Вопросы ответственности за использование информационно-телекоммуникационных систем в террористических и экстремистских целях
(Полякова Т. А.)
("Российский следователь", 2008, N 1)
Текст документа
ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМИСТСКИХ ЦЕЛЯХ
Т. А. ПОЛЯКОВА
Полякова Т. А., заместитель директора Департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Минюста России, кандидат юридических наук.
Значение информации и развития информационных технологий в современной жизни общества и каждого из нас очевидно как несомненные достижения в этой области. XXI век называют информационным, и этому в значительной степени способствует развитие глобальных информационных систем, и в первую очередь Интернета. В то же время возрастает необходимость правового урегулирования вопросов установления ответственности за совершение противоправных деяний в глобальных информационно-телекоммуникационных системах.
Следует признать, что Всемирная паутина - информационно-телекоммуникационная сеть Интернет является не только бесспорным достижением современности, она впитала в себя многие известные пороки общества и уже начала создавать новые формы и виды преступной деятельности. Это и распространение информации об изготовлении наркотиков, отравляющих и взрывчатых веществ, незаконная торговля оружием, осуществление связи посредством этой информационно-телекоммуникационной системы между преступными формированиями. Интернет также является мощным средством идеологической поддержки и информационных воздействий деструктивных экстремистских организаций, например международных террористов и бандитских формирований экстремистской направленности [1, с. 176]. Интернет используется для создания баз разведывательных данных, перехвата информации правоохранительных органов, пропаганды своих взглядов, вербовки сообщников, сбора пожертвований, размещения руководств по организации терактов, психологического терроризма, сбора информации о предполагаемых целях и объектах шантажа, подготовки террористов, пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости. Получил распространение так называемый электронный джихад, или кибертерроризм.
Сложность урегулирования вопросов ответственности и осуществления противодействия распространению противоправной информации в информационно-телекоммуникационных системах, к которым относится и Интернет, определяется такими их свойствами, как анонимность, экстерриториальность и саморегулирование, что позволяет радикальным организациям регистрировать доменные имена сайта в одной стране, размещая при этом информацию в другой. В то же время отсутствует необходимая правовая база, позволяющая определить признаки сайтов, пропагандирующих терроризм и экстремизм.
Принципы распространения информации в глобальных сетях и свободы выражения мнений регулируются в настоящее время в ряде нормативных актов Совета Европы: Декларации Комитета министров Совета Европы о свободе выражения мнений и информации СМИ в контексте борьбы с терроризмом от 2 марта 2005 г.; Декларации о свободе общения в Интернете (2003); Рекомендациях Парламентской ассамблеи Совета Европы N 1706 (2005) "Средства массовой информации и терроризм"; Рекомендациях N R(2001) Комитета министров Совета Европы "О вопросах регулирования виртуального содержания (саморегулирование и охрана пользователей от противоправного или причиняющего вред содержания новых информационных и коммуникационных услуг)" от 5 сентября 2001 г.; Дополнительном протоколе к Конвенции о киберпреступности относительно введения уголовной ответственности за правонарушения, связанные с проявлением расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных систем, от 28 января 2003 г. и др.
Обеспечение противодействия терроризму и экстремизму занимает ведущее место в развитии европейской политики, и не только в области регулирования информационно-телекоммуникационных технологий.
В некоторых европейских государствах уже приняты специальные законы. Так, во Франции все владельцы веб-сайтов подлежат обязательной регистрации, сведения об авторах сайтов провайдеры обязаны сообщать любому заинтересованному третьему лицу, запрещается предоставление хостинга неидентифицированным пользователям. За нарушение этих норм установлена уголовная ответственность провайдеров. Предусматривается уголовная ответственность и авторов сайтов за предоставление неполных или недостоверных личных данных. Вводится также автоцензура на уровне провайдера. Все сайты, авторство которых не установлено, по закону переходят под ответственность провайдера. В рамках законов по борьбе с организованной преступностью и с особо опасными преступлениями предусматривается наказание в виде трех лет лишения свободы за распространение любыми техническими средствами информации, позволяющей изготовлять технические устройства.
В Великобритании фильтрация контента интернет-ресурсов осуществляется Национальным отделением по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Существует также эффективная горячая линия по разбору жалоб о нелегальном содержании в Интернете - "Фонд интернет-наблюдения". Провайдер обязан после получения информации о незаконности содержания немедленно удалить материал с сервера. В этом случае провайдер не подвергается преследованию [2].
В настоящее время в Российской Федерации правовой базой для противодействия терроризму и экстремизму, в том числе в информационной сфере, являются: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (ст. ст. 3, 11, 24) [3], Федеральный закон от 27 июля 2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [4]. Так, Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации" устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10). Кроме того, федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку (п. 4 ст. 15).
Правовые нормы, направленные на противодействие распространению экстремистской и террористической информации и устанавливающие ответственность за осуществление такой деятельности, содержатся также в Федеральных законах от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" [5] (ст. ст. 1, 8, 11, 12, 13, 15, 17); от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" [6] (ст. ст. 13, 29 - 40); Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [7]; Уголовном кодексе Российской Федерации [8].
Для расследования террористической и экстремистской деятельности, осуществляемой с применением информационно-телекоммуникационных технологий, важно учитывать положения Конвенции о киберпреступности от 23 ноября 2001 г. [9]. Хотя данная Конвенция до настоящего времени не подписана Российской Федерацией, в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 ноября 2005 г. N 557-РП [10] ведется работа по подготовке к ее подписанию.
Актуальной является также проблема определения юрисдикции сторон в отношении совершенных правонарушений. Статья 22 вышеназванной Конвенции устанавливает юрисдикцию по принципу территории (в том числе принадлежности самолета или судна) или гражданства правонарушителя. Однако при этом необходимо учитывать экстерриториальность глобальных информационно-телекоммуникационных сетей.
Представляется, что ряд проблем может быть решен в рамках оказания правовой помощи по уголовным делам, что вытекает, например, из Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 г. В рамках СНГ действуют Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и от 7 октября 2002 г. Российской Федерацией заключено также более 20 двусторонних соглашений в этой области с различными государствами. Порядок оказания правовой помощи и взаимодействия с судебными и правоохранительными органами компетентных государств регулируется ст. ст. 453 - 459 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [11]. Однако при применении положений данных нормативных актов необходимо учитывать, что распространение вредоносной информации в глобальных информационно-телекоммуникационных системах, а также другие правонарушения в этой сфере, признаваемые таковыми в одном или группе государств, в других государствах могут не рассматриваться как противоправные.
При этом необходимо отметить, что ст. 12 УК РФ допускается привлечение к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации также иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно на ее территории, за преступления, совершенные за границей против интересов Российской Федерации. Необходимы гармонизация международных правовых норм и унификация национальных законодательств государств, определяющих составы правонарушений в сфере Интернета, выработка единого подхода к установлению юрисдикции и внесение соответствующих изменений в Конвенцию о киберпреступности, а также заключение соответствующих межгосударственных соглашений.
Представляет также проблему наделение правоохранительных органов полномочиями по осуществлению общего мониторинга сетей передачи данных, включая Интернет [12].
Назрели и требуют решения вопросы формирования пространства доверия, идентификации пользователей Интернета, регистрации доменных имен и интернет-сайтов. Общеизвестно, что порядок регистрации доменных имен регулируется Правилами регистрации доменных имен в домене RU, утвержденными решением Координационного центра национального домена в сети Интернет от 24 апреля 2006 г. N П2-2.1,4.1/06 [13]. Порядок предусматривает предоставление для регистрации сведений, необходимых для идентификации администратора домена (имя, место жительства физического лица, документ, удостоверяющий личность; наименование, место нахождения и сведения о государственной регистрации юридического лица). Однако среди оснований для отказа в регистрации и для аннулирования регистрации (п. 4.4, разд. 5 и 8 Правил) отсутствует такое основание, как использование домена для ведения противоправной деятельности. В качестве основания прекращения права администрирования не указано также решение суда, устанавливающего факт использования доменного имени для осуществления противоправной деятельности. Информация третьим лицам о доменном имени и сведения об администраторе предоставляются посредством сервиса "whois", а также по запросу суда и в иных установленных законом случаях в объеме, ограниченном целями запроса (п. п. 3.2, 3.4). Сведения о точном полном наименовании (имени) и месте нахождения администратора могут быть сообщены третьим лицам исключительно для целей предъявления судебного иска. При этом регистратор обязан по запросу администратора предоставить ему информацию о лицах, которым были сообщены указанные сведения. Все это не исключает возможность регистрации домена от имени подставного лица или организации.
В законодательстве Российской Федерации для пресечения распространения противоправной информации целесообразно предусмотреть возможность аннулирования лицензии провайдера, размещающего сайты террористического или экстремистского характера, после вынесения соответствующего предупреждения и внесения сведений об аннулировании лицензии в реестр, а также лишения таких провайдеров права в дальнейшем на участие в конкурсе на право оказания услуг связи. При этом необходимо установление ответственности провайдеров за размещение в компьютерных сетях материалов, признанных экстремистскими по решению суда или возобновление деятельности сайта, закрытого по мотивам размещения террористических или экстремистских материалов, а также возможность административного приостановления деятельности интернет-провайдера, допускающего размещение материалов противоправного характера.
В Правилах регистрации доменных имен, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть:
- возможность прекращения права администрирования, если по решению суда сайт признан террористическим (экстремистским) либо к организации предъявлен иск о ликвидации по мотивам экстремистской деятельности, блокировку доменного имени при наличии возбужденного уголовного дела по факту террористической или экстремистской деятельности по мотивированному постановлению правоохранительных органов;
- запрет на совершение сделок с доменным именем по этим основаниям;
- обязанность регистратора сообщать информацию о доменном имени и администраторе по запросу правоохранительных органов и обеспечивать конфиденциальность сведений о факте запроса и о передаче сведений.
Представляется целесообразным также создание системы жалоб на содержание интернет-сайтов, в том числе "горячих линий", и системы разрешения информационных споров.
Литература
1. Овчинский А. С. Технологии информационного противодействия организованной преступности. Сборник материалов Всероссийской конференции "Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества" / Под ред. А. В. Жукова. М., 2001.
2. Регулирование Интернета в странах Евросоюза // http://www. contentfiltering. ru.
3. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 11. Ст. 1146.
4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
5. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3031.
6. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 28. Ст. 2895.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954; Российская газета. 2006. 29 июля.
9. Конвенция о киберпреступности // http://www. conventions. coe. int/.
10. Распоряжение Президента Российской Федерации от 15 ноября 2005 г. N 557-РП // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 47. Ст. 4929.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 52. Ст. 4921; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711.
12. Галахов С. С., Миронов А. П. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности и некоторые перспективные направления его совершенствования // Российский следователь. 2006. N 3 // СПС "КонсультантПлюс".
13. Правила регистрации доменных имен в домене RU, утвержденные решением Координационного центра национального домена в сети Интернет от 24 апреля 2006 г. N П2-2.1,4.1/06 // http://www. cctld. ru.
Название документа