Место и роль государственно-правового регулирования питейной деятельности в странах Западной Европы в Средние века

(Надежин Н. Н., Занозина Е. А.) ("История государства и права", 2007, N 19) Текст документа

МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПИТЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Н. Н. НАДЕЖИН, Е. А. ЗАНОЗИНА

Надежин Н. Н., доцент, Белгородский институт МВД России, кандидат юридических наук.

Занозина Е. А., соискатель СПбГИЭУ, кафедра государственного и административного права.

Европе принадлежит открытие применения хмеля для пивоварения в XII в., и с этого времени пиво становится объектом международной торговли и серьезным соперником привозного вина в странах Центральной и Северной Европы. Подлинной революцией в питейном деле стало изобретение водки. По традиции принято приписывать это открытие ученым арабского Востока конца I тыс. н. э.; правда, производители японской рисовой водки саке утверждают, что первые сведения об этом напитке относятся к III в. н. э. Более определенно можно сказать, что первый перегонный аппарат в Европе появился в Южной Италии около 1100 г. <1>. В течение нескольких столетий новый продукт именовался aqua vitae ("вода жизни"), так его назвал в трактате врач Арно де Вильнев на рубеже XIII - XIV вв., и считался исключительно лекарственным средством, дающим ощущение "теплоты и уверенности". Тогдашняя медицина полагала, что aqua vitae может "оживлять сердца", унимать зубную боль и даже излечивать от чумы, паралича и потери голоса <2>. -------------------------------- <1> См.: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - XVIII вв. М., 1986. Т. 1. С. 261; Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI - XIII вв.: эпоха, быт, костюм. М., 1978. С. 68; Essen und Trinken in Mittelalter und Neuzeit. Sigmaringen, 1987. S. 211. <2> См.: Бродель Ф. Указ. соч. С. 261; Essen und Trinken. S. 211.

Обычный дневной рацион простолюдина средневековой Европы состоял из 1 - 1,5 кг хлеба, каши, дешевой рыбы и небольшого количества овощей. Пили, правда, по современным меркам много: по полтора литра вина (во Франции, Италии, Греции) или ячменного пива (в Англии, Германии, скандинавских странах) <3>. Но это была именно обычная норма потребления в течение всего дня и вместе с пищей, а не единовременная выпивка, которая для большинства населения являлась возможной лишь по праздникам. К тому же периоды относительного благополучия сменялись и на западе, и на востоке Европы частыми голодовками, когда даже обычная грубая пища становилась редкостью. -------------------------------- <3> См.: Ястребицкая А. Л. Указ. соч. С. 68.

Тысячелетнее знакомство человечества с алкоголем не только обогатило его стол, но и поставило перед ним серьезные социальные проблемы, связанные с физическим и моральным состоянием общества, соблюдением традиций и этических норм, сохранением политической стабильности - слишком многогранным было воздействие этого фактора на общественные институты. Поэтому уже в древности появились со стороны государства и общества первые попытки регулировать потребление спиртного и пресекать его нежелательные последствия. Самой ранней из них можно считать указ китайского властителя (1116 г. до н. э.) о недопущении пьянства среди подданных <4>. -------------------------------- <4> См.: Брандт Б. Ф. Борьба с пьянством за границей и в России. Киев, 1897. С. 6.

В средневековой Англии королевские акты XIII в. предписывали закрывать таверны до обхода ночной стражи <5>. Подобные акции диктовались не только заботой об общественной нравственности: кабачки легко становились центрами притяжения для недовольных, обездоленных, выбитых из колеи людей и вызывали соответствующую реакцию властей. Однако вовсе не эти робкие попытки имели значение для регулирования поведения людей того времени. Сами устойчивые традиции и предписанные вековым обычаем нормы повседневной жизни аграрных докапиталистических обществ препятствовали распространению пьянства. Люди того времени с детства были "вписаны" в достаточно жесткую систему социальных групп - сословий, определявших их профессию, стиль жизни, одежду и поведение. Ни античный гражданин в системе своего мира-полиса, ни средневековый человек в рамках крестьянской общины или городского цеха не мог себя вести, как заблагорассудится. Однообразный ритм повседневной жизни, полной напряженного труда, опасностей и лишений, только по праздникам сменялся атмосферой лихого карнавального веселья. -------------------------------- <5> См.: Брандт Б. Ф. Указ. соч. С. 7 - 8.

Достаточно узкий круг знати и состоятельных людей из низших сословий мог позволить себе разнообразный стол. Но и их рацион пытались регламентировать. В 1279 г. французский парламент (судебный орган) принял постановление, определявшее число блюд за обедом: суп, два вторых и десерт <6>. Особой утонченностью и роскошью отличались пиры византийской аристократии, на которых, по выражению современника, подавались "холмы хлеба, леса зверей, проливы рыбы и моря вин" <7>. Но будничная еда знати не всегда была похожа на ее званые угощения, праздничные пиры средневековых рыцарей и купцов сменялась постами, когда пища и питье строго контролировались обычаем и церковью. -------------------------------- <6> Ястребицкая А. Л. Указ. соч. С. 67 - 68. <7> Культура Византии. Вторая половина VII - XII в. М., 1989. С. 580.

Подлинным рубежом в антиалкогольной истории Европы стал XVI в., когда открытие сравнительно дешевой и легко производимой в любом месте водки наложилось на серьезные социальные сдвиги эпохи Возрождения и Реформации. Постепенное разложение феодальных структур и традиций, рождение новой светской этики и системы ценностей порождали иной тип человека, новый стиль жизни и бытового поведения, гораздо менее ориентировавшимся на прежние сословные нормы. С другой стороны, с ростом торговых связей исчезала прежняя патриархальная замкнутость. Шестнадцатое столетие стало временем быстрого распространения водки, с которой голландские и немецкие купцы познакомили население стран Северной и Восточной Европы, а затем - своих колониальных владений в Азии, Латинской Америке и Африке. К середине XVII в. только в одном Амстердаме действовало 400 водочных заводов, а в 1718 г. открылась специализированная водочная биржа. Именно в это время начинается длительная борьба с "водочным чертом" (Schnapsteufel), как стали называть эту социальную проблему. В 1496 г. власти немецкого города Нюрнберга запретили по праздникам свободную продажу спирта. Во Франции в 1536 г. пьяницам грозила тюрьма, а пойманным в третий раз - отрезание ушей <8>. В Англии в первой половине XVIII в. также не раз принимались законодательные ограничения производства и продажи спиртного. Но все эти и подобные им запретительные меры показали свою полную неэффективность. Доступность производства и потребность в алкоголе легко преодолевали административные запреты, а выгода заставляла торговцев идти навстречу потребителю и, в свою очередь, формировать его вкусы: "Простое опьянение - пенс, мертвецкое - два пенса и солома даром" <9>, - гласило объявление на дверях английских забегаловок XVIII в. -------------------------------- <8> См.: Бродель Ф. Указ. соч. С. 262; Капель В. Я. Алкоголизм и борьба с ним. М., 1914. С. 404. <9> Брандт Б. Ф. Указ. соч. С. 9.

Колоссальная прибыль от продажи спиртного не могла не интересовать и государство: питейные деньги в различной форме становятся одной из важнейших статей дохода и объектом высокой политики. Известный кардинал Ришелье счел необходимым включить в свое политическое завещание пункт о расширении французской северной торговли, ибо "весь Север безусловно нуждается в вине, уксусе, водке...".

Название документа