Образовательные программы XXI века для Великобритании
(Кананыкина Е. С.)
("Юридическое образование и наука", 2007, N 4)
Текст документа
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ XXI ВЕКА ДЛЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Е. С. КАНАНЫКИНА
Кананыкина Е. С., преподаватель кафедры публичного права Гуманитарного университета (Екатеринбург), кандидат юридических наук.
Цели образования XXI века были определены правительством Тони Блэра в 1997 г. в ходе переговоров с Министерством образования и Казначейством, ответственным за фонды, а также после проведенных консультаций с учителями, работниками образования [2].
Образование в течение всей жизни, - говорится в Белой Книге Великобритании, 1999, - является условием устойчивого развития английской цивилизации, связующей общество, в котором люди развиваются как активные граждане и в котором не существует преград к общению [7]. В частности, принятие Национального учебного плана (2000), разработанного в соответствии с недавними изменениями структурны школы, нацелено на всемерное способствование подъему стандартов обучения и успешное достижение их всеми детьми [6].
Если следовать положениям Национальной стратегии Великобритании, просвещение имеет две цели: построение более успешного общества, обеспечение более образованной рабочей силы и создание так называемого общества знаний, которое повышает успех Великобритании в других странах, в связи с чем была создана специальная инспекция, которая, опираясь на результаты экзаменов и положения Концепции о добавленной ценности оценивает положение каждой школы и определяет реальный ежегодный прирост достижений как отдельных учащихся, так и всей школы.
Общепризнанно, что образование является той составляющей, которая необходима для воспитания успешных членов общества. Будущие поколения должны быть более активными, более образованными, умеющими использовать все предоставляемые возможности. Профессор М. Барббер, глава аппарата советников премьер-министра Великобритании и главный советник премьер-министра по вопросам образования и социальной сферы Великобритании, следующим образом прокомментировал меры, предпринятые государством в деле реформирования: "Допустим, одна из школ очень успешна с точки зрения организации затраченных средств. Вопрос о рычагах воздействия на школу очень важен, и государственные средства используются именно в качестве такого рычага. Хотя зачастую небольшие затраты денежных средств приносят большие результаты. Например, на Национальную программу по обучению грамотности отпускается меньше денег (80 млн. фунтов), чем на зарплату учителям (9 млрд. фунтов), однако эта программа служит мощным стимулом для совершенствования преподавания [5]. Принятая формула финансирования дает возможность перераспределять денежные средства на уровне местных властей. Успех формулы в основном зависит от самих учеников, от умения школы использовать свои образовательные ресурсы, поскольку из центра выделяются только денежные средства на заработную плату педагогам. Но на местном уровне могут вноситься разные изменения. Школа тоже вправе решать, что ей делать с деньгами, выделенными из центра. Раньше объем финансирования зависел от количества учителей, компьютеров, школ. Старая система была ориентирована на учителя, чтобы ему было удобно работать. А по новой системе школа должна отвечать требованиям учащихся и родителей. Прежде всего центральное правительство установило высокие стандарты для всех школ, определило уровень для учеников и родителей. Также стандарты устанавливаются в Национальной программе, и они основываются на компетентности. Финансирование идет по количеству учеников в школе. Оплата учительского труда определяется бюджетом школы. Школа также может перераспределять деньги по решению управляющего совета. Местные органы управления делегируют денежные средства на уровень школ, но не влияют на их распределение. Так, 75 процентов средств распределяются в зависимости от числа учащихся, то есть по формуле. Остальные 25 процентов зависят от стоимости здания. Если преподаватели будут более квалифицированными, тогда их труд станет и более высокооплачиваемым".
Современная система образования страны унаследована после реформы 1988 г. и никаких важных изменений с тех пор не претерпела. "Но если успешная и неуспешная школы находятся рядом, то управляющий совет и директор первой может стать лидером во второй. Это еще не прописано в законе, но уже есть в педагогической практике". Так, на примере управления школой в Великобритании на современном этапе проф. Барббер поясняет, что "в лице совета графство получает деньги от правительства, затем деньги идут в школу, распределяясь по формуле финансирования, утвержденной правительством. Школьные управляющие советы несут ответственность за распределение средств внутри школы: они могут решать вопрос о зарплате учителя, сколько нужно купить компьютеров и пр. Директор отвечает за менеджмент школы и консультирует управляющий совет. Все указанные мероприятия реализуются в рамках концепции управляющих советов, заложенной в 1986 г. в Законе об образовании.
В настоящее время пределы свободы школы ограничиваются только стандартами обучения или Национальными стандартами, которые определяют эффективность обучения в школе. Эта система состоит из тестов для детей 7 - 11 - 14 - 16 лет и системы инспектирования каждой школы. Согласно Закону инспектирование каждой школы проводится один раз в четыре года. Главный инспектор публикует ежегодные доклады о результатах инспектирования каждой школы, в которых отражаются не только академические достижения, но и отношения учителей и учеников в школе, отношения между учителями и отношения между учениками.
Полученные в ходе последних инспекторских проверок данные показывают, что количество школ, в которых имеется сильный лидер, осуществляющий руководство школой, за последние 5 лет выросло почти в два раза. Вместе с тем почти в четверти средних школ управление явно неудовлетворительно, особенно в тех аспектах, которые связаны с обеспечением требований к усвоению учебных планов и программ, а также с поддержкой учителей. Более благополучно обстоит дело с определением общей стратегии развития школы, а также с организацией мониторинга и оценки деятельности преподавателей [3].
Известно, что английские инспекторы успешное и эффективное лидерство и управление школой оценивают по нескольким критериям. К таким ключевым моментам относятся: эффективное использование методов самооценки; проведение мониторинга достижений с последующим принятием соответствующих мер; эффективная организация работы с персоналом; помощь учителям; внимание к работе с начинающими педагогами; финансовый менеджмент и управление ресурсами в соответствии с приоритетами школы; ясное понимание целей; соответствие целей школы ее развитию; общее стремление к успеху и развитию; понимание ценностей школы; внимание к новым и начинающим учителям; понимание членами школьного совета сильных и слабых сторон школы; ответственность совета школы за управление; участие персонала школы в делегировании ответственности; добросовестное выполнение школьным советом возложенных на него законом обязанностей.
Таким образом, огромное значение в обучении придается не только профессионализму, но и человеческому фактору, нравственности, отношениям, выстроенным на гуманной основе.
Намерение Британского Правительства реформировать систему образования и вызвать качественные изменения в работе образовательных учреждений не вызывает сомнений. Со времени своего избрания нынешний кабинет настойчиво и целенаправленно проводит в жизнь обещание Тони Блэра, что тремя первостепенными задачами его Правительства будут "образование, образование и еще раз образование".
Реформа сферы образования актуальна не только потому, что каждый день учебы ребенка в школе, не дающей ему положенного, можно считать потерянным, но и потому, что с каждым днем общественность все больше сомневается в том, имеет ли вообще государственная система образования право на существование. Выводится вероятность, что по мере роста экономики все больше жителей развитых стран будут видеть источник образования для своих детей в частном секторе. Если это случится, все меньше граждан станут платить налоги на государственное образование и со временем, как заметил социолог Ричард Титмусс, государственное обучение превратится в "плохое образование для бедных" [4]. В такой ситуации окажется трудно сохранить социальное единство, предотвратить усиливающееся от поколения к поколению расслоение общества. В ближайшие 5 - 10 лет Англия имеет возможность реально повысить стандарты обучения в системе государственных школ, состоящей из 24 тыс. школ и более млн. учащихся. Каждый год бюджетные расходы повышаются на 5 процентов [1].
Сегодня видно, что после провозглашения концепции достигнут определенный прогресс, но изменения носят недостаточно быстрый и основательный характер, чтобы можно было считать, что в течение нескольких ближайших лет страна достигнет стандартов мирового класса. Для того чтобы в ходе реформы произошел качественный скачок, проводятся в жизнь четыре стратегии, сопровождающие и усиливающие процесс реализации концепции поступательного улучшения образования:
- обеспечение всеобщего доступа к раннему обучению;
- общенациональные стратегии развития навыков чтения, письма и счета на начальном уровне;
- перестройка системы среднего образования;
- изменение характера отношений между органами власти и учительским сообществом.
Концепция поступательного улучшения системы образования помогает эффективно решать проблемы школ, не справляющихся со своими задачами. С ее реализацией уменьшается количество учебных заведений, признанных не соответствующими предназначению, уменьшается и время, которое тратится на решение проблем, и повышается эффективность предпринимаемых мер. Это происходит потому, что местные органы управления образованием, зачастую под давлением центра, перенимают опыт других и начинают использовать передовые методы работы. На следующем этапе реформы ставится задача более четкой разработки вариантов решения школьных проблем. Большое внимание уделяется механизмам стимулирования успешной деятельности школ во взаимодействии с менее успешными, организации шефства над ними, вплоть до организации перехода учащихся в шефскую школу. Уже имеется удачный опыт такой работы на примере ряда школ. Сегодня задача состоит в том, чтобы придать этому явлению общенациональный масштаб, при этом приветствуется участие в делах школы других социальных партнеров - добровольных объединений граждан, коммерческих структур и т. д.
Тем не менее остается насущной проблема привлечения и удержания достаточного количества профессиональных преподавательских кадров в школе. Образование должно успешно конкурировать за выпускников вузов. В последние годы для этого принят ряд важных мер, включающих введение зарплат для учителей-стажеров, обеспечение сокращенного расписания и постоянного повышения квалификации для учителей, работающих первый год.
В регионах, где школьное образование исторически находится на низком уровне, организуются так называемые городские академии. Они получают спонсорскую помощь и оснащают помещения, применяют новаторские учебные программы.
Менее результативной можно назвать концепцию реформы в тех школах, где низкая успеваемость берет начало не в плохой школьной работе, а в одновременном сочетании таких факторов, как низкие требования к обучению со стороны местных жителей, частая смена школ, крайне низкий уровень жизни и (или) разобщенность местного сообщества. Эти ситуации в основном характерны для городских условий.
Все чаще и чаще инспекторы высоко оценивают работу членов школьного совета. В их докладах говорится, что "школьный совет возглавляет квалифицированный председатель, а сами члены совета весьма работоспособны. Они поддерживают тесный контакт с учениками, учителями и родителями и ведут консультативную работу по плану развития школы. Они регулярно отслеживают работу по этому плану. Вклад членов совета в повышение эффективности работы школы значителен. За каждым членом совета закреплен тот или иной учебный предмет, входящий в обязательный учебный план школы. Результаты мониторинга регулярно обсуждаются на заседаниях совета. Работа членов совета позволяет им быть в курсе всех событий в школе. Интересно отметить, что в тех школах, где поддерживается высокий уровень управления, где имеется активный, эффективно работающий лидер, члены школьного управляющего совета также хорошо выполняют свои обязанности".
Следует подчеркнуть, что среди ключевых моментов управления школой, на которые инспекторы обращают внимание в первую очередь, отмечается умение лидера работать в партнерстве с родителями и всем местным сообществом. Более того, лучшие качества директора-лидера должны быть очевидны как для школьного сообщества, так и для окружающей школу общины. Умение работать в команде с другими менеджерами, поддерживать баланс, опираясь на сильные стороны и подтягивая слабые, также свидетельствует о высоком уровне управления школой. В том случае, если весь персонал школы разделяет взгляды на процесс обучения, на подходы к развитию школы и готов нести ответственность за то, как этот процесс реализуется, любые начинания и нововведения могут иметь шансы на успех. Хорошо управляемая школа, с точки зрения современных инспекторов, - это школа с высокой культурой самооценки, с налаженной системой самосовершенствования и адаптации к новым инициативам.
К таким инициативам можно отнести и изменения в организации работы школьных управляющих советов.
В ходе последних инспекторских проверок еще раз была подчеркнута важность вклада школьных управляющих советов в процесс управления школой. Это выразилось и в том, что, начиная с 2001/02 учебного года инспекция отдельно оценивает работу школьных управляющих советов и работу руководства школы, ее лидера - директора и старшего управленческого персонала.
Процент выполненных советом школы задач довольно высок: так, в 72 процентах школ члены школьных управляющих советов хорошо понимают сильные и слабые стороны работы школы, в 80 процентах школ установлены приоритеты развития, и в 76 процентах школ этим приоритетам соответствует финансовая поддержка. В то же время в 32 процентах средних школ отмечено неудовлетворительное выполнение школьными советами своих обязанностей. Возможно, это в какой-то мере связано с тем, что для некоторых директоров школ эффективное сотрудничество со школьным советом до сих пор представляет трудность.
Список использованной литературы:
1. Алейникова И. Правительство обещает - правительство делает // Управление школой (Приложение к "Учительской газете"). 2004. N 33. (324). С. 23 - 26.
2. Барббер М. Реформа в Англии // Управление школой (Приложение к газете "1 сентября"). 2003. N 33. 1 - 7 сентября. С. 1 - 3.
3. Кинелев В. Г. Контуры системы образования XXI века // Информатика и образование. 2000. N 5. С. 3 - 6.
4. Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптивная школа (Теоретические основы и практика реализации). М., 1996. С. 39 - 42.
5. Barber M., Sebba J. Reflections on Progress towards a World Class Education System // Cambridge Journal of Education. 1999. Vol. 29. N 2. P. 186 - 188.
6. Florian L., Rouse M. Illusive Practice in English Secondary Schools: lessons leaned // Cambridge Journal of Education. 2001. Vol. 31. N 3. P. 400 - 401.
7. Stanton G., Bailey B. VET Under in England: trend and developments // European Journal of Education. 2001. Vol. 36. N 1. P. 9 - 11.
Название документа