Институты проксении и исополитии в системе регулирования межгосударственных отношений эллинизма

(Митина С. И.) ("История государства и права", 2007, N 11) Текст документа

ИНСТИТУТЫ ПРОКСЕНИИ И ИСОПОЛИТИИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЭЛЛИНИЗМА

С. И. МИТИНА

Митина С. И., доцент кафедры, кандидат исторических наук, ТИГП НовГУ.

В рамках проблемы становления правового регулирования межгосударственных отношений эллинистической эпохи значительный интерес представляет исследование закономерностей и особенностей развития зародившихся еще в архаический и классический периоды античной истории институтов проксении и исополитии. Институт проксении играл особую роль в межгосударственном общении античной эпохи. Исследователи считают проксенов предтечами современных консулов <1>. Проксения, как и асилия, оформлялась декретом (см., например: Syll. 383). Проксен в своем родном городе представлял интересы граждан избравшего его государства. В обязанности проксена входило: оказывать им гостеприимство и помощь в судебных разбирательствах, выкупать пленных, проявлять заботу о достойном погребении погибших на войне, осуществлять держание и передачу наследникам имущества умершего, официально представлять делегации города, проксеном которого он является, и помогать в осуществлении их миссий. Как видим, обязанности проксена часто были довольно обременительными. Компенсировались они оказанием различных почестей, посвящением специальных декретов, надписей, предоставлением гражданских прав со стороны благодарной городской общины. Среди материальных выгод, предоставляемых иностранным городом, несколько возмещающих затраты проксена, следует назвать ателию, право свободного и беспошлинного захода на корабле в порт и выхода из него, приобретения земли. Иногда такие привилегии передавались по наследству. -------------------------------- <1> Кащеев В. И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220 - 146 годах до н. э. М., 1993. С. 229; Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995. С. 388; Феррари Ж.-Л. Восток и Запад "ойкумены" от Александра Великого до Августа: история и историография // ВДИ. 1998. N 2. С. 37, 39.

В эллинистический период институт проксении широко практиковался и в отношениях полисов с влиятельными сановниками при монарших дворах. Так, афиняне специальными декретами оказали почтение сановнику Антиоха VII по имени Менодор (или Зенодор) за помощь, которую тот оказал афинским послам в Антиохии, а также милетянину Менестею. Оба селевкидских подданных получили право афинского гражданства. В. П. Невская упоминает найденную на акрополе Селевкии надпись, представляющую собой декреты Византия в честь Евдема Селевкийца, дружески относящегося к византийцам и оказывающего услуги в предоставлении удобств во время пребывания их в Селевкии. Первым декретом ему предоставляется проксения и право пользования византийской гаванью во время войны и мира. А вторым декретом уже даруется право гражданства по закону и возможность приписаться к любой из сотен, на которые делились граждане Византия. В. П. Невская предполагает, что Евдем был влиятельным лицом при дворе Антиоха, так как в надписи указывается, что доклад в совете об Евдеме делали старейшины, посланные к царю Антиоху. Евдем, очевидно, оказывал византийцам содействие и по долгу службы, и частным образом. Аналогичные декреты, посвященные Евдему, были изданы Кизиком, Аргосом, Беотией и Калхедоном <2>. -------------------------------- <2> Хабихт Х. Афины. История города в эллинистическую эпоху. М., 1999. С. 278; Невская В. П. Византий в классическую и эллинистическую эпохи. М., 1953. С. 130.

Традиционно в научной литературе проксения рассматривается как своеобразное соглашение о гостеприимстве между государством и частным лицом - гражданином другого государства, по которому данное лицо принимало на себя защиту интересов иностранного государства, оказание покровительства его гражданам на своей родине. В свою очередь государство за оказанные услуги предоставляло лицу (проксену) различные права и привилегии в своей стране <3>. -------------------------------- <3> Никитина И. П. Проксении Херсонеса Таврического // Античная древность и Средние века. Свердловск, 1978. Сб. 15. С. 98.

Таким образом, как указывает Ф. Любкер, проксен был кем-то вроде государственного друга, лицом, назначенным в своем государстве блюстителем интересов другого государства, например афиняне назначали какого-нибудь коринфского гражданина блюстителем афинских интересов в Коринфе. За защиту интересов афинских граждан в Коринфе он получал известные права в Афинах, которые, впрочем, не у всех проксенов были одинаковы, но в каждом отдельном случае определялись народным собранием. Обыкновенно он получал право поземельной собственности и право общения с советом и с народом без посредства простата, очень редко и в исключительных случаях - полные гражданские права. Кроме того, проксения иногда сопровождалась специальным почетным титулом "Эвергет", что буквально переводится как благодетель <4>. Следует добавить, что звание проксена могло переходить по наследству. В таком случае наследник продолжал в точности выполнять тот объем полномочий, который первоначально подлежал осуществлению "проксеном по назначению". Полибий упоминает подобный случай, когда некий мессенец Никагор по наследству от предков был проксеном лакедемонского царя Архидама (Polyb. V. 37. 1 - 5). -------------------------------- <4> Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. Т. 1. С. 558; Т. 3. С. 497.

Однако в связи с приведенными выше трактовками, столь характерными для антиковедения, возникает вопрос о том, правильно ли понимать под полномочиями проксена право защищать на территории своего государства интересы иностранного государства. Не смешиваются ли в данном случае понятия частных и публично-правовых отношений? Проксения чаще всего фигурирует как институт частноправовой, поэтому взаимоотношения в его рамках строятся в русле оказания услуг частным гражданам иностранного государства, которое могло в ответ за это предоставить определенные почести проксену. Это не означает, что проксен поощряется за проведение политики иностранного государства на территории своей державы. И даже в том случае, когда данный институт распространяется на межгосударственные публичные отношения, проксен все равно является выразителем интересов прежде всего своего государства посредством оказания помощи гражданам союзной державы. Вполне точно суть данного института отражает приведенный И. П. Никитиной пример о развитии отношений между Херсонесом и Понтийским царством в позднеэллинистический период: "Посол царя Митридата - гражданин Амиса, отправленный в Херсонес, получил похвалу херсонесского совета и народа и был удостоен проксении и привилегий, с ней связанных, за то, что "выказал себя во всем благорасположенным, устраивает все дела, связанные с посольством, наилучшим образом и пребывание свое делает достойным и полезным как для царя, так и для нашего народа". Из документа видно, что проксения дана за посредничество между двумя государствами и имеет своей целью развитие политических взаимосвязей Херсонеса с Понтийским царством <5>. Действительно, речь идет конкретно о функциях, которые в первую очередь все-таки направлены на соблюдение интересов собственного государства. Другое дело, что при реализации этой деятельности названные интересы наилучшим образом были соотнесены с интересами союзного Херсонеса, за что посол Митридата VI Евпатора и получил проксению в качестве почетного звания. -------------------------------- <5> Никитина И. П. Проксении Херсонеса Таврического... С. 102 - 103.

Упомянутый пример наводит еще на одно предположение: мнение некоторых ученых в отношении того, что функции проксена уже с IV в. до н. э. сошли на нет и данный институт сохранился только как почетный титул, вряд ли обоснованно. Все зависело от конкретного государства и обстоятельств. Возможно, что в некоторых случаях четко разработанные формы межгосударственных договоров могли заменить отдельные обязанности проксенов, однако это еще не отменяло самой их должности. Со временем трансформировались лишь формулы проксенических актов, что касается введения в их содержание понятий права гражданства, политии, или равноправия в гражданских правах, исополитии. И. П. Никитина считает, что присутствие политии характерно в основном для ионийских проксений. Далее автор упоминает, что это гражданство, даруемое проксенией, почетное. Не случайно в римское время оно обозначается proxenias politeian, то есть гражданство, получаемое по проксении <6>. Однако остается невыясненным вопрос: в чем тогда следует видеть различие греческой правовой практики в предоставлении почетного гражданства и предоставлении равноправия в гражданских правах? Ясно, что ни то, ни другое не отождествляется с природным гражданством. Видимо, исополитии чаще предоставлялись по договору между городами, в том числе и входящими в какой-либо союз. Например, исополития Этолийского союза распространялась на Лисимахию. Именно развитие федерального движения в Греции, образование таких крупных межполисных объединений, симполитий, как беотийская, аркадская, фессалийская, представляется фактором, определившим распространение исополитии. И это право отнюдь не было связано именно с проксениями. -------------------------------- <6> Там же. С. 107.

Кроме того, сущность самого понятия политии подлежит разному толкованию не только в зависимости от его деления на почетное или непочетное гражданство. Проксенический декрет, обнаруженный при раскопках в Керчи 1998 г. в слое IV - III вв. до н. э. на известняковой плите, гласит: "Перисад и сыновья даровали Гефестию, сыну Гиппократа, кромниту, проксению, политию, ателию (на имущество на всем Боспоре)...". Это текст боспорского постановления в честь жителя малоазийского города Кромны. Он натолкнул исследователей на мысль, что возросшей на полисной основе тиранической территориальной боспорской державе Спартокидов была присуща не обычная в греческих полисах локальная полития, а принадлежность к общебоспорскому гражданству, в которое включали и награждаемых декретами лиц <7>. -------------------------------- <7> Виноградов Ю. Г., Толстиков В. П., Шелов-Коведяев Ф. В. Новые декреты Левкона I, Перисада и Эвмела из Пантикапея // ВДИ. 2002. N 4. С. 58.

Мысль об изменении характера политии в эллинистический период вполне оправданна и может относиться отнюдь не только к Боспорскому государству, но и к правовой практике основных эллинистических держав. Конечно, в государствах Селевкидов или Атталидов она не обязательно имела те же тенденции трансформации, как на окраинах эллинистического мира. Трудно себе даже представить политию, распространяющуюся в равной мере на всех подданных египетских, пергамских и тем более сирийских царей. В этих державах она практиковалась во взаимоотношениях греческих полисов. В почетных декретах государств, располагавших достаточными фондами свободной земли, иногда наряду с предоставлением права гражданства упоминается в качестве дополнительного право иметь земельные владения в данной стране и право иметь жилище, энктесис. Подобные поощрения предоставлялись заслуженным иностранцам в Боспорском царстве <8>. -------------------------------- <8> Там же. С. 68.

Интерес представляют документы частноправового характера, регулирующие формы поощрения иностранцев за различные виды финансовой и прочей поддержки ассоциаций. Сохранился текст, содержащий декрет в честь перса Бонда, который оказал финансовые услуги гимнастической ассоциации в Египте. В признание его заслуг он ежегодно по царским праздникам в соответствии с данным декретом должен был удостаиваться почестей со стороны облагодетельствованной им гимназии, его портретное изображение на памятнике с данным декретом устанавливалось на ее территории. Сам благодетель и его потомки имели почетное право бесплатно получать атлетическое масло <9>. -------------------------------- <9> Launey M. Recherches sur les armees Hellenistiques. T. II. Paris, 1987. P. 845.

Греческие юридические документы по уровню ясности языка и четкости изложения не уступают самым хорошим римским образцам. Надо лишь учитывать, что Греция в отличие от Рима представляла собой огромное изобилие государств, что неизбежно отражалось на формировании государственного права. И тем не менее право отдельных полисов сумело составить основу единой правовой системы. Именно этот факт и определяет единство подхода к выявлению закономерностей развития правовых институтов в различных полисах, а также в межгосударственных отношениях. Так, в случае предоставления исополитии ее юридическое оформление происходило в целом примерно одинаково. В. Гавантка, основываясь на примере декрета из Милета <10>, выделяет три составляющие акта, представляющего собой формальную сторону исополитии как процесса: волеизъявление отдельного исополита в форме письменного предложения; его провозглашение в народном собрании, оплата данной процедуры исополитом пританее в определенной указанной народом филе <11>. Только это сочетание, с одной стороны, административного, а с другой - суверенного акта делает ее полноценной, то есть переселенец полностью приравнивается по правам и обязанностям в своем новом коллективе к старому гражданину. Правда, в течение десяти лет продолжали существовать определенные ограничения в отношении доступности ему самых важных должностей, например фрурарха. Это делалось с целью гарантии надежной безопасности города <12>. -------------------------------- <10> Текст декрета см.: Die Vertrage der griechisch-rimischen Welt von 338 bis 200 v. Chr... Bd 3. S. 266 - 269. <11> Gawantka W. Isopolitie. Ein Beitrag zur Geschichte der zwischenstaatlichen Beziehungen in der griechischen Antike. Munchen, 1975. S. 14. <12> Ibid. S. 13 - 14.

Возникает вопрос: насколько предоставление исополитии затрагивало межгосударственные отношения и сказывалось на их регулировании? Несмотря на то что все жители Селевкии специальным декретом будут наделены гражданством Милета, ничто принципиально не изменится в государственно-правовом отношении обоих городов друг к другу по сравнению с предыдущим состоянием: они сохраняются как независимые субъекты межгосударственных отношений и права. Документ лишь предоставляет всем селевкийцам гражданские права Милета, то есть только индивидуально жители Селевкии становятся членами милетского гражданского союза. Это не сопровождается более тесным сближением самих полисов-государств. Формальное юридическое конституирование исополитии по сравнению с другими формами межгосударственного и надгосударственного соединения выражается в том, что гражданам города-побратима в полном составе потенциально передается гражданское право. С этого момента от реальных действий и индивидуальной воли каждого исополита зависит эффективность исполнения всего объема соответствующих правомочий. С точки зрения отдельного человека это гражданское право привлекательно только при условии, что он в самом деле хочет быть гражданином города-побратима. Если он, однако, не хочет этого, а право было предоставлено ему, то существенно ничто вообще не меняется в его отношениях с наделяющим исополитией городом. В таких случаях гражданин остается для предоставляющего города иностранцем, а тамошнее гражданство является практически не больше чем почетным правом. Исследователи зачастую рассматривают исополитию в качестве феномена положительного права, а ее функцию - как обеспечение возможности для граждан одного города быть принимаемыми в городе-побратиме в качестве его граждан или пользоваться правом на сообщение и торговлю с тамошним населением. В. Гавантка считает возможным в таком случае допускать, что греческие города пользовались ею только тогда, когда налицо были законные предпосылки либо более или менее основательные двусторонние соглашения межгосударственного характера, предшествовавшие ей, например соглашения о юридической помощи и торговые. Договора некоторых участников союзов исополитов можно рассматривать в действительности как расширение очень давно существующих дружеских связей. Сравнивая приведенный выше договор между Милетом и Селевкией в Тралах, автор отмечает, что он предполагает обмен граждан и более тесное отношение между городами, чем при очень многих греческих симмахиях <13>. -------------------------------- <13> Ibid. S. 112.

Таким образом, развитие институтов проксении и исополитии в эпоху эллинизма имело ряд закономерностей. Таковыми являются: активная формализация за счет фиксации в договорах, декретах и прочих юридических актах; универсализация и расширение пределов действия в пространстве за счет распространения единой практики регулирования межгосударственных отношений в рамках всей системы эллинистических государств; способность выполнять регулятивные функции на внутригосударственном и межгосударственном уровнях.

Название документа