийство II степени, а 14- и 15-летний - за довольно широкий круг преступлений, в том числе за похищение человека I степени, поджог I степени, нападение I степени, простое убийство I степени, изнасилование I степени и некоторые другие. -------------------------------- <20> Цит. по: Примерный уголовный кодекс (США) / Пер. с англ. А. С. Никифорова. Под ред. и с предисловием Б. С. Никифорова. М.: Прогресс, 1969. С. 15. <21> Уголовное право зарубежных государств. С. 137.

И в США, и в Великобритании предпринимаются попытки свести к минимуму юридическое вмешательство посредством использования таких мер, как постановка на учет малолетних правонарушителей в полиции или направление их на перевоспитание по общественным программам без судебного разбирательства и вынесения приговора. В Объединенном Королевстве такое направление развития наиболее развито в Шотландии, где после доклада Килбрандона в 1964 г. правосудие по делам несовершеннолетних было декриминализировано. Законом о социальной деятельности 1968 г. суды для несовершеннолетних заменены системой менее формального разбирательства, так называемой системой слушания по делам детей ("children's hearings"), исключая тяжкие преступления <22>. Система слушаний по делам детей ставит своей целью вовлечение несовершеннолетнего и его семьи в процесс достижения согласованного решения, которое обеспечило бы соблюдение интересов ребенка в первую очередь и наилучшим образом. Это дает возможность составу непрофессионалов в области юриспруденции, но профессионалов в области детства решить, как поступить, чтобы в наибольшей мере соблюсти интересы ребенка: оправдать его, определить под надзор социальных служб или поместить в специальное учреждение <23>. В результате рассмотрения дела может быть назначено два вида воздействия: домашний надзор и внедомашний надзор, при этом вопрос выбора вида надзора решается комиссией в составе трех представителей местного сообщества, имеющих соответствующее образование, в присутствии самого несовершеннолетнего, его родителей (опекунов) и социального работника, а в случае необходимости - педагога либо иного специалиста. -------------------------------- <22> См.: Social Work (Scotland) Act 1968 (c. 49). Информация с официального сайта министерства юстиции Великобритании. <23> Савина Н. Н. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 11. С. 64.

Исследуя германское законодательство, необходимо отметить, что возрастное начало уголовной ответственности содержится не в Уголовном кодексе ФРГ, а в Законе об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних от 4 августа 1953 г. в редакции от 11 декабря 1974 г. ("Jugendgerichtsgesetz", JGG) <24>. Уголовный кодекс ФРГ, как указывалось ранее, содержит лишь норму, что невменяемым является тот, кто при совершении деяния еще не достиг 14 лет. Таким образом, уголовное законодательство ФРГ различает в зависимости от возраста и связанной с ним возможности привлечения к уголовной ответственности также три категории лиц: -------------------------------- <24> Jugendgerichtsgesetz - JGG. 1953. In der Fassung der Bekanntmachung vom 11. Dezember 1974 (BGBl. I, S. 3427), http://www. datenschutz-berlin. de/recht/de/rv/szprecht/jgg/teil-12.php#1.

- несовершеннолетние до 14 лет, привлечение к уголовной ответственности которых невозможно; - несовершеннолетние от 14 до 17 лет, возможность привлечения к уголовной ответственности которых зависит от того, осознавал ли несовершеннолетний в момент совершения преступления противоправность своего деяния в силу своей умственной и моральной зрелости; - молодые люди от 18 до 20 лет, которые привлекаются к уголовной ответственности, но с учетом исключений, предусмотренных § 105 раздела 1 Закона об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1953 г. В соответствии с ним молодой человек частично несет уголовную ответственность, если будет доказано, что во время совершения преступного деяния его умственное и моральное развитие или же вид, условия и мотивы преступления представляли собой поступок несовершеннолетнего. В ФРГ в соответствии с § 5 Закона об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1953 г. применяются следующие санкции: воспитательные меры, исправительные меры и наказания для несовершеннолетних. Воспитательные меры (§ 9 названного Закона) назначаются по факту правонарушения и заключаются в принудительном воспитательном воздействии на несовершеннолетнего путем указаний (предписаний, запретов, касающихся времяпрепровождения правонарушителя). Кроме того, подростку оказывается помощь в ресоциализации, причем действия подобного рода требуют обязательного предварительного согласования с соответствующими органами и участниками процесса. Установленные ограничения и меры носят превентивный характер, направлены на поддержку и коррекцию поведения молодых людей и подвергаются контролю за их соблюдением (§ 10 Закона). К исправительным мерам относятся предупреждение, возложение обязанностей и назначение ареста (§ 13). Путем предупреждения "следует отчетливо показать молодому человеку неправомочность его поступка" (§ 14), указать на тяжесть предъявленного обвинения и последствия для потерпевшего и общества в целом, в то же время его предостерегают от дальнейших проступков. Возложение обязанностей подразумевает возмещение ущерба (§ 15). Судья может постановить, чтобы несовершеннолетний: - в меру сил возместил нанесенный ущерб; - извинился перед потерпевшим; - отработал определенные часы; - внес установленную сумму денег на счет благотворительного учреждения. Аресту несовершеннолетние подвергаются не чаще двух раз в неделю, на краткое время (от двух до четырех дней) или более длительное (от одной до четырех недель) и по возможности на время досуга, чтобы отбывание не приходилось на время обучения или работы правонарушителя. В качестве наказания может назначаться лишение свободы и помещение подростка в исправительный дом для несовершеннолетних (абзац 1 § 17). Минимальный срок наказания составляет шесть месяцев, максимальный - пять лет (§ 18). Только в случае совершения преступления, за которое по общему уголовному праву может быть назначен срок лишения свободы свыше 10 лет, для несовершеннолетних этот срок может составить 10 лет. Лишение свободы сроком до одного года может быть назначено условно с учетом того, что само осуждение послужило для оступившегося предупреждением. Лишение свободы может быть назначено условно и на срок до двух лет с возложением на виновного определенных обязательств, если несовершеннолетний согласен принять на себя и исполнять указанные обязательства в течение испытательного срока (§ 23). На протяжении этого срока подросток находится под опекой лица, назначенного для оказания помощи условно осужденному (§ 24, 25). При совершении повторного преступления в период испытательного срока условное осуждение отменяется (абзац 2 § 26) и выносится постановление об исполнении наказания, назначенного несовершеннолетнему. В научной литературе отмечается, что при применении любого вида санкций первостепенное значение имеет вопрос их воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя <25>. Уголовным законодательством Германии в качестве основополагающего устанавливается принцип преимущественного воспитательного характера санкций, которые направлены на предотвращение дальнейшего негативного поведения несовершеннолетнего. К подросткам применяются санкции с учетом всех обстоятельств дела, а также личности преступника, чтобы обеспечить наилучший результат перевоспитания. -------------------------------- <25> См.: Соколов А., Предеина И. Ювенальное уголовное судопроизводство Германии // Российская юстиция. 2004. N 3. С. 67.

Упомянутый выше французский Ордонанс о правонарушениях несовершеннолетних устанавливает специальный правовой режим ответственности подростков. В его основе лежит презумпция уголовной неответственности лиц, не достигших 18 лет, которая, однако, не является неоспоримой: в некоторых случаях они могут быть признаны виновными в совершении преступного деяния и осуждены. В случае привлечения к ответственности действуют нормы специального института уголовной ответственности несовершеннолетних. Как и законодательство других государств, французский Ордонас выделяет три группы несовершеннолетних: - несовершеннолетние, не достигшие 13-летнего возраста, которым не может быть назначено наказание. Это дает основания говорить, что для них презумпция уголовной неответственности является абсолютной. Французские профессора Конт и Мэстр дю Шамбон отмечают, что, говоря об уголовной неответственности лиц рассматриваемой группы, нужно иметь в виду два возможных варианта правовых последствий общественно опасных деяний, совершенных такими лицами. В одних случаях уголовная неответственность несовершеннолетнего в возрасте до 13 лет может быть основана на отсутствии вменяемости, поскольку малолетний возраст, как правило, исключает осознанность поведения. В других случаях суд может прийти к выводу, что ребенок, несмотря на его юный возраст, прекрасно понимал значение своего действия и был способен отличить хорошее от плохого. В подобных ситуациях, когда установлена вменяемость несовершеннолетнего и другие признаки преступного деяния (легальный, материальный, моральный), уголовная неответственность малолетнего, по мнению авторов, может быть объяснена исключительно тем, что законодатель решил не применять к такому лицу уголовное наказание из соображений гуманизма или каких-либо других. Но в этих случаях суд вправе применить к несовершеннолетнему меры безопасности, о которых идет речь в ст. 122-8 Уголовного кодекса Франции и ст. 2 Ордонанса: меры защиты, помощи, надзора и воспитания. Таким образом, применительно к рассмотренному случаю можно говорить, как полагают профессора, лишь о частичной уголовной неответственности <26>. -------------------------------- <26> См.: Conte P., Maistre du Chambon P. Droit penal general. Paris, Armand Colin, 1998. P. 190.

С другой стороны, необходимо отметить, что воспитательные меры не являются наказанием, в связи с чем говорить об уголовной ответственности в подобном случае не следует; - подростки в возрасте от 13 до 16 лет. К ним также может быть применена презумпция уголовной неответственности с назначением какой-либо воспитательной меры. Тем не менее с учетом более старшего возраста лиц этой группы и большей способности к пониманию значения своих действий презумпция уголовной неответственности может быть опровергнута, и лицу может быть назначено наказание, "если обстоятельства дела и личность правонарушителя этого требуют" (ст. ст. 2 и 18 Ордонанса). Трибунал по делам несовершеннолетних может вынести постановление о применении одной из следующих воспитательных мер: передача родителям, опекуну, лицу, который за ним присматривает, или лицу, заслуживающему доверия; помещение в государственное или частное учреждение по воспитанию или профессиональному обучению; помещение в медицинское или медико-педагогическое учреждение; помещение в государственное воспитательное учреждение с надзором или в учреждение воспитательной коррекции (ст. 16 Ордонанса 1945 г.); - несовершеннолетние от 16 до 18 лет. К ним также возможно применение презумпции уголовной неответственности с назначением воспитательной меры. Правонарушитель этой группы может быть привлечен к уголовной ответственности, но наказание, предусмотренное за совершение данного деяния, сокращается в силу несовершеннолетия, однако его действие для лиц указанного возраста в качестве смягчающего обстоятельства факультативно. В случае привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности на общих основаниях ему назначается обычное наказание, предусмотренное статьей за совершение данного преступного деяния (ст. ст. 20-2, 20-3 Ордонанса). В случае совершения несовершеннолетним тяжкого преступления может быть принято решение о предварительном заключении его на весь период следствия, однако решение о помещении в специализированный изолятор либо о заключении в тюрьму с 1 января 2001 г. во Франции принимается уже не судьей по делам несовершеннолетних, а особым судьей по ограничению свобод и тюремному заключению <27>. -------------------------------- <27> См.: Программу и материалы Международного научно-практического семинара "Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт". С. 21.

Во Франции, как и в большинстве других зарубежных стран, предпринимаются попытки, направленные на поиск способов избежать судебного разбирательства и вынесения приговора в отношении несовершеннолетнего. Альтернативные меры могут быть применены прокурором, который в случае совершения правонарушения, не носящего тяжкого характера, не направляет дело на рассмотрение судье по делам несовершеннолетних. Одна из альтернативных мер - "ознакомление с законом" (rappel a la loi), которое происходит в официальной беседе с подростком и его родителями. Несовершеннолетнего знакомят с текстом закона, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, объясняют противоправность деяния и рассказывают о возможной мере наказания. Особое внимание уделяется разъяснению родителям их обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и последствий их ненадлежащего исполнения. Кроме того, как отмечает французский ювенальный судья Эммануэль Робинсон, прокурор может обязать правонарушителя принести потерпевшему извинения в письменной форме либо выполнить действия репаративного характера - восстановить первоначальное состояние испорченного, поврежденного им предмета (закрасить стену, починить забор и т. д.) <28>. -------------------------------- <28> См.: Там же. С. 20.

Уголовное законодательство Швейцарии предусматривает деление несовершеннолетних на следующие возрастные группы: - дети в возрасте до 10 лет, не подлежащие уголовной ответственности; - дети в возрасте от 10 до 15 лет, к которым могут применяться воспитательные меры: коррекция поведения, помещение в подходящую семью или воспитательное учреждение, особое наблюдение либо дисциплинарное наказание в виде выговора, школьный арест или возложение обязанности выполнить определенную работу; - подростки от 15 до 18 лет, к которым могут быть применены аналогичные воспитательные меры, а также штраф либо заключение на срок от одного дня до одного года. Что касается совершеннолетних в возрасте от 18 до 25 лет, в отношении их применяются общие положения Уголовного кодекса Швейцарии, однако есть особенности: условное освобождение и возможность вместо наказания направить лицо в воспитательно-трудовое учреждение. Все меры, применяемые к несовершеннолетним в Швейцарии, можно подразделить на воспитательные и носящие характер наказания. Воспитательное воздействие осуществляется общественными, социальными работниками, приемной семьей либо специализированным учреждением и представляют собой наблюдение, необходимую медицинскую помощь, клиническое лечение либо помещение в специализированное учреждение. Эти меры могут быть применены в сочетании либо по отдельности в зависимости от тяжести совершенного деяния. Кроме того, несовершеннолетнего можно обязать посещать специализированные занятия, например, в случае нарушения правил дорожного движения он должен пройти курс занятий, на которых ему объяснят правила, покажут на фотографиях либо в натуре, какие последствия влечет подобное нарушение. Под особое наблюдение подпадают лица, страдающие душевной болезнью, слабоумием, эпилепсией, имеющие физические недостатки (слепые, глухие, немые), а также отстающие в психическом развитии. В ряде стран семейные суды занимаются всем комплексом вопросов, связанных с семьей и детьми. Например, в Польше такие суды действуют с 1982 г. и рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления, и в отношении подростков, находящихся под влиянием криминогенной среды и способных на преступление. Во Франции уже в ситуации, когда ребенок находится в опасности (испытывает негативное воздействие в семье, бродяжничает либо демонстрирует асоциальное поведение), могут быть привлечены специальные органы, в том числе ювенальный суд. Информация о "детях в опасности" <29> направляется в прокуратуру (если речь идет о применении особой жестокости или сексуального насилия в отношении ребенка) либо в структуры Генерального Совета (в случаях асоциального поведения самого подростка), занимающиеся социальной помощью детям, различными социальными службами, включая школу. Прокуратура направляет дело ювенальному судье, который проводит расследование и принимает решение об оставлении ребенка в семье и назначении наблюдателя либо о помещении его в специализированное учреждение. -------------------------------- <29> См.: Там же. С. 61, 62.

В Японии также существуют семейные суды и пункты по руководству детьми, деятельность которых заключается в ранней профилактике преступности. Борьба с преступностью несовершеннолетних в Японии регламентируется рядом нормативных актов, прежде всего Законом о несовершеннолетних (1948 г.) и Законом о благосостоянии детей (1947 г.), провозглашающих приоритет воспитательно-исправительных мер неуголовного характера, принцип исключительной юрисдикции семейного суда; предусматривающих помещение несовершеннолетних под надзор службы пробации, всеохватывающую систему статистического учета несовершеннолетних, склонных к делинквентному поведению, привлечение к работе "полуштатных" сотрудников, создание специальных общенациональных общественных организаций. Что касается Швейцарии, то здесь вмешательство ювенального суда связано только с нарушением закона. Все специализированные учреждения для несовершеннолетних являются частными. Ни на уровне федерации, ни на уровне кантонов подобных учреждений нет, однако частные учреждения получают финансовую помощь как от кантонов, так и от федерации. Координацией работы с несовершеннолетними занимаются специальные бюро, созданные в каждом кантоне, которые имеют в своем штате социальных работников. Эти кантональные органы ответственны за исполнение решений ювенальных судов. В Европе в целом наметился так называемый универсальный подход к решению социальных проблем, опирающийся в социальной работе на три классических метода (индивидуальный - работа с отдельным лицом в специализированном агентстве; групповой - работа с отдельными категориями социально незащищенных граждан и собственно общинный). Наиболее показателен в реализации этого подхода опыт Голландии. Работа с подростками, входящими в "группу риска", составляет в Голландии обязательный компонент общей социальной работы. Традиционно она осуществляется в общине, по месту жительства и учебы несовершеннолетнего. Предупреждение преступности несовершеннолетних, основным принципом которого провозглашается максимальная конкретность реабилитационной деятельности, имеет целью помочь подросткам понять трудности и противоречия жизни, с которыми они должны уметь справляться, осознав ограниченность и нелепость аморального, асоциального и противоправного поведения. Это обусловливает приоритет воспитательных методов воздействия над исправительными и необходимость непосредственно в среде обитания создать условия, способные служить своеобразным заслоном от всякого рода дефектов в развитии личности и предупреждать отклонения в поведении, провоцируемые на опасных возрастных этапах. Согласно рассматриваемой теории любые осложнения должны выявляться и устраняться не только вовремя, но и с опережением, с учетом возраста и ведущего типа социальной деятельности несовершеннолетнего. Такой подход предусматривает переход от попечительства, осуществляемого соответствующими учреждениями, к альтернативной заботе, базирующейся на возможностях общины. Это и определяет особенности организации и содержания предупреждения преступности, исходящей из требования видеть несовершеннолетнего в обстановке повседневной жизни, в системе его привычных социальных отношений, в контексте референтных групп. В качестве усиленной заботы о трудных подростках, по мнению голландских специалистов по социальной реабилитации, можно использовать следующее <30>: -------------------------------- <30> См.: Алексеева Л. С. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии // Социс. 1992. N 1. С. 34.

1) отвлечение от противоправного поведения создания и развития опорных профилактических служб для удовлетворения нужд большинства трудных подростков, с тем чтобы предотвратить попадание их под опеку официальных, а главное, правоохранительных органов. Такие службы должны создавать кафе для молодежи, клубы по интересам, подыскивать небольшие помещения для развлечений. В жилых домах (либо в школах) тех кварталов города, где отсутствуют комфортабельные условия для досуга подростков, устраивают своеобразные "этажи отдыха" - оборудованные подвалы или мансарды, где есть все необходимое для спортивных занятий, недорогие музыкальные установки, видеотехника; 2) диагностика социальной среды. Она поможет глубже понять подростка, оценить его семью и окружение, вовремя вмешаться в жизнь подростка, дабы избежать учреждений по реабилитации, в том числе приютов. Таким образом, важнейшей стороной формирования разных подходов к трудным подросткам является распознавание и оценка нужд, которые можно удовлетворить на уровне общины; 3) общественная помощь и наставничество, используемые для разрешения наиболее серьезных для подростков проблем. При назначении общественной помощи и наставничества используются специальные процедуры: - объединение общественных и добровольных средств и возможностей, с тем чтобы подросток не попал в сферу деятельности официальных органов; - создание системы совместной диагностики и оценки личности, обобщение ее результатов для принятия решений учителями, воспитателями, участковыми и выработки соответствующих мер; - определение оптимального соотношения между групповой и индивидуальной работой с подростком; 4) работа посреднических служб, выражающаяся в оказании поддержки подросткам, особо чувствительным к конфликтам в семье, школе, на улице. Отличительной чертой усиленной посреднической деятельности является внимание именно к небольшим группам подростков (6 - 10 человек). Благодаря этому каждый член группы может рассчитывать на близкие контакты с работниками службы в течение трех-четырех вечеров еженедельно. Обычной практикой являются компенсаторные услуги. Данный вид помощи позволяет подростку овладеть разными видами деятельности в самой непринужденной обстановке. Широко используется дневное попечительство с элементами обучения, предусматривающее особые методы оказания помощи в периоды кратковременных кризисов несовершеннолетних, испытывающих различные трудности в учебе; 5) обеспечение подобающего места жительства, способного заменить семью. Каждый городской округ имеет пристанище на несколько ночей для тех, кто испытывает временные неприятности; приюты для проходящих специальную диагностику перед определением в реабилитационное учреждение (детский дом или интернат с повышенной заботой); убежище для краткосрочного пребывания в период семейного кризиса; пансионаты для длительного проживания, связанного с реализацией программы подготовки к самостоятельной жизни, не зависимой от родителей. Относительно новой формой временного содержания подростков вне семьи стали в Голландии приемные родители. Их подыскивают социальные помощники или общинный совет заботы, состоящий из жителей данной территории. Это могут быть незнакомые подростку люди, а также члены семей его товарищей, их родители, которые в случае согласия получают за содержание ребенка соответствующую плату. Еще одной альтернативной формой стали дома заместительства семьи, получившие в Голландии широкое распространение. Дома заместительства семьи существуют как на государственном финансировании, так и на частных и общественных началах. Определение подростка в такие учреждения осуществляется исключительно в добровольном порядке. Подводя итог проведенному анализу зарубежного опыта предупреждения и профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, следует отметить ряд особенностей. 1. В целях более тщательного подхода к рассмотрению дел о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними, учета возрастной специфики субъекта при выборе профилактических мер и решении вопроса о назначении наказания в большинстве зарубежных стран созданы и функционируют специальные органы - ювенальные суды. 2. Особенностью функционирования ювенальных судов выступает соединение функций осуждения несовершеннолетних за совершение преступлений, изучения личности несовершеннолетнего в целях избрания наиболее эффективной воспитательной меры и профилактического воздействия на несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению. 3. Во многих зарубежных странах установлен более низкий возраст уголовной ответственности, чем в российском уголовном законодательстве. В связи с тем что общественно опасные деяния, в том числе такие, последствиями которых выступают смерть либо тяжкий вред здоровью, совершаются лицами, не достигшими 14-летнего возраста, целесообразно использовать зарубежный опыт и установить более низкий возраст уголовной ответственности, предусмотрев в Уголовном кодексе РФ возможность привлечения к уголовной ответственности за ряд преступлений с 12 лет. 4. Законодательство зарубежных стран выделяет несколько возрастных групп несовершеннолетних, к каждой из которых могут быть применены определенные воспитательные меры и меры наказания. Установлен приоритет воспитательных мер над наказанием, поскольку основной целью осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних является их воспитание и предупреждение дальнейшего противоправного поведения. 5. Широкие полномочия в области применения воспитательных мер к несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой тяжести, отдаются в зарубежных странах несудебным органам - прокуратуре, полиции и т. д. 6. Особое внимание в изучении судом генезиса преступного поведения несовершеннолетнего уделяется родителям (опекунам). В большинстве стран судебное разбирательство осуществляется с обязательным участием родителей (опекунов), которым разъясняют противоправность поведения несовершеннолетнего и его возможные последствия. Устанавливается ответственность родителей и опекунов за нарушение обязанности обеспечить хорошее поведение несовершеннолетнего в случае назначения связанного с подобным обязательством наказания либо воспитательной меры. 7. Уголовное законодательство зарубежных стран, в котором невозможность привлечения к уголовной ответственности лиц, не достигших определенного возраста, основывается на теории невменяемости, не исключает возможности применения к несовершеннолетним мер воспитательного характера без судебного разбирательства и привлечения к уголовной ответственности.

Название документа