Международное содействие осуществлению правосудия в Восточном Тиморе
(Рабцевич О. И.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 6) Текст документаМЕЖДУНАРОДНОЕ СОДЕЙСТВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРАВОСУДИЯ В ВОСТОЧНОМ ТИМОРЕ
О. И. РАБЦЕВИЧ
Рабцевич О. И., кандидат юридических наук.
Остров Тимор, на котором располагается государство Восточный Тимор, с XVI в. являлся колонией Португалии. В 1859 г. остров был поделен между португальцами, им досталась восточная его часть, и голландцами, получившими запад острова. В 1960 г. в связи с принятием Генеральной Ассамблеей Резолюции 1542 Восточный Тимор вместо статуса колонии получил статус "несамоуправляющейся территории" с административными правами Португалии в отношении его. В августе же 1975 г. войска Португалии покинули Восточный Тимор, тем самым было положено начало долгого пути его становления как самостоятельного государства. Однако в декабре того же 1975 г. вооруженные силы Индонезии оккупировали Восточный Тимор. А в 1976 г. он был объявлен 27-й провинцией Индонезии, т. е. имела место аннексия. ООН действия Индонезии не признала и продолжала рассматривать Португалию как государство, обладающее административными правами в отношении Восточного Тимора. Последний же оставался оккупированным до 1999 г. 24-летняя оккупация сопровождалась жестокими и бесчеловечными действиями оккупантов по отношению к гражданскому населению и участникам национально-освободительного движения. Индонезийские силы поддерживали также внутренняя милиция и другие силовые структуры. Заявления о планировании, руководстве и осуществлении актов геноцида в Восточном Тиморе регулярно нивелировались Индонезией <1>. -------------------------------- <1> См.: Arnold Kohen, John Taylor An Act of Genocide: Indonesia's Invasion of East Timor. London, 1979.
В мае 1999 г. были заключены соглашения между Индонезией и Португалией, а также между ними и ООН. На основании этих соглашений был проведен референдум в Восточном Тиморе. 78,5 процента населения высказались за создание самостоятельного независимого государства и, соответственно, против присоединения к Индонезии. Буквально через несколько часов после объявления результатов голосования ситуация в стране сильно обострилась: в стране начались массовые беспорядки, массовые убийства, похищения людей, изнасилования, грабежи, поджоги, разрушения частной собственности, гражданских объектов <2>. Наконец, Индонезия официально передала ООН управление Восточным Тимором. В целях управления этой территорией Совет Безопасности ООН Резолюцией 1272 учредил Временную администрацию ООН в Восточном Тиморе (United Nations Transitional Administration in East Timor - UNTAET) <3>. Мандат этого органа предусматривал оказание содействия в создании политической, экономической и правовой систем будущего самостоятельного государства. Временная администрация создала Национальный совет (законодательный орган) и Временный кабинет, выполнявший функции правительства. Также при содействии Администрации ООН были сформированы вооруженные силы, полиция, местные органы власти, судебные органы. -------------------------------- <2> Подробнее о конфликте см.: Блищенко В. И., Солнцева М. М. Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX - первая половина XXI века). М.: Издательский дом "Городец", 2005. С. 403 - 411. <3> S/RES/1272(1999) 25 October 1999 // http://www. un. org/Russian/ document/scresol/res1999/res1272.php.
Для того чтобы расследовать преступления, совершенные на территории Восточного Тимора в 1999 г., ООН сформировала Международную следственную комиссию (International Commission of Inquiry) <4> и назначала трех специальных докладчиков (специальный докладчик по произвольным, внесудебным казням; специальный докладчик по вопросу пыток; специальный докладчик по вопросу насилия в отношении женщин) <5>. -------------------------------- <4> Report of International Commission of Inquiry on East Timor to the Secretary-General, UN Doc. A/54/726// S/2000/59. <5> The Report of The Secretary-General to the General Assembly on the situation of Human Rights in East Timor, UN Doc. A/54/660 (1999).
Выводы Следственной комиссии были однозначны: имело место совершение преступлений против человечности, а именно: были совершены широкомасштабные, систематические нападения на гражданское население Восточного Тимора со стороны полиции и военных, контролируемых правительством Индонезии. Специальные докладчики применили критерии зависимости и эффективного контроля, сформулированные Международным судом ООН в деле Никарагуа против США <6> для того, чтобы определить, ответственно ли государство за действия вооруженных групп. В своих докладах они подчеркивают, что имеются достаточные доказательства участия индонезийских вооруженных сил в деятельности милиции, сотрудники которой и совершали большинство преступлений <7>. Следовательно, имеются все основания для привлечения к ответственности Правительства Индонезии. Также Международная следственная комиссия высказалась за создание международного трибунала для привлечения к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений в 1999 г. на территории Восточного Тимора. Эта Комиссия предложила, чтобы в таком трибунале участвовали представители и Индонезии, и Восточного Тимора <8>. -------------------------------- <6> Nicaragua v. USA, I. C.J. Reports 1986. P. 64 - 65. <7> Report of the Special Rapporteurs. Para. 72 // The Report of The Secretary-General to the General Assembly on the situation of Human Rights in East Timor, UN Doc. A/54/660 (1999). <8> Report of International Commission of Inquiry on East Timor to the Secretary-General. Para. 153.
В течение нескольких месяцев Временная администрация создала для осуществления преследования за указанные преступления своего рода интернационализированный внутригосударственный трибунал на базе окружного суда Дили (the District Court of Dili) и также приняла все необходимые нормативные акты <9>. Такое решение проблемы устроило не всех. Тиморцы ожидали создания международного трибунала ad hoc для расследования преступлений, совершенных за всю 24-летнюю оккупацию Индонезией, а не только в течение 1999 г. -------------------------------- <9> UNTAET Regulation N 2000/11 from 6 March 2000 On the Organization of Courts in East Timor // UNTAET/REG/2000/11; UNTAET Regulation N 2000/15 from 6 June 2000 on the Establishment of Panels with Exclusive Jurisdiction over Serious Criminal Offences // UNTAET/ REG/2000/15; UNTAET Regulation N 2000/14 from 10 May 2000 Amendment Regulation N 2000/11 // UNTAET /REG/2000/14; UNTAET Regulation 2001/18 from 21 July 2001 On the Amendment of UNTAET Regulation N 2000/11 On the Organization of the Courts in East Timor // UNTAET/REG/2001/18; UNTAET Regulation 2001/25 from 14 September 2001 On the Amendment of UNTAET Regulation N 2000/11 on the Organization of Courts in East Timor and UNTAET Regulation N 2000/30 on the Transitional Rules of Criminal Procedure // UNTAET/REG/2001/25.
Итак, Временная администрация ООН на базе суда округа Дили сформировала специальные судебные составы (Special Panels) для рассмотрения серьезных уголовных преступлений. В соответствии с п. 22.1 Правил Временной администрации 2000/11 "Об организации судов в Восточном Тиморе" (далее - Правила 2000/11) каждый специальный состав состоит из двух международных судей и одного судьи из Восточного Тимора. Апелляционный суд Дили состоит из двух международных судей и двух тиморских судей. Статья 2 Правил 2000/15 "Об учреждении судебных составов для рассмотрения серьезных уголовных преступлений" (далее - Правила 2000/15) наделяет специальные составы универсальной юрисдикцией. При этом в той же статье уточняется, что применительно к деятельности данного органа "универсальная юрисдикция" обозначает, что он может рассматривать дела, если: 1) преступление совершено на территории Восточного Тимора; 2) преступление совершено гражданами Восточного Тимора; 3) жертвами совершенного преступления являются граждане Восточного Тимора. Немаловажно, что эти составы вправе рассматривать преступления, совершенные в период с 1 января 1999 г. по 25 октября 1999 г. Пункт 1.3 Правил N 2000/15 к серьезным уголовным преступлениям относит геноцид, военные преступления, преступления против человечности, убийства, сексуальные преступления и пытки. Формулировки многих преступлений в Правилах 2000/15 текстуально совпадают с дефинициями Статута Международного уголовного суда. Например, таких, как геноцид (ст. 4 Правил), преступления против человечности (ст. 5 Правил) и военные преступления (ст. 6 Правил). Пытки могут рассматриваться как самостоятельные преступления, как преступления против человечности, как военные преступления, а также как способ совершения геноцида. Что касается преступлений на сексуальной почве и убийств, совершенных в указанный период, то они в соответствии со ст. 8 и ст. 9 рассматриваются как нарушения Уголовного кодекса Восточного Тимора (Penal Code in East Timor). Для того чтобы расследовать преступления, было создано Отделение расследования серьезных преступлений (the Serious Crimes Investigation - далее ОРСП). Вся процессуальная деятельность специальных составов регламентируется актом Временной администрации N 2000/30 "О временных правилах уголовной процедуры" <10>. -------------------------------- <10> UNTAET Regulation N 2000/30 from 25 September 2000 On Transitional Rules of Criminal Procedure // UNTAET/REG/2000/30; UNTAET Regulation N 2001/25 from 14 September 2001 On the Amendment of UNTAET Regulation N 2000/11 on the Organization of Courts in East Timor and UNTAET Regulation N 2000/30 On the Transitional Rules of Criminal Procedure // UNTAET/REG/2001/25.
Итак, созданный решением Временной администрации ООН трибунал относится к категории смешанных судов. Его международный компонент заключается в том, что: 1) он создан решением органа международной организации и вся его деятельность регулируется решениями международного органа; 2) в его состав входят международные судьи; 3) согласно ст. 3 Правил 2000/15 он обязан применять акты международного органа, его создавшего, международные договоры и общепризнанные принципы и нормы международного права, включая принципы права вооруженных конфликтов. Однако созданный судебный орган не является стопроцентным международным судом, подобно трибуналам по Югославии и Руанде, поскольку обладает рядом особенностей. Во-первых, создан он на базе внутригосударственного суда. Во-вторых, как уже отмечалось выше, данный орган осуществляет преследование и за нарушение национального права (убийства, преступления на сексуальной почве), т. е. применяет национальное право. Возникает вопрос: явился ли учрежденный орган эффективным? На пути его работы было много препятствий. Одним из них, вероятно, наиболее серьезным, явился абсолютный отказ Индонезии от сотрудничества с ОРСП в деле сбора доказательств, вызова и опроса свидетелей, экстрадиции обвиняемых. Индонезия учредила свой собственный ad hoc Суд по правам человека по Восточному Тимору (Ad Hoc Human Rights Court on East Timor), не желая создания международного трибунала. Процесс начался в Джакарте в 2002 г. Необходимо заметить, что процесс этот явился весьма постыдным для Индонезии, так как всего лишь 18 людям было предъявлено обвинение в неудачном предотвращении преступлений против человечности в Восточном Тиморе (!). 12 из них были оправданы в результате рассмотрения дела по первой инстанции, 5 были оправданы Индонезийским апелляционным судом <11>. Осталось только одно обвинение против бывшего начальника милиции Восточного Тимора Е. Гутерреса. Апелляционный суд Индонезии поддержал его осуждение, но сократил назначенный ему приговором суда первой инстанции срок лишения свободы до пяти лет. Таким образом, Индонезия сама не привлекла к ответственности лиц, виновных в совершении преступлений в Восточном Тиморе, и отказалась сотрудничать с судом, учрежденным Временной администрацией ООН в Дили. -------------------------------- <11> http://www. etan. org/action/action2/15alert/htm (2007. 9 июня).
Что же касается суда в Дили, официально процесс завершился 20 мая 2005 г. ОРСП предъявило обвинение 392 людям, включая бывшего главного военачальника Индонезии генерала Виранто. Всего 85 подсудимых были осуждены и двое оправданы. Около 70% тех, кому предъявлялись обвинения, остались на свободе в Индонезии. Множество убийств остались нерасследованными. Возможно, еще и потому, что часть архивных материалов хранится в Нью-Йорке, а часть материалов совершенно утрачена при ограблении офиса Генерального прокурора в период волны насилия в 2005 г. Таким образом, как видно, созданный суд не выполнил возложенную на него задачу. Также к числу причин неэффективной работы суда необходимо отнести слабую, неразвитую внутригосударственную систему уголовной юстиции, на базе которой предполагалось осуществлять деятельность по привлечению виновных лиц и их осуждению. Временная администрация не учла слабость аппаратов судов, отсутствие необходимого профессионального опыта. Поэтому в основном перед Специальными составами в Дили появлялись лица, занимавшие низшие должности в милиции, и им предъявлялись обвинения в основном в нарушении внутригосударственного права, а не международного. Так, например, с 1 января по 31 августа 2001 г. Специальный судебный состав вынес приговоры по 12 делам, из них только в одном деяния квалифицировались как преступление против человечности. Это следствие недостатка специалистов в области международного права. В связи с тем, что созданный судебный орган не до конца выполнил свою задачу, в августе 2006 г. была создана Объединенная миссия ООН в Тимор-Лешти (The UN Integrated Mission in Timor-Leste - UNMIT) для оказания помощи с целью завершения расследования серьезных преступлений, совершенных в 1999 г. <12>. -------------------------------- <12> S/RES/1704(2006) 25 August 2006 // http://www/un/org/russian/ document/scresol/res2006/res1704/htm.
Все вышеизложенное показывает, что правосудие еще не свершилось и многие виновные в истреблении практически одной трети населения Восточного Тимора не привлечены к ответственности. Представляется, что причины не очень эффективной работы суда по Восточному Тимору должны учитываться международными организациями, государствами в развитии международно-правового регулирования уголовного процесса, в совершенствовании института ответственности государств, а также при проведении международных судебных разбирательств.
Название документа