Конституционные положения, определяющие принципы трудового права Украины

(Стасив О. В.)

("Вестник Пермского университета", 2013, N 3)

Текст документа

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

ТРУДОВОГО ПРАВА УКРАИНЫ

О. В. СТАСИВ

Стасив О. В., ассистент, кандидат юридических наук, Львовский национальный университет имени Ивана Франко.

Статья посвящена исследованию конституционных положений, определяющих основы регулирования трудовых отношений. Особое внимание уделено влиянию конституционных принципов на отрасль трудового права. Предложена классификация таких принципов на конституционные принципы, которые направлены на реализацию права на труд, и конституционные принципы защиты права на труд в Украине.

Доказывается значимость конституционных принципов трудового права для формирования и развития одной из важных в условиях рыночных отношений отраслей отечественного права. Они, по мнению автора, являются определяющими ориентирами, по которым должно происходить формирование системы норм, направленных на последовательное закрепление, развитие и защиту всего комплекса социально-экономических прав и свобод человека в сфере труда, а также должны обеспечивать плодотворное сотрудничество между работниками и работодателями и уравновешивать их взаимные интересы.

Сделаны выводы о том, что конституционные принципы трудового права должны соответствовать и международным нормативно-правовым актам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Они являются частью отечественного законодательства.

Также автор доказывает, что конституционные права выступают одновременно конституционными принципами трудового права. Именно на них должны ориентироваться все нормативно-правовые акты, которые определяют направление развития правовой системы. Они могут не формулироваться в нормативно-правовых актах, а исходить из совокупности конституционных норм.

Обоснованы критерии классификации важнейших конституционных принципов трудового права, а также осуществлен их подробный анализ. К числу таких принципов относятся прежде всего право на труд (права на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, оплату труда, отдых и запрет принудительного труда). Принципами трудового права являются и конституционные положения, направленные на защиту трудовых прав профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками органами, право на забастовку и иные не запрещенные законом средства защиты.

На основании проведенного анализа сформулированы предложения по дальнейшему воплощению в трудовые отношения конституционных положений, определяющих направления правового регулирования труда, а также предлагаются обоснованные рекомендации по практическому применению этих принципов в сфере защиты трудовых прав граждан.

Ключевые слова: принципы права; конституционные принципы трудового права; общеправовые принципы; специально-правовые принципы.

Constitutional provisions defining the principles of labour law of Ukraine

O. V. Stasiv

Stasiv O. V., Ivan Franko Lviv National University.

The article is dedicated to the research of constitutional provisions, which define basis of legal regulation of labour relations. Special attention is paid to the influence of constitutional principles on the field of labour law. Classification of such principles is offered on constitutional principles which are directed on realization of right to work and constitutional principles of defence of right to work in Ukraine.

The importance of the constitutional principles of labour law for the formation and development of one of the most important spheres of the domestic law is grounded. To author's mind, they are determinant guides on which the system of norms should be formed which are directed to consistent establishment, development and protection of the whole range of humans' socio-economic rights and freedoms in the field of labour and the need to ensure effective cooperation between employees and employers and to balance their controversial interests.

It is concluded that the constitutional principles of labour law must correspond international normative legal acts, which are legalized by the Supreme Counsil of Ukraine. They are the part of domestic legislation.

The author argues that the constitutional rights are at the same time the constitutional principles of labour law. All the normative legal acts, which define the direction of legal system development, should be orientated on them. They may not to be formulated in normative legal acts, but they may be emerged of the aggregate of constitutional norms.

The most important criteria of labour law constitutional principles classification are grounded, their detailed analysis is made. Primarily the right to labour belongs to those principles (the rights to appropriate, safe and healthy working conditions, to labour payment, to rest and compulsory labour prohibition). The constitutional provisions directed to the protection of labour rights by the trade unions and other bodies empowered by the employees, the right to the strike and other protection measures not prohibited by the law are also the principles of labour law.

The proposals to the following constitutional provisions implementation into the labour relations are formulated on basis of the made analysis, which define the direction of labour legal regulation, and reasonable recommendations are suggested concerning practical application of these principles in the sphere of citizens labour rights protection.

Key words: principles of law; constitutional principles of labour law; general legal principles; special-legal principles.

Действующая Конституция Украины наметила качественно новый подход к определению содержания основных прав и свобод человека и гражданина, а также тех принципов, которые положены в их основе. При этом каждое ее положение, каждая норма могут трактоваться как определяющие принципы регулирования общественных отношений.

В юридической литературе нет однозначной позиции по нормативному выражению принципов права. Многие ученые считают, что принципы права должны иметь нормативное, юридическое выражение [2, с. 40]. Такой подход присущ преимущественно представителям советской правовой науки. Другие ученые более пользуются духом, а не буквой закона и считают, что эти принципы не обязательно должны быть непосредственно сформулированы в нормативных правовых актах. Их можно выводить из совокупности юридических норм и законодательства в целом [8, с. 457]. Поэтому некоторые ученые предпринимают попытки разграничения "правовых принципов" и "принципов права". Первые, как правило, отображаются в нормативных актах в виде отдельных общих положений (норм-принципов), например: "Каждый, кто работает, имеет право на отдых". "Принципы права" являются более широким по содержанию понятием: они создают основу для норм права, определяют направление их развития.

В международном праве эти понятия часто рассматривают как синонимы, несмотря на то что "принципы права" используют на более высоком уровне обобщения, чем "нормы права". Такая позиция для отечественного правопонимания представляется не совсем приемлемой. Употребляя эти понятия в совокупности, следует осознавать, что в формулировке конкретной нормы воплощается определенная основа (норма-принцип).

Известно, что право является внутренне согласованной системой, которая выражается в единстве его правовых основ. А потому различные взгляды на них в национальном и международном праве могут привести к нарушению согласованности системы. Еще римскими юристами была выработана формула: "Generalta verba sunt generallter intelligenda" - "Общие термины должны пониматься общим образом". Поэтому конституционные принципы трудового права должны соответствовать и международным нормативно-правовым актам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Они являются частью отечественного законодательства.

Так, Законом Украины от 14 сентября 2006 г. N 137-V была ратифицирована Европейская социальная хартия (пересмотренная). В ней права человека часто называют "права и принципы". Этим подчеркивается значение соблюдения государствами основных прав как основ правового регулирования [1, с. 36]. Поэтому права человека, которые закрепляет Конституция нашего государства, необходимо рассматривать именно с этой позиции.

Все конституционные права выступают одновременно конституционными принципами трудового права. Именно на них должны ориентироваться все нормативно-правовые акты, которые определяют направление развития правовой системы. Они могут не формулироваться в нормативно-правовых актах, но исходить из совокупности конституционных норм. Например, принцип охраны труда включает в себя право каждого человека на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда.

Вместе с тем не все конституционные принципы имеют одинаковое влияние на институты трудового права. Поэтому, в зависимости от сферы распространения, конституционные принципы права подразделяются на общеправовые (распространяются на все отрасли права) и специально-правовые (распространяются на конкретную отрасль права). Кроме того, есть еще межотраслевые принципы, действие которых распространяется на несколько отраслей права.

К общеправовым конституционным принципам трудового права относится принцип свободы, равенства, запрещения дискриминации, единства юридических прав и обязанностей, соответствие права общечеловеческим ценностям и т. д. Более подробно данные принципы были изучены в диссертационном исследовании [7, с. 12].

На трудовое право Украины распространяется весь комплекс общеправовых принципов, которые закреплены в Основном Законе нашего государства. Однако они дифференцируются в соответствии с особенностями отрасли трудового права.

Так, в частности, принцип свободы находит свое проявление в следующих конституционных положениях: человек обладает неотъемлемым и исключительным правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, которое обеспечивается государством, человек может свободно выбирать вид и форму деятельности; законодательством запрещается необоснованный отказ в приеме на работу, для защиты нарушенного права на свободу труда или свободу трудового договора и работник, и собственник предприятия наделяются правом обращаться в компетентные органы судебной или административной власти.

По убеждению Л. Ю. Бугрова, свободу труда следует рассматривать в социально-экономическом и юридическом аспекте [3, с. 127].

В социально-экономическом аспекте она характеризуется способами поощрения труда, организацией труда, распределением его результатов.

Свобода труда в юридическом аспекте рассматривается как совокупность юридических норм, выражающих степень свободы в общественных отношениях по поводу труда [4, с. 14]. Она включает в себя принципы, декларации, другие виды норм права, выработанные в результате правоприменительной деятельности. Эти виды норм права соответствуют таким положением юридических отношений. В нашем понимании свобода труда в юридическом аспекте - это принцип, который выражает социально-экономические отношения.

С такой позиции содержание свободы труда заключается в том, что каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности и профессию; реализовывать свои способности к труду самостоятельно или на основе трудового договора; свободно выбирать место работы, включая работу за рубежом; руководствоваться при реализации своих способностей к труду исключительно собственными интересами. При этом права одних субъектов могут остаться нереализованными, если отсутствует корреспондирующее право других субъектов. Такая необходимая связь между правами и обязанностями подчеркивается в международных документах. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека указано, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором возможно свободное и полное развитие его личности.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также содержится положение о том, что каждый отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит. В Конституции Италии, в частности, закреплено, что Италия - демократическая республика, основанная на труде, и, кроме того, Республика признает за всеми гражданами право на труд и стимулирует условия, которые делают это право реальным; здесь предусмотрена также обязанность работать.

Конституция Украины не содержит таких положений, так как законодательное закрепление обязанности работать без механизма его реализации приведет к легализации принудительного труда (в противном случае оно должно остаться декларацией).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции Украины заключение договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения соответствующих изменений в нее. Таким образом, национальным законодательством могут вводиться ограничения некоторых общепризнанных принципов международного права. Например, общепризнанная основа свободы предпринимательской деятельности часто противоречит интересам наемных работников, поэтому с целью предупреждения и защиты от необоснованных увольнений украинский законодатель ограничивает право на увольнение по инициативе собственника или уполномоченного им органа четко определенными случаями в законодательстве (ст. 40 и 41, а также при неудовлетворительном результате испытания - ст. 28 КЗоТ Украины).

К межотраслевым конституционно-правовым принципам можно отнести право на труд, хотя в юридической литературе его рассматривают преимущественно как принцип трудового права. Так, Н. Б. Болотина отмечала, что "право на труд человека в Украине является субъективным правом. Это право обеспечено системой юридических норм, образующих отдельную отрасль права - трудовое право" [1, с. 38]. Однако такая точка зрения представляется не совсем удачной, поскольку право на труд распространяется на все формы труда, которые регулируются не только трудовым правом, но и гражданским или административным.

Европейская социальная хартия провозглашает, что "каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь путем свободного выбора профессии и занятий" (ст. 1). То есть право на труд может быть реализовано и за трудовыми отношениями. В противном случае это будет ограничением принципа свободы труда.

Право на труд по Основному Закону нашего государства реализуется гражданами добровольно. Любое его навязывание частному лицу необходимо рассматривать как принудительный труд.

Запрет использования принудительного или обязательного труда закреплен в КЗоТ Украины (ст. 31). Однако допускаются и исключения из этого правила. Они содержатся в ст. 32 - 34 КЗоТ Украины. В частности, предусматривается возможность временного перевода работника без его согласия на другую работу в случае производственной необходимости или простоя. Пленум Верховного Суда Украины в Постановлении N 9 "О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия" от 1 ноября 1996 г. указал, что в связи с запретом использования принудительного и обязательного труда не могут применяться правила ст. 32, 33, 34 КЗоТ Украины как противоречащие Конституции.

В конституциях ряда стран, принятых непосредственно после Второй мировой войны, было также провозглашено право на труд и обязанность трудиться под влиянием опыта СССР и католической социальной доктрины. Так, в преамбуле Конституции Французской Республики 1946 г., которую оставила действующая Конституция 1958 г., провозглашены важные социально-экономические права, в том числе и право на труд в следующей формулировке: "Каждый обязан работать и имеет право на получение должности". Конституция Японии 1947 г. также закрепляет право на труд и обязанность трудиться. Однако, как заметил И. Я. Киселев, на Западе в понятия "право на труд" и "обязанность работать" вкладывали другую суть, чем в бывшем СССР. Под трудом, прежде всего, понималась профессиональная деятельность, не только работа по найму, но и любой другой вид занятости, в том числе в качестве предпринимателей, независимых работников, и "самое главное - эти понятия полностью исключали внеэкономическое принуждение. Акцент делается на свободу труда" [6, с. 123].

Анализ международного законодательства позволяет сделать вывод, что украинское законодательство не совсем совпадает и с общепринятыми международными актами. Так, ст. 23 Всеобщей декларации прав человека содержит следующее положение: "Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы". Ратифицирован Украиной Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В содержание права на труд вкладывается "право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь свободным трудом". В соответствии со ст. 1 Европейской социальной хартии с правом человека на труд должна корреспондировать обязанность государства по обеспечению полной занятости трудоспособного населения.

Право на труд в трудовом праве имеет основополагающий, фундаментальный характер, из него вытекают все другие трудовые права. Оно включает в себя весь комплекс специально-правовых принципов. Реализуя свое право на труд, лицо заключает трудовой договор. С этого момента на работника распространяется действие всех конституционных принципов трудового права. Специально-правовые принципы права имеют особое значение, ведь они определяют основы осуществления и особенности всех трудовых отношений. К ним следует отнести: право на отдых и оплату труда, право на безопасные и здоровые условия труда, запрет принудительного труда, а также защиту трудовых и социально-экономических прав граждан профессиональными союзами и другими уполномоченными трудовым коллективом органами, право на забастовку, защита трудовых и социальных прав другими, не запрещенными законом средствами.

В современной литературе по трудовому праву можно выделить различные подходы к формулированию специально-правовых принципов трудового права.

Так, существует позиция, согласно которой принципы трудового права делятся на четыре группы: выражающие политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости; содержащие руководящие принципы в области установления условий труда работников; определяющие правовое регулирование применения труда наемных работников; отражающие направления правовой политики в области здравоохранения и защиты трудовых прав работников [9, с. 23 - 24].

К принципам, выражающим политику в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости, относятся: свобода труда и свобода трудового договора. К принципам, которые определяют установление условий труда, - единство и дифференциация условий труда, а также активное участие работников и профсоюзов в установлении условий труда. К принципам, которые определяют применение труда работников, - определение трудовой функции; устойчивость трудовых отношений, обеспечение нормальной дисциплины труда; вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законодательством минимума. К принципам, которые определяют охрану трудовых прав работников, - обеспечение охраны труда и здоровья работников, а также гарантированность трудовых прав работников.

Также специально-правовые принципы трудового права по их направленности подразделяют на три группы: основы привлечения к труду, обеспечение занятости и использования рабочей силы; основы высокого уровня условий труда и охраны трудовых прав; основы защиты трудовых прав и развития личности работника [5, с. 55].

К первой группе относятся следующие принципы: обеспечение свободы труда и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда, обеспечение права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве, материальную и моральную поддержку в условиях безработицы, обеспечение равноправия в труде и занятости, запрет дискриминации в труде.

Вторая группа включает: обеспечение права на справедливое вознаграждение за труд не ниже установленного государством минимума, обеспечение права на охрану труда, на безопасность рабочего места, защиту от трудового травматизма и возможного вреда при таком травматизме; особая охрана труда женщин, молодежи и других работников, нуждающихся в специальной защите, обеспечение права на ограничение рабочего времени, на отдых, включая выходные, праздничные и нерабочие дни, ежегодный оплачиваемый отпуск, обеспечение права работодателя требовать от работника выполнения обязанности добросовестно работать, бережного отношения к имуществу производства и право работника требовать от работодателя (администрации) соблюдения администрацией трудовых обязанностей, трудового законодательства.

К третьей группе относятся принципы: обеспечение права на защиту трудовых прав, включая судебную защиту и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, обеспечение прав работников, их трудовых коллективов и профсоюзов на производственную демократию, развитие социального партнерства.

Несмотря на различные перечни принципов, некоторые особенности в их формулировках и несовпадение в количестве, в большинстве случаев все же нет каких-то кардинальных разногласий. Это означает, что взгляды разных представителей современной науки на современные принципы трудового права в общем совпадают.

Исходя из вышесказанного, считаем необходимым предложить свой подход к группировке конституционных принципов трудового права.

Поскольку право на труд относительно всех специально-правовых принципов трудового права имеет общий характер, то, очевидно, является комплексом конституционных принципов, направленных на его реализацию. К таким принципам следует отнести: право на отдых и оплату труда, право на безопасные и здоровые условия труда и запрет принудительного труда.

В случае нарушения гарантированного Основным Законом нашего государства права на труд предусматриваются конституционные принципы защиты. А именно защита трудовых и социально-экономических прав граждан профессиональными союзами и другими уполномоченными трудовым коллективом органами, право на забастовку как гарантия защиты трудовых и социальных интересов, защита трудовых и социальных прав другими не запрещенными законом средствами.

Поэтому, исходя из особенностей отношений, которые регулируют специально-правовые конституционные принципы трудового права, можно выделить: конституционные принципы, которые направлены на реализацию права на труд, и конституционные принципы защиты права на труд в Украине.

Итак, конституционные принципы трудового права определяют направление развития всей отрасли трудового права. Особое значение здесь имеют специально-правовые конституционные принципы, поскольку они определяют основные особенности, отличающие отрасль трудового права от других отраслей права; а также определяют специальное направление развития данной отрасли. Поэтому, на наш взгляд, их научное исследование требует дальнейшей разработки.

Библиографический список

1. Болотина Н. Б. Трудовое право Украины: Учебник. К.: Знания, 2008. 725 с.

2. Братусь С. Н. Предмет и система гражданского права // Правоведение. 1960. N 1. С. 34 - 40.

3. Бугров Л. Ю. Свобода труда и свобода трудового договора в СССР (юридический аспект). Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. 127 с.

4. Бугров Л. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1992. 236 с.

5. Гусов К. Н. Трудовое право России: Учебник. М.: Юристъ, 1999. 256 с.

6. Кисилев И. Я. Трудовое право стран Запада на рубеже XX века. М.: Эксмо, 2006. 345 с.

7. Колодий А. М. Конституция и развитие принципов права Украины (методологические вопросы): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01 "Теория и история государства и права, история политических и правовых учений"; 12.00.02 "Конституционное право". К., 1999. 20 с.

8. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект; Велби, 2008. 768 с.

9. Смирнов О. В. Трудовое право: Учебник. М.: Статус ЛТД+, 1996. 528 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bolotina N. B. Trudovoe pravo Ukrainy: Uchebnik. K.: Znanija, 2008. 725 s.

2. Bratus' S. N. Predmet i sistema grazhdanskogo prava // Pravovedenie. 1960. N 1. S. 34 - 40.

3. Bugrov L. Ju. Svoboda truda i svoboda trudovogo dogovora v SSSR (juridicheskij aspekt). Krasnojarsk: Izd-vo Krasnojar. un-ta, 1984. 127 s.

4. Bugrov L. Ju. Problemy svobody truda v trudovom prave Rossii. Perm': Izd-vo Perm. un-ta, 1992. 236 s.

5. Gusov K. N. Trudovoe pravo Rossii: Uchebnik. M.: Jurist, 1999. 256 s.

6. Kisilev I. Ja. Trudovoe pravo stran Zapada na rubezhe XX veka. M.: Jeksmo, 2006. 345 s.

7. Kolodij A. M. Konstitucija i razvitie principov prava Ukrainy (metodologicheskie voprosy): Avtoref. dis. d-ra jurid. nauk: 12.00.01 "Teorija i istorija gosudarstva i prava, istorija politicheskih i pravovyh uchenij"; 12.00.02 "Konstitucionnoe pravo". K., 1999. 20 s.

8. Marchenko M. N. Problemy teorii gosudarstva i prava. M.: Prospekt; Velbi, 2008. 768 s.

9. Smirnov O. V. Trudovoe pravo: Uchebnik. M.: Status LTD+, 1996. 528 s.

Название документа