Гармонизация правового регулирования отношений с участием потребителей в странах СНГ

(Клетченкова М. М.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 4) Текст документа

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СТРАНАХ СНГ

М. М. КЛЕТЧЕНКОВА

Клетченкова М. М., старший преподаватель Института коммерции и права.

Гармонизация как одна из тенденций развития законодательства в области регулирования потребительских отношений имеет место не только в странах Европейского союза, но и на территории государств - участников СНГ. Гармонизация в рамках СНГ проявляется в принятии на двустороннем или многостороннем уровне соглашений, резолюций по итогам проведения международных конференций по вопросам потребительского права. В более общей форме гармонизацию можно определить как способ, обеспечивающий формирование общих основ правовой политики сотрудничающих государств в отдельных областях общественной жизни или сферах экономики; это процесс, направленный на сближение права разных государств и устранение или уменьшение различий в нем. Предпосылки гармонизации были положены еще во времена Советского Союза, когда 22 мая 1991 г. был принят Закон СССР "О защите прав потребителей", который, однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу. В условиях образования Содружества Независимых Государств в ряде республик были приняты законы о защите прав потребителей, для которых союзный Закон стал моделью. К таким республиканским законам можно отнести: - Закон УССР от 12 мая 1991 г. "О защите прав потребителей", введенный в действие на территории Украины с 1 октября 1991 г.; - Закон Казахской ССР от 5 июня 1991 г. "О защите прав потребителей", введенный в действие с 1 января 1992 г.; - Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей"; - Закон Республики Кыргызстан от 28 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей <1>; -------------------------------- <1> На сегодня в Кыргызской Республике действует Закон от 10 декабря 1997 г. N 90 "О защите права потребителей" (в ред. от 17 февраля 2003 г.).

- Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. "О защите прав потребителей", введенный в действие с 1 января 1994 г. <2>. -------------------------------- <2> На сегодня в Республике Беларусь действует Закон от 9 января 2002 г. N 90-З "О защите права потребителей" (в ред. от 20 июля 2006 г.).

Структура, основные конструкции и содержание указанных актов не оставляют никаких сомнений, что они созданы на основе единого закона СССР. Однако в странах СНГ, имеющих специальное законодательство о защите прав потребителей, на тот момент существовали различия в подходе к регулируемым вопросам, которые касались главным образом трех основных проблем. 1. Существование перешедшего из союзного закона права граждан на минимальный уровень потребления (например, ст. 5 Закона Республики Кыргызстан от 28 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" содержала такое положение) не укладывается в реалии рыночных отношений. Но это право было отклонено в российском и белорусском законах и других законах. 2. Детальность регулирования механизмов, создающих реальные условия для защиты прав потребителей. В этом отношении примером может служить Закон России "О защите прав потребителей". 3. Существование досудебной системы защиты прав потребителей специальными государственными органами по защите прав потребителей. Подавляющему большинству законов о защите прав потребителей стран - членов СНГ такой способ защиты был неизвестен. За исключением России, лишь в Беларуси Законом о защите прав потребителей было установлено существование специальных уполномоченных органов по защите прав потребителей. В украинский закон о защите прав потребителей специальная статья о государственной защите потребительских прав (в ней предусматривается, что создается специальный орган по защите потребительских прав) была введена лишь в 1995 г. <3>. -------------------------------- <3> Зименкова О. Н., Левшина Т. Л. и др. Комментарий к Закону "О защите прав потребителей". М.: Изд. "Красна-Лекс", 1997. С. 15 - 16.

Различия в законодательном регулировании привели к невозможности не только единообразно, но и вообще реально защищать права потребителей в пределах СНГ. В связи с этим требовалось соединить усилия государств-участников для того, чтобы в полной мере обеспечить защиту потребительских прав. На фоне этого уже в начале 90-х годов на двустороннем уровне заключаются соглашения, в частности с участием Российской Федерации, о сотрудничестве в области защиты прав потребителей. Так, 8 июля 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики о сотрудничестве в области защиты прав потребителей, в соответствии с которым стороны обязались координировать не только свою политику, но и практическую деятельность в области защиты прав потребителей в целях: обеспечения надлежащей защиты прав потребителей; формирования сфер производства и распределения, отвечающих потребностям и запросам потребителей; поощрения высокого уровня этических норм предпринимательского поведения; взаимодействия в борьбе с недобросовестной деловой практикой предприятий-изготовителей; содействия созданию национальных общественных объединений потребителей; расширения сотрудничества в области защиты прав и интересов потребителей; создания рыночных условий, предоставляющих потребителям большой выбор качественных товаров и услуг при одновременном снижении цен (ст. 1 Соглашения). При этом стороны наметили основные направления по координации деятельности соответствующих органов с целью реализации положений Соглашения, одно из которых заключается именно в подготовке и внесении предложений в органы государственной власти по вопросам гармонизации законодательства о защите прав потребителей. В отношениях России и Украины тенденции к сотрудничеству наметились вскоре после принятия в этих странах законов о защите прав потребителей. 23 мая 1994 г. между государствами было заключено Соглашение о сотрудничестве в области защиты прав потребителей. В целом его содержание сходно с Соглашением России и Кыргызстана по тем же вопросам. Кроме этого, 13 мая 1995 г. Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ был утвержден Модельный закон "Об общих принципах регулирования защиты прав потребителей в государствах - участниках Межпарламентской Ассамблеи". Это рекомендательный "законодательный акт", однако он имеет важное значение для "определения общих правовых и организационных основ осуществления защиты прав потребителей и направлен на создание равных условий для граждан-потребителей государств Содружества, достижение унифицированности и соответствия мировой практике регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями, а также создание действенного механизма защиты прав и законных интересов потребителей" <4>. -------------------------------- <4> Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. 1995. N 8. С. 80.

Этот акт значим с точки зрения закрепления в нем основных понятий потребительских отношений, прав потребителей, в том числе: на получение достоверной информации о товарах, работах, услугах, а также их изготовителях, исполнителях, продавцах; просвещение; надлежащее качество товаров, работ, услуг; безопасность товаров, работ, услуг для жизни и здоровья потребителей, их имущества, а также окружающей среды; защиту своих прав и др. (ст. 2 Закона). Кроме того, акт также включает рекомендации в сфере коллизионного регулирования отношений с участием потребителей. В 1995 г. такие положения были очень актуальными, так как ни в одной из стран СНГ не было специального законодательства, регулирующего данные вопросы; проблемы коллизионного регулирования потребительских отношений нашли свое отражение в Гражданских кодексах Узбекистана в 1996 г., Белоруссии, Киргизии в 1998 г., Казахстана в 1999 г., России в 2001 г. Пункт 1 ст. 4 Закона гласит, что: "Законодательство о защите прав потребителей одного государства в составе Содружества государств применяется на территории другого государства в составе Содружества государств согласно следующим правилам: - к отношениям, возникающим при причинении потребителям вреда и при осуществлении их права на безопасность жизни и здоровья, применяется закон места рассмотрения спора, а по ходатайству потребителя - закон места причинения вреда; - к отношениям, основывающимся на иных предусмотренных законодательством правах потребителей, применяется закон места приобретения товаров (работ, услуг), а по ходатайству потребителя - закон места его жительства". Кульминационным и одновременно итоговым моментом усилий ученых, практиков является выработка основополагающего унифицированного документа - Соглашения об основных направлениях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 г. (вступило в силу для десяти государств - участников СНГ, в том числе для России 2 июня 2000 г.), целью которого является создание правовых и организационных основ сотрудничества Сторон по проведению согласованной политики в области защиты прав потребителей, направленной на формирование равных условий для граждан государств - участников Содружества по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на территориях этих государств (ст. 2). В нем содержится характеристика национальных законодательств в области защиты прав потребителей, определены субъекты потребительских правоотношений (потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец), раскрыто содержание этих и некоторых иных основных понятий потребительского права. Так, например, Соглашение раскрывает значение термина "потребитель". Это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Данная дефиниция тождественна определению соответствующего понятия в национальных законах государств-участников. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. "О защите прав потребителей" под потребителем подразумевает гражданина, приобретающего, заказывающего либо имеющего намерение приобрести или заказать товары, использующий их для личных, бытовых или семейных нужд. Аналогичным образом украинский Закон от 15 декабря 1993 г. N 3682-XII "О защите прав потребителей" определяет потребителя как гражданина, который приобретает, заказывает, использует или имеет намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для собственных нужд. Соглашение предусматривает, что реализацию Соглашения осуществляют национальные органы государств-участников, а координация их деятельности возложена на Межгосударственный совет по антимонопольной политике. Вступление Соглашения в силу дало возможность гражданам каждого государства - участника СНГ, а также иным лицам, проживающим на его территории, пользоваться на территориях других государств - участников Содружества в отношении своих потребительских прав такой же правовой защитой, как и граждане этих государств, обращаться в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации, предъявлять иски в суды и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане этих государств (ст. 3). Это, пожалуй, главное достижение происходящей интеграции и гармонизации правового регулирования потребительских отношений в рамках СНГ. Значение этого явления трудно переоценить, поскольку именно этого желали в последнее десятилетие граждане-потребители этих стран. Одним из способов осуществления основных направлений сотрудничества в соответствии с Соглашением является проведение международных конференций. Так, в Костроме с 24 по 26 апреля 2002 г. под эгидой и при поддержке Полномочного представителя Президента России в Центральном федеральном округе в рамках международного сотрудничества стран - участниц СНГ была проведена Международная конференция по потребительскому образованию и просвещению потребителей, в итоге которой была принята резолюция. Участники конференции рассмотрели и обсудили опыт потребительского воспитания и просвещения, осуществляемого средствами массовой информации, общественными объединениями потребителей, просветительскими организациями, образовательными учреждениями. Участники международной конференции выработали рекомендации в области потребительского образования, суть которых состоит в том, чтобы ввести в образовательные стандарты обязательное потребительское образование, разработать национальные концепции политики потребительского образования с целью принятия на этой основе долгосрочных Программ по реализации этой политики, создать научно-исследовательские и учебно-методические центры потребительского образования и просвещения потребителей, органам исполнительной власти регионов стран - участниц СНГ, органам местного самоуправления поручить осуществление постоянного мониторинга качества и безопасности товаров, работ, услуг, информирование населения о правах потребителей, о потребительском поведении, о формах, методах, способах и опыте защиты нарушенных потребительских прав и др. Следует упомянуть и другую международную конференцию, прошедшую в июне 2004 г. в Санкт-Петербурге, которая была посвящена контролю на потребительском рынке и защите прав потребителей в государствах - участниках СНГ. Участники конференции, проанализировав деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей, отметили позитивные результаты заключения Соглашения 2000 г., но вместе с тем и ряд нерешенных вопросов. К их числу относятся слабая информированность и защищенность потребителей, отсутствие или неразвитость механизмов разделения ответственности за обеспечение прав потребителей между регуляторами и участниками потребительского рынка и др. В сфере гармонизации регулирования потребительских отношений участники конференции направляют деятельность государственных институтов в русло создания единых национальных общедоступных баз данных о качестве товаров и услуг и нарушениях прав потребителей и возможностей обмена этой информацией между странами - участниками СНГ, закрепления в национальных законодательствах единой номенклатуры международно признанных прав потребителей и их правового обеспечения. В заключение необходимо отметить, что в рамках СНГ еще не достигнут уровень единообразного законодательного закрепления основных правил защиты прав потребителей: не выработан единый модельный закон о защите прав потребителей, который мог бы быть имплементирован в законодательства государств - участников СНГ. Как следствие этого, возникают и проблемы правоприменения: процесс установления содержания иностранного права, даже и законодательства стран СНГ, вызывает известные трудности. В связи с этим перспектива процесса с использованием иностранного права нередко побуждает стороны к отказу от спора, к мирному урегулированию спора, что вряд ли можно приветствовать, либо к повсеместному применению права страны суда <5>. Очевидно, что в условиях тесного сотрудничества как самих государств, так и производителей и потребителей применение единых норм (правил), методов регулирования приобретает значение важного фактора разносторонней интеграции и способствует достижению более высоких степеней ее развития. -------------------------------- <5> Тимохов Ю. А. Иностранное право в судебной практике / М.: Волтерс Клувер, 2004. С. VI.

Название документа