40 лет Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

(Жуков Г. П.) ("Юрист-международник", 2007, N 3) Текст документа

40 ЛЕТ ДОГОВОРУ О ПРИНЦИПАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА, ВКЛЮЧАЯ ЛУНУ И ДРУГИЕ НЕБЕСНЫЕ ТЕЛА

Г. П. ЖУКОВ

Жуков Г. П., доктор юрид. наук, профессор, действительный член Международной астронавтической академии, почетный директор Международного института космического права, член Комитета космического права Ассоциации международного права, почетный член Астронавтического общества Болгарии.

ООН - центр формирования международного космического права

В этом году международная общественность отмечает 50-летие запуска 4 октября 1957 г. нашей страной первого в мире искусственного спутника Земли (ИСЗ), что открыло эру космоса в истории человечества и положило начало исследованию и использованию космического пространства. В апреле в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже Международная федерация астронавтики торжественно отметила эту знаменательную дату. Осенью текущего года торжества по данному поводу состоятся в здании ООН в Нью-Йорке. Юридическая общественность также отмечает 40-летие Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года (далее - Договор по космосу), который дал начальный импульс формированию и прогрессивному развитию международного космического права. Следует напомнить, что в 1999 г. ГА ООН приняла резолюцию, провозглашавшую Всемирную неделю космоса с 4 по 10 октября <1>. Обе даты являются знаковыми для России и всего человечества. -------------------------------- <1> См.: Колосов Ю. М. Всемирная неделя космоса (как это было) // Актуальные проблемы современного международного права. 29 апреля 2005 г. / Материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной 80-летию профессора Г. П. Жукова. М.: Изд-во РУДН, 2005. С. 20.

С начала космической эры ООН уделяет большое внимание налаживанию, углублению и расширению международного сотрудничества в сфере исследования и использования космического пространства, усилиям по становлению и развитию международного космического права. Вскоре после запуска в 1957 г. Советским Союзом первого в мире искусственного спутника Земли ГА ООН в 1958 г. учредила Специальный комитет по использованию космического пространства в мирных целях в качестве своего вспомогательного органа для оказания содействия в обсуждении космической проблематики. Одно из положений резолюции 1348 (XIII), учреждавшей названный орган, предусматривало, что Комитет должен был, в частности, изучить характер правовых проблем, которые могут возникнуть при освоении космоса. Однако в условиях "холодной войны" (из-за разногласий по поводу состава Комитета) он оказался нежизнеспособным, поскольку СССР и ряд других государств отказались от участия в его работе. 12 декабря 1959 г. ГА ООН приняла резолюцию 1472 (XIV) "Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства", которая предусматривала создание Постоянного комитета по использованию космического пространства в мирных целях (далее - Комитет, Комитет ООН по космосу) в составе 24 государств. Эта резолюция также поручала Комитету изучать характер правовых проблем, которые могут возникнуть при исследовании космического пространства. Но вследствие продолжавшихся разногласий по его составу Комитет фактически бездействовал два года с момента формального учреждения. В ходе дальнейших переговоров между делегациями СССР и США удалось договориться о расширении состава Комитета и выработать совместный проект резолюции, к которому впоследствии присоединились все остальные страны. 20 декабря 1961 г. ГА ООН единогласно приняла резолюцию 1721 (XIV) "Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства", которая расширила состав Комитета до 28 государств-членов. В дальнейшем количественный состав Комитета неоднократно увеличивался и в настоящее время достиг 67 государств - членов. В качестве наблюдателей в его деятельности участвует ряд международных межправительственных и неправительственных организаций. В 1962 году Комитет ООН по космосу постановил, что он и его вспомогательные органы будут стремиться не прибегать к голосованию при принятии решений, то есть продолжать переговорный процесс до тех пор, пока предлагаемое решение того или иного вопроса не станет приемлемым для всех государств-членов Комитета. Консенсусное решение проблем, возникающих при формулировании международных космических соглашений и деклараций, способствовало превращению ООН в общепризнанный центр разработки международного космического права. Для успешного выполнения возложенных на него задач Комитет в 1962 г. создал два подкомитета полного состава: Научно-технический и Юридический. По мере необходимости в рамках Комитета и его подкомитетов учреждались рабочие группы для рассмотрения той или иной проблемы.

У истоков формирования международного космического права

Первым документом ООН, содержавшим адресованные государствам рекомендации, касающиеся деятельности в космосе, явилась резолюция 1721 (XIV), единогласно принятая ГА ООН 20 декабря 1961 г. Признав общую заинтересованность человечества в дальнейшем мирном освоении космоса, в налаживании международного сотрудничества в данной области и в направлении его на благо всего человечества, Генеральная Ассамблея приняла рекомендацию о том, чтобы в своей деятельности по исследованию и использованию космоса государства руководствовались следующими принципами: - международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство и небесные тела; - космическое пространство и небесные тела открыты для освоения всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат национальному присвоению. Важное значение данных положений заключалось, прежде всего, в том, что они подтвердили основополагающий принцип, согласно которому государства обязаны руководствоваться международным правом во всех своих действиях и во всех средах, включая космическое пространство. Всего через два года после начала работы Комитета ГА ООН получила его первую международно-правовую "продукцию". В результате напряженных переговоров в Комитете и его Юридическом подкомитете был подготовлен и представлен на одобрение ГА ООН проект декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства. Декларация, единогласно принятая ГА ООН 13 декабря 1963 г., сыграла важнейшую роль в становлении международного космического права. Следует иметь в виду, что принятию указанной Декларации предшествовала ожесточенная дипломатическая борьба. Первоочередно был поднят вопрос, с чего начинать формирование этой новой отрасли международного права? Относительно первых шагов по формированию этого права ожесточенная дискуссия велась в 1962 - 1963 гг. на сессиях Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу. Англосаксонские страны отстаивали путь от частного к общему, предлагая заключить вначале Соглашение о спасании космонавтов, а затем шаг за шагом (по мере накопления практики) решать другие правовые проблемы. Дипломатия нашей страны, опираясь на поддержку стран романской системы права и развивающихся стран, добилась принятия ГА ООН иного решения. Речь шла о необходимости разработки основных принципов, которыми должны руководствоваться государства в своей космической деятельности. Примечательно, что именно в тот ответственный момент (по инициативе Г. И. Тункина <2>) сложилось прекрасное содружество ученых и дипломатов в процессе обсуждения и разработки подходов к формированию норм зарождающегося международного космического права, и прежде всего Декларации правовых принципов исследования и использования космического пространства 1963 г., которая легла в основу разработанного в дальнейшем и вступившего в силу 10 октября 1967 г. Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. -------------------------------- <2> С 1952 по 1965 г. Г. И. Тункин возглавлял Договорно-правовой отдел МИД СССР.

Отмечая значение научных исследований правовых проблем освоения космоса в стране в первой половине 60-х гг. прошлого века, следует отметить особую роль члена-корреспондента Академии наук СССР Е. А. Коровина. В 1959 году по инициативе Е. А. Коровина в рамках Академии наук СССР была создана Комиссия по правовым вопросам межпланетного пространства (далее - Комиссия). В работе названной Комиссии принимали активное участие научные сотрудники Института государства и права Э. Г. Василевская-Жукова, Г. П. Жуков, Г. П. Задорожный, П. И. Лукин, сотрудники Министерства иностранных дел СССР Ф. Н. Ковалев, Г. А. Осницкая, И. И. Чепров, сотрудник Президиума Академии наук СССР В. С. Верещетин. Руководство Комиссией было возложено на члена-корреспондента АН СССР Е. А. Коровина. При содействии академика М. В. Келдыша в Комиссию были включены эксперты: начальник управления Министерства связи Д. Д. Еригин, заместитель председателя ВПК А. А. Космодемьянский, начальник управления Генерального штаба В. И. Щеулов. В своей работе Комиссия опиралась на ценные советы этих экспертов и поддержку академиков А. А. Благонравова, Б. Н. Петрова, Е. К. Федорова и Л. И. Седова. Комиссия регулярно направляла свои соображения по правовым аспектам освоения космоса в Президиум Академии наук СССР и в Министерство иностранных дел СССР. Председатель Комиссии Е. А. Коровин принимал непосредственное участие в научных исследованиях по космической тематике. В январе 1959 г. Е. А. Коровин выступил в журнале "Международная жизнь" со статьей "О международном режиме космического пространства", явившейся одной из первых в стране попыток научного обобщения основных проблем международного космического права. В упомянутой и ряде других публикаций Е. А. Коровин основное внимание уделял проблеме налаживания международного сотрудничества в области освоения космоса, борьбе за его превращение в сферу мирной деятельности. В сентябре 1962 г. делегация советских юристов во главе с Е. А. Коровиным впервые приняла участие в V Международном коллоквиуме по космическому праву, приуроченном к XIII Международному астронавтическому конгрессу, который проходил в Варне (Болгария). Е. А. Коровин выступил на коллоквиуме с докладом "Очередные задачи международного космического права", в котором отметил огромное значение предложений, внесенных Правительством СССР в Комитет ООН по космосу. В докладе он обратил внимание на неразрывную связь между демилитаризацией космоса и осуществлением разоружения на Земле. За вклад в науку международного космического права Е. А. Коровин одним из первых в мире был удостоен золотой медали Международной астронавтической федерации и Международного института космического права, был избран действительным членом Международной астронавтической академии. В 1961 году в Институте государства и права Академии наук СССР была создана проблемная группа по изучению правовых вопросов космического пространства в составе трех человек: Э. Г. Василевской-Жуковой, Г. П. Жукова - руководителя группы, П. И. Лукина. Раз в месяц Комиссия обсуждала важные проблемы путей предстоящего формирования международного космического права. Так, по совету заместителя председателя ВПК А. А. Космодемьянского Комиссия обосновала идею пространственного разграничения воздушного и космического пространств на высоте 100 - 110 км над уровнем океана, то есть на уровне нижнего перигея орбиты спутника. В дальнейшем эта идея была положена в основу предложений СССР в ООН в 1979 и 1983 гг. Наряду с многочисленными публикациями <3> среди большинства юристов утвердилось мнение о сложившейся соответствующей обычной норме международного права. -------------------------------- <3> См.: Космос и международное сотрудничество / Отв. ред. Г. П. Жуков. М., 1963. С. 254 - 255.

Большое значение имели подготовленные Комиссией коллективные работы видных российских юристов в 1962 г. под редакцией Е. А. Коровина "Космос и международное право" и в 1963 г. - "Космос и международное сотрудничество" под редакцией Г. П. Жукова. На подготовленном в 1962 г. Комиссией коллективной работе летчик-космонавт Ю. А. Гагарин сделал следующую запись: "Теоретикам с пожеланием разработать самые справедливые правовые положения в космосе. Практик Ю. Гагарин. 12.07.62 г.". Помимо научных исследований совместно с МИД СССР Комиссия участвовала в разработке проектов основных принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, представленных СССР 10 сентября 1962 г. в ООН и 16 апреля 1963 г. на рассмотрение Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу <4>, а также разработала предложения по юридической аргументации в пользу первого советского проекта принципов деятельности государств в космосе. -------------------------------- <4> Doc. A/AC.105C.2/L.2, UN. Doc. A/AC.105C.2/L.6; См. также: Космос и международное сотрудничество... С. 250 - 251.

К сожалению, после смерти Е. А. Коровина в 1965 г. Комиссия по правовым вопросам межпланетного пространства фактически перестала функционировать. В октябре 1973 г. в Президиум Академии наук СССР поступило письмо руководителя созданной в начале 1970-х гг. Межведомственной комиссии МИД заместителя министра иностранных дел С. П. Козырева <5>. В письме говорилось о нецелесообразности дальнейшего сохранения Комиссии по правовым вопросам межпланетного пространства в Академии наук СССР в связи с созданием в Министерстве Межведомственной комиссии. -------------------------------- <5> Хлестов О. Космос - будущее человечества // Русские вести. 2007. 11 апр.

11 октября 1973 г. постановлением Президиума Академии наук СССР Комиссия была ликвидирована. Тем же постановлением координация научных исследований по международно-правовым вопросам космоса была возложена на Институт государства и права Академии наук СССР. Но все это - в прошлом. Что касается разработки в ООН принципов международного права, призванных регулировать деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, то СССР с самого начала добивался принятия юридически обязывающего государства документа. Так, на первой сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу (в мае 1962 г.) СССР предложил разработать соглашение о принципах, обязательных для государств при осуществлении космической деятельности <6>. -------------------------------- <6> Там же.

Доклад, представленный Комитетом XVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1962 г., ограничивался лишь рекомендациями по программе научно-технического сотрудничества государств в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. В плане правовых проблем, возникающих при исследовании и использовании космического пространства, Комитет констатировал, что ни по одному из внесенных предложений не было достигнуто договоренности <7>. Отрицательное отношение США к разработке принципов космического права проявилось и при обсуждении доклада Комитета по использованию космического пространства в мирных целях на XVII сессии ГА ООН 29 ноября 1962 г. США (совместно с Канадой) внесли по данному вопросу проект резолюции, в котором в буквальном смысле ни слова не было сказано о правовых аспектах проблемы <8>. -------------------------------- <7> Док. ООН A/5138. <8> Док. ООН A/C.1/320.

Однако в ходе дискуссии на XVII сессии ГА ООН представители большинства стран высказались за скорейшую разработку основных принципов космического права, подчеркнув важное значение решения правовых проблем для успешного осуществления международного сотрудничества в научно-технической области. Выражая общее стремление нейтральных стран добиться прогресса в разработке норм, регулирующих деятельность государств по изучению и использованию космического пространства, ОАР представила проект кодекса принципов международного сотрудничества в использовании космического пространства в мирных целях <9>. Учитывая позицию подавляющего большинства делегаций и опасаясь оказаться в изоляции, представители США, Англии, Канады и некоторых других западных стран вынуждены были изменить свою точку зрения. В начале декабря 1962 г. сначала делегация Англии, а затем и США <10> представили проекты декларации основных принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. -------------------------------- <9> Док. ООН А/5181. <10> Док. ООН А/С.1/879 и Док. ООН А/С.1/88.

Серьезным недостатком этих документов являлось то, что в них ничего не говорилось о недопустимости проведения в космическом пространстве мероприятий, могущих затруднить исследование или использование данного пространства в мирных целях другими странами. Вместе с тем указанные документы свидетельствовали о полной несостоятельности прежней позиции США. Их отказ от своего отрицательного отношения к разработке основных правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства создал благоприятную обстановку для разработки совместного проекта резолюции по этим вопросам. В ходе неофициальных переговоров между делегациями СССР и США был согласован вопрос о включении в первоначальный американо-канадский проект резолюции соответствующих положений советского проекта. В итоге был составлен новый проект резолюции, единодушно одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в Резолюции 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г. На основе предложений, представленных Советским Союзом в 1962 - 1963 гг., ГА ООН одобрила 13 декабря 1963 г. Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства. Принятию этой Декларации предшествовали особенно ожесточенные споры, которые велись на первой сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу, особенно по форме документа, по п. 7 предложения СССР, в котором говорилось, что "все виды деятельности по исследованию и использованию космического пространства осуществляются только государствами", и п. 9, в котором утверждалось, что "использование искусственных спутников Земли для сбора сведений разведывательного характера на территории иностранных государств несовместимо с целями, которые стоят перед человечеством в освоении космического пространства" <11>. На этой сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу в состав советской делегации входили талантливый дипломат И. И. Чепров (зав. референтурой ОМО МИД СССР) и Г. П. Жуков - ученый секретарь Комиссии по правовым вопросам межпланетного пространства АН СССР, сотрудник постоянного представительства СССР при ООН Р. М. Тимербаев. Возглавляли делегацию заместитель министра иностранных дел СССР, постоянный представитель СССР при ООН В. А. Зорин и заместитель постоянного представителя СССР при ООН П. Д. Морозов. -------------------------------- <11> Необходимо отметить, что в 1960 г. в журнале "Международная жизнь" были опубликованы И. И. Чепровым статья "Монополии рвутся в космос" и Г. П. Жуковым статья "Планы космического шпионажа и международное право". Обе статьи вызвали серьезное беспокойство в руководящих кругах США и были помещены в материалах по космосу Сената. Реакция в США вполне объяснима, поскольку руководство США особое внимание уделяло использованию спутников для сбора сведений разведывательного характера на территории иностранных государств и соответственное понимание вкладывало в понятие "использование космического пространства исключительно в мирных целях".

В двусторонних советско-американских переговорах по согласованию позиции глава делегации США юридический советник государственного департамента Рис сказал: "Как юрист я согласен с вашей аргументацией, но как сотрудник Государственного департамента буду возражать". Член делегации Г. П. Жуков был приглашен осветить позицию СССР в выступлении на заседании Американского общества международного права <12>. -------------------------------- <12> See: Zhukov G. The Problem of Outer Space Law Qualifications "Proceedings of the American Society of International Law". 1962. P. 193 - 195.

Позиция советской делегации в 1962 г. в дипломатическом плане оказалась крайне выигрышной. В ответ на уступки по этим вопросам на второй сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу в 1963 г. в ходе переговоров с делегацией США удалось добиться согласия по целому ряду кардинальных проблем. Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, торжественно провозгласила, что при освоении космоса государства должны руководствоваться следующими принципами: - исследование и использование космоса осуществляются на благо и в интересах всего человечества; - космос и небесные тела открыты для освоения всеми государствами на основе равенства; - космос и небесные тела не подлежат национальному присвоению никакими средствами; - космическая деятельность должна осуществляться в соответствии с международным правом; - государства несут международную ответственность за всю национальную деятельность государств в космосе, в том числе за деятельность неправительственных органов; - при исследовании и использовании космоса государства руководствуются принципом сотрудничества и взаимной помощи и должным образом учитывают соответствующие интересы других государств; - государства сохраняют юрисдикцию и контроль над своими космическими объектами и их экипажами во время их нахождения в космосе; объекты, приземлившиеся на иностранной территории, возвращаются запустившему их государству; - запускающие государства несут международную ответственность за ущерб, причиненный их космическими объектами; - космонавты рассматриваются в качестве посланцев человечества в космос, им оказывается всемерная помощь в случае аварии, и они незамедлительно возвращаются запустившему их в космос государству. Одновременно с упомянутой ранее Декларацией ГА ООН, благодаря усилиям Советского Союза, приняла Резолюцию 1884 (XVIII) от 17 октября 1963 г., в которой она приветствовала выраженное СССР и США намерение не размещать в космическом пространстве объекты с ядерным или другими видами оружия массового уничтожения. Ассамблея также торжественно призвала другие государства воздерживаться от таких действий, не устанавливать оружие массового уничтожения на небесных телах и не размещать его в космосе каким-либо иным образом. Эта Резолюция может рассматриваться как символическая "ратификация" международным сообществом джентльменского соглашения СССР и США. Следует иметь в виду, что Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. и Резолюция 1884 (XVIII) взаимно дополняли друг друга. Московский договор запретил проведение испытаний ядерного оружия в космосе, однако не исключал возможности размещения в пределах пространства такого оружия. Резолюция ГА ООН пошла дальше и запретила размещать в космосе любые объекты с ядерным оружием на борту. В связи с одобрением Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г. вполне естественно был поднят вопрос о закреплении таких принципов в международном соглашении, как это последовательно отстаивал СССР. При решении указанного вопроса важное значение имела практика, которая сложилась в ООН при разработке ряда других существенных правовых проблем. В соответствии с данной практикой ГА ООН принимала по многим важным вопросам декларации, а затем государства заключали на этой основе конкретные международные соглашения. Именно к такому пути формирования норм международного космического права призвала XVIII сессия ГА ООН. В ней содержалась рекомендация Комитету ООН по космосу и его Юридическому подкомитету "рассмотреть вопрос о формулировании в виде Международного соглашения, в соответствующее время в будущем, правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства". На состоявшейся в марте и в октябре 1964 г. третьей сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу представители ряда государств также высказались за необходимость разработки Международного соглашения, закрепляющего правовые принципы деятельности государств в космосе. Советский Союз проявил в 1966 г. новую инициативу, предложив обсудить на XXI сессии ГА ООН вопрос о заключении международного договора о принципах, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В двусторонних переговорах СССР и США по этой проблеме принимали участие заместитель Представителя СССР при ООН П. Д. Платонов и заведующий Договорно-правовым отделом МИД СССР О. Н. Хлестов, заместитель заведующего Договорно-правовым отделом МИД СССР Ю. М. Рыбаков. Участие в предварительной подготовке материалов принимал сотрудник Договорно-правового отдела МИД СССР Ю. М. Колосов. Со стороны США в переговорах принимал участие их представитель при ООН - посол Гольдберг. В итоге был подготовлен проект договора, который после окончательного согласования между СССР и США был представлен Генеральной Ассамблее ООН и 19 декабря 1966 г. ГА ООН одобрила текст договора, который 27 января 1967 г. был открыт для подписания государствами, а 10 октября 1967 г. вступил в силу.

Международно-правовой режим космического пространства

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (вслед за Договором 1963 г. о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах), отвергает дискриминационную для целого ряда государств линию в отношении круга участников, используя изобретенную так называемую "московскую формулу ратификации международных договоров". Еще в ходе обсуждения Советский Союз решительно выступил против предложения открыть Договор по космосу для подписания только государствами - членами ООН, специализированными учреждениями или любыми другими государствами, которых пригласила бы ГА ООН. В случае принятия такого предложения от участия в Договоре по космосу заведомо были бы устранены страны, не являющиеся членами упомянутых организаций, в частности бывшая ГДР. Таким образом, универсальный характер Договора по космосу полностью соответствует его целям. Ключевые положения Договора по космосу, содержащиеся в его преамбуле и 17 статьях, направлены на обеспечение мирного сотрудничества государств в освоении космоса. Запуском 4 октября 1957 г. первого советского искусственного спутника Земли было положено начало международной практике космических полетов. Договор по космосу закрепляет эту практику, провозглашая космос открытым "для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел". Тем самым принцип свободы исследования и использования космоса получил прочную правовую основу, и в данной связи положительная роль ООН несомненна. Принцип свободы исследования и использования космического пространства утвердился сначала в качестве обычной нормы международного права, получившей закрепление в ряде резолюций ГА ООН. С вступлением в силу Договора по космосу 1967 г. этот принцип стал общепризнанной императивной договорной нормой международного права. Свобода космоса для всех государств неразрывно связана с определенными ограничениями данной свободы. В статье I Договора по космосу говорится, что исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Статья IX предусматривает, что государства должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве с должным учетом соответствующих интересов всех других государств. В Договоре по космосу говорится, что деятельность по исследованию и использованию космического пространства должна осуществляться согласно международному праву. Речь идет о таких принципах, как: запрещение угрозы силой или ее применения во взаимоотношениях между государствами; мирное разрешение международных споров; невмешательство во внутренние дела государств; суверенное равенство государств; добросовестное выполнение обязательств, принятых государствами в соответствии с Уставом ООН. Эти принципы закреплены в таком важнейшем документе современного международного права, как Устав ООН. Свобода космоса для всех государств неразрывно связана с определенными ограничениями такой свободы. С провозглашением свободы исследования и использования космоса непосредственно связан принцип неприсвоения космического пространства. Статья II Договора по космосу гласит: "Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами". Статья II запрещает любые формы и способы присвоения не только государствами, но и международными и национальными организациями, а также частными лицами. Эта статья устанавливает запрет лишь на те виды и способы использования космического пространства и его частей, которые представляют собой присвоение, постоянное завладение, обращение в собственность. Временное занятие отдельных участков космического пространства и небесных тел (например, мест нахождения спутников на геостационарной орбите или участков размещения станций на Луне) не запрещено международным космическим правом. Принцип неприсвоения не затрагивает также осуществления суверенных прав государства в отношении своих граждан и космических аппаратов, находящихся в космическом пространстве. В статье IX Договора по космосу установлено два следующих тесно взаимосвязанных обязательства по предотвращению потенциально вредных последствий космической деятельности и охране окружающей среды: - осуществлять деятельность в космическом пространстве "с должным учетом соответствующих интересов всех других государств"; - проводить изучение и исследование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, "таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества", и с этой целью в случае необходимости принимать "соответствующие меры". Из первого обязательства, носящего более широкий характер, вытекает, что деятельность, причиняющая помехи или препятствующая исследованию и использованию космоса другим государствам, международным космическим правом не допускается. Второе обязательство непосредственно направлено на охрану земной и космической среды от вредных последствий космической деятельности. Термин "загрязнение" в ст. IX Договора по космосу должен толковаться в широком смысле данного слова и включать как умышленные, так и непреднамеренные действия, влекущие за собой химическое, биологическое, радиоактивное и прочие виды загрязнения среды в количествах, представляющих опасность для поддержания ее естественного равновесия <13>. -------------------------------- <13> Курс международного права. Т. 5 / Отв. ред. В. С. Верещетин. М., 1992. С. 177.

Интенсификация космических исследований и связанное с этим резкое увеличение числа запусков космических объектов приводят к постоянному росту количества "космического мусора": отработавших космических аппаратов, ракет и их составных частей. Столкновение даже с мелкими фрагментами космических объектов может создать угрозу разгерметизации пилотируемых космических кораблей и станций, нарушить их нормальное функционирование. В Договоре по космосу предусматривается процедура проведения международных консультаций относительно помех или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства. В соответствии со ст. IX Договора государство, имеющее основания полагать, что запланированная им или его гражданами деятельность может создать потенциально вредные помехи мирной космической деятельности других государств, должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту. Другие государства со своей стороны могут запросить проведение консультаций относительно такой деятельности или эксперимента. Порядок проведения международных консультаций, предусмотренных ст. IX, а также их юридические последствия требуют дальнейшего уточнения и развития, поскольку они сформулированы лишь в самом общем виде. Для решения всех вопросов, связанных с предотвращением потенциально вредных последствий космической деятельности, большое значение имеет соблюдение требования ст. IX Договора о том, что "при исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства - участники Договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи". Особое значение имеет обязательство участников Договора по космосу "не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом" (п. 1 ст. IV Договора). В соответствии с общепризнанным толкованием термина "оружие массового уничтожения" он охватывает такие виды оружия, как ядерное, химическое, биологическое и другие сравнимые с ними как по разрушительному, так и поражающему действию виды оружия, в том числе и те, которые могут быть созданы в будущем. Запрет размещения в космосе указанных видов оружия распространяется также на объекты, совершающие частично орбитальный полет. Таким образом, Договор по космосу в части запрета на размещение в нем ядерного и других видов оружия массового уничтожения явился весьма эффективным препятствием для гонки вооружений в космическом пространстве. До сих пор речь шла о частичных мерах по девепонизации космоса. В Договоре по космосу применительно к Луне и другим небесным телам установлены далеко идущие запреты размещения на них оружия. В соответствии с Договором по космосу Луна и другие небесные тела должны использоваться "исключительно в мирных целях". Примерный перечень видов деятельности, запрещенных на Луне и других небесных телах, включает в себя установку ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения; создание военных баз, сооружений и укреплений; испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Допускается использование военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей, а также использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел (п. 2 ст. IV Договора). Договор по космосу спустя сорок лет после вступления в силу - самый успешный продукт правотворчества в рамках Организации Объединенных Наций за истекшие четыре десятилетия. Сто государств стали сторонами Договора по космосу и двадцать пять других государств подписали его, и это - огромный вотум доверия международного сообщества. Договор по космосу стал отправной точкой для национальной деятельности и международного сотрудничества в сфере исследования и использования космического пространства. В настоящее время 18 государств приняли законы, регулирующие национальную космическую деятельность. Это - Австралия, Южная Африка, Англия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Германия, Испания, Канада, Китай, Норвегия, США, Российская Федерация, Украина, Швеция, Франция, Чили, Япония. Творцы Договора по космосу были в состоянии сосредоточиться как на непосредственных проблемах (например, ответственность за ущерб, причиненный космической деятельностью), так и на таких более отдаленных перспективах, как эксплуатация ресурсов Луны и других небесных тел. Однако основная идея, заложенная в Договоре по космосу, состояла в поддержании международного мира и безопасности и поощрении международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях. Договор по космосу обеспечил безопасность и порядок в международной космической сфере за истекшие четыре десятилетия. Это ярчайшее свидетельство того, что рассматриваемый Договор хорошо послужил мировому сообществу. Договор по космосу является также существенным прецедентом для целого ряда соглашений того времени в иных областях общего международного права, и некоторые его принципы были использованы в других документах, таких как Конвенция по морскому праву. Когда ГА ООН принимала Договор по космосу и открыла его 27 января 1967 г. для подписания, речь шла не о том, чтобы иметь дело с каждым конкретным непредвиденным обстоятельством, которое могло бы возникнуть в исследовании и использовании космического пространства, Луны и других небесных тел. Договор по космосу установил комплекс основных принципов, призванных регулировать космическую деятельность государств. Последующие международные документы, регулирующие космическую деятельность, принятые ГА ООН, служили задаче распространения и расширения принципов Договора по космосу и регламентации более определенных и конкретных сфер космической деятельности. Договор по космосу, таким образом, положил лишь начало формированию и прогрессивному развитию международного космического права в рамках Организации Объединенных Наций. В совокупности все эти документы составляют ядро того, что является отдельной отраслью общего международного права, а Договор по космосу составляет ее доминирующий корень. Успех правотворческого процесса ООН по принятию Договора по космосу, также как и последующие соглашения, которые конкретизировали его принципы, был обусловлен готовностью государств договариваться, принимать, подписывать и ратифицировать такие важные документы в самый разгар "холодной войны". Договор по космосу и те соглашения, которые последовали за ним, свидетельствуют о ценном вкладе, сделанном представителями ведущих космических и других государств, внесшими свою существенную лепту в успешное завершение переговоров и их заключение. В центре "шеренги" тех, кто внес этот серьезный вклад, были: Г. И. Тункин, П. Д. Морозов, В. С. Верещетин, Ю. М. Рыбаков, Е. А. Коровин, Б. Майорский, Э. Г. Василевская, А. Д. Терехов, О. Н. Хлестов, Ф. Н. Ковалев, Г. А. Осницкая, И. И. Чепров, Е. П. Каменецкая. Особо хотелось бы отметить огромный творческий вклад Ю. М. Колосова в разработку всех следующих за Договором по космосу соглашений и деклараций, а также его непрерывное участие в деятельности Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу <14>. -------------------------------- <14> См.: Жуков Г. П. Текст лекции к спецкурсу "Международное космическое право". Тема: История советской доктрины. М., Изд-во университета дружбы народов, 1990.

Преподавание международного космического права в России

Международное космическое право в современной России, точнее в Москве, преподается на кафедрах международного права Российского университета дружбы народов (РУДН) и Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (МГИМО).

Учебник международного космического права

Преподавание в названных вузах ведется по учебнику международного космического права, опубликованному профессорами Г. П. Жуковым и Ю. М. Колосовым в 1999 г. Учебник рекомендован Министерством образования РФ для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности юриспруденция (международное право), международные отношения и международные экономические отношения. Естественно, что некоторые материалы в этом учебнике устарели. На лекциях приходится указывать студентам на такие материалы и сообщать свежую информацию. Большим достоинством учебника является приложение всех действующих документов в сфере международного космического права.

Курс лекций международного космического права в РУДН

Курс лекций в РУДН был введен профессором Г. П. Жуковым в 1965 г., то есть 42 года тому назад. Этот курс лекций в настоящее время продолжает читаться профессором Г. П. Жуковым студентам магистратуры в объеме 32 учебных часов (в группе - 40 студентов). Курс лекций завершается приемом экзаменов. Основная масса студентов представлена российскими гражданами. Кроме того, есть студенты из ближнего и дальнего зарубежья: Армении, Грузии, Туркменистана, Таджикистана, Китая, Ливана, Марокко, Гвинеи-Бисау. Лекции посвящены не только теоретическим вопросам, но и прикладным проблемам международного космического права, связанным с практической космической деятельностью. Учебно-методическое значение курса содействует лучшему пониманию учащимися общего международного права. Акцентируется внимание на проблемах международного космического права, опережающих научно-технический прогресс. В качестве примера приводится ст. V Договора по космосу 1967 г., в которой говорится о том, что "космонавты одного государства - участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств - участников Договора", и положения этого Договора, относящиеся к правовому статусу Луны. Также обращается внимание на новеллу международного права относительно международной ответственности государств за ущерб, причиненный космическими объектами. Известно, что Комиссия ООН по кодификации и прогрессивному развитию международного права сравнительно недавно приступила к разработке проблемы ответственности за правомерную деятельность государств. Семинары проводятся на основе казусов moot court, разработанных в рамках Международного института космического права, в целях активного вовлечения всех участвующих студентов. На семинарах студенты обучаются детальному аналитическому изучению документов по международному космическому праву. Заостряется внимание на тенденции ряда государств обойти положения действующих договоров по космосу. В частности, подвергаются анализу выступления отдельных юристов, направленные против ст. VI Договора по космосу, несостоятельность попытки Казахстана в двустороннем договоре с Российской Федерацией об аренде космодрома Байконур не считать себя "запускающим" государством (вместо того, чтобы сделать оговорку о том, что Россия берет на себя расходы по компенсации возможного ущерба в ходе запуска космического объекта с Байконура). Обращается внимание студентов на отказ Великобритании и Голландии считать себя запускающим государством при запуске объектов в космос их частной компанией, что является нарушением действующих норм международного космического права. Особое внимание акцентируется на нежелании многих стран Восточной Европы, прибалтийских стран и большинства стран СНГ быть участниками договоров по космосу и тем самым выполнять призывы сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Данная проблема обсуждается студентами как проявление странного правового недомыслия, предлагаются варианты решения этой проблемы.

Трудности при чтении лекций по международному космическому праву

Говоря о трудностях, которые встречаются при чтении лекций по международному космическому праву, следует прежде всего отметить необходимость разъяснять научно-технические азы космической деятельности. Обычно первая лекция курса начинается с вопроса студентам о том, в какую сторону вращается Земля? Как ни странно, большинство говорит, что Земля вращается "по часовой стрелке". После этого преподаватель разъясняет студентам значение данного вопроса для запуска ракет-носителей. Одновременно раскрывается понятие и важное значение геостационарной орбиты для различных космических служб. Зачастую иностранные студенты жалуются на то, что на интернет-сайте Космического центра ООН в Вене невозможно обнаружить тексты международных документов в сфере космического права на их родном языке. К сожалению, в России выпускники РУДН редко устраиваются на работу специалиста по международному космическому праву. Иностранные студенты чаще находят себе применение по этой специальности. В заключение следует отметить, что студенты с большим интересом принимают участие в занятиях по международному космическому праву, поскольку узнают много нового для себя.

Специальный курс в Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России

Специальный курс "Международное космическое право" (общее количество часов - 16) читается в Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России на 4-м курсе факультета международного права профессором Ю. М. Колосовым и доцентом И. Ю. Штодиной. В прошлом году курс прослушали 30 студентов, в том числе из России, Украины, Болгарии, Армении. Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам наиболее полное представление об истории становления международного космического права в качестве отрасли общего международного права, об основных принципах космического права, его источниках, новейших тенденциях в области космического права, проблемах в ограничении военного использования космоса. В этом году планируется уделить внимание не только публичным аспектам международного космического права, но и частноправовым аспектам. Освоение курса предполагает получение знаний как в области общих вопросов теории международного космического права, так и в области правового регулирования прикладных видов космической деятельности.

Преподавание в Дипломатической академии МИД России

В Дипломатической академии МИД России доктор юридических наук, летчик-космонавт РФ Ю. М. Батурин читает спецкурс "Космическая дипломатия", в котором значительное место занимают актуальные проблемы международного космического права. Курс рассчитан на 16 часов и читается на дневном и вечернем отделениях. Так как спецкурс относится к числу факультативных, на дневном отделении его посещают 15 - 20 слушателей, зато на вечернем - 50 - 60 слушателей. Подобная разница объясняется тем, что "вечерники" - люди работающие и, как правило, уже определившиеся в жизни, понимающие важность для себя тех или иных знаний. Заметим, что курс разработан не на кафедре права Дипломатической академии, а на кафедре дипломатии. Возможно, потому, что заведующий кафедрой доктор юридических наук, профессор Ю. М. Рыбаков и сам посвятил много времени международному космическому праву и даже защищал диссертацию по одной из международно-правовых проблем космического права. Когда профессор Г. П. Жуков был заведующим кафедрой международного права Дипломатической академии МИД СССР (1970 - 1978 гг.), там читался небольшой курс по актуальным проблемам международного космического права. Были также подготовлены учебные пособия по проблемам международного космического права.

Проблема подготовки специалистов по космическому праву в России

2 ноября 2006 г. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова состоялось совещание на тему "Космические технологии и образование", организованное Российским космическим агентством и МГУ в целях выработки совместных планов по реализации инновационного обучения в рамках приоритетного национального проекта "Образование". И хотя речь шла в основном о фундаментальных и прикладных космических исследованиях, подготовке кадров для космической отрасли, интересно отметить, что наряду с этим был поставлен вопрос о необходимости развития на современном уровне космического права и обучения специалистов по данной отрасли. Опыт подготовки из хорошего юриста специалиста по международному космическому праву свидетельствует, что для этого требуется не менее 3 лет активного освоения материала. Но хорошо подготовленные юристы в сфере международного космического права не находят подходящей работы в России. Однако автор настоящей статьи глубоко убежден в том, что по мере расширения международного сотрудничества России во всех областях мирного освоения космического пространства специалисты по космическому праву станут в нашей стране весьма востребованы. Естественно, в новых условиях возрастет и значение преподавания проблем международного космического права, а престиж специалиста в данной области будет неизмеримо выше любой банковской службы в современной России.

Специфические особенности международного космического права как отрасли общего международного права

Прежде всего, это проблема почти мгновенного формирования целой отрасли международного права под влиянием научно-технического прогресса. Причем в ряде случаев нормы данного права значительно опережали достижения научно-технического прогресса. Это касается положения ст. 5 Договора по космосу о спасании космонавтов в космическом пространстве, в том числе на небесных телах, а также нормы о режиме Луны и других небесных тел. Договор по космосу установил ответственность государства за всю его национальную деятельность в космосе, включая ответственность за деятельность частных компаний. Это важная новелла в общем международном праве, которому известна ответственность государства только за деятельность своих органов, оставляя ответственность за действия юридических лиц за пределами своих границ международному частному праву. Другим новшеством явилась международная ответственность государства за ущерб, причиненный в результате правомерной деятельности, связанной с повышенным риском, каковой является запуск космических объектов. В морском и атомном праве известна ответственность операторов за ущерб, причиненный правомерной деятельностью в рамках международного частного права, но нигде не говорится об ответственности государств. Под влиянием этого положения в международном космическом праве Комиссия ООН по кодификации и прогрессивному развитию международного права занимается разработкой документа "О международной ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом". Специфической особенностью формирования международного космического права является то, что оно началось с формирования норм международного права и лишь последующего принятия соответствующего национального космического законодательства в отдельных странах. Известно, что международное морское и воздушное право в историческом плане начинало свое формирование с принятия отдельными странами соответствующих законодательных актов. Поистине космические темпы формирования обычных норм космического права меняют представление о сроках возникновения таких норм в общем международном праве. Обычай играет важную роль в международном космическом праве. Ряд обычных норм предшествовал созданию соответствующих договорных норм международного космического права. Имеется в виду процесс формирования принципов свободы исследования и использования космического пространства, а также запрета национального присвоения этого пространства, провозглашенный Резолюцией ГА ООН 1721 (XVI) в 1961 г. Большое значение имеет процесс становления обычной нормы, определяющей границы между воздушным и космическим пространством на уровне низших перигеев полета спутников в надземном пространстве, а также обычная норма относительно свободы дистанционного зондирования со спутников территории иностранного государства. В формировании обычая большое значение имеют принимаемые ГА ООН резолюции по сотрудничеству в использовании космического пространства. Обычай играет огромную роль для универсального применения договоров по космосу в отношении тех государств, которые не являются их участниками. В космическом праве регулируется вопрос о юрисдикции государств над объектами и их экипажами во время нахождения последних в космическом пространстве и о процедуре привлечения к уголовной ответственности персонала на международной космической станции за неправомерные действия. Об этом говорится в межправительственном Соглашении по международной космической станции (МКС) 1998 г. В этом же Соглашении сформулирован принцип взаимного отказа от требований об ответственности за ущерб, причиненный в ходе осуществления деятельности, непосредственно связанной с функционированием космической станции. Таким образом, члены экипажа МКС и их организации защищены от неожиданностей, которые могут возникнуть в ходе совместной деятельности на космической станции, связанной с повышенным риском. Эти два положения представляют интерес при регулировании международно-правового сотрудничества государств в других сферах деятельности. В международном космическом праве с самого начала ставился и решался вопрос о международной правосубъектности международных межправительственных организаций. Первый шаг в данном направлении возник и решался при заключении Договора по космосу в ст. XIII. В Конвенции 1972 г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, устанавливается солидарная ответственность международной межправительственной организации и участвующих в ней государств за причиненный ущерб, причем организация несет первоочередную ответственность (ст. XXII). Это обстоятельство также представляет интерес с точки зрения общего международного права, поскольку Комиссия ООН по кодификации и прогрессивному развитию не разработала еще документа об ответственности международных организаций <15>. -------------------------------- <15> Якушев Ю. В. Анализ деятельности Комиссии международного права ООН по выработке Акта об ответственности международных организаций // Актуальные проблемы международного права / Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции кафедры международного права. 17 апреля 2006. М.: Изд-во РУДН, 2006. С. 72 - 82.

С 70-х годов прошлого века стали создаваться невиданные доселе международные космические организации спутниковой связи производственного характера со взвешенным видом голосования. Это ИНТЕЛСАТ, ИНМАРСАТ, ЕВТЕЛСАТ, ИНТЕРСПУТНИК, АРАБСАТ, АФРО-САТ. В связи с ожесточенной конкуренцией на рынке космической связи большинство из этих организаций с конца 90-х гг. XX века были приватизированы. Субъектами международного права остались только две организации - ИНТЕРСПУТНИК и АРАБСАТ. Почему в современных условиях нельзя говорить о том, что космос используется исключительно в мирных целях? Дело в том, что современные виды наземного оружия не могут функционировать без обслуживания их различными системами спутников военного назначения. Спутники военного назначения сыграли и продолжают играть большую роль в качестве национальных средств контроля за разоружением. Естественно, спутники не способны контролировать запрет производства химического и бактериологического оружия. Особую категорию составляют спутники двойного назначения, к которым относятся навигационные спутники и спутники дистанционного зондирования. Такая категория спутников используется как в мирных, так и в военных целях. В международном космическом праве гибко решается вопрос о его соотношении с внутригосударственным правом. В качестве примера можно сослаться на ту же Конвенцию об ответственности, в которой предусматривается возможность разрешать претензии о компенсации за ущерб государству, физическим или юридическим лицам как на уровне государств, так и в судах, административных трибуналах или других органах запускающего государства. Однако запрещается одновременное предъявление иска на двух уровнях (п. 2 ст. 10). Нормы Договора по космосу о свободе деятельности в космическом пространстве имеют императивную силу. Соответственно, государства при заключении двусторонних соглашений о космическом сотрудничестве или при разработке своего национального космического законодательства должны учитывать это обстоятельство. В данной связи следует обратить внимание на несостоятельность (о которой уже упоминалось ранее) попытки Казахстана в двустороннем договоре с Российской Федерацией об аренде космодрома Байконур не считать себя "запускающим государством", вместо того, чтобы сделать оговорку о том, что Россия берет на себя расходы по компенсации возможного ущерба в ходе запуска космического объекта с Байконура. Это обстоятельство заслуживает особого внимания с точки зрения международного договорного права. Если относительно Российской Федерации как запускающего государства не возникает особо сложных вопросов, то с Республикой Казахстан ситуация в правовом отношении более специфичная. Оба государства являются участниками Конвенции 1972 г. о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Согласно ст. I названной Конвенции "государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта", означает "запускающее государство", а согласно ст. V (п. 3) той же Конвенции такое государство рассматривается "в качестве участника совместного запуска". Если исходить только из положений Конвенции 1972 г., то Республика Казахстан, с территории которой осуществлялся запуск всех модулей Международной космической станции, должна рассматриваться в качестве "запускающего государства" и на нее должны распространяться положения Конвенции 1972 г. В Договоре аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г. <16> правовое положение последней трактуется иначе и говорится о том, что "в случае нанесения ущерба, связанного с деятельностью космодрома Байконур при выполнении российских космических программ, Россия несет ответственность как запускающее государство, в соответствии с Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г. При этом Республика Казахстан не рассматривается в качестве участника совместного запуска либо запускающего государства". -------------------------------- <16> Собрание законодательства РФ. 31 августа 1998 г. N 35. Ст. 43691; см. также: Бюллетень международных договоров. 1998. N 10. С. 9 - 16.

В данном конкретном случае достаточно было бы ограничиться положением о том, что при выполнении российских космических программ с территории Казахстана на Россию ложится бремя финансовой ответственности за возможный ущерб, не затрагивая статуса Казахстана по Конвенции 1972 г. Ведь со стороны других государств - участников Конвенции 1972 г., кроме России, Казахстан будет по-прежнему рассматриваться в качестве "запускающего государства". В этом отношении можно сослаться на мнение доктора юридических наук А. Н. Талалаева, который обращает внимание на то, что "заключение международных договоров, противоречащих прежним, является одной из форм нарушения принципа pacta sunt ser-vanda. Государства обычно протестуют против договоров, которые их контрагенты заключают в нарушение своих прежних договорных обязательств" <17>. Для более детального анализа положений Договора аренды комплекса "Байконур" 1994 г. относительно Республики Казахстан как "не запускающего государства" обратимся к Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (вступила в силу 27 января 1980 г., для СССР 29 мая 1986 г.) <18>. -------------------------------- <17> Талалаев А. Н. Право международных договоров. М., 1980. С. 275. <18> См.: Ведомости ВС СССР. 10 сентября 1986. N 37. Ст. 772; См. также: Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 356.

Недопустимым также является положение законодательства Великобритании и Голландии об отказе считать себя "запускающим государством" при запуске объектов в космос их частной компанией. Это является грубым нарушением ст. VI Договора по космосу 1967 г. Национальное космическое законодательство должно соответствовать и (в необходимых случаях) дополнять действующее международное соглашение. Так, например, согласно ст. ст. VI, VII, VIII Договора по космосу 1967 г. и Конвенции о регистрации 1975 г. государствам вменяется в обязанность принятие законов о регистрации запусков спутников. В то же время государства по-разному решают вопрос об органе, ответственном за национальную регистрацию, о времени и плате за это. В последнее время большое внимание уделяется правовым аспектам полета туристов на кораблях "Союз" для кратковременного пребывания на международной космической станции, а также вертикальным баллистическим полетам людей в космос для 15-минутного пребывания в состоянии невесомости. В последнем случае нет основания называть людей, совершивших такой полет, "космическими туристами", поскольку спутник не достиг первой космической скорости, необходимой для выхода на околоземную орбиту. В связи с перспективой создания поселений на Луне обсуждаются вопросы, связанные с правовым статусом собственности на Луне. Кроме того, юристами обсуждаются правовые аспекты добычи и использования естественных ресурсов Луны, а также пересмотра Соглашения 1979 г. о Луне с учетом опыта Конвенции 1982 г. о морском праве и последующего Протокола к ней, принятого в Нью-Йорке в 1994 г. Обсуждаются и другие пути правового режима эксплуатации природных ресурсов Луны. При этом обращается внимание, что Договор по космосу в целом стал составной частью общего международного обычного права, обязательного для всех государств, независимо от их участия в данном Договоре. Договор по космосу 1967 г. запретил размещение в космосе ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения (п. 1 ст. IV). Тем самым космос за год до заключения Договора о нераспространении ядерного оружия в 1968 г. был объявлен безъядерной зоной. Таким образом, международное космическое право оказало и продолжает оказывать существенное влияние на прогрессивное развитие общего международного права, продолжая оставаться составной частью этого права.

Название документа