Торговля людьми как вид транснациональной преступности

(Кубов Р. Х.) ("Российский следователь", 2008, N 1) Текст документа

ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ КАК ВИД ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Р. Х. КУБОВ

Кубов Р. Х., кандидат юридических наук.

Торговля людьми представляет собой современную форму рабства, работорговлю нового типа, масштабы которой глобальны. Торговля людьми - многогранная угроза. Она отнимает у людей их права и свободы, повышает риск для их здоровья во всем мире и способствует росту организованной преступности <1>. В материалах XX Конгресса ООН (апрель 2000 г.), посвященного проблемам преступности, отмечалось, что торговля людьми в мире имеет выраженную тенденцию к росту. Если за четыре века "классического" рабства оборот не превысил 12 млн. человек, то за последние 30 лет только в Азии было продано в рабство не менее 30 млн. женщин и детей. -------------------------------- <1> Доклад Государственного департамента США о торговле людьми за 2007 год // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo. state. gov/russian.

Существует широкий диапазон оценок характера и масштабов современного рабства. Международная организация труда - учреждение ООН, которому поручено заниматься трудовыми стандартами, занятостью и вопросами социальной защиты, - считает, что на сегодняшний день в систему принудительного труда, подневольного труда, принудительного детского труда и сексуального рабства вовлечены 12,3 млн. человек. В других источниках называются цифры от 4 до 27 млн. Согласно результатам исследования, проведенного в 2006 г. по заказу правительства США, ежегодно приблизительно 800000 человек продается из страны в страну. В эту цифру не входят миллионы людей, которых продают внутри их собственных стран. Примерно 80% жертв транснациональной торговли людьми составляют женщины и девочки; из них около 50% - несовершеннолетние. Большинство жертв транснациональной торговли людьми - это женщины, которые подвергаются сексуальной эксплуатации в коммерческих целях. Доходы от эксплуатации жертв торговли людьми оцениваются в 9,5 млрд. долл. <2>. -------------------------------- <2> Выступление М. Тейлора - главного координатора Бюро Госдепартамента по мониторингу и борьбе с торговлей людьми - 19 июля 2007 г. в Государственном департаменте США на конференции "Защита защитников", предназначенной для сотрудников правительственных учреждений и неправительственных организаций, занимающихся вопросами демократии, прав человека и труда // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo. state. gov/russian.

Торговля людьми, представленная в таких масштабах, - это своего рода изнанка глобализации. Нарастание разрыва благосостояния граждан тех стран, которые относятся к ядру современной экономической микросистемы, и тех стран, которые находятся на ее периферии, - явление современного мира, которое активирует миграционные процессы. Такие страны, как Иордания и Объединенные Арабские Эмираты, практически полностью формируют свою трудовую сферу работниками-мигрантами. Среди факторов притока жертв в систему торговли людьми следует также назвать бедность, привлекательность предполагаемого высокого уровня жизни в других местах, отсутствие возможностей для трудоустройства, коррупция в государственных и частных структурах, организованная преступность, насилие против женщин и детей, дискриминация женщин, политическая нестабильность и вооруженные конфликты <3>. -------------------------------- <3> Доклад Государственного департамента США о торговле людьми за 2007 год // Бюро международных информационных программ Государственного департамента США // http://usinfo. state. gov/russian.

Современное состояние торговли людьми позволяет вычленить наиболее распространенные ее формы: - торговля людьми в целях эксплуатации; - подневольный труд (долговая зависимость); - принудительный труд, в том числе принудительный домашний труд; - принудительный детский труд; - принуждение к участию в войне в качестве комбатантов (особо выделяется проблема детей-солдат); - торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации и проституция; - сексуальная эксплуатация детей на коммерческой основе. В мире практически нет стран, которых так или иначе не коснулась бы проблема торговли людьми. 127 стран являются поставщиками "живого товара", 98 - странами транзита и 137 - пунктом назначения. Это данные из нового доклада о торговле людьми, который был представлен Управлением ООН по наркотикам и преступности <4>. В государствах СНГ подавляющее большинство жертв контрабанды - женщины и девочки, которых переправляют в другие страны с целью сексуальной эксплуатации. Среди поставщиков "живого товара" лидируют Беларусь, Молдова, Россия и Украина. За ними следуют Армения, Грузия, Казахстан и Узбекистан. Высокая латентность рассматриваемого вида преступлений делает крайне затруднительным определение их истинных масштабов. -------------------------------- <4> Официальный сайт Организации Объединенных Наций // www. un. org.

Сегодня выделяют основные направления противодействия торговле людьми - целенаправленная работа по снижению спроса на дешевую рабочую силу и сексуальные услуги, преследование организаторов этого преступного бизнеса и защита их жертв. Такой вектор карательных, превентивных и восстановительных мер заложен в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющем ее Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, которые были ратифицированы Российской Федерацией в марте 2004 г. Практика показывает, что значительную часть взятых на себя обязательств Россия выполняет. Так, например, в мае 2007 г. в Москве по уголовному делу о торговле женщинами в страны Европы и Ближнего Востока задержаны гражданин Израиля (Ави Янай) и двое граждан одной из стран ближнего зарубежья. Данным лицам предъявлено обвинение по ст. 210 (организация преступного сообщества) и ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми). Характерно, что гражданин Израиля ранее дважды был осужден судом города Хайфы, в отношении его местной полицией расследуется несколько дел, в том числе по подозрению в торговле людьми и мошенничестве. О пресечении деятельности преступной группы, занимавшейся торговлей людьми из стран Юго-Восточной Азии и СНГ в Западную Европу через территорию России, сообщила в марте 2007 г. ФСБ России. Операция прошла совместно со Службой национальной безопасности Республики Узбекистан, правоохранительными органами Италии, Финляндии и Генерального секретариата Интерпола. По данным ФСБ, члены международной группы длительное время осуществляли торговлю людьми и организовали каналы нелегального перемещения иностранных граждан из Юго-Восточной Азии и стран СНГ в Западную Европу транзитом через территорию России. Тогда были установлены более 20 лиц, причастных к торговле людьми. В частности, в группировку входили также граждане Молдовы и Украины. Как сообщили в ЦОС ФСБ, "в ходе оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий установлено, что в городах Архангельск, Вологда, Екатеринбург, Ижевск, Калининград, Омск, Уфа, Хабаровск членами преступного сообщества создавались подставные фирмы, от имени которых под предлогом трудоустройства за границей заключались фиктивные договоры с российскими гражданами с целью незаконного завладения их заграничными паспортами". Затем через турфирмы в паспорта в иностранных посольствах и консульствах в Москве и Санкт-Петербурге оформлялись подлинные шенгенские визы, а в подпольной лаборатории изменялись паспортные данные и вклеивались фотографии лиц, переправляемых в страны Европы. Цена изготовления паспорта и перемещения мигранта через границу составляла от 3 до 5 тысяч евро. Анализ практики применения норм УК РФ о торговле людьми также показывает, что значительная часть данных преступлений не связана с вывозом жертв преступлений за рубеж. Иными словами, в России формируется внутренний рынок рабов. Эта тенденция сама по себе не может не привлечь внимания исследователей. Так, в мае 2007 г. Можгинским городским судом Удмуртской Республики вынесен приговор в отношении группы лиц, торговавших людьми. По данным Генеральной прокуратуры РФ, житель города Можги Сапрыгин, житель города Сарапула Шаганов и жительница Можгинского района Рахимова с 2006 г. руководили агентствами по оказанию интимных услуг. В 2006 г. Сапрыгин обманным путем перевез несовершеннолетнюю жительницу Вавожского района в город Можга, где под угрозами физической расправы принудил ее к занятию проституцией. Затем он и некто Чеботарева за 2 тысячи рублей купили жительницу поселка для занятия проституцией. После эта девушка была перепродана за 3,5 тысячи рублей в другое агентство по оказанию интимных услуг, принадлежащее Рахимовой. Всего в ходе предварительного и судебного следствия было установлено 6 эпизодов торговли людьми Сапрыгиным и вовлечение несовершеннолетней в занятие проституцией. Шагалов, Рахимова и Чеботарева также принимали участие в торговле людьми. Суд признал Александра Сапрыгина виновным в торговле людьми "в отношении двух и более лиц заведомо несовершеннолетнего с применением насилия или угрозой его применения", "вовлечении в занятие проституцией, совершенном в отношении заведомо несовершеннолетнего" и назначил ему наказание в виде семи лет лишения свободы, а Александр Шаганов осужден за торговлю людьми к пяти годам лишения свободы. Этим же приговором Анастасия Чеботарева и Елена Рахимова также признаны виновными в торговле людьми и приговорены к условной мере наказания. Однако если опыт уголовного преследования за рассматриваемые преступления в России не вызывает сомнений, то превентивные и восстановительные меры явно нуждаются и в законодательной разработке, и в апробации. В этом смысле следует согласиться с автором фундаментального доклада по проблемам торговли людьми в Российской Федерации Е. В. Тюрюкановой в том, что необходимы дополнительные действия для оказания помощи жертвам преступных действий. Еще предстоит разработать национальные законодательные нормы и создать координационные механизмы по противодействию торговле людьми, которые позволили бы России полностью придерживаться своих международных обязательств, взятых в соответствии с ратифицированными международными конвенциями. Более того, меры по противодействию торговле людьми должны в большей степени основываться на подходе, учитывающем необходимость соблюдения прав человека и уважения к правам пострадавших лиц. Торговлю людьми не следует рассматривать только как борьбу с организованной преступностью и нелегальной миграцией, а прежде всего как нарушение прав человека <5>. -------------------------------- <5> Тюрюканова Е. В. Торговля людьми в Российской Федерации. Обзор и анализ текущей ситуации по проблеме. М., 2006. С. 7 - 8.

Хочу заметить, что ситуация в нашей стране по реализации восстановительных процедур в отношении жертв торговли людьми не представляется безнадежной. Но практически все меры осуществляются не государством, а общественными организациями, международными структурами. Так, например, в 2007 г. в Москве под эгидой Международной организации по миграции (МОМ) успешно начал работу Центр реабилитации для жертв торговли людьми. Подход, который международное сообщество применяет к торговле людьми, определяется двумя целями: необходимостью того, чтобы государство наказывало за это серьезное преступление, и необходимостью того, чтобы общество заботилось о жертвах серьезных нарушений прав человека, которые наносят удар по их основным свободам. Протокол ООН о торговле людьми, который дополняет Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, явно поддерживает обе эти цели. Вероятно, остроту проблемы торговли людьми в России и сопредельных с ней государствах призвана снять Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007 - 2010 гг., принятая 28 ноября 2006 г. <6>. Комплекс мер, предусмотренных Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе ее развития в государствах - участниках СНГ, результатах научных исследований, практике борьбы с торговлей людьми, в том числе опыте совместных действий. Целью Программы является дальнейшее совершенствование сотрудничества государств - участников СНГ, деятельности уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ в борьбе с торговлей людьми. Основные задачи Программы сформулированы следующим образом: расширение и укрепление международно-правовой базы сотрудничества государств - участников СНГ, совершенствование и гармонизация национального законодательства; проведение согласованных процессуальных действий, профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций; информационное и научное обеспечение сотрудничества; осуществление сотрудничества в подготовке кадров и повышение квалификации специалистов. Главы государств, принявшие данную Программу, выразили согласие в том, что необходимо ускорить осуществление внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу, во-первых, Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания от 7 октября 2002 г., во-вторых, Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека от 25 ноября 2005 г. -------------------------------- <6> См.: официальный сайт Исполнительного комитета государств - участников СНГ // www. cis. minsk. by.

В целях обеспечения надлежащего нормативно-правового обеспечения противодействия торговле людьми на субрегиональном уровне (на пространстве СНГ) Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ следует также разработать проект модельного законодательного акта о борьбе с торговлей людьми; проект модельного законодательного акта об оказании помощи жертвам торговли людьми; рекомендации по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с торговлей людьми. Представляется, что государственная власть должна обеспечивать таким жертвам эффективный доступ к правосудию по их усмотрению и доступ к убежищу, медицинскому обслуживанию, юридической помощи, социально-психологическим консультациям, а также содействие их возвращению в родные места или переезду на новое место, где они могли бы восстановить свои силы и вернуться к нормальной жизни. Такой подход обеспечивает баланс между потребностями государства в обеспечении безопасности и потребностью общества в восстановлении прав человека применительно к жертве.

Название документа