Двустороннее международное сотрудничество Российской Федерации в сфере образования: правовые аспекты

(Кананыкина Е. С.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 4) Текст документа

ДВУСТОРОННЕЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Е. С. КАНАНЫКИНА

Кананыкина Е. С., аспирантка НОУ ВПО "Гуманитарный Университет", г. Екатеринбург.

Двустороннее сотрудничество Российской Федерации в рамках правительственных организаций

Двустороннее сотрудничество - основной вид сотрудничества в области образования. Практика указанного международного общения достаточно развита в России. В настоящее время в стране проводится достаточно гибкая политика международного сотрудничества, поэтому в общении на высшем уровне по вопросам реализации образовательной политики инцидентов практически не происходит. Наиболее тесное сотрудничество развито со странами Западной Европы: Германией, Францией, Великобританией. Остановимся на нескольких моментах международного сотрудничества с Германией, традиционно имеющей схожую с российской систему образования. Активизация взаимоотношений в сфере образования между Россией и Германией приходится на 2000 г., когда на Международной конференции в Ганновере "ЭКСПО-2000 и образование", организаторами которой стали партнеры из Министерства образования и культуры Земли Нижняя Саксония, академиком Н. Н. Нечаевым был представлен доклад "О состоянии системы образования в России и об участии РАО и представителей образовательных учреждений Российской Федерации во всемирной выставке ЭКСПО-2000". На конференции обсуждались задачи, стоящие перед образованием в следующем веке. Стороны достигли договоренности о целесообразности участия в выставке экспонентов, представляющих результаты двустороннего сотрудничества между Россией и Германией в области образования. В качестве ключевой тематики выставки определено направление "Человек - природа - техника". В следующем году под эгидой программы "Обновление содержания, методов и средств общего среднего образования" (подпрограммы "Совершенствование эстетического воспитания школьников") Исследовательским центром эстетического воспитания РАО была проведена в Германии Международная выставка детского рисунка "Дети, мир, картина", подготовленная на основе фондов Музея детского рисунка лаборатории изобразительного искусства ИЦЭВ РАО. В продолжение сотрудничества в рамках Европейской недели в г. Потсдаме в 2002 г. состоялась Международная конференция "Научное и технологическое образование". В конференции приняли участие представители РАО, ряда стран Европейского содружества и других восточно - и среднеевропейских стран. Были обсуждены проблемы динамики культурных и организационных изменений в промышленности, их последующее влияние на карьеру, рабочее образование; изменения, необходимые в научном и технологическом образовании в школе и в обучении во внеуниверситетском секторе, а также проблемы модернизации содержания образования в школе, связанные с разработками в науке и технологии. В том же году Российским филиалом Международной ассоциации "Зонненберг" была проведена работа по организации Международной конференции "Обучение всю жизнь в Европе и для Европы" и собрания мультипликаторов Ассоциации. На конференции были обсуждены вопросы ответственности стран Европейского Сообщества и стран Восточной Европы за мир и безопасность в Европе, рассматривались возможности интеграции в области образования, определялись пути развития системы непрерывного образования применительно к новым экономическим и политическим условиям, а также задачи Международной ассоциации "Зонненберг" в этой области. В рабочих группах активно обсуждались вопросы совершенствования образования взрослых в различных странах, возможности непрерывного образования, вопросы демократизации образования и разработки новых концепций образования, направленных на обучение в течение всей жизни. На отчетно-выборном собрании руководителей филиалов Ассоциации и мультипликаторов были заслушаны годовые отчеты национальных групп Ассоциации, избраны новые члены Управленческого Совета, утвержден план работы. Отмечено, что Россия входит в десятку стран, наиболее активно участвующих в работе Международной ассоциации "Зонненберг". В рамках совместных семинаров с Ассоциацией российская группа молодых специалистов в области социальной педагогики приняла участие в Международной конференции "Социальная работа и подготовка специалистов социальной сферы в интернациональном сравнении". В 2003 г. в рамках Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия от 15 декабря 1992 г. "О сотрудничестве в подготовке и повышении квалификации специалистов и руководящих кадров в области экономики и государственных органов управления экономикой" был организован семинар "О способствовании развитию технологического образования", на котором рассматривались модельные проекты по содействию развитию ремесленничества в ФРГ и России. С российской стороны в работе приняли участие представители Российской академии образования (РАО) Министерства образования РФ, Министерства труда РФ, Федеральной службы занятости, а с германской стороны - представители Министерства образования земли Северный Рейн-Вестфалия, Ремесленной палаты г. Дюссельдорфа, Федерального института профессионального образования <1>. В ходе семинара была достигнута договоренность об усилении координации по реализации проекта на базе лицея ремесленников N 331 г. Москвы, а также о целесообразности проведения совместных двусторонних научных и научно-методических семинаров, включая партнеров из заинтересованных ведомств: РАО, Минобразования РФ, Минтруда РФ, Службы занятости РФ. В то же время 10 октября 2003 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия было подписано Соглашение об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия, в соответствии с которым компетентные органы Российской Федерации вправе выдавать по обращению принимающего высшего учебного заведения бесплатные многократные визы сроком до одного года студентам и аспирантам, направляющимся на учебу на основании соответствующих межведомственных или межвузовских соглашений. -------------------------------- <1> Международное сотрудничество Российской Федерации // Российское образование. 2003. N 5.

В рамках Декларации о сотрудничестве в области культуры, науки и образования между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша от 22 мая 1992 г. и аналогичного Соглашения от 25 августа 1993 г. был подписан договор о сотрудничестве 2003 г. между РАО и Высшей педагогической школой им. Т. Котарбинского (г. Зелена Гура, Польша). Академики В. А. Поляков и Н. Н. Нечаев, профессора Й. А. Сасова и С. Н. Чистякова участвовали в работе международного семинара "Социальные факторы жизни молодежи в условиях рыночных отношений". Члены делегации РАО выступили с докладами: "Образование как рынок образовательных услуг: "за" и "против"; "Общее образование как условие социального и профессионального самоопределения молодежи"; "Экономическая подготовка как фактор социального становления личности в условиях рыночных отношений"; "Социально-профессиональное самоопределение школьников". В рамках семинара участники обменялись опытом работы по социальному становлению молодежи с коллегами из Польши, Германии, Франции, Голландии, подготовлен сборник научных трудов по обобщению опыта работы разных стран по проблемам становления личности в условиях экономических реформ. В рамках сотрудничества со странами Скандинавии в 2002 г. члены Отделения базового Профессионального образования участвовали в работе научно-практического семинара "Информационные технологии в профессиональном образовании" в Финляндии, на котором была подчеркнута перспективность применения новых информационных технологий в базовом профессиональном образовании и необходимость развития сотрудничества между научными организациями и образовательными учреждениями двух стран в данной области. В продолжение указанного сотрудничества с Саамским лицеем и лицеем в Генари (Финляндия) ИПТО РАО подготовил проект научно-исследовательских работ и техническое задание на разработку концепции лицея в г. Новдоре с филиалом в г. Ловозеро. Материалы представлены в Региональный Совет Баренцева Евро-Арктического региона (Баренц-программа, 2004). Результатом совместных международных инициатив в рамках программы "Совершенствование профессионального образования" 2004 г. явилось выявление общих научных задач, связанных с интеграцией профессий, разработкой стандартов образования, социальной защитой и проблемой трудоустройства молодежи в России, ФРГ, Польше, Финляндии, США. Совместные исследования по выявленной в процессе сотрудничества проблематике создали теоретический фундамент для объединения предпринимателей, социальных институтов, науки в целях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Как показывает международный опыт, конструирование и апробация новых образовательных систем и технологий обучения могут решаться на уровне конкретных двух - и многосторонних отношений учебных и научных учреждений разных стран. В рамках данной программы продолжена совместная научно-исследовательская деятельность Института профессионально-технического образования (ИПТО) РАО по теории и практике многоуровневого непрерывного образования с Профессиональным центром Института технологии эксплуатации Республики Польша (г. Радом). Протокол о взаимном сотрудничестве определил задачи и формы этой деятельности: - научное обоснование и практическая реализация региональной и местной систем непрерывного профессионального образования; - проектирование содержания профессионального образования в системе непрерывной подготовки механиков и др.; - комплексное обеспечение дидактическими средствами информационных технологий обучения. С 1998 г. отделениями РАО проводится работа по дальнейшему налаживанию связей и сотрудничества с учеными-педагогами зарубежных стран. Так, в 1999 г. Члены Отделения общего среднего образования РАО приняли участие в работе девяти международных научно-практических конференций, конгрессов, форумов, на большинстве из которых выступили с научными докладами. В частности, академик В. Г. Разумовский как член Международной группы исследователей преподавания физики принимал участие в проведении конференции молодых ученых в Венгрии <2>. Отделение психологии и возрастной физиологии РАО совместно с Отделением образования и культуры приняло участие в организации и проведении международной конференции, посвященной столетию со дня рождения Н. А. Бернштейна. Отделение философии образования и теоретической педагогики участвовало в проведении международного семинара на тему "Развитие творческих способностей личности в условиях гуманизации образования", проходившего в г. Сочи, где академик В. В. Краевский выступил с докладом "Цели развивающего обучения в структуре содержания образования". К 2005 г. члены Отделения РАО выступили с докладами более чем на сорока международных конгрессах, конференциях и симпозиумах. -------------------------------- <2> 28 февраля 2006 г. между странами был подписан Протокол между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Венгерской Республики о сотрудничестве в области образования на 2006 - 2008 гг.

Двустороннее международное сотрудничество России, и в частности Российской академии образования, не ограничивается рамками Европейского региона. Так, в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о научно-техническом сотрудничестве в области науки и культуры 1998 г. академики А. М. Новиков и Г. В. Мухаметзянова представляли РАО в 2001 г. в составе российской делегации в США на курсах повышения квалификации руководителей профессиональных образовательных учреждений. Полученная информация по вопросам организации профессионального образования в США была использована в подготовленной к печати монографии "Профессиональное образование в России: перспективы развития" <3>. -------------------------------- <3> Войтик А. Ф. О международном сотрудничестве России в области высшего и послевузовского профессионального образования // Право и образование. 2001. N 4.

В настоящее время в соответствии с условиями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством государства Израиль об учреждении и условиях деятельности культурных центров от 31 октября 1996 г. выявляются возможности установления сотрудничества между РАО и научно-педагогическими учреждениями Израиля по направлениям "Традиции и инновации в образовании на стыке культур в условиях социальных перемен"; "Теория и практика развивающего образования", "Образовательные стандарты: концепции, опыт разработки, измерители", "Социальные и психолого-педагогические проблемы образования взрослых". В соответствии с Соглашением между ЮНЕСКО и Правительством Российской Федерации <4> в 2002 г. в Москве проводился II Международный конгресс ЮНЕСКО "Образование и информатика", в котором приняли участие ученые Российской академии образования. По теме конгресса были предложены рекомендации о необходимости проведения краткосрочных пилотажных исследований, разработки унифицированных международных стандартов педагогико-эргономического качества средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации, применяемых в образовательных целях; целесообразности разработки психолого-педагогических, физиолого-гигиенических рекомендаций по использованию современных информационных и коммуникационных технологий с целью развития личности обучающегося, создания курсов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров по проблемам использования в образовании современных технологий мультимедиа "Виртуальная реальность", телекоммуникаций, учитывающих психологические, культурные и этнические особенности обучаемых. В дискуссии по тематике конгресса приняли участие зарубежные коллеги. Результатом обсуждения явилась заявка на международный проект: "Психолого-педагогическое воздействие и медицинские последствия применения современных информационных и коммуникационных технологий". -------------------------------- <4> Соглашение между Правительством РФ и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) об условиях выполнения проектов, осуществляемых в РФ при содействии ЮНЕСКО от 13 мая 1999 г. и Протокола к Соглашению об Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) от 28 декабря 2000 г.

В рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. совместно с РАО и Шанхайской академией образования созданы действующие научно-исследовательские группы, в которые вошли с китайской стороны - Научно-исследовательский институт общего образования ШАО, с российской стороны - Институт общего среднего образования, Институт управления образованием, Центр социальной педагогики, Центр семьи и детства, стороны договорились о необходимости совместного изучения инновационных процессов, происходящих в управлении школой и финансировании образования; изучения моделей формирования личности в семье и влияния школы; развития и совершенствования научного сотрудничества между родственными учреждениями; обмена информацией о состоянии развития реформы в области высшего и профессионального образования; ознакомления с основными темами НИР и проведения совместных научных исследований и т. д. Учитывая социальную значимость образования взрослых в изменяющемся мире, Институт образования взрослых РАО (ИОВ РАО) принимает участие в международных исследовательских программах. Так, в 1997 г. в порядке подготовки к V Международной конференции по образованию взрослых ИОВ РАО провел научно-практическую конференцию "Кадры сферы образования взрослых: социально-педагогические проблемы". По результатам конференции Институтом повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования Республики Беларусь был подписан Протокол о намерениях сотрудничества в области последипломного образования взрослых. В период с 1998 по 2005 г. Институтом теории образования и педагогики РАО (ИТОиП) проведена XVII сессия научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки по теме "Национальные ценности образования: история и современность". В сессии приняли участие представители стран СНГ. В рамках совместной деятельности ИТОиП РАО, Московского департамента образования, американской организации Phi Delta Kappa подготовлена книга "Школа будущего рождается сегодня (инновационный опыт российской и американской школ)". Институтом коррекционной педагогики РАО (ИКП) продолжена работа по проекту "Компьютеры в специальном образовании": издана коллективная монография "Специальное образование в России. Вчера. Сегодня. Завтра" на русском и английском языках. В 2002 г. ИОВ РАО разработал программу сотрудничества с Центром образования взрослых при Университете Линчепинга (Швеция) по двум направлениям: - подготовка преподавателей для высшей народной школы в С.-Петербурге при наличии финансирования со стороны Швеции; - совместная работа над большим проектом по созданию многоязыкового (30 языков) словаря терминологии образования взрослых. Важное место в международной деятельности РАО отводится реализации ряда других совместных исследовательских проектов на многосторонней и двусторонней основе. Успешные контакты осуществляются с Британским Советом, с Фондом Фулбрайта, Советом Европы, Фондом Сороса, Фондом "Евразия", ЮНЕСКО и соответствующими организациями ФРГ, США, Канады, Великобритании, Нидерландов, Югославии, Польши, Китая, Венгрии в рамках таких проектов, как "Роль права в рыночной экономике" (1998); "Кросс-культурные исследования в области образования" (1999); "Малые народы Севера - Якутия" (1999); "Город как школа" (2000); "Макаренко-реферат" (2000); "Уличные дети" (2001); "Поликультурное образование" (2001); "Российско-американский диалог: проблемы развивающего образования" (2002); исследования Международной ассоциации по оценке учебных достижений: TIMSS (третье международное исследование по естественно-математическому образованию, 50 стран), LES (международное исследование по иностранным языкам, 26 стран) и CIVIC (международное исследование по обществоведческому образованию); "Кристалл" (2003) (Международная открытая образовательная среда для специалистов-дефектологов); "Специальное образование" (2004), "Кондуктивная педагогика" (2005). Продолжается работа по совместному проекту в рамках Соглашения о развитии Норвежско-Российской старшей школы на период до 2000 г. между РАО, Московским государственным лингвистическим университетом, Управлением образования Юго-Восточного округа г. Москвы, Окружным управлением Департамента образования губернии Акерчус и школой "Шесмо": состоялись обмен учащимися и первый выпуск.

Название документа