Сравнительно-правовой анализ законодательства государств - участников СНГ об уголовной и административной ответственности за незаконный оборот наркотиков

(Демиденко А.)

("Российский следователь", 2007, N 21)

Текст документа

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ ОБ УГОЛОВНОЙ

И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ

А. ДЕМИДЕНКО

Демиденко А., инспектор по особым поручениям Уголовно-правового управления Правового департамента МВД России.

Несмотря на изменяющийся мир и потребности людей в нем, проблема незаконного оборота наркотиков существовала в прошлом, она есть и в настоящем.

Степень распространенности на земле потребления и производства наркотических средств всегда существенно отличалась. От этого зависела и ответственность за незаконный оборот наркотиков в том или ином государстве.

Государства - участники СНГ основывают свое законодательство в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на нормативных правовых актах Организации Объединенных Наций, Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., определивших правовую основу международного контроля над наркотиками и противодействия их незаконному обороту.

В целом законодательства этих государств строятся по единому принципу и содержат близкие по смыслу нормы.

Представляется целесообразным рассмотреть особенности уголовного и административного законодательства государств - участников СНГ.

Уголовное законодательство

(на примере Российской Федерации, республик

Узбекистан, Армения, Беларусь, Казахстан,

Таджикистан и Кыргызской Республики)

Во всех рассматриваемых странах, за исключением Узбекистана, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности не за все преступления, перечисленные в уголовном законодательстве, а лишь за особо опасные, в том числе и за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.

Кроме того, лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением наркотических средств, подлежит уголовной ответственности. При этом в Уголовных кодексах республик Армения, Беларусь и Таджикистан существует дополнительная норма о назначении принудительных мер медицинского характера (принудительные меры безопасности и лечения). В Российской Федерации такая норма также существовала, но была исключена из Уголовного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ.

Обстоятельством, отягчающим наказание, признается совершение преступления в состоянии наркотического опьянения во всех странах, за исключением Кыргызской Республики.

Исключительной нормой, не используемой ни в одном Уголовном кодексе рассматриваемых стран, кроме Республики Узбекистан, является положение о неприменении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к лицам, осужденным за контрабанду наркотических средств или психотропных веществ, незаконную продажу таких средств и веществ в крупных размерах.

В каждой из рассматриваемых стран установлена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление одурманивающих веществ (наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих), контрабанду наркотиков, незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ, нарушение правил обращения с сильнодействующими или ядовитыми веществами, с наркотическими средствами и психотропными веществами, незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические средства, хищение либо вымогательство, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, склонение или вовлечение в потребление наркотических средств или психотропных веществ, а также организацию либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

При этом за потребление наркотических средств установлена уголовная ответственность лишь в Республике Армения.

В России, Армении, Казахстане и Киргизии определена ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

В Уголовных кодексах Узбекистана, Беларуси, Казахстана и Киргизии является уголовно наказуемым допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения.

Лишь в Уголовном кодексе Республики Узбекистан установлена ответственность за должностную халатность, повлекшую незаконный провоз через государственную или таможенную границу Республики Узбекистан наркотических средств или психотропных веществ в крупных размерах.

Только в Уголовном кодексе Республики Таджикистан введена самостоятельная статья, в соответствии с которой лицо подлежит ответственности за незаконное производство, изготовление, переработку, приобретение, хранение, транспортировку или пересылку прекурсоров. В Российской Федерации такая норма разрабатывается ФСКН России, и в настоящее время подготовленный законопроект проходит стадию согласования с заинтересованными федеральными органами государственной власти, в том числе и с МВД России.

Административное законодательство

(на примере Российской Федерации,

республик Узбекистан, Беларусь, Казахстан,

Таджикистан и Кыргызской Республики)

Необходимо отметить, что административное законодательство не является настолько единым, как нормы уголовного права. В рассматриваемых странах отсутствуют общие для всех положения административного законодательства, кроме норм, признающих совершение правонарушения в состоянии опьянения, обстоятельством, отягчающим административную ответственность, а также признающих административными правонарушениями управление, допуск к управлению транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, а также отказ водителей от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

Новой нормой для Российской Федерации и не используемой в законодательстве других стран СНГ является административное приостановление деятельности в случае совершения административного правонарушения в области наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Данное положение введено Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ.

В законодательстве Российской Федерации, республик Узбекистан, Беларусь, Казахстан и Таджикистан установлена ответственность родителей за их несовершеннолетних детей, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества либо совершающих административное правонарушение. По-разному относятся к установлению ответственности в отношении культивирования растений, содержащих наркотики.

Так, во всех государствах, кроме Республики Беларусь, установлена административная ответственность за непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений. В республиках Беларусь и Таджикистан установлена ответственность за незаконный посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений. Кроме того, в Российской Федерации, Узбекистане и Казахстане установлена ответственность за непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов.

Не во всех государствах разграничена уголовная и административная ответственность в отношении незаконного оборота наркотиков. Такая административная ответственность существует лишь в Российской Федерации, Узбекистане, Казахстане и Таджикистане.

Необходимо отметить, что только в законодательстве Казахстана определена административная ответственность за непринятие мер к пресечению сбыта и потребления наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, а также за немедицинское потребление наркотиков определена лишь в Российской Федерации и Республике Казахстан.

При этом в Российской Федерации дополнительно установлена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача в общественных местах, за нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а также за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим непосредственно участвующим в процессе дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения.

Название документа