Международный суд ООН и Суд ЕС: сходства и различия

(Петров Д. В.) ("Юридический мир", 2007, N 9) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН И СУД ЕС: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

Д. В. ПЕТРОВ

Петров Д. В., юрист, НП СРО "ГАУ", соискатель Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина, юридический факультет, кафедра международного и европейского права.

Международный суд (далее - МС ООН) и Суд Европейских сообществ (далее - Суд ЕС) на сегодняшний день занимают одно из ключевых мест на международной арене, в сфере рассмотрения споров между государствами. Благодаря этим судебным учреждениям международный и европейский правопорядок обретает большую стабильность, их деятельность повышает авторитет судебных решений Суда ЕС и МС ООН, которые стали одним из важнейших источников права. Через данные судебные учреждения реализуется важнейший принцип: верховенства права при урегулировании межгосударственных споров исключительно мирными средствами. Суд ЕС представляет собой как бы конгломерат самых различных элементов. Он отправляет функции, сходные с функциями международных, федеральных, конституционных и административных трибуналов <1>. По своей сути Суд ЕС является наднациональным судебным органом. -------------------------------- <1> Steiner F. EEC Law / F. Steiner. L., 1988. P. 14.

Общий состав Международного суда ООН - пятнадцать судей, независимо от того, что на сегодняшний день в ООН входит 191 государство. Судьи избираются на 9 лет Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Для избрания кандидат (судья) должен получить абсолютное большинство голосов и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности. В составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Каждые три года состав Суда обновляется на одну треть, судьи могут быть переизбраны. Судьи МС ООН выдвигаются в каждом государстве так называемыми отдельными группами. Следует подчеркнуть, что судьи МС ООН назначаются на девятилетний срок (а не на 6 лет, как в Суде ЕС). В случае избрания в МС ООН двух судей одной национальности считается избранным более старший по возрасту кандидат. Существует негласное правило распределения мандатов среди регионов (что отсутствует в Суде ЕС) для того, чтобы каждый из регионов был представлен своим судьей. Правило, действующее в Суде ЕС "Одно государство - один судья", не применяется в МС ООН из-за большого количества стран-участниц. Что же касается требований, предъявляемых к кандидатам в судьи в обоих Судах, то они равны. Так же как и судьи Суда ЕС, судьи МС ООН избираются, несмотря на их гражданство, из лиц, обладающих безупречной репутацией и высокими моральными качествами, удовлетворяющих требованиям, обычно предъявляемым в их странах при назначении на высшую судебную должность. В качестве судьи может быть назначено и лицо, которое является юристом с признанным авторитетом в области международного права. Как правило, это преподаватель в высших учебных заведениях. Члены обоих Судов не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. Никто из членов Судов не может исполнять обязанностей представителя, поверенного или адвоката ни в каком деле. И в Международном суде ООН, и в Суде ЕС член Суда может быть отрешен от должности только по единогласному мнению прочих членов, если он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Международный суд ООН, так же как и Суд ЕС, функционирует на основе своего статута, помимо того, он сам определяет внутренний порядок функционирования Суда. МС ООН из числа своих судей избирает Председателя и Вице-председателя суда на срок в три года с возможностью переизбрания вновь на данную должность. Подобные требования отсутствуют по отношению к Председателю Суда ЕС. В Суде ЕС секретарь Суда назначается на шесть лет с правом возобновления своего мандата, в МС ООН он избирается большинством голосов судьями при тайном голосовании, но на срок семь лет с правом переизбрания. Функции секретаря МС ООН еще более обширны и разнообразны, чем функции секретаря Суда ЕС, но в целом они одинаковы. Одним из важнейших отличий МС ООН от Суда ЕС является то, что помимо пятнадцати членов МС ООН при рассмотрении отдельных категорий дел принимают участие судьи "ad hoc". Такая возможность отсутствует в Суде ЕС. Судьи "ad hoc" не входят в постоянный состав МС ООН и участвуют в заседании при рассмотрении дел только по конкретным делам, для рассмотрения которых они назначены. Судьи "ad hoc" имеют при рассмотрении дела с их участием равные права с судьями МС ООН. Рассмотрение дела в МС ООН происходит на двух основных языках: французском и английском. При этом каждая сторона может пользоваться другим языком. За ней также закрепляется (остается) обязанность перевода всех документов, представленных на рассмотрение, на один из вышеуказанных официальных языков. Стороны могут сами договориться об использовании одного из официальных языков. В Суде ЕС официальными являются 20 языков (из них 5 основных). Общими признаками Суда ЕС и МС ООН является то, что в обоих Судах есть две стадии рассмотрения поданных дел - письменная и устная. Первая (письменная) стадия рассмотрения дел в МС ООН длится дольше второй, обычно это занимает несколько месяцев, поскольку требуется предоставление каждой из сторон в деле письменных объяснений, отзывов, комментариев. Устная стадия рассмотрения дела наступает, когда Суд посчитает, что рассматриваемое дело готово к слушанию. Данная стадия обычно занимает несколько дней. Решение в МС ООН принимается большинством голосов судей, а при разделении голосов поровну решающий голос принадлежит Председателю Суда. В Суде ЕС все голоса равны и судьи не могут выражать своего особого мнения. Судья же МС ООН имеет право на представление особого мнения, если решение в целом или в части не выражает его мнения <2>. -------------------------------- <2> Статья 57 Статута Международного суда ООН.

В Суде ЕС и в МС ООН после вынесения решения сторона имеет лишь право обратиться в Суд с просьбой истолковать решение или с просьбой о его пересмотре на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые не могли быть известны Суду и обратившейся за пересмотром стороне. МС ООН выполняет свои функции в полном составе, кворум в девять судей достаточен для образования судебного присутствия. По просьбе сторон он может также создавать специальные камеры (палаты) для рассмотрения отдельных вопросов. Например, спор о делимитации морской границы в районе залива Мэн между США и Канадой <3>; спор о части пограничной территории между Республикой Верхняя Вольта (переименованной позднее в Буркина-Фасо) и Республикой Мали <4>; дело о Компании Electronica Sicula S. P.A. (США против Италии); спор между Сальвадором и Гондурасом в отношении сухопутных и морских границ и границ между островами. -------------------------------- <3> См.: ILM 1982. P. 62, а также см. Guyomar. Adde G. La constitution au sein de la C. I.J. d'une chambre chargee de regler le dilfeYend de diferent maritime de frontiers maritimes entre les Etats-Unis et le Canada / Adde G. Guyomar. A. F.D. I, 1981. 213 p. <4> ILM 1983. P. 1252. Rec. C. I.J. 1985. P. 10.

В соответствии со ст. 26 Статута МС ООН Суд может, по мере надобности, образовать одну или несколько камер "ad hoc" в составе трех или более судей по усмотрению Суда для разбора определенных категорий дел. Суд может в любое время образовать камеру для разбора отдельного дела. Число судей, входящих в рассмотрение дела, определяется Судом, но с одобрения их кандидатур сторонами по делу. Юрисдикция МС ООН распространяется лишь на споры между государствами. В отличие от Суда ЕС, МС ООН не вправе брать на рассмотрение споры между органами ООН, частными лицами. В отличие от МС ООН и иных международных судебных учреждений, Суд ЕС занимает более прочное положение в правовых системах ЕС. Суд ЕС обеспечивает сохранение единообразия права Сообществ. Принимая во внимание ряд факторов, можно говорить о не обязательной, а факультативной юрисдикции МС ООН. Юрисдикция Суда ЕС, напротив, обязательна для всех государств - членов ЕС. Статут МС ООН оставляет передачу споров в Международный суд на усмотрение сторон. Толкование международно-правовых норм, даваемые МС ООН, имеет обязательный характер (ст. 36, 59 Устава), однако он в отличие от Суда ЕС не обладает монополией на такое толкование, поскольку обращение к нему государств - членов ООН всего лишь факультативное <5>. -------------------------------- <5> Капустин А. Я. Европейский союз: интеграция и право. Издательство Российского университета дружбы народов. М., 2000. 315 с.

Решение Суда МС ООН юридически обязательно для спорящих сторон. Оно не создает правового прецедента для решения других дел аналогичного характера <6>. -------------------------------- <6> Шибаева Е. А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988. 41 с.

Характерной особенностью Суда ЕС является то, что практикой Суда создается так называемое право Сообществ, которое служит одним из средств юридического закрепления господства крупных монополий. Достаточно острой проблемой в МС ООН является установление юрисдикции, особенно если одна из сторон отрицает наличие юрисдикции Суда. Обычно проще обстоит дело с теми спорами, которые передаются Суду на основании специального соглашения сторон. В Суде ЕС такая проблема отсутствует. Так, в ст. 220 Договора о ЕС закреплено, что "Суд обеспечивает соблюдение права при толковании и применении настоящего Договора", поэтому, как только государства - члены ЕС сталкиваются с вопросом применения или толкования права ЕС, они должны обратиться в Суд ЕС. Процедурные правила содержатся в Статуте Международного суда ООН. В Суде ЕС существует специальный документ, посвященный правилам процедуры. Отличием и сходством Международного суда ООН от Суда ЕС является то, что, кроме собственно судебных функций, МС ООН может давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу. На сегодняшний день достаточно сложно определить роль Международного суда ООН, так как она является относительно противоречивой. Необходимо отметить, что в последние годы наблюдается увеличение количества исков, находящихся на рассмотрении МС ООН. Как и в Суде ЕС, острой проблемой является вопрос о сроках разрешения дела. Средняя продолжительность прохождения дела в Суде, ввиду специфики разбирательства споров между суверенными государствами, весьма длительна: от трех до четырех лет <7>. -------------------------------- <7> Верещетин В. С. Международный суд ООН на новом этапе. СПб.: Изд-во "РЕМП", 2002. 26 с.

Таким образом, МС ООН и Суд ЕС представляют собой два важных и различных между собой международных судебных учреждения, роль которых, бесспорно, важна в международных отношениях. Каждый Суд имеет свою юрисдикцию и основания рассмотрения спора. Количество поданных заявлений на рассмотрение в обоих Судах с каждым годом растет, поскольку с каждым годом увеличивается число участников международных отношений, что ведет к росту спорных вопросов между участниками этих отношений. Оба Суда заняли свое достойное положение на международной арене. Насколько оно стабильно, покажет время.

Название документа