Историко-правовое положение института президентской власти в странах СНГ

(Рабаданова И. Р.) ("История государства и права", 2008, N 1) Текст документа

ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В СТРАНАХ СНГ

И. Р. РАБАДАНОВА

Рабаданова И. Р., соискатель кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета.

Центральным звеном государственного механизма стран Содружества Независимых Государств является президентская власть. Президент не только наделен обширными собственными полномочиями, но и в силу своего статуса и фактического положения в политической системе государства оказывает существенное влияние на все явления и процессы, происходящие в стране. Действующая система разделения властей предполагает такую модель организации государственной власти, при которой деятельность всех ее ветвей (законодательной, исполнительной и судебной) замыкается на президенте. Статус президента в странах СНГ определяется конституциями соответствующих государств. Президент республики - это глава государства, высшее должностное лицо, символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет страну во внутригосударственных и международных отношениях <1>. -------------------------------- <1> Скуратов Д. Ю. Проблемы участия Президента Российской Федерации в правотворческом процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 17.

Президент воплощает единство народа и государственной власти, обеспечивает преемственность государственности <2>. Он гарант конституции, прав и свобод человека и гражданина, независимости и территориальной целостности государства, соблюдения международных соглашений и договоров. Президент выступает также гарантом независимости судебной власти. Президент в странах Содружества в соответствии с конституцией обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и их ответственность перед народом. -------------------------------- <2> См.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.

В странах Содружества президент избирается на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Здесь, так же как и в России, президент фактически стоит над парламентом, осуществляя как глава государства высшую государственную власть и олицетворяя ее единство. Особенностью правового положения Президента именно как главы государства является то, что он исполняет возложенные на него Конституцией задачи, прежде всего лично, поэтому законодательство стран СНГ предъявляет высокие требования к кандидату на пост президента. Во всех республиках СНГ установлено, что одно и то же лицо не может быть избрано президентом более чем на два срока подряд. В странах Содружества президент избирается всенародно. Законодательство о выборах президента подробно регламентирует все стадии выборов - от выдвижения кандидата в президенты до голосования и подведения итогов выборов <3>. -------------------------------- <3> Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. М., 1999. С. 256.

Моментом вступления президента в должность является принесение присяги. Эта процедура происходит в торжественной обстановке, на расширенном заседании парламента. В торжественной церемонии инаугурации президента участвуют не только депутаты парламента, судьи Конституционного суда, но и члены Центральной избирательной комиссии, Правительства, судьи Высшей судебной палаты. Президент, как глава государства и исполнительной власти, обладает иммунитетом - правом неприкосновенности <4>, из этого следует, что в период осуществления своих полномочий президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Этот принцип закреплен конституционно. Неприкосновенность президента обусловлена как чрезвычайной важностью и ответственностью его полномочий как главы государства и гаранта конституции, так и тем, что он избран всенародно. -------------------------------- <4> Конституция Грузии. Ст. 75; Конституция Республики Молдова. Абзац 2 ст. 81 и др.

Во всех странах СНГ допускается досрочное прекращение полномочий главы государства по следующим параметрам, а именно: 1) в случае добровольной отставки по заявлению, сделанному президентом парламенту; 2) при невозможности осуществления президентских полномочий по болезни, в случае смерти; 3) при отстранении президента от должности в случаях, предусмотренных законом. В период военного или чрезвычайного положения выборы президента не проводятся. В странах СНГ пост вице-президента упразднен. В случае досрочного освобождения или отрешения президента от должности, а также его кончины исполнение его обязанностей временно, до избрания нового главы государства, переходит либо к председателю парламента: в Республике Казахстан - к Председателю Сената (верхней палаты Парламента), а если это невозможно - к Премьер-министру; в Республике Армении - к Председателю Национального собрания, а если это невозможно - к Премьер-министру <5>; в Азербайджанской Республике - к Председателю Милли Меджлиса, а если это невозможно - к Премьер-министру <6>; в Республике Таджикистан - к Председателю Меджлиса <7>; в Грузии - к Председателю Парламента <8> и к Премьер-министру в Республике Беларусь <9>, в Кыргызской Республике <10> и в Украине <11>. -------------------------------- <5> Конституция Республики Армении. Ст. 60. <6> Конституция Азербайджанской Республики. Ст. 118. <7> Конституция Республики Таджикистан. Ст. 72. <8> Конституция Грузии. Ч. 1. Ст. 76. <9> Конституция Республики Беларусь. Ст. 89. <10> Конституция Кыргызской Республики. Ст. 52. <11> Конституция Украины. Ст. 112.

Исполняющий обязанности президента не вправе освобождать от должности министров; присуждать государственные награды, присваивать высшие воинские, специальные и почетные звания, а также высшие дипломатические ранги; назначать референдум. Президент республики, его честь, достоинство неприкосновенны. Во время пребывания президента в должности не допускается его арест или привлечение к уголовной ответственности, если не считать импичмента президенту, выраженному парламентом. Компетенция президента в странах СНГ определена конституциями этих стран. Конституция РФ предваряет определение правового положения Президента РФ указанием, что он "является главой государства". Там же установлено, что Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент осуществляет ряд функций, связанных с организацией деятельности парламента. Так, он назначает очередные и внеочередные выборы в республиканский парламент (Грузия, Казахстан); формирует Центральную избирательную комиссию (Грузия); в Беларуси президент назначает шесть членов Центральной избирательной комиссии по выборам и проведению республиканского референдума. Президенты в ряде стран ближнего зарубежья участвуют в формировании верхней палаты парламента. Так, в Республике Беларусь 1/3 сенаторов назначается президентом республики; в Республике Казахстан президент назначает семь депутатов Сената. Согласно Конституции Грузии после формирования двухпалатного парламента президент республики назначает пять членов Сената. В СНГ президент в любое время правомочен принимать участие в работе парламента, присутствовать на открытых и закрытых его заседаниях, выступать в прениях без предварительной записи и вне очереди. Президент обладает широкими полномочиями в сфере законотворческой деятельности, более того - и правом законодательной инициативы, в том числе и конституционной, а также промульгации законов. Если президент не выразил своего отношения к закону в срок, отведенный для его рассмотрения, и потребовал повторного его рассмотрения, он обязан подписать закон. В ряде республик президент обладает правом роспуска парламента. Так, в Республике Казахстан президент может распустить парламент в случаях: выражения парламентом вотума недоверия Правительству (в Туркменистане - дважды в течение 18 месяцев); двукратного отказа парламента дать согласие на назначение премьер-министра; политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между палатами парламента или парламентом и другими ветвями государственной власти. Парламент не может быть распущен в период военного или чрезвычайного положения, а в Казахстане также в последние шесть месяцев полномочий президента и в течение года после предыдущего роспуска. Важнейшие функции президента связаны с исполнительной властью. В некоторых странах Содружества президент непосредственно возглавляет единую систему исполнительной власти. Например, согласно Конституции Туркменистана ее президент как глава Правительства является единственным носителем исполнительной власти, ответственным за проведение в жизнь политики страны. Президенты в странах СНГ наделены широкими полномочиями по формированию органов исполнительной власти. Президент назначает на должность премьер-министра республики с согласия парламента; осуществляет общее руководство правительством. Правительство подотчетно и подконтрольно президенту. Как гарант законности, президент сменяет или приостанавливает действие актов правительства, министров, государственных комитетов и административных ведомств республики, глав местной администрации в случае несоответствия их конституции и законам республики. Рассматривая отношения президента с судебной властью, деятельности которой посвящена глава 7 Конституции РФ, следует отметить, что судьи высших судов назначаются по представлению президента, а остальные - им лично в порядке, установленном федеральным законом. Президенту принадлежит также право помилования. Конституция устанавливает право президента обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции. Президент играет решающую роль в назначении на должность других высших должностных лиц, в частности, Председателя правления Национального банка; Генерального прокурора республики; Председателя Счетной палаты; Председателя Центральной избирательной комиссии; Председателя Комитета национальной безопасности. Во внешнеполитической сфере президент руководит внешней политикой государства; представляет страну в международных отношениях; ведет переговоры с иностранными государствами, заключает межгосударственные договоры и соглашения и представляет их на ратификацию в парламент; подписывает ратификационные грамоты. По согласованию с парламентскими комитетами (комиссиями) по международным делам президент назначает и отзывает дипломатических представителей республики в иностранных государствах при международных и межгосударственных организациях. Таким образом, власть президента в особой степени ограничена конституцией, что свидетельствует о том, что конституция превалирует над президентской властью. Более того, его власть строго обозначена Основным Законом.

Литература

1. Конституции государств - участников СНГ / Ред. кол.: Л. А. Окуньков, В. В. Оксамытный, М. Я. Булошников. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. 736 с. 2. Конституции и декларации о государственном суверенитете СНГ и стран Балтии. Материалы участника Международной конференции, состоявшейся в Москве 26 - 27 апреля 1994 г. М., 1994. 3. Конституции стран СНГ и Балтии: Учеб. пособие / Сост. Г. Н. Андреева. М., 1999. 4. Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов / Под ред. Н. А. Михалевой. 2-е изд. М.: Манускрипт, 1997. 5. Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. М., 1999. 6. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. 7. Скуратов Д. Ю. Проблемы участия Президента Российской Федерации в правотворческом процессе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

Название документа