Международно-правовое закрепление прав женщин и механизмы их реализации

(Федосеева Н. Н., Костромина Д. Д.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 5) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВ ЖЕНЩИН И МЕХАНИЗМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Н. Н. ФЕДОСЕЕВА, Д. Д. КОСТРОМИНА

Федосеева Н. Н., старший преподаватель кафедры ГиМПД Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, соискатель Владимирского юридического института ФСИН России,

Костромина Д. Д., студентка 5-го курса Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета.

Современный период исторического развития ознаменован качественным обновлением международных отношений. В области гуманитарных отношений это выразилось в том, что права человека становятся предметом не конфронтации, а сотрудничества международного сообщества. Важное место в комплексе прав человека в последнее время занимают права такой категории населения, как женщины. Являясь неотъемлемой частью прав человека, они тем не менее в достаточной мере не реализуются ни в одном государстве. Вместе с тем учеными всего мира доказано, что уровень цивилизованности общества определяется его отношением к женщинам. Актуальность обращения к исследованию данной проблемы обусловлена следующими факторами: во-первых, изменением приоритетов международного сообщества в сотрудничестве по реализации прав человека, в частности, готовностью государств полно и в равной степени осуществлять закрепленные в международных договорах права женщин; во-вторых, определением в качестве одного из основных направлений деятельности всей системы ООН вопросов равного положения мужчин и женщин; в-третьих, необходимостью унификации международных инструментов и механизмов реализации и защиты прав женщин и многое другое. Необходимо отметить, что права человека давно стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН, в окончательной редакции принятом в городе Сан-Франциско 26 июня 1945 г., говорится о решимости государств-членов этой универсальной организации "утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин" <1>, и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в "поощрении и развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии" <2>. Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа недискриминации прав и свобод человека без различия расы, пола, языка, религии, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. -------------------------------- <1> Преамбула Устава Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 7. <2> Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. // Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Пункт 3 ст. 1.

Кроме того, запрет и противодействие дискриминации в отношении женщин были заложены уже в самых первых международных документах в области прав человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г. <3>, отмечается, что она должна рассматриваться в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства. Статья 2 Декларации гласит, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. На базе этой статьи Декларации в последующие 50 лет развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство. -------------------------------- <3> См.: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 14 - 20.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту - Европейская конвенция) от 4 ноября 1950 г. <4> - это международно-правовой договор, согласно которому значительная часть европейских государств, включая Россию, взяли на себя обязательства соблюдать основополагающие права человека. С. Лукашевский отмечает, что эффективность Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловлена двумя моментами. Во-первых, она является договором, общеобязательным для выполнения государствами, принявшими его. Во-вторых, Европейской конвенцией установлен международно-правовой механизм, обеспечивающий возможность обжалования нарушений положений ее самой не только государствами, но и частными лицами и организациями. Поскольку решения Европейского суда обязательны для выполнения государствами, относительно которых они вынесены, данная Конвенция и прецедентное право Европейского суда являются основой правового регулирования положения женщин и на национальном уровне <5>. -------------------------------- <4> См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163. <5> См.: Права человека в регионах Российской Федерации. Сборник докладов / Под ред. С. Лукашевского. МХГ. М., 2003. С. 205 - 206.

Европейская конвенция посвящена защите гражданских и политических прав. Социально-экономические и культурные права регулируются отдельным региональным международно-правовым документом - Европейской социальной хартией <6>, принятой 18 октября 1961 г. Европейская социальная хартия воспроизводит ряд положений Конвенции Международной организации труда (далее по тексту - МОТ), касающихся защиты трудовых прав работающих по найму женщин, право на равную оплату за равный труд; право на отпуск по беременности и родам; право на перерывы для кормления ребенка и другое (ст. ст. 4, 8). Различие между этими двумя действующими в масштабах Европы конвенциями весьма существенно, так как Хартия не предусматривает механизма индивидуальной жалобы на нарушение закрепленных в ней прав. -------------------------------- <6> См.: Европейская социальная хартия (пересмотренная) (ETS N 163) (рус., англ.) от 3 мая 1996 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Следующим этапом было одновременное принятие в 1966 г. двух пактов: Международного пакта о гражданских и политических правах <7> и Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах <8>. В развитие положения, закрепленного во Всеобщей декларации прав человека, в пактах содержатся статьи, запрещающие дискриминацию людей по какому-либо основанию, в том числе и по признаку пола <9>. -------------------------------- <7> См.: Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 32 - 53. <8> См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 20 - 32. <9> См.: Там же. Ст. 2.

Помимо ряда законодательных актов общего характера, затрагивающих положение женщин, ООН приняла и ряд специализированных документов, направленных на регламентацию именно этой категории субъектов права. Так, на базе Устава ООН в 50 - 60-е годы были разработаны важные документы - Конвенции и рекомендации по отдельным аспектам положения женщин. К их числу относятся: Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. <10>; Конвенция МОТ N 100 о равном вознаграждении за труд 1951 г. <11>; Конвенция МОТ N 103 об охране материнства 1952 г. <12>; Конвенция ООН о политических правах женщин 1952 г. <13>; Конвенция ООН о гражданстве замужних женщин 1957 г. <14>; Конвенция МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 г. <15>; Конвенция ЮНЕСКО о дискриминации в образовании 1960 г. <16>; Конвенция и Рекомендация ООН о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 и 1965 гг. и др. -------------------------------- <10> См.: Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 211 - 218. <11> См.: Конвенция МОТ N 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г. // СПС "КонсультантПлюс". <12> См.: Конвенция 103 МОТ относительно охраны материнства от 28 июня 1952 г. // СПС "КонсультантПлюс". <13> См.: Конвенция о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 332 - 334. <14> См.: Конвенция о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 337 - 341. <15> См.: Конвенция МОТ N 111 о дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г. // СПС "КонсультантПлюс". <16> См.: Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1986 г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. С. 49 - 54.

Все эти Конвенции были ратифицированы многими государствами. Механизм ООН и ее спецучреждения позволял следить за претворением в национальном законодательстве принципов, сформулированных в этих международных инструментах. В 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. на основе данной Декларации - Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин <17> (далее по тексту - Конвенция). Конвенция устанавливает общие принципы и меры достижения равных прав для женщин во всем мире. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза ее правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и по вышеназванной Конвенции, стала Российская Федерация <18>. -------------------------------- <17> См.: Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 341 - 355. <18> См.: Новикова Э. К. Международная защита прав женщин: история и современность. Преображение. М., 1995. С. 200.

6 октября 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН был одобрен Факультативный протокол к Конвенции 1979 г. <19> (он действует и в отношении Российской Федерации), допускающий право подачи женщинами и женскими неправительственными организациями индивидуальных жалоб о нарушении Конвенции. -------------------------------- <19> См.: Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 6 октября 1999 г. // Собрание законодательства РФ. 2005. N 7. Ст. 492.

Всемирная конференция по правам человека в Вене в 1993 г. рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН принять Декларацию о насилии в отношении женщин и настоятельно призвала государства бороться против этого явления. В том же году была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин <20>. В ней государства - члены ООН обязываются включать в доклады о правах человека, предоставляемые в органы ООН, информацию, касающуюся насилия в отношении женщин и мер, принимаемых по его искоренению, а также анализ тенденций в данном вопросе. Кроме того, Комиссией ООН по правам человека был назначен специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин <21>. -------------------------------- <20> См.: Декларация об искоренении насилия в отношении женщин от 20 декабря 1993 г. // СПС "КонсультантПлюс". <21> См.: Права человека в регионах Российской Федерации. Сборник докладов // Под ред. С. Лукашевского. МХГ. М., 2003. С. 204.

Так, в рамках международного права сформировывался институт международной защиты прав женщин, который представляет собой совокупность договорных норм международного права, регулирующих сотрудничество государств с целью уважения и соблюдения, а также обеспечения и защиты прав женщин во всех сферах жизни. В современном мире права женщин приобрели исключительно важное значение для всех сторон жизни общества. Это касается и сферы экономики, и науки, и политики, и культуры, и социальной сферы и др. Ведь в основном обществом используется социальный потенциал мужского населения. Однако потребности дальнейшего развития общества требуют все новых ресурсов, особенно интеллектуальных. Большие возможности в этом плане открывает использование потенциала женского населения, который в значительной мере остается невостребованным. В процессе анализа международно-правовых норм в сфере прав человека, а в том числе и женщин, делается вывод о том, что перед институтом международной защиты прав женщин стоят две основные задачи: во-первых, способствовать обеспечению их прав в различных государствах; во-вторых, содействовать государствам в осуществлении обязательств, закрепленных в соглашениях о правах женщин <22>. -------------------------------- <22> См.: Лукашук И. И. О правах женщин // Государство и право. 2001. N 8. С. 119.

Реализация вышеназванных задач обеспечивается созданными механизмами: международными (универсальными и региональными) и внутригосударственными, основными методами работы которых являются: рассмотрение докладов и другой информации государственных структур, обращение индивидов в международные органы, назначение специальных советников, мониторинг международных организаций положения женщин в отдельных государствах, финансовая помощь государствам в обеспечении прав женщин, контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств, привлечение к международно-правовой ответственности (в том числе уголовной ответственности) <23>. -------------------------------- <23> См.: Там же. С. 119.

На основе норм международного права созданы специализированные органы, реализующие универсальные международные механизмы защиты прав женщин. 1. Комиссия по положению женщин ООН является координирующим органом ООН по решению проблем осуществления прав женщин на универсальном уровне, работающая под руководством Экономического и Социального Совета (далее по тексту - ЭКОСОС) <24>. Отсюда и те формы и методы, которые она использует: принятие рекомендаций; вынесение решений, носящих необязательный характер; подготовка проектов конвенций; оказание консультативной и технической помощи отдельным государствам. -------------------------------- <24> Членами Комиссии являются правительственные эксперты, избираемые Советом. Число ее членов возросло с 15 до 45; они избираются согласно критериям географического представительства, аналогичным тем, которые регулировали избрание членов Совета и Комиссии по правам человека. Кроме того, было предусмотрено, что Комиссия должна собираться на очередную сессию один раз в год. С 1971 по 1989 г. такие сессии проводились каждые два года. С 1989 г. Комиссия вновь собирается ежегодно.

Основным направлением деятельности Комиссии является разработка проектов международных договоров в области защиты отдельных прав женщин, прежде всего политических и гражданских. Резолюция 11(II) Экономического и Социального Совета предусматривает, что функцией Комиссии является подготовка рекомендаций и докладов Экономическому и Социальному Совету о защите прав женщин в политической, экономической, социальной и просветительной областях; она также дает рекомендации Совету по срочным проблемам. Согласно рекомендации, вынесенной Комиссией по положению женщин на ее первой сессии в 1947 г., ЭКОСОС расширил мандат Комиссии, включив в него поощрение гражданских прав женщин. Совет прямо заявил, что рекомендации по срочным проблемам, относящимся к правам женщин, должны быть направлены на проведение в жизнь принципа равенства между мужчинами и женщинами и что Комиссия должна предложить способы выполнения таких рекомендаций. Комиссия по положению женщин подготовила, а Генеральная Ассамблея утвердила важные международные нормы, касающиеся прав женщин: Конвенцию о политических правах женщин от 20 декабря 1952 г., Конвенцию о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г. и Конвенцию о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков от 7 ноября 1962 г. Другим направлением деятельности Комиссии выступает изучение докладов государств о выполнении ими международных договоров. Однако данная работа не является эффективной, ибо государства либо вообще не представляют доклады, либо их отчеты содержат неполную и искаженную информацию. Кроме того, Комиссия не наделена правом сколько-нибудь существенно влиять на государства с целью принудить их реализовывать взятые на себя обязательства. Представляется, что функции Комиссии могут быть расширены за счет осуществления не только контроля за соблюдением государствами своих обязательств, но и определения санкций (политического характера) за их невыполнение. 2. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН создан в силу ст. 17 Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., особенностью которого является то, что он полностью состоит из женщин, а таким образом из 23 экспертов-женщин, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией. Комитет действует в качестве системы мониторинга для наблюдения за ходом соблюдения Конвенции государствами. Это выполняется главным образом посредством рассмотрения докладов, представленных государствами-участниками. Уже к концу 1984 г. он рассмотрел семь докладов, представленных правительствами. По его результатам Комитет высказывает предложения и непосредственно через ЭКОСОС вносит рекомендации общего характера, основанные на изучении докладов и информации, полученных от государств-участников, которые включаются в доклад Комитета наряду с замечаниями экспертов государств-участников, если таковые имеются. Он вправе также предложить специализированным учреждениям ООН представить свои доклады и может получать информацию от неправительственных международных организаций. Именно сотрудничество с такими специализированными учреждениями ООН, как МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, могло бы обеспечить Комитету владение полной информацией по конкретным проблемам. Связь Комитета с ними могли бы осуществлять специальные докладчики, назначенные для координации деятельности по узким (конкретным) вопросам (например, специальный советник по тендерным вопросам, специальный докладчик по вопросам насилия). Многолетний опыт работы Комитета экспертов не вселяет оптимистической надежды на то, что именно таким путем можно добиться улучшения положения женщин в странах и соблюдения на практике весьма категоричных положений Конвенции. Совершенно очевидно, что в рамках ООН следует изыскать более действенные средства активизации общественного мнения для того, чтобы вынудить правительства проводить в своих странах планомерную социально-экономическую политику, направленную на улучшение положения женщин. Кроме того, необходимым результатом является внесение существенных изменений в порядок и процедуру его работы с целью повышения ее эффективности <25>. -------------------------------- <25> См.: Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека. Международный и национальный аспект. М.: Институт государства и права РАН, 2000. С. 264.

3. Международная организация труда (далее - МОТ) была создана в 1919 г. еще в рамках Лиги Наций. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Необходимо также отметить, что работа МОТ с первых лет существования в области защиты прав женщин может быть сведена к решению следующих проблем: оценка труда женщин через статистические показатели; занятость женщин на рынке труда; условия труда; специфические вопросы, затрагивающие интересы женщин как трудящихся с семейными обязанностями. В целом деятельность МОТ по вопросам обеспечения женщинам равных с мужчинами прав в сфере труда развивается в трех направлениях: изучение статуса женщин в сфере труда и прогнозирование распределения ролей между мужчиной и женщиной на рынке труда, т. е. информационно-аналитическая деятельность; разработка и принятие специальных конвенций и рекомендаций относительно регулирования отдельных сторон трудовых отношений; обеспечение эффективного контроля за исполнением данных конвенций и рекомендаций <26>. -------------------------------- <26> См.: Там же. С. 264.

Число Конвенций МОТ, как было уже выше упомянуто, специально посвященных защите прав трудящихся женщин, относительно невелико. Это такие Конвенции, как Конвенция 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности от 29 июня 1951 г.; Конвенция 111 о дискриминации в области труда и занятий от 25 июня 1958 г.; Конвенция 103 от 28 июня 1952 г. относительно охраны материнства, Конвенция МОТ 156 от 3 июня 1956 г. о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин и др. Как уже отмечалось выше, нормотворческая деятельность МОТ дополняется осуществляемым этой организацией контролем за ходом претворения в жизнь принятых ею конвенций и рекомендаций прежде всего антидискриминационного характера. Преимущество системы контроля МОТ состоит, во-первых, в том, что контроль установлен над всеми членами организации и осуществляется в силу факта участия их в организации; во-вторых, контролируется и выполнение рекомендаций, которые не обладают обязательной юридической силой. На пленарных заседаниях конференций достоянием всех становятся замечания в адрес государств, не выполняющих свои обязательства. Так, система контроля вынуждает государства - члены МОТ продуманно подходить к реализации норм конвенций и рекомендаций <27>. -------------------------------- <27> См.: Лукашук И. И. О правах женщин // Государство и право. 2001. N 8. С. 120.

Большое значение в формировании международных норм, касающихся женщин, имеют региональные конференции, созываемые в канун Всемирных конференций в рамках Десятилетия женщины ООН экономическими комиссиями Организации Объединенных Наций в отдельных районах мира: Европы (ЭКЕ), Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Африки (ЭКА), Латинской Америки (ЭКЛА) и Западной Азии (ЭКСА). Обычно им предшествуют (или происходят одновременно с конференцией) форумы неправительственных организаций. Так было в 1979 - 1980 гг., а также в 1984 - 1985 гг. <28>. -------------------------------- <28> См.: Родина И. В. Улучшение положения женщин и повышение их роли в обществе // Вестник Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 2002. N 2. С. 119.

На этих региональных конференциях после обсуждения положения женщин в регионе и оценки изменений, которые имели место, обычно принимается план действий или рекомендации на перспективный период. Эти ценные документы являются основой для работы Всемирной конференции и форума неправительственных организаций. В Европе роль таких конференций играют семинары, проходившие в 1979 г. в Париже и в 1984 г. в Вене. Их решения приравниваются по своему значению к рекомендациям региональных конференций. Определенным положительным результатом Десятилетия явилось то, что во многих странах появились или окрепли национальные механизмы по улучшению положения женщин: созданы специальные органы по их защите (бюро, комитеты, комиссии и др.). Итак, институт прав женщин занимает важное место в международном праве. Вместе с тем реализация международных норм часто затруднена, в данной сфере существует ряд нерешенных проблем: использование женщин для решения проблемы народонаселения, проблема использования и реализации политических прав женщин, проблема насилия над женщинами, проблема реализации трудовых прав. Таким образом, все вышесказанное объясняет то особое значение, которое приобретает фундаментальное исследование женской проблемы в современном обществе.

Название документа