Некоторые проблемы уголовной ответственности за рубежом

(Романов Р. В.) ("Российский судья", 2007, N 12) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА РУБЕЖОМ

Р. В. РОМАНОВ

Опыт установления уголовной ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств в законодательстве некоторых зарубежных государств позволяет найти как общие, так и отличительные черты, а также использовать наиболее удачные и научно обоснованные положения для совершенствования уголовного законодательства России в указанной сфере. П. Круз существующие национальные правовые системы подразделяет на четыре правовые системы: англосаксонскую правовую систему (систему общего права), романо-германскую (цивильную) правовую систему, социалистическую правовую систему (ныне - постсоциалистическую) и правовую систему гибридной, или смешанной юрисдикции <1>. -------------------------------- <1> Cruz P. A Modern Approach to Comparative Law. Boston, 1993. P. 28 - 34.

Проанализируем нормы, предусматривающие ответственность за незаконные деяния с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами в уголовно-правовых системах отдельных государств смешанной правовой системы (Дания, Израиль, Республика Корея). Это обусловлено тем, что в смешанной системе оптимально сочетаются черты как англосаксонской, так и романо-германской систем права, но при этом она является самостоятельной. Уголовный кодекс Дании <2> 1930 г. содержит только один состав, связанный с незаконными деяниями со взрывчатыми веществами и взрывными устройствами. -------------------------------- <2> Уголовный кодекс Дании / Научное редактирование и предисловие С. С. Беляева, канд. юрид. наук. Перевод с датского и английского канд. юрид. наук С. С. Беляева, А. Н. Рычевой. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001. 230 с.

В соответствии с § 192а любое лицо, которое в нарушение законодательства о взрывчатых веществах импортирует, изготовляет, владеет, носит, использует или передает взрывчатые вещества, которые вследствие их особо опасного характера могут причинить значительный ущерб, подлежит тюремному заключению на любой срок, не превышающий четырех лет <3>. -------------------------------- <3> В § 192а УК Дании предметом преступления также является оружие. См.: Там же. С. 162.

Отличительной чертой уголовного законодательства Дании в сфере незаконного оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств является установление ответственности за деяния, которые создают только возможность наступления общественно опасных последствий. Нормы об уголовно-правовой ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств в Законе об уголовном праве Израиля <4> 1977 г. содержатся в главе "Призыв к неповиновению" раздела "Причинение вреда государственным и общественным устоям". -------------------------------- <4> Закон об уголовном праве Израиля / Предисл., пер. с иврита: магистр права М. Дорфман; науч. ред.: канд. юрид. наук Н. И. Мацнев. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. 412 с.

В ст. 144 Закона об уголовном праве Израиля содержится определение понятия оружия, под которым понимаются в том числе боеприпасы, бомба, граната или любое иное взрывчатое вещество, способное причинить смерть человеку или причинить ему вред, а равно часть одного из таких предметов <5>. -------------------------------- <5> В ст. "144 алеф" Закона об уголовном праве Израиля предметом преступления также являются: орудие, из которого можно стрелять пулей, реактивным снарядом, артиллерийским снарядом, бомбой и тому подобным, которые способны причинить смерть человеку, а равно часть, деталь и боеприпасы такого орудия; орудие, которое может выделять вещество, направленное на причинение вреда лицу, включая часть, деталь и боеприпасы к такому орудию, а равно резервуар, содержащий или который в состоянии содержать вышеуказанное вещество, за исключением резервуара для слезоточивого газа. Там же. С. 168 - 169.

Ст. "144 алеф" Закона об уголовном праве Израиля устанавливает, что тот, кто приобретает или владеет оружием, не имея законного разрешения на его владение, наказывается тюремным заключением сроком на семь лет, однако если под таким оружием понимается его часть, деталь или боеприпасы, то он наказывается тюремным заключением сроком на три года. В соответствии со ст. "144 бет" Закона об уголовном праве Израиля предусматривается, что тот, кто носит или перевозит оружие, не имея законного разрешения на его ношение или перевозку, наказывается тюремным заключением сроком на десять лет, однако если под таким оружием понимается его часть, деталь или боеприпасы, то он наказывается тюремным заключением сроком на три года. В ст. "144 бет 2" Закона об уголовном праве Израиля закрепляется, что тот, кто изготавливает, импортирует или экспортирует оружие либо торгует им или совершает в его отношении любую иную сделку, которая влечет за собой передачу владения оружием иному лицу, будь то возмездно или безвозмездно, не имея законного разрешения на совершение вышеупомянутых действий, наказывается тюремным заключением сроком на пятнадцать лет. Статья "144 бет 3" Закона об уголовном праве Израиля определяет, что тот, кто вправе по закону продать или передать оружие и он продает или передает его лицу, которое не вправе по закону владеть им, наказывается тюремным заключением сроком на пятнадцать лет. Законом об уголовном праве Израиля регулируются также и вопросы ответственности за использование взрывчатых веществ. Статья 456 Закона об уголовном праве Израиля устанавливает, что тот, кто незаконно закладывает взрывчатое вещество в каком-либо месте с намерением разрушить имущество либо причинить ему ущерб, наказывается тюремным заключением сроком на пятнадцать лет. В соответствии со ст. 497 Закона об уголовном праве Израиля тот, кто изготавливает либо сознательно владеет взрывоопасным веществом, а равно механизмом или прибором либо любым предметом, которые являются опасными или причиняющими вред, с намерением совершить с их помощью тяжкое или средней тяжести преступление, либо чтобы предоставить возможность другому лицу совершить с их помощью тяжкое или средней тяжести преступление, наказывается тюремным заключением сроком на три года. Подводя итог, отметим, что в уголовном законодательстве Израиля предусмотрены следующие особенности: во-первых, сформулировано определение понятия "оружие", включающее также взрывчатые вещества; во-вторых, уголовная ответственность установлена за незаконные деяния не только с взрывчатыми веществами, но и с частями взрывчатого вещества, что вызывает вопросы; в-третьих, меры уголовной ответственности за незаконный оборот с взрывчатыми веществами дифференцируются в зависимости от предмета преступления, а также совершенного действия; в-четвертых, Закон об уголовном праве Израиля предусматривает высокие размеры санкций за деяния с взрывчатыми веществами, что свидетельствует о повышенной общественной опасности; в-пятых, действия, связанные с приготовлением или покушением в сфере незаконного оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств, выделены в самостоятельные составы преступления; в-шестых, для наступления уголовной ответственности необходимо обязательное установление направленности умысла при совершении преступления. Уголовная ответственность за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств установлена в главе VI "Преступления, связанные со взрывчатыми веществами" Уголовного кодекса Республики Корея <6> от 18 сентября 1953 г. -------------------------------- <6> Уголовный кодекс Республики Корея / Науч. редактирование и предисловие докт. юрид. наук, профессора А. И. Коробеева; перевод с корейского канд. филол. наук В. В. Верхоляка. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс". 240 с.

Согласно § 1 ст. 119 УК Республики Корея лицо, причинившее вред здоровью другого лица, либо уничтожившее имущество, либо нарушившее общественное спокойствие путем использования взрывчатых веществ, подлежит наказанию в виде смертной казни либо пожизненных каторжных работ. В § 2 ст. 119 УК Республики Корея особо выделяется обстановка совершения преступления. В диспозиции статьи предусматривается, что лицо, совершившее преступления, указанные в предыдущем параграфе, во время войны, в период бедствия или военного инцидента, подлежит наказанию в виде смертной казни либо пожизненных каторжных работ. В § 3 ст. 119 УК Республики Корея установлена ответственность за покушения на преступления, указанные в предыдущих параграфах. Более того, ответственность не только за покушения, но и за приготовления к деяниям, предусмотренным в параграфах 1 и 2 ст. 119 УК Республики Корея. § 1 ст. 120 УК Республики Корея гласит, что лицо, осуществляющее приготовления или вступающее в сговор с целью совершения преступлений, указанных в параграфах 1 и 2 статьи 119, подлежит наказанию в виде каторжных работ на срок не менее двух лет. В этом же параграфе устанавливается поощрительная норма, в которой указывается, что, если лицо отказалось от совершения преступления, наказание подлежит смягчению либо не назначается. В § 2 ст. 120 УК Республики Корея содержится норма, устанавливающая ответственность за подстрекательство к вышеуказанным деяниям. В ней закреплено положение, согласно которому § 1 ст. 120 УК Республики Корея подлежит применению к лицу, которое подстрекает другое лицо к совершению преступлений, предусмотренных параграфами 1 и 2 предыдущей статьи. Статья 121 УК Республики Корея завершает регламентацию уголовной ответственности за незаконные деяния с взрывчатыми веществами. В диспозиции статьи предусматривается, что лицо, которое без законных оснований производит, импортирует, экспортирует, поставляет или хранит взрывчатые вещества во время войны либо в период военного инцидента, подлежит наказанию в виде каторжных работ на срок не более десяти лет. На основе изложенного можно отметить некоторые отличительные черты уголовной ответственности за незаконные деяния с взрывчатыми веществами: во-первых, преступления, связанные с незаконным оборотом взрывчатых веществ, в УК Республики Корея выделены в самостоятельную главу, что свидетельствует о высокой опасности таких деяний; во-вторых, необходимым условием возникновения ответственности по законодательству Республики Корея является наступление общественно опасных последствий; в-третьих, предусматривается ответственность как за покушение, так и за приготовление к преступлениям в указанной сфере; в-четвертых, по УК Республики Корея обстановка, в которой совершаются незаконные деяния с взрывчатыми веществами, является отягчающим обстоятельством; в-пятых, не предусматривается уголовной ответственности за незаконный оборот взрывных устройств. Проанализировав уголовное законодательство вышеназванных зарубежных государств, можно сделать вывод о том, что вопросы ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств регламентируются в законодательстве по-разному. Однако следует отметить, что высокая общественная опасность незаконных действий со взрывчатыми веществами и взрывными устройствами признается в уголовном законодательстве всех вышеперечисленных государств. Более того, учитывая повышенную общественную опасность незаконных деяний со взрывчатыми веществами и взрывными устройствами (в смысле их незаконного оборота), в законодательстве отдельных зарубежных государств такие деяния обозначены в качестве самостоятельных составов преступления. На основании вышеизложенного можно выделить положения в уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран, которые могут быть учтены в Уголовном кодексе России при совершенствовании норм, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств. Во-первых, следовало бы дифференцировать уголовную ответственность в зависимости от предмета преступления, при этом выделив в отдельный состав преступления деяния, связанные с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств. Во-вторых, предусмотреть в уголовном законодательстве России более строгую по сравнению с оружием ответственность в отношении взрывчатых веществ и взрывных устройств, учитывая их повышенную общественную опасность. В-третьих, целесообразно дифференцировать ответственность в зависимости от вида незаконного деяния (незаконный сбыт взрывчатых веществ и взрывных устройств целесообразно наказывать строже, чем хранение или ношение таких предметов). В-четвертых, институт освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием применительно к деяниям с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами распространить только на определенные действия (на все действия, предусмотренные в УК РФ, кроме случаев сбыта).

Название документа