Обеспечение европейских стандартов прав человека в Республике Северная Осетия - Алания

(Цалиев А. М.) ("Право и политика", 2007, N 9) Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

А. М. ЦАЛИЕВ

Цалиев Александр Михайлович - доктор юридических наук, профессор, председатель Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания, заслуженный юрист Российской Федерации.

Происходящие в мире процессы глобализации обусловливают необходимость выработки единых принципов и норм международного права и формирования соответствующих институтов по их защите. Особенно это касается прав и свобод человека и гражданина. В современном конституционализме, отмечает судья Конституционного Суда Российской Федерации Н. С. Бондарь, общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие стандарты в области прав и свобод личности <1>. Им посвящаются специальные международно-правовые документы, а в законодательстве некоторых стран мира, в частности в Российской Федерации, они признаются высшей ценностью. Создаются специальные региональные и национальные структуры власти, основной задачей которых является защита прав и свобод человека и гражданина с точки зрения европейских стандартов прав человека. Этому способствует то, что в национальном законодательстве многих стран закрепляются общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Соответственно правоприменители в пределах своей компетенции не только вправе, но и обязаны применять нормы международных договоров для разрешения конкретных дел, и, что очень важно, физические и юридические лица вправе прибегать к нормам международного права для защиты своих прав <2>. -------------------------------- <1> См.: Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. М., 2005. С. 220. <2> См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1997. С. 91.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются также частью правовой системы субъектов Российской Федерации. Указанное положение прямо прописано в их основных законах. Так, в Конституции Республики Северная Осетия - Алания предусмотрено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации и Республики Северная Осетия - Алания являются составной частью правовой системы Республики Северная Осетия - Алания" (ч. 4 ст. 14). Данная конституционная норма, наряду с другой, в которой говорится, что "в Республике Северная Осетия - Алания признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации и в соответствии с настоящей Конституцией" (ст. 18), имеет чрезвычайно важное значение в контексте рассматриваемой темы. Они создают правовые основания для включения европейских стандартов прав человека в республиканскую правовую систему. Наиболее важными международно-правовыми документами о правах человека являются Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. Они составляют основу европейских стандартов прав человека. Поэтому имплементация норм указанных документов не только в Конституцию Российской Федерации, но и в основные законы субъектов Российской Федерации является одной из актуальных задач законодателей. Многое в этом плане уже сделано, поскольку действующая Конституция Российской Федерации, как известно, разрабатывалась с учетом стандартов Совета Европы и поэтому вобрала в себя в первую очередь основные положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней. То же можно сказать в отношении основных законов субъектов, поскольку они во многом копируют Конституцию Российской Федерации. Так, совпадают следующие статьи ЕКПЧ и Конституции Республики Северная Осетия - Алания соответственно: ст. 5 и ст. 22 ("Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность"), ст. 3 и ст. 21 ("Никто не должен подвергаться пыткам..."), ст. 8 и ст. 23 ("Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни..."), ст. 9 и ст. ст. 28, 29 ("Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, религии") и т. д. Поэтому вряд ли можно согласиться с утверждением о том, что "в российских нормативных правовых актах продолжают сохраняться серьезные разногласия с нормами Европейской конвенции прав человека" <3>. Вместе с тем внимательный анализ норм указанных международно-правовых документов показывает, в частности, что некоторые из них не в полном объеме закрепляются в Конституции Российской Федерации и основных законах субъектов Российской Федерации. Например, если в Конституции Республики Северная Осетия - Алания, как, впрочем, и в основных законах других субъектов, по примеру Конституции Российской Федерации лаконично записано: "Принудительный труд запрещен", то ст. 4 ЕКПЧ предусматривает, что "никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии... привлекаться к принудительному или обязательному труду...". Статья 47 Конституции Республики Северная Осетия - Алания предусматривает, что "никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом". Но право человека на рассмотрение его дела в суде наиболее полно, на мой взгляд, раскрывается в ст. 6 ЕКПЧ, в которой говорится, что "каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона". Преимущество такой формулировки становится очевидным, если учесть, что российская судебная практика изобилует фактами вынесения незаконных судебных решений, попытками вмешательства и давления на суд, неоправданной волокитой, ведущей к нарушению всех возможных разумных сроков рассмотрения дела. Все это, наряду с повышением правосознания наших граждан, побуждает их прибегать к защите своих прав и свобод не только национальными судебными органами, но и Европейским судом по правам человека. Об этом свидетельствует красноречивая цифра: ежегодное количество апелляций наших соотечественников в Страсбургский суд приближается к 20 тысячам <4>. Как следствие - жалобы наших граждан все теснее сближают не только российское и европейское правосудие, но и законодательство, ориентируя его на единые европейские стандарты прав человека и правовые способы их защиты. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Г. Д. Садовниковой "Рецензия (Конюхова И. А. Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия)" включена в информационный банк согласно публикации - "Конституционное и муниципальное право", 2007, N 6. ------------------------------------------------------------------ <3> Садовникова Г. Д. Рецензия на работу Конюховой И. А. "Международное и конституционное право: теория и практика взаимодействия". М., 2006 // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 1. С. 34. <4> См.: Эбзеев Б. С. "Интернационализация" законодательства как средство увеличить защиту достоинства личности // Российская Федерация сегодня. 2006. N 21. С. 56.

Поэтому даже тогда, когда представители Российского государства проигрывают дело российскому гражданину, все равно все стороны оказываются в выигрыше: права человека восстановлены, система правосудия скорректирована, а законодатели садятся за работу <5>. Тем более, что наше законодательство нуждается в совершенствовании не только на уровне Конституции Российской Федерации, но и основных законов субъектов Российской Федерации. Например, в то время как Конституция Российской Федерации закрепляет, в частности, право на жизнь, предусмотренное в ст. 2 ЕКПЧ, в Конституции Республики Северная Осетия - Алания это право прямо не прописывается, хотя в ней и говорится, что "жизнь и достоинство личности охраняется законом" (ч. 1 ст. 21). -------------------------------- <5> См.: Закатнова А. Евростандарт для правосудия // Российская газета. 2006. 15 ноября.

Приведенные и другие примеры убеждают нас в необходимости более четко и полно прописать в Конституции Российской Федерации и в основных законах субъектов Российской Федерации некоторые права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем следует иметь в виду, что обеспечение европейских стандартов прав человека зависит не только от их законодательного закрепления, но и от наличия реальных механизмов их защиты, в первую очередь в лице различных органов власти. Тем более что в соответствии с Конституцией Республики Северная Осетия - Алания права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ч. 1 ст. 19). Аналогичная норма предусматривается и в основных законах других субъектов Российской Федерации, но лишь некоторые из них решили восполнить пробел в механизме судебной защиты и образовали конституционно-судебные учреждения. В Республике Северная Осетия - Алания, как и в отдельных субъектах Российской Федерации (Коми, Татарстан), еще в 1990 году был создан Комитет конституционного надзора. Однако он имел небольшой объем полномочий, решения его не были окончательными, а за 10 лет своего функционирования Комитет ни разу не сослался на международно-правовые документы. Все это значительно ограничивало его возможности в правозащитной деятельности, поэтому в 2002 году был образован Конституционный Суд Республики. В его работе основной объем занимают дела о защите прав и свобод человека и гражданина, а при их рассмотрении используется не только национальное законодательство, но очень часто и многие международно-правовые документы. Сказанное можно проиллюстрировать примерами из практики Конституционного Суда Республики. Так, 15 июля 2003 года, вынося решение по делу о проверке конституционности положений пункта 1 Постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 18 октября 2002 года N 250 "Об использовании средств, выделенных из федерального бюджета на жилищное обустройство беженцев и вынужденных переселенцев из Республики Грузия" и пункта 5, утвержденного данным Постановлением Порядка выплаты денежных средств на жилищное обустройство беженцев и вынужденных переселенцев из Республики Грузия, отселяемых из арендуемых и иных приспособленных помещений, он указал, что правовая природа права на жилище вытекает прежде всего из положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года, согласно которой каждый имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи (статья 25). Она послужила основой для формирования общепризнанных принципов в области прав и свобод и реципирования этих принципов в национальное законодательство стран - членов ООН, в том числе и Российской Федерации. Данные положения, отметил Конституционный Суд Республики, развиты в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, участники которого взяли на себя обязательство принимать надлежащие меры к обеспечению осуществления права каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище (статья 11). В своем Определении от 8 апреля 2003 года по делу о неконституционности распоряжения администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 13 марта 2003 года N 190 "О временном приостановлении проведения митингов, уличных шествий, демонстраций, встреч и пикетирований на территории города Владикавказа" по запросу гражданина Тагаева А. Х. Конституционный Суд Республики сослался вновь на Всеобщую декларацию прав человека, а также на Международный пакт о гражданских и политических правах. Он, в частности, отметил, что в соответствии с частью 1 статьи 20 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций". Конкретизация этого основополагающего положения дается в статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах: "Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц". Этот же Суд в своем Постановлении от 22 апреля 2005 года по делу о толковании части 1 статьи 64 Конституции Республики Северная Осетия - Алания использовал статью 29 Всеобщей декларации прав человека, которая устанавливает, что при осуществлении прав и свобод одних необходимо обеспечивать должное признание и уважение прав и свобод других. Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 41/117 от 4 декабря 1986 года "развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государств от развития и защиты других прав". Конституционный Суд Республики в своем Постановлении от 10 июля 2006 года по делу о проверке конституционности Закона Республики Северная Осетия - Алания от 26.07.2005 N 43-РЗ "Об организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования в Республике Северная Осетия - Алания" в части предоставления права организовывать транспортное обслуживание населения муниципальных образований и муниципальных учреждений уполномоченному органу Правительства Республики Северная Осетия - Алания использовал нормы Европейской хартии местного самоуправления, в которой под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения (часть 1 статьи 3). Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом (часть 2 статьи 3). Наряду с указанными международно-правовыми документами Конституционный Суд Республики Северная Осетия - Алания в одном из своих решений сослался непосредственно на нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Признавая важность использования международно-правовых документов конституционными (уставными) судами в мотивировочной части своих решений, некоторые ученые, на мой взгляд, правильно предостерегают, что "абсолютизация норм международного права, невнимание к особенностям российского права и права конкретного субъекта Федерации, наконец, неправильная интерпретация международных норм могут привести к несправедливым и неправосудным решениям" <6>. Поэтому следует избегать механического применения норм международного права, особенно тех, которые явно не согласуются с национальной правовой системой. В этом смысле представляется поучительным решение британской Палаты лордов 1982 года, в котором говорится, что положения закона, касающегося международного обязательства страны, "должны толковаться, если это возможно, в разумных пределах, как предназначенные для выполнения обязательства, а не как несовместимые с ним" <7>. -------------------------------- <6> Тарадонов С. В., Петренко Д. С. Некоторые аспекты международного и зарубежного влияния на конституционное правосудие Российской Федерации // Государство и право. 2007. N 3. С. 59. <7> Цит. по раб.: Алексеева Л. Б., Шуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996. С. 25.

В заключение следует сделать два вывода: - в Конституции Республики Северная Осетия - Алания признаются и закрепляются многие европейские стандарты прав человека, однако работу в этом направлении необходимо продолжить на основе бережного отношения к национальному законодательству, включая и региональное, играющее, по оценкам Совета Европы, решающую роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина; - Конституционный Суд Республики при рассмотрении дел по защите прав и свобод человека и гражданина обосновывает свое решение не только нормами национального законодательства, но и международно-правовыми документами, ориентируясь при этом на европейские стандарты прав человека.

Название документа