Этнополитические аспекты правового регулирования миграционных процессов в конце XX века в России

(Абдуллаев М. Н., Кудимов А. В.) ("История государства и права", 2007, N 24) Текст документа

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНЦЕ XX ВЕКА В РОССИИ

М. Н. АБДУЛЛАЕВ, А. В. КУДИМОВ

Абдуллаев М. Н., доцент кафедры истории государства и права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук.

Кудимов А. В., доцент Современного нового университета, кандидат юридических наук.

Понятие "этничность" традиционно рассматривается Российским государством как социально значимая характеристика индивида и населения в целом, власть учитывает этничность в управленческой практике и стремится также иметь управляемый, предсказуемый и понятный этнокультурный ландшафт. Среди определяющих социальных признаков, влияющих на избирательный подход к мигрантам, зачастую оказывается их этническая принадлежность. "Приемлемость" и "неприемлемость" этнических групп определяются не представлениями о нации, а задачами сохранения этнического баланса, "стабильности", управляемости обществом. Этническое деление мигрантов, скорее, заявлено как общая интенция, но пока не находит институционального воплощения. Государство не готово вырабатывать и применять на практике сколько-нибудь последовательную концепцию национального в этнокультурном смысле государства. Представители власти пытаются осмыслить и описывать российскую государственность и российское общество в этнических и культурных терминах. "В этом отношении можно выделить два параллельных, отчасти противоречащих друг другу, отчасти совпадающих процесса. Россию риторически и символически конструируют или как преимущественно русскокультурное, славянское, православное государство, или (и) как государство "коренных" народов и "укоренившихся" религий. Примеров того, как это делается, довольно много - от принятия в 1997 г. Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", выделения в этой связи "традиционных" конфессий и предоставления фактически привилегированного статуса Русской православной церкви до внесения в 2001 г. в Государственную Думу проекта закона о статусе русского народа" <1>. -------------------------------- <1> Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности: Материалы региональной научно-практической конференции (29 - 30 мая 2002 г.) / Под общ. ред. Ю. Г. Ефимовой и В. М. Вабелина. Ставрополь: СТАУ, 2002. С. 4 - 5.

В последнее десятилетие вошли в употребление и даже были законодательно закреплены понятия "народы России" и "национальная Россия" в смысле "коренных" этнических общностей страны. Характерный пример начала 90-х годов XX в. - использование в рабочем словаре Министерства по делам национальностей и других ведомств выражения "этнические россияне". Речь шла не о бывших советских гражданах вообще, а о русских или о русскокультурных людях, которые сталкиваются с неблагоприятным отношением к себе и с ограничением своих социальных возможностей в новых независимых странах. Однако же реальная ситуация, если взять ее в целостности, не оправдывает ожиданий. "Этноцентристская риторика оказывается непоследовательной и не находит адекватного законодательного и институционального воплощения. Практическая политика и связанные с ней заявления чиновников и политиков едва ли могут характеризоваться как деятельность, направленная на создание "национального" в этнокультурном смысле государства" <2>. -------------------------------- <2> Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000.

В общем пакете "миграционного" законодательства до настоящего времени этнический критерий четко выражен в Федеральном законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" 1999 г. Вот определение соотечественника: "Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии" (п. 1 ст. 1); "соотечественники за рубежом" - это в числе прочего "потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам (выходцев из России и СССР), за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств" (п. 2 ст. 1). Помимо этого, "национальности Российской Федерации - национальности людей, основные территории расселения которых находятся в Российской Федерации"; "титульная нация - часть населения государства, национальность которой определяет официальное наименование данного государства" (ст. 2). Однако все эти перечисленные общеустанавливающие нормы Закона не нашли воплощения ни в других нормах того же Закона, посвященных гражданству граждан бывшего СССР, ни в подзаконных актах. Можно отметить, что в данном Законе приводятся два отчасти противоречащих друг другу подхода. Один (ст. 2) - введение категории "национальности Российской Федерации". Второй - не наделение именно этих национальностей каким-либо статусом, а исключение из потенциальных претендентов на статус соотечественников титульных национальностей других государств, то есть тех, о ком, по мысли авторов Закона, уже заведомо есть кому позаботиться. Закон о соотечественниках, безусловно, интересен как первый федеральный законодательный акт, ограничивающий права по этническому признаку, но едва ли можно утверждать, что в его основу положено видение России как национального в этнокультурном смысле государства. Других же, помимо Закона о соотечественниках, законов, иных актов или концептуальных официальных заявлений, делящих население в целом и иммигрантов в частности на своих и чужих по этническому признаку, до настоящего времени не появилось. Закон о соотечественниках в основном не действовал и не действует и потому остается сводом противоречивых намерений. "Наибольший интерес в Законе о соотечественниках вызывала ст. 11, посвященная приобретению соотечественниками российского гражданства. Статья утратила силу со вступлением в силу Закона о гражданстве 1 июля 2002 г., но до того применялась довольно своеобразно. Пункт 4 ст. 11 признавал российскими гражданами всех граждан бывшего СССР, не приобретших иного гражданства. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 865 устанавливал процедуру оформления гражданства в соответствии с этой статьей. Указ реально применялся только в самопровозглашенных республиках - Приднестровье и Абхазии. По данным "Интерфакса", только в июне 2002 г. в Абхазии гражданство получили около 120 тыс. человек; в подавляющем большинстве это были нерусские. При этом людям, получившим таким образом заграничные паспорта граждан РФ, в Абхазии и Приднестровье не дают возможности переселяться в Россию. Паспортно-визовые службы под различными предлогами отказывают им в получении внутренних паспортов и в регистрации по месту жительства: при этом ограничения в равной степени касаются армян и абхазов из Абхазии и русских из Приднестровья" <3>. "Новый Федеральный закон о гражданстве вводит в качестве требования к претендентам на гражданство свободное владение русским языком (неофициальным языком РФ и неофициальными языками республик в составе РФ, что было бы логично). Это можно рассматривать и как следование законодателей идеалу языково-культурной однородности сообщества граждан, и как создание предпочтительных условий для этнических русских" <4>. Дискриминационные практики в основном возникают как побочный эффект функционирования паспортной системы, о чем речь шла выше (этническая избирательность проверок "паспортного режима"; запреты на регистрацию для отдельных этнических групп). При этом именно внутри системы контроля и в целом внутри паспортной системы МВД вырабатываются дискриминационные практики и представления о границах между "этническими россиянами" и прочими. -------------------------------- <3> См.: Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Русский мир, 2003. <4> Абдулатипов Р. Г. Основы национальных и Федеративных отношений. М.: РАГС, 2004.

Российская Федерация в современный период переживает сложнейший период развития: неэффективность функционирования органов государственной власти; острые экономические, политические и этноконфессиональные противоречия; разгул криминала - все это обернулось серьезными проблемами в жизни многонационального российского общества. В этих условиях совершенствования государственно-правового регулирования миграционных процессов, научный анализ их состояния, динамики и возможных тенденций развития выступают необходимыми условиями государственной безопасности Российской Федерации.

Название документа