Становление политико-правовой базы российско-грузинских экономических отношений в 90-е годы XX века

(Гукасян И. А.) ("История государства и права", 2008, N 2) Текст документа

СТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В 90-Е ГОДЫ XX ВЕКА

И. А. ГУКАСЯН

Гукасян И. А., аспирантка кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.

В начале 90-х годов XX в. Россия и Грузия встали на путь независимого развития. В июне 1992 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин и Председатель Государственного совета Республики Грузия Э. А. Шеварднадзе провели рабочую встречу в Сочи для обсуждения комплекса российско-грузинских отношений. Особое внимание было уделено тем моментам, которые вызывали тогда осложнения в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Грузия <1>. Они заявили, что Россия и Грузия должны и могут жить как добрые соседи и партнеры, признающие суверенитет, независимость и территориальную целостность друг друга. Стремясь действовать в соответствии с этими намерениями, Российская Федерация и Республика Грузия установили между собой начиная с 1 июля 1992 г. дипломатические отношения на уровне чрезвычайных и полномочных послов. -------------------------------- <1> Внешняя политика России: Сборник документов. 1990 - 1992. М., 1996. С. 454 - 455.

Следующая встреча Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и главы государства - Председателя Парламента Республики Грузия Э. А. Шеварднадзе состоялась в августе 1993 г. в Москве. Руководители двух государств подтвердили взаимную договоренность об ускорении формирования договорно-правовой базы отношений между Российской Федерацией и Республикой Грузия, имея в виду быстрее провести переговоры государственных делегаций и при благоприятных условиях подписать Договор о добрососедстве и сотрудничестве <2>. Участники высказались за радикальное улучшение отношений между Россией и Грузией во всех областях, включая финансово-экономическую область. -------------------------------- <2> Внешняя политика России: Сборник документов. 1993: В 2 кн. Кн. 2: июнь - декабрь / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2000. С. 161.

Так было положено начало созданию новой политико-правовой базы отношений между Россией и Грузией вообще и в экономической области в частности. Однако этот процесс проходил нелегко; расширение договорно-правовой базы не сопровождалось автоматически ростом российско-грузинских экономических связей. В Грузии, как и в России, переход к самостоятельному развитию сопровождался глубоким падением промышленного производства, разрушением традиционных технологических, торговых и платежно-расчетных отношений. Грузия была вынуждена приспосабливать свои торгово-экономические связи с зарубежными странами к складывающимся обстоятельствам и вела поиск новых партнеров в ближнем и дальнем зарубежье, меняя географию своих экспортно-импортных операций. При Президенте Э. Шеварднадзе внешнеполитические и внешнеэкономические ориентиры Грузии четко обозначились в направлении Запада <3>. В 1994 - 1999 гг. число стран - торговых партнеров Грузии возросло с 54 до 110 <4>. -------------------------------- <3> Свободная Грузия. 25.01.2000. <4> Иванов Э. М. Экономические отношения Грузии с Россией // Грузия: проблемы и перспективы. Том 1. М., 2001. С. 185.

Беря курс на расширение географии торговых партнеров, Грузия в то же время объективно была заинтересована в сохранении исторически обусловленных экономических и территориальных связей с Россией, нуждалась в ее рынках. Внешнеторговые отношения между Грузией и Россией строились на основе двусторонних соглашений. За период 1992 - 1999 гг. была создана определенная договорно-правовая база, подписано 73 договора и соглашения, из которых 48 действовали, а 25 по различным причинам не вступили в силу. Наибольшее значение имел договор о свободной торговле, подписанный в 1994 г. во время визита в Тбилиси Президента РФ Б. Н. Ельцина. Договором предусматривалось не использовать таможенные сборы и налоги в экспортно-импортных операциях двух стран. Считалось, что этот договор вступит в силу после выполнения внутригосударственных процедур и взаимного обмена соответствующими нотами. Однако Верховный суд Грузии в ноябре 1999 г. объявил договор не имеющим юридической силы из-за того, что он не был ратифицирован грузинским Парламентом. Министерства иностранных дел и внешней торговли Грузии, в свою очередь, утверждали, что договор о свободе торговли с Россией является правомочным в соответствии с Венской конвенцией, согласно которой для вступления в силу двустороннего соглашения достаточно обмена нотами внешнеполитическими ведомствами. Тем не менее в связи с решением Верховного суда Грузии таможенные привилегии в торговле двух стран с ноября 1999 г. были приостановлены, и грузы, поступающие в Грузию из России, в одностороннем порядке стали облагаться таможенным налогом без всяких льгот, и в грузинский бюджет к марту 2000 г. за счет этого поступило 1,5 млн. лари (750 тыс. дол.) <5>. Российская же сторона не предприняла ответных мер. -------------------------------- <5> Иванов Э. М. Экономические отношения Грузии с Россией. С. 190.

Позднее, в марте 2000 г., Парламент Грузии ратифицировал договор о свободной торговле с Россией. Во время слушания этого вопроса председатель парламентского комитета по налогам и сборам Зураб Ногаидели заявил, что под юридической казуистикой фактически просматривается "саботаж российско-грузинских экономических отношений", который противоречит национальным интересам Грузии, поскольку 20% ее внешнеторгового оборота приходится на Россию и, по признанию грузинских экспертов, именно российский рынок обеспечивает занятость многих местных фирм. В ходе состоявшегося 15 сентября 1995 г. официального визита в Грузию Председателя Правительства РФ В. С. Черномырдина были всесторонне обсуждены состояние и перспективы не только политических, но и экономических, научно-технических связей между двумя государствами <6>. -------------------------------- <6> Внешняя политика России: Сборник документов. 1995 / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2000. С. 362 - 363.

Отмечая, что характер, масштабы и формы экономических, научно-технических связей между Россией и Грузией еще не в полной мере отвечают их потенциальным возможностям, стороны сочли необходимым вывести сотрудничество в этих областях на качественно новый уровень, совершенствовать содержание, придать ему более эффективные формы, расширить договорно-правовую базу. В этих целях между Российской Федерацией и Республикой Грузия были подписаны, в частности, Соглашение о координации деятельности железнодорожного транспорта; Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля. В. С. Черномырдин и Э. А. Шеварднадзе согласились, что основные усилия в двустороннем сотрудничестве должны быть направлены прежде всего на расширение и углубление экономических отношений и прямых контактов между хозяйствующими субъектами, и в особенности между предприятиями, имеющими технологически взаимосвязанные производства и кооперационные связи. Особое внимание предполагалось уделить эффективным формам сотрудничества в производственной, научно-технической, инвестиционной, коммерческой и иных областях хозяйственной деятельности. Акцент был сделан на развитии отношений между предприятиями горно-металлургического и топливно-энергетического комплексов, а также транспорта и связи. Россия и Грузия договорились о том, что все вопросы, связанные с транспортировкой нефти и газа из Каспийского региона, будут решаться с обязательным учетом интересов обеих сторон. Исходя из интересов активизации инвестиционной деятельности стороны обязывались содействовать созданию благоприятного климата для инвесторов обоих государств, для чего планировали осуществлять необходимые меры по поощрению и защите взаимных инвестиций, свободному движению капиталов, а также урегулированию прав собственности. Большое значение придавалось совершенствованию платежно-расчетных отношений. В этих целях планировалось принять необходимые меры к урегулированию вопросов взаимных расчетов. На этой встрече решено было создать двустороннюю постоянно действующую рабочую комиссию для рассмотрения вопросов экономического сотрудничества. 18 - 19 марта 1996 г. состоялся официальный визит Президента Грузии в Российскую Федерацию <7>. В ходе визита были подписаны Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о торгово-экономическом сотрудничестве на 1996 - 1997 гг., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о торговом судоходстве и другие договоры и соглашения. -------------------------------- <7> См.: Дипломатический вестник. 1996. N 4. С. 51 - 53.

На состоявшихся переговорах обе стороны подчеркнули большое значение последовательной реализации подписанных ранее двусторонних договоров и соглашений, наряду с продолжением усилий по расширению договорно-правовой базы двусторонних отношений. Ключевую роль здесь призвана была сыграть, по мнению сторон, Совместная российско-грузинская комиссия по вопросам экономического сотрудничества. В итоге обсуждения наиболее приоритетных вопросов развития двусторонних хозяйственных связей стороны договорились завершить в ближайшее время работу по согласованию проектов ряда межправительственных и межведомственных соглашений в финансово-экономической области. В декабре 1997 г. Правительство Российской Федерации и Правительство Грузии подписали Соглашение о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства <8>. -------------------------------- <8> Внешняя политика России: Сборник документов. 1997 / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2001. С. 455.

2 - 4 августа 1999 г. в Москве состоялось очередное заседание Российско-грузинской комиссии по вопросам экономического сотрудничества <9>. В ходе работы комиссии были подписаны соглашения: об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество; о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем. -------------------------------- <9> Внешняя политика России: Сборник документов. 1999 / Министерство иностранных дел Российской Федерации. М., 2003. С. 284 - 285.

По итогам заседания комиссии был принят протокол, в котором содержались поручения министерствам и ведомствам, осуществляющим сотрудничество, по дальнейшему развитию договорно-правовой базы отношений двух стран, оживлению взаимной торговли на основе долгосрочных программ. Особое внимание было уделено ускорению погашения взаимозадолженностей, стимулированию развития сотрудничества в области электроэнергетики и газовой промышленности, транспорта и связи, урегулированию имущественных проблем. Несмотря на довольно успешно создаваемую договорно-правовую базу экономического сотрудничества Грузии и России, показатели этого сотрудничества не удовлетворяли ни одну из стран. Оборот взаимной торговли в 1999 г. составил 172,5 миллиона долларов против 290 миллионов в 1997-м, 265,4 миллиона долларов в 1998 г. При этом доля России во внешней торговле Грузии продолжала падать, в то время как, например, доля Турции - расти. Российский экспорт в основном базировался на ключевых, жизненно важных для самого существования республики позициях - поставках электроэнергии и газа. Причем Россия поставки электроэнергии, нефти и газа не увязывала с политическими процессами в двусторонних отношениях. Между тем наблюдатели считали, что уменьшение Россией поставок газа и электроэнергии в находящуюся в долговой яме Грузию неизбежно сказалось бы на политической ситуации в республике и на позиции грузинского руководства в отношении нашей страны <10>. -------------------------------- <10> Папава В. В. О ходе реформ и перспективах развития экономики Грузии // Общество и экономика. 1998. N 2. С. 29 - 30.

Свое позитивное влияние на развитие экономического сотрудничества между Грузией и Россией оказывала Российско-грузинская комиссия по вопросам экономического сотрудничества. Так, на своем очередном заседании в 1999 г. она, констатируя ухудшающиеся в то время торгово-экономические отношения между РФ и Грузией, поручила соответствующим министерствам и ведомствам России и Грузии осуществить меры по развитию производственной кооперации между предприятиями всех форм собственности на основе прямых производственных связей и по устранению прямых и косвенных барьеров во взаимной торговле. Было принято решение изучить возможности сотрудничества сторон в создании совместных объектов в третьих странах. Таможенным комитетам обеих сторон было поручено обеспечить регулярный обмен информацией, предоставление ее заинтересованным госучреждениям обеих сторон на постоянной основе <11>. -------------------------------- <11> Иванов Э. М. Экономические отношения Грузии с Россией. С. 191.

В конце 90-х годов наметились сдвиги интеграции на микроуровне между грузинскими и российскими энергетическими предприятиями в рамках Соглашения между Грузией и Россией о сотрудничестве в сфере электроэнергетики и газовой промышленности, подписанного 23 сентября 1998 г. 17 - 18 мая 2000 г. в Москве состоялись переговоры грузинских "газовиков" с "Газпромом" по перспективам сотрудничества, в том числе по эксплуатации существующих газопроводов, подаче российского газа грузинским потребителям, а также транзиту российского газа в третьи страны <12>. -------------------------------- <12> Свободная Грузия. 12.05.2000.

Укреплению сотрудничества России и Грузии в космосе служило и подписание руководителями ООО "Грузинский политехнический интеллект", итальянской компании "Аления Спейс" и российской ракетно-космической корпорации "Энергия" договора о создании совместного грузино-итало-российского предприятия. Основной целью этого предприятия являлось проведение учета и мониторинга движения грузов по Южному Кавказу и Центральной Азии <13>. -------------------------------- <13> Свободная Грузия. 08.04.2000.

Большое значение в укреплении грузино-российских экономических связей имело наметившееся сотрудничество в сфере науки, совместного осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ <14>. -------------------------------- <14> Иванов Э. М. Экономические отношения Грузии с Россией. С. 195.

Российско-грузинская комиссия по экономическому сотрудничеству поручала заинтересованным министерствам и ведомствам определить комплекс дополнительных мер по развитию сотрудничества в области науки и на этой основе разработать программу действий на 2000 - 2002 гг. При подготовке программы было решено считать приоритетными направлениями: организацию двусторонней системы научных обменов, совместное выполнение НИОКР, научную стажировку аспирантов и докторантов, научных сотрудников НИИ, проектных организаций и вузов, повышение квалификации преподавателей вузов, обмен научно-методической литературой и др. Особое значение Россия и Грузия придавали в тот период взаимодействию в международных организациях, включая МВФ, ВБ, ВТО, а также выработке совместной экономической линии по взаимодействию с Европейским союзом при его расширении на Восток. Это должно было способствовать, как подчеркивал Э. Шеварднадзе в своей речи при вступлении во второй срок президентства, "поступательному развитию и углублению взаимоотношений с Россией" <15>. -------------------------------- <15> Независимая газета. 2000. 05.05.

Однако внутриполитические события в Грузии ("революция роз") и последующий переход новых грузинских властей к конфронтационному типу отношений с Россией привели к ухудшению и экономических связей между двумя странами.

Название документа