Что есть истина? (о последнем этапе Советского государства)

(Дрожжин В. А.) ("История государства и права", 2007, N 16) Текст документа

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? (О ПОСЛЕДНЕМ ЭТАПЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА)

В. А. ДРОЖЖИН

Дрожжин В. А., кандидат юридических наук, профессор.

В процессе "парада суверенитетов" шло растаскивание территории и власти, что привело к "войне законов" и "параличу власти" союзных органов, которые оказались после раздела территории вместе с правом между небом и землей. В науке о государстве и праве есть понятие - "действие закона", которое определяет пределы обязательности закона во времени, в пространстве и по кругу лиц <1>. Властные веления союзных органов, выраженные в принимаемых ими актах, не исполнялись, ибо для их действия отсутствовало единое союзное пространство вследствие раздела территории страны, а поэтому в "войне законов" терпели поражение союзные законы, происходила их фактическая нуллификация. -------------------------------- <1> Шибанов А. Ф. Действие закона БСЭ. 3-е изд. Т. 8. М., 1972. С. 33.

К середине декабря 1990 г. депутаты высших органов государственной власти всех союзных республик путем принятия деклараций о суверенитете (независимости) фактически упразднили Союз ССР без каких бы то ни было законных оснований. Параллельно шел процесс "суверенизации" национально-государственных образований на основе Закона СССР от 26 апреля 1990 г. "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации", ст. 1 и ст. 9 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., текст который гласит: "Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР...". Так, деятельностью народных депутатов СССР и союзных республик в стране насаждался и укоренялся сепаратизм со всеми вытекающими отсюда последствиями. 6 сентября 1991 г. Государственный Совет СССР принял три постановления о признании независимости Литовской Республики <2>, Латвийской Республики <3> и Эстонской Республики <4>. -------------------------------- <2> Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 37. Ст. 1091. <3> Там же. Ст. 1092. <4> Там же. Ст. 1093.

Эти постановления приняты органом, не имевшим на это права, с игнорированием требований ст. ст. 70, 71, 72, 74 и 76 Конституции СССР, Закона СССР от 3 апреля 1990 г. и Постановления Верховного Совета СССР от 3 апреля 1990 г., ст. 2 Закона СССР от 26 апреля 1990 г. "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации", игнорированием итогов референдума 17 марта 1991 г., п. 1 Постановления Верховного Совета СССР от 21 марта 1991 г., согласно которому предписывалось: "Государственным органам Союза ССР и республик руководствоваться в своей практической деятельности решением народа, принятым путем референдума... исходя из того, что это решение является окончательным и имеет обязательную силу на всей территории СССР". Последнее полностью соответствует ч. 1 ст. 29 Закона СССР от 27 декабря 1990 г. "О всенародном голосовании (референдуме СССР)", согласно которой "решение, принятое путем референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путем референдума". Ликвидация безвластных союзных органов, а вместе с ними и союзной государственности была осуществлена в так называемый переходный период, который завершился в декабре 1991 г. Вместе с этим было ликвидировано и существовавшее единое политическое, военно-стратегическое, экономическое и правовое пространство; 280 млн. человек были произвольно лишены союзного гражданства с грубым игнорированием ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, ст. 33 Конституции СССР, ст. 20 Закона СССР от 23 мая 1990 г. "О гражданстве СССР", ст. 5 Декларации прав и свобод человека от 5 сентября 1991 г. Вне всяких норм и процедур 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидерами трех республик было подписано Соглашение о создании Содружество Независимых Государств, которым объявлялось, что "Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование...". Соглашение от 8 декабря 1991 г. находится в грубом противоречии с принятым в ходе всесоюзного референдума 17 марта 1991 г. решением советских граждан о сохранении СССР. Все это свидетельствует о юридической ничтожности Соглашения от 8 декабря 1991 г. как акта, не основанного на нормах союзных законов и общих принципах международного права, а следовательно, лишенного возможности порождать какие-либо юридические последствия, имеющие силу закона для 280 млн. советских граждан, лишавшего их союзного гражданства, а равно и для государств мирового сообщества. Не делает это Соглашение законным беззаконное Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", а равно и принятое в тот же день Верховным Советом РСФСР Постановление "О денонсации Договора об образовании СССР", утвержденного I Съездом Советов СССР от 30 декабря 1992 г. в г. Москве. Договор об образовании СССР от 30 декабря 1992 г. не относится к числу международно-правовых актов, денонсация-расторжение которых часто предусматривается в самом тексте таких договоров. К тому же Договор об образовании СССР от 30 декабря 1992 г. стал составной частью первой Конституции СССР 1924 г., закрепившей за каждой из союзных республик право свободного выхода из СССР, утратил свое государствообразующее начало вместе с принятием новой Конституции СССР 1936 г., а затем и Конституции СССР 1977 г., каждая из которых сохраняла право свободного выхода из СССР за каждой союзной республикой. Прекращение существования Союза ССР как субъекта международного права, бывшего участником около 16 тысяч международных договоров, в том числе по вопросам государственной территории и государственных границ, осуществлено с грубым нарушением принципов международного права, в которых сложились механизмы защиты законных прав и интересов государств. Это прежде всего Устав Организации Объединенных Наций от 26 июля 1945 г., Венская конвенция о праве международных договоров 23 мая 1969 г. <5>, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и содружества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. <6>, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. <7>, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 22 августа 1978 г. <8>, Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 9 декабря 1981 г. <9> и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. -------------------------------- <5> Там же. С. 69 - 99. <6> Там же. С. 4 - 12. <7> Там же. С. 12 - 18. <8> Там же. С. 31 - 43. <9> Там же. С. 28 - 31.

Факты свидетельствуют о том, что развалу Союза ССР способствовало вмешательство США и их союзников во внутренние дела страны. Активно действовала "пятая колонна" под маской демократов. Ликвидация Союза ССР не может быть оправдана ссылками на принцип самоопределения народов и наций. Этот принцип является основным при решении проблем колониальных и зависимых народов, о которых говорится в гл. 11 - 13 Устава ООН. В Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. указывается, что "территория колонии или другая несамоуправляющаяся территория имеет согласно Уставу Организации Объединенных Наций статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный согласно Уставу статус будет существовать до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит свое право на самоопределение в соответствии с Уставом и в особенности с его целями и принципами". На территории СССР не было территорий отдельных или отличных от общего статуса его территории ввиду отсутствия на ней колониальных и зависимых народов. Отсюда "самоопределение" не может осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенного государства. А поэтому право наций на самоопределение, как говорится в упомянутой Декларации, "не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной ценности или политического единства суверенных и независимых государств... имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи". Следовательно, принятые представительными органами союзных республик декларации о суверенитете (независимости), приведшие к нарушению территориальной целостности Союза ССР, находятся в грубом противоречии с принципами международного права как акты самопровозглашения, не соответствующие воле народа, выявленной в ходе всесоюзного референдума. Неприкосновенность и целостность государственной территории является одним из основных принципов международного права. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности европейских народов и сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: "Государства-участники считают, что их границы могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности... Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как границы всех государств в Европе... Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника". Советский Союз был участником Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., а следовательно, должен был продолжать свое существование в пределах собственной территории, ее целостности, нерушимости и неприкосновенности государственных границ. Само провозглашение субъектами Союза ССР - союзными республиками независимости является актами захвата и узурпации территории субъекта международного права. Ни одна из сторон в любом таком договоре или международном соглашении, не зарегистрированных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов Организации Объединенных Наций (ст. 102 Устава ООН). Соглашение от 8 декабря 1991 г. о прекращении существования Союза ССР не представлено в Секретариате ООН для регистрации в силу нелегитимного характера этого акта. Возникшие на территории СССР государства не имеют легитимной основы своего существования, так как их появление связано с противоправным расчленением территории СССР и посягательством на его государственные границы. Последовавший прием этих государств: Латвии, Литвы и Эстонии - 19 сентября 1991 г., России - 24 декабря 1991 г., Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана - 2 марта 1992 г., Молдавии - 6 апреля 1992 г., Грузии - 31 июля 1992 г. - в Организацию Объединенных Наций не прибавляет ей авторитета и не делает легитимным развал Союза ССР. Развал СССР и появление на его территории СНГ расшифровывается в народе как "Сбылась Надежда Гитлера". Решение о прекращении существования Союза ССР осуществлено вне каких бы то ни было легитимных форм внутригосударственного и международного права. Никакие органы власти, в том числе и представительные, не имеют и не могут иметь полномочий на решение вопросов, которые касаются всех и каждого. Таким вопросом считается судьба государства. Он может решаться только путем референдума. Что касается всех, должны одобрить все - это одно из правил римских юристов. Принятые народными депутатами СССР в феврале - марте 1990 г. законы выходят далеко за пределы ликвидации только союзной государственности. Все перечисленные в ст. 11 Конституции СССР в редакции до 14 марта 1990 г. объекты с полным основанием именовались "общим достоянием всего советского народа", ибо они, за исключением земли и других природных ресурсов, были созданы совместным трудом, потом и кровью живших ранее и ныне живущих поколений советских людей и потому по праву принадлежали народу. Хотя эти объекты одновременно именовались и государственной собственностью, государство не было их собственником. Они только находились в его оперативном управлении в целях обеспечения их нормального функционирования, охраны и приумножения. Статьями 4, 19 Закона о собственности, а затем и ст. 13 Конституции СССР в редакции от 14 марта 1990 г. осуществлена денационализация "общего достояния всего советского народа", безраздельным собственником которого стало государство. Более того, эти нормы не только узаконили денационализацию, но и раздел объектов единого народнохозяйственного комплекса между десятками тысяч органов власти и управления национально-административных образований. Данные нормы стали прочной основой сепаратизма, стимулируя его к разрушению вышестоящих структур органов власти и управления, чтобы обладателями их собственности стали нижестоящие звенья. Это и произошло с союзной собственностью. Частью 1 ст. 20 Закона о собственности, а затем и ч. 3 ст. 10 Конституции СССР в редакции от 14 марта 1990 г. земля и другие природные ресурсы объявлены "неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории", т. е. превращены в собственность отдельных народов, проживающих в черте определенных регионов. Этим заложена правовая основа для дискриминации граждан по национально-этническому признаку, создана почва для существования расизма и национализма, межнациональных конфликтов, в том числе и войн, так как таким народом будет только тот, по имени которого названо данное национально-государственное образование, т. е. только определенная часть всего населения, конкретная нация. Данная норма стала основой деления населения на коренное и некоренное, иноязычное. Последних Законом СССР "О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований и не имеющих их на территории СССР" от 26 апреля 1990 г. отнесли к категории граждан, "проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР", а стало быть, живущих на чужой территории, поставив под вопрос элементарное право проживать там, где они живут. Таких граждан в стране оказалось свыше 70 млн. человек, и ныне они пополняют потоки беженцев, счет которых перешел на миллионы. Таким образом, народные депутаты СССР, не имея от народа полномочий ни на раздел территории страны, ни на денационализацию его достояния, ни на раздел общей системы хозяйства, ни на узаконивание расового и национального неравноправия, осуществили "развод" советского народа. Их руками народ оказался распятым на кресте. Здесь будет уместно привести слова Ли Иококки: "Голыми руками вы сделали то, что самые мощные армии, какие только есть на этой земле, сделать, наверное, не смогли бы со всеми своими самолетами, танками и кораблями. Но, Иван, самое трудное только начинается" <10>. Содеянное против народа содержит признаки преступлений, предусмотренных ст. 64 (измена Родине в форме посягательства на территориальную целостность страны), ст. 69 (вредительство в форме посягательства на народное хозяйство страны), ст. 74 (посягательство на национальное и расовое равноправие граждан) УК РСФСР. Независимо от того, понесут они или нет уголовную ответственность, они войдут в историю человечества как геростраты XX века. -------------------------------- <10> Ли Иококка. Письмо к "Ивану" // Известия. 1991. 17 сент.

Такова истина, правда о развале Союза ССР.

Название документа