Уголовная ответственность за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств по законодательству некоторых зарубежных государств англосаксонской правовой системы и социалистической правовой системы

(Романов Р. В.) ("Исполнительное право", 2007, N 3) Текст документа

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Р. В. РОМАНОВ

Романов Р. В., аспирант кафедры уголовного права и уголовного процесса.

Изучение зарубежного законодательства позволяет представить отечественную правовую систему в соотношении с правовыми системами других государств, ибо, как писал Рене Давид, "мир стал един. Мы не можем отгородиться от людей, которые живут в других государствах, других частях земного шара. Необходимое международное взаимодействие или, во всяком случае, простое сосуществование требует, чтобы мы открыли наши окна и посмотрели на зарубежное право" <1>. -------------------------------- <1> Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Коробеева, пер. с китайского Д. В. Вичикова. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001. С. 1.

Опыт установления уголовной ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств в законодательстве некоторых зарубежных государств позволяет найти как общие, так и отличительные черты, а также использовать наиболее удачные и научно обоснованные положения для совершенствования уголовного законодательства России в указанной сфере. Следует согласиться с позицией М. Н. Марченко о том, что "правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем" <2>. Как констатирует М. Богдан, среди существующих в современном мире правовых систем многие из них обладают доминирующими сходными чертами <3>. Наличие таких черт у различных правовых систем позволяет их классифицировать. П. Круг существующие национальные правовые системы подразделяет на четыре правовые системы: англосаксонскую правовую систему (систему общего права), романо-германскую (цивильную) правовую систему, социалистическую правовую систему (ныне - постсоциалистическую) и правовую систему "гибридной или смешанной юрисдикции" <4>. -------------------------------- <2> Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Издательство "Зерцало", 2004. С. 127. <3> См.: Bogdan M. Comparative Law. Kluwer, 1994. P. 82. <4> Crug P. A Modern Approach to Comparative Law. Boston, 1993. P. 28 - 34.

Проанализируем нормы, предусматривающие ответственность за незаконные деяния с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами в уголовно-правовых системах отдельных государств англосаксонской правовой системы (Соединенные Штаты Америки, Австралия) и социалистической правовой системы (Китайская Народная Республика). Это обусловлено тем, что в указанных системах можно увидеть существенные отличия в регулировании отношений, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств. Правовая система Соединенных Штатов Америки (штат Техас) включена в англосаксонскую правовую систему. В Соединенных Штатах Америки нет единой уголовно-правовой системы, "что обусловлено особенностями американского федерализма; там существуют 53 самостоятельные системы - 50 штатов, федеральная, округа Колумбия, где расположена столица страны, и "свободно присоединившегося государства" Пуэрто-Рико. Это породило такую характерную для американской уголовно-правовой системы особенность, как правовой дуализм, означающий, что на территории каждого штата действует право данного штата, а при определенных условиях применяется федеральное право" <5>. Уголовную ответственность за незаконные деяния с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами рассмотрим на примере Уголовного кодекса штата Техас. Это обусловлено тем, что в данном нормативно-правовом акте незаконный оборот вышеуказанных предметов урегулирован более полно, чем в других кодексах США. -------------------------------- <5> Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии). Сборник законодательных материалов / Под ред. И. Д. Козочкина. М.: Издательство "Зерцало", 2001. С. 53 - 54.

Уголовный кодекс штата Техас <6> от 1973 г. содержит отдельную главу, в которой установлена уголовная ответственность за незаконный оборот оружия, а также взрывчатых веществ и взрывных устройств. -------------------------------- <6> См.: Уголовный кодекс штата Техас / Научное редактирование и предисловие канд. юрид. наук, проф. И. Д. Козочкина. Перевод с английского Д. Г. Осипова, И. Д. Козочкина. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006.

В ст. 46.01 УК штата Техас закреплены определения понятия взрывного устройства, а также муляжа взрывного устройства. В соответствии с указанной статьей взрывное устройство означает любую взрывчатую или зажигательную бомбу, гранату, ракету или мину, предназначенную, изготовленную или приспособленную для целей причинения тяжкого телесного вреда, смерти лица или существенного вреда имуществу или преимущественно с целью причинения хлопка такой силы, которая способна вызвать чрезмерную тревогу или ужас населения, и включает устройство, предназначенное, изготовленное или приспособленное для доставки или запуска взрывного устройства. В этой же статье под муляжом взрывного устройства понимается приспособление, которое представляется взрывным или зажигательным устройством или своим внешним видом вызывает тревогу или любую иную реакцию должностного лица органа общественной безопасности или добровольной организации, созданной для борьбы с чрезвычайными ситуациями. В соответствии со ст. 46.03 УК штата Техас лицо совершает посягательство, если оно намеренно, осознанно или по неосторожности владеет или ходит с запрещенным оружием по перечню, установленному ст. 46.05 (а) <7>: (1) в помещении школы или образовательного учреждения; на любой территории или в любом помещении, где проводятся мероприятия под эгидой школы или образовательного учреждения; в пассажирском транспортном средстве школы или образовательного учреждения, независимо от того, является ли школа или образовательное учреждение частным или публичным, за исключением случаев, когда такие действия совершаются на основании положений письменного внутреннего документа или письменного разрешения такого учреждения; (2) в помещении для голосования в день проведения выборов или во время проведения досрочного голосования; (3) в помещении государственного суда или помещениях, используемых, за исключением случаев, когда такие действия совершаются на основании положений письменного внутреннего документа или письменного разрешения суда; (4) на территории ипподрома; (5) в зоне ограниченного доступа аэропорта или (6) в пределах 1000 футов от помещения, местонахождение которого установлено Управлением уголовной юстиции штата Техас в качестве места исполнения наказаний в соответствии с положениями ст. 43.19 Уголовно-процессуального кодекса, в день, назначенный для приведения в исполнение наказания в виде смертной казни в таком установленном помещении. Посягательство, предусмотренное настоящей статьей, является фелонией третьей степени <8>. -------------------------------- <7> В ст. 46.05 УК штата Техас предусмотрен перечень запрещенного оружия: (1) подрывное оружие; (2) автоматическое оружие; (3) короткоствольное оружие; (4) глушитель; (5) нож с выкидным клинком; (6) кастет; (7) бронебойные боеприпасы; (8) распылитель химических веществ или (9) самодельное оружие. См.: Уголовный кодекс штата Техас / Научное редактирование и предисловие канд. юрид. наук, проф. И. Д. Козочкина. Перевод с английского Д. Г. Осипова, И. Д. Козочкина. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. С. 512. <8> В соответствии со ст. 12.34 УК штата Техас индивидуум, признанный виновным в совершении фелонии третьей степени, карается наказанием в виде лишения свободы на срок от двух до десяти лет, отбываемый в институционном учреждении. См.: Уголовный кодекс штата Техас / Научное редактирование и предисловие канд. юрид. наук, проф. И. Д. Козочкина. Перевод с английского Д. Г. Осипова, И. Д. Козочкина. СПб.: Изд-во Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2006. С. 122.

Продолжает регламентацию ответственности ст. 46.08 УК штата Техас, которая предусматривает, что лицо совершает посягательство, если оно осознанно изготавливает, продает, покупает, перевозит или имеет во владении муляж бомбы с намерением его использовать, чтобы другое лицо поверило, что муляж бомбы является взрывным устройством, или вызвать тревогу или любую иную реакцию должностного лица органа общественной безопасности или добровольного учреждения, созданного для борьбы с чрезвычайными ситуациями <9>. Посягательство, предусмотренное настоящей статьей, является мисдиминором класса А <10>. -------------------------------- <9> В ст. 46.08 УК штата Техас предметом преступления также являются зажигательные устройства. См.: Там же. С. 516. <10> В соответствии со ст. 12.21 УК штата Техас индивидуум, признанный виновным в совершении мисдиминора класса А, карается: (1) штрафом в размере, не превышающем 4000 долл.; (2) заключением в тюрьму на срок, не превышающий одного года, или (3) и тем и другим наказанием. См.: Там же. С. 119.

В ст. 46.09 УК штата Техас устанавливается, что лицо совершает посягательство, если оно осознанно владеет компонентами взрывного устройства, имея намерение собрать их для создания взрывного устройства, чтобы использовать в преступном предприятии. Посягательство, предусмотренное настоящей статьей, является фелонией третьей степени <11>. -------------------------------- <11> В соответствии со ст. 12.34 УК штата Техас индивидуум, признанный виновным в совершении фелонии третьей степени, карается наказанием в виде лишения свободы на срок от двух до десяти лет, отбываемый в институционном учреждении. См.: Там же. С. 122.

На основании изложенного отметим отличительные черты ответственности в сфере незаконного оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств по уголовному законодательству штата Техас. Во-первых, дано определение понятия взрывного устройства в Уголовном кодексе, что исключает иное толкование указанного предмета. Во-вторых, место совершения является обязательным признаком преступления. В-третьих, важное значение придается установлению направленности умысла при совершении преступления. В-четвертых, предусмотрено весьма суровое наказание за незаконный оборот отдельно от огнестрельного и холодного оружия взрывчатых веществ и взрывных устройств, связанный с определенным местом, что свидетельствует о признании высокой общественной опасности указанных деяний. В-пятых, установлена жесткая ответственность за владение компонентами взрывного устройства, если имеется намерение собрать их для создания взрывного устройства. По Уголовному кодексу Австралии <12> от 1995 г. ответственность за незаконные деяния с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами установлена в двух составах преступления. -------------------------------- <12> См.: Уголовный кодекс Австралии / Научное редактирование и предисловие канд. юрид. наук, проф. И. Д. Козочкина, Е. Н. Трикоз; перевод с англ. Е. Н. Трикоз. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2002. 388 с.

В соответствии с ч. 1 ст. 72.3 УК Австралии лицо совершает преступление, если: (a) данное лицо умышленно осуществляет доставку, размещение, запуск или детонацию устройства; и (b) данное устройство является взрывным, и данное лицо неосторожно относится к этому факту; и (c) данное устройство доставлено, размещено, запущено или взорвано вблизи, в пределах, внутри или рядом с: (i) местом общественного пользования; или (ii) правительственным объектом (facility); или (iii) системой общественного транспорта; или (iv) объектом инфраструктуры; и (d) данное лицо имеет умысел причинить смерть или серьезный вред. Наказание: пожизненное лишение свободы <13>. -------------------------------- <13> В ст. 72.3 УК Австралии предметом преступления также являются другие несущие смерть устройства. См.: Уголовный кодекс Австралии / Научное редактирование и предисловие канд. юрид. наук, проф. И. Д. Козочкина, Е. Н. Трикоз; перевод с англ. Е. Н. Трикоз. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2002. С. 378 - 379.

Часть 2 ст. 72.3 УК Австралии устанавливает, что лицо совершает преступление, если: (a) данное лицо умышленно осуществляет доставку, размещение, запуск или детонацию устройства; и (b) данное устройство является взрывным, и данное лицо неосторожно относится к этому факту; и (c) данное устройство доставлено, размещено, запущено или взорвано вблизи, в пределах, внутри или рядом с: (i) местом общественного пользования; или (ii) правительственным объектом (facility); или (iii) системой общественного транспорта; или (iv) объектом инфраструктуры; и (d) данное лицо имеет умысел причинить обширное разрушение данному месту, объекту или системе; и (e) данное лицо с неосторожностью относится к тому, какие наступят последствия в результате этого умышленного разрушения, или к вероятности больших экономических потерь. Наказание: пожизненное лишение свободы. Статья 471.15 УК Австралии предусматривает, что лицо является виновным в преступлении, если: (a) данное лицо способствует тому, чтобы изделие было отправлено по почте; и (b) данное изделие состоит из, включено в или содержит: (i) взрывчатое вещество <14>. Наказание: лишение свободы на срок 10 лет. -------------------------------- <14> В ст. 471.15 УК Австралии предметом преступления также являются опасное или вредное вещество или предмет, которые согласно инструкциям не должны без всяких исключений отправляться по почте. См.: Уголовный кодекс Австралии / Научное редактирование и предисловие канд. юрид. наук, проф. И. Д. Козочкина, Е. Н. Трикоз; перевод с англ. Е. Н. Трикоз. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2002. С. 313.

Таким образом, можно выделить особенности регламентации уголовной ответственности в сфере незаконного оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств по Уголовному кодексу Австралии. Во-первых, осуществлена дифференциация уголовной ответственности в зависимости от того, как относится лицо к последствиям: умышленно или неосторожно. Во-вторых, при квалификации деяния обязательным признаком выступает место совершения преступления. В-третьих, размеры наказания за вышеуказанные деяния достаточно высоки, что свидетельствует об их повышенной общественной опасности. Правовая система Китайской Народной Республики относится к социалистической правовой системе. Уголовный кодекс КНР <15> от 14 марта 1997 г. предусматривает несколько преступлений, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств. -------------------------------- <15> См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Коробеева, пер. с китайского Д. В. Вичикова. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001.

В соответствии с ч. 1 ст. 125 УК КНР незаконное изготовление, купля-продажа, транспортировка, почтовая пересылка, хранение взрывчатых веществ наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет; при отягчающих обстоятельствах наказываются лишением свободы на срок свыше 10 лет, бессрочным лишением свободы или смертной казнью <16>. -------------------------------- <16> В ст. 125 УК КНР предметом преступления также являются стрелковое оружие, боеприпасы, ядерные вещества. См.: Там же. С. 71.

Частью 2 ст. 125 УК КНР устанавливается ответственность юридического лица за незаконный оборот взрывчатых веществ. В которой говорится, что на организацию, совершившую преступления, упомянутые в части первой настоящей статьи, налагаются штрафные санкции; кроме того, несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, наказываются в соответствии с частью первой настоящей статьи. Статья 130 УК КНР предусматривает ответственность за появление в общественном месте или в общественном транспорте с взрывчатыми веществами, на которые не имеется разрешения, создавшее угрозу общественной безопасности; при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок до трех лет, краткосрочным арестом или надзором <17>. -------------------------------- <17> В ст. 130 УК КНР предметом преступления также являются: стрелковое оружие, боеприпасы, легковоспламеняющиеся вещества, токсичные вещества, разлагающиеся вещества, режущие инструменты, подпадающие под категорию холодного оружия. См.: Уголовный кодекс Китайской Народной Республики / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А. И. Коробеева, пер. с китайского Д. В. Вичикова. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001. С. 75.

Подводя итог, отметим следующие особенности установления ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств в Уголовном кодексе КНР. Во-первых, закрепление ответственности в сфере незаконного оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств в отношении руководителей организаций и самих организаций. Во-вторых, в качестве наказания за указанные деяния при отягчающих обстоятельствах предусматривается бессрочное лишение свободы или смертная казнь, что свидетельствует о высочайшей степени общественной опасности таких преступлений. В-третьих, в уголовном законодательстве КНР содержится норма об ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств, связанный с появлением в определенном общественном месте и создающий угрозу только объекту преступления. Изучение зарубежного права "открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчетливо выявляются в сравнении с другими системами" <18>. -------------------------------- <18> Ансель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М., 1991. С. 38.

Проанализировав уголовное законодательство вышеназванных зарубежных государств, можно сделать вывод о том, что вопросы ответственности за незаконный оборот взрывчатых веществ и взрывных устройств регламентируются в законодательстве по-разному. Однако следует отметить, что высокая общественная опасность незаконных действий с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами признается в уголовном законодательстве всех вышеперечисленных государств. Более того, учитывая повышенную общественную опасность незаконных деяний с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами (в смысле их незаконного оборота), в законодательстве отдельных зарубежных государств такие деяния обозначены в качестве самостоятельных составов преступления. На основании вышеизложенного можно выделить положения в уголовном законодательстве некоторых зарубежных стран, которые могут быть учтены в Уголовном кодексе России при совершенствовании норм, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств. Во-первых, следовало бы дифференцировать уголовную ответственность в зависимости от предмета преступления, при этом выделив в отдельный состав преступления деяния, связанные с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств. Во-вторых, предусмотреть в уголовном законодательстве России более строгую ответственность в отношении использования взрывчатых веществ и взрывных устройств, учитывая их повышенную общественную опасность. В-третьих, целесообразно дифференцировать ответственность в зависимости от вида незаконного деяния (незаконный сбыт взрывчатых веществ и взрывных устройств целесообразно наказывать строже, чем хранение или ношение таких предметов). В-четвертых, институт освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием применительно к деяниям с взрывчатыми веществами и взрывными устройствами распространить только на определенные действия (на все действия, предусмотренные в УК РФ, кроме случаев сбыта). В-пятых, было бы полезно обсудить вопрос об установлении уголовной ответственность за деяния в сфере незаконного оборота взрывчатых веществ и взрывных устройств с 14 лет.

Название документа