Зарубежный опыт в сфере правового регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем

(Букарев В. Б., Трунцевский Ю. В., Шулепов Н. А.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 4) Текст документа

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

В. Б. БУКАРЕВ, Ю. В. ТРУНЦЕВСКИЙ, Н. А. ШУЛЕПОВ

При изучении вопросов совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с отмыванием преступных доходов большое значение уделяется применению сравнительно-правового метода исследования. После распада СССР на 15 новых суверенных государств на постсоветском пространстве появились самостоятельные обобщенные статистические показатели и закономерности, с каждым годом все менее характерные для всей их совокупности бывших республик ССР в составе союзного государства. Тем более такие особенности характерны для уголовного законодательства государств Европы, Азии и Америки. С проблемой "грязных" денег в разное время в той или иной степени столкнулось большинство государств мира. Вместе с тем отмывание доходов, полученных преступным путем, - один из ярких примеров того, как быстро ориентируются преступники в пробелах законодательства различных государств. Отсутствие адекватной реакции национальных юрисдикций и недостаточное развитие международного сотрудничества привели на первоначальном этапе к практической безнаказанности участников организованных преступных формирований, легализовавших доходы, полученные от криминального бизнеса, прежде всего операций с наркотиками. Сравнительный анализ уголовного законодательства зарубежных стран по вопросам борьбы с отмыванием доходов позволит лучше изучить возможности международного сотрудничества с иностранными коллегами, проведения комплекса совместных с правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию данного вида транснациональных преступлений. По мнению начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь А. Е. Назаренко, проблема эффективного противодействия легализации преступных доходов в рамках государств Содружества хотя и не является новой, однако злободневность ее с каждым годом усугубляется. Вряд ли какому-либо из государств СНГ удастся в ближайшее время в одиночку противостоять этой одной из самых серьезных угроз национальной безопасности <1>. -------------------------------- <1> См.: http://cis. minsk. by/main. aspx? uid=6704.

Таким образом, формирование национальной системы противодействия легализации преступных доходов должно основываться с учетом специфики ситуации, складывающейся в России, не только на международно-правовых нормах, но и на положительных результатах опыта зарубежных стран. Впервые термин "отмывание" (денег, имущества и т. д.) в собственном смысле этого слова начинает употребляться в истории Новейшего времени. В конце 20-х годов XX столетия в США в г. Чикаго данное понятие стали употреблять для обозначения действий, связанных с вводом в легальный оборот денежных средств (как правило, металлической монеты), полученных в результате незаконного оборота алкогольных напитков <2>. -------------------------------- <2> Бутлегеры использовали в этих целях стиральные машины - автоматы, установленные в прачечных, которые нужно было направлять монетами разного достоинства. Принято считать, что термин "отмывание денег" был введен в обиход в связи с этим. Поэтому представляется не вполне точным мнение о том, что данный термин впервые начинает употребляться в США в начале 80-х годов XX в. См.: Иванов Э. А. Отмывание денег и правовое регулирование борьбы с ним. М.: Российский юридический издательский дом, 1999. С. 24.

В 1920 г. в США вступил в силу в форме 18-й поправки к Конституции США так называемый сухой закон, принятый Конгрессом еще в 1917 г. В нем запрещались производство, продажа и перевозка, а равно ввоз и вывоз всяких спиртных напитков в США. На практике реализация данного закона получила отчаянное противодействие со стороны среднего класса, поскольку его представители в большей степени тем или иным образом были причастны к обороту алкогольных напитков. И тем самым алкогольному бизнесу был нанесен значительный ущерб как материального, так и морального характера. Это повлекло за собой возникновение и широкое распространение тайного производства таких напитков и их контрабандный ввоз. На черном рынке шла продажа алкоголя по баснословно высоким ценам. Быстрое распространение получили организованные преступные сообщества и иные преступные организации, доходы которых были связаны с контрабандой и незаконной торговлей спиртным <3>. -------------------------------- <3> См.: Бейсенов Б. С. Алкоголизм: уголовно-правовые и криминологические проблемы. М., 1981. С. 10 - 11.

Дж. Кеннет Лаури, заместитель начальника отдела по борьбе с организованной преступностью и бандитизмом Управления уголовной юстиции Департамента юстиции США, выступая на российско-американском семинаре "Проблемы транснациональной организованной преступности" (15 - 16 марта 1999 г.), сказал: "В 1919 году в Конституцию США была внесена поправка о запрете торговли спиртными напитками, а Конгресс принял закон о запрете на ввоз и продажу спиртных напитков, тем самым породив самый важный фактор, способствовавший разрастанию организованной преступности в США, - "сухой закон" <4>. -------------------------------- <4> См.: Доклад Дж. Кеннет Лаури // Материалы российско-американского семинара на тему "Проблемы транснациональной организованной преступности" (15 - 16 марта 1999 г.).

Историки часто отмечают: "В первые же годы действия акта Войстеда, принятого в 1999 году в целях практического осуществления 18-й поправки к Конституции, широчайшее распространение в стране получили нелегальное производство, контрабанда и транспортировка спиртных напитков. Этим были заняты многочисленные подпольные организации бутлегеров, прибыли которых исчислялись миллионами долларов. Результатом их операции стал невиданный разгул коррупции, взяточничества и гангстеризма" <5>. -------------------------------- <5> См.: История США (1918 - 1945) / Под ред. Г. Н. Севастьянова. М., 1985. Т. 3. С. 108.

Это позволило резко возрасти уровню самоорганизации преступников, получающих от незаконного оборота спиртного сверхприбыли. В этих условиях неизбежно встал вопрос о необходимости легализации полученных доходов и введения их в законный оборот с целью "очищения", "отмывания" для дальнейшего воспроизводства капиталов. По этой причине из всех международных стран самый большой опыт в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, имеет американское законодательство, поскольку именно в этой стране началась активная борьба с отмыванием "грязных" денег еще в 1970 г. Именно в этом году Конгресс США принял три закона, которые послужили основой для формирования современной государственной политики в области борьбы с отмыванием "грязных" денег: "О контроле за организованной преступностью", "О всеобщем контроле за распространением наркотиков", "О банковской тайне", поскольку уже к этому времени в США начали беспокоиться по поводу использования тайных банковских счетов американскими гражданами, вовлеченными в незаконную деятельность. Такие счета использовались для: уклонения от уплаты налогов; манипуляций на рынке ценных бумаг США; нарушения правил внутренней торговли, торговли золотом; размещения средств, полученных незаконным путем; перевода денег, полученных нелегальным путем, через заем (отмытых) денег <6>. -------------------------------- <6> Болотский Б. С. Борьба с отмыванием доходов индустрии наркобизнеса в странах Содружества. М.: ООО Изд-во "Юрлитинформ", 2001. С. 113.

Законодательство о соблюдении банковской тайны было признано основным препятствием к предотвращению и расследованию незаконной деятельности, так как банки, находящиеся в подобных юрисдикциях, не могут выдавать информацию о счетах своих клиентов. Одной из последних законодательных инициатив США явилось принятие в 1995 г. Акта "О мерах, направленных на сдерживание подделки и "отмывание" денег". Кроме приведенных выше законодательных шагов правительство США создало специальное агентство (ФинСЕН), призванное установить и проследить процесс "отмывания" денег, а также принять меры к предотвращению и обнаружению подобных случаев. Названная цель достигается двумя путями. Во-первых, ФинСЕН применяет законы, направленные против отмывания денег (закон о банковской тайне), требуя отчеты и сохранение документов банками и другими финансовыми институтами. Эти документы необходимы компетентным органам для того, чтобы проследить деятельность преступников и движение их активов. Во-вторых, ФинСЕН предоставляет компетентным органам всевозможную аналитическую информацию о состоянии финансовой системы в целом, в том числе и о том, какие законодательные и другие факторы применяют преступники, чтобы использовать определенные финансовые системы в тех или иных странах <7>. -------------------------------- <7> Волженкин Б. В. Экономические преступления. С. 230; Михайлов В. И. Криминологические особенности и юридический анализ легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных заведомо незаконным путем // Российская юстиция. 2002. N 3. С. 35.

Полученные таким образом средства активно вкладывались в недвижимость, торговлю продуктами питания и промышленными товарами, транспорт (например, частные такси), сферу бытовых услуг, что увеличивало и без того довольно широкие масштабы теневого сектора экономики. Позднее деньги, полученные от торговли спиртными напитками, стали проникать и в банковскую сферу, не говоря уже о видах деятельности с традиционно высокой степенью криминализации, таких как оборот оружия, порноиндустрия, игорное дело и т. д. Легализация доходов, приобретенных преступным путем, как антиобщественное явление возникло не спонтанно, а обусловлено комплексом причин, отдельные из которых на первый взгляд могли носить вполне положительный характер. В этой связи логично стремление Конгресса США защитить население страны от пагубного влияния алкоголя, поддержать частную инициативу по развитию национального производства, закрепив это в законах. В официальном лексиконе выражение "отмыть деньги" можно считать относительно свежим неологизмом. Впервые его начали употреблять в газетах во времена Уотергейтского скандала 1973 г., а в юридическом контексте это выражение впервые появилось в США в 1970 г. С тех пор оно употребляется во всем мире. Термин "отмывание денег" обозначает процесс преобразования нелегально полученных ("черных") денег во внешне легальные, т. е. имеющие законное объяснение своего происхождения ("белые") деньги. В этой связи многие криминологические определения ориентируются на описание Президентской комиссией США по организованной преступности 1984 г., согласно которому "отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение" <8>. -------------------------------- <8> Лопашенко Н. А. Глава 22 УК нуждается в совершенствовании // Государство и право. 2000. N 12. С. 112.

Сравнение УК зарубежных стран по объекту преступления

В уголовных законах большинства стран СНГ и Прибалтики объектом состава преступления, связанного с отмыванием (legalization) преступных (незаконных) доходов, выступают основы экономической (хозяйственной) деятельности. Уголовный кодекс Армении (гл. 22 "Преступления против экономической деятельности", ст. 190 "Легализация доходов, полученных незаконным путем"); УК Грузии (гл. 37 "Преступления против предпринимательских или других экономических действий", ст. 199 "Легализация незаконного дохода"; УК Казахстана (гл. 7 "Преступления против экономической деятельности", ст. 193 "Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем"); УК Кыргызстана (гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности", ст. 183 "Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем"); УК Латвии (гл. XIX "Преступные деяния в народном хозяйстве", ст. 195 "Легализация средств, добытых преступным путем"); УК Молдовы (гл. X "Экономические преступления", ст. 243 "Отмывание денег"; УК Беларуси (гл. 24 "Преступления против порядка осуществления экономической деятельности", ст. 235 "Легализация ("отмывание") материальных ценностей, приобретенных преступным путем"); УК Таджикистана (гл. 27 "Преступления в сфере экономической деятельности", ст. 262 "Легализация (отмывание) денежных средств либо иного имущества, полученных противозаконным путем"), УК Туркменистана (гл. 27 "Преступления против порядка осуществления экономической деятельности", ст. 242 "Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем"); УК Украины, разд. VII "Преступления в сфере хозяйственной деятельности", ст. 209 "Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем" и ст. 209-1 "Умышленное нарушение требований законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"; УК Эстонии (гл. 7 "Хозяйственные преступления", ст. "Невыполнение требований Закона о противодействии легализации (отмыванию) денег") <9>. -------------------------------- <9> В УК Польши ст. 299 об отмывании доходов находится в главе XXXVI "Преступления против хозяйственного оборота".

Такое единодушное мнение законодателей указанных государств связано с унификацией уголовно-правового механизма борьбы с преступностью в рамках модельного Уголовного кодекса для государств - участников СНГ, одобренного Межпарламентской Ассамблеей 17 февраля 1996 г. <10>. -------------------------------- <10> 11 - 12 октября 2006 г. в Санкт-Петербурге прошло заседание Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности. Участники встречи наряду с другими важными вопросами обсудили ход разработки проектов Модельного закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в странах СНГ" (новая редакция) // См.: http://www. rian. ru/politics/cis/20060317/44430895.php.

В законодательстве других государств объектом состава преступления, связанного с отмыванием преступных (незаконных) доходов, выступают иные, различные, охраняемые уголовным правом общественные отношения: а) финансовая система (УК Литвы, гл. XXXII "Преступления и уголовные проступки против финансовой системы", ст. 216 "Легализация денег либо имущества, добытого преступным путем"; УК Колумбии, гл. 2 "Преступления против финансовой системы", ст. 323 "Отмывание активов"; УК Болгарии, гл. 7 "Преступления против финансовой системы", ст. ст. 253, 253а; УК Македонии, гл. 25 Преступления против общественных финансов, действий (операций) оплаты и экономики, ст. 273 "Отмывание денег и иного неправомерно полученного имущества"); б) валютные отношения (УК Китая, § 4 "Преступления, связанные с нарушением порядка валютных операций"); в) общественная безопасность (УК Узбекистана, гл. XVII "Преступления против общественной безопасности", ст. 243 "Легализация доходов, полученных от преступной деятельности"); г) сфера государственной деятельности (осуществления власти) (УК Аргентины, гл. XIII "Преступления против публичной власти", "Сокрытие и отмывание активов преступного происхождения"); д) собственность (УК Австрии, Шестой раздел "Преступные деяния против чужого имущества", § 165 "Отмывание денег"; УК Франции, гл. IV "Об отмывании", ст. 324-1); е) правосудие (УК Германии, разд. 21 "Пособничество лицу, совершившему наказуемое деяние и приобретение имущества, добытого противоправным путем", § 261 "Отмывание денег; укрывательство незаконно полученных имущественных выгод"; УК Швейцарии, ст. 305bis "Отмывание денег"); ж) оборот наркотических средств и психотропных веществ (УК Азербайджана, гл. 26 "Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ", ст. 241 "Легализация денежных средств или другого имущества, приобретенных от незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ"; УК Франции, отдел IV "О незаконной торговле наркотиками", ст. 222-38). Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на существующие международно-правовые стандарты по определению общественной опасности отмывания преступных доходов, законодатели разных государств (страны СНГ - Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Беларусь, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Азербайджан; страны Прибалтики - Латвия, Литва, Эстония; Латинская Америка - Колумбия, Аргентина; страны Западной, Центральной и Восточной Европы - Австрия, Болгария, Германия, Македония, Польша, Франция, Швейцария; в Азии - Китай) определяют ее по-разному. Анализ уголовного законодательства именно этих стран позволяет наиболее широко охватить их по географическому признаку, по развитию нормативно-правовых предписаний. Сделать анализ норм об отмывании денег иных государств не представлялось возможным в связи с отсутствием таких специальных норм в их уголовных законах. Довольно схожи в рассматриваемых странах законодательные определения предмета легализации (отмывания), однако характер образования (получения) этих средств (имущества) в зарубежном уголовном законодательстве рассматривается по-разному - либо как незаконный (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Болгария), либо как преступный (Армения, Латвия, Литва, Беларусь, Узбекистан, Украина, Австрия, Аргентина, Китай, Колумбия, Македония, Польша, Франция, Швейцария). Для удобства анализа сгруппируем страны, уголовные законы которых к предмету отмывания относят: денежные средства или другое имущество - Аргентина, Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина; деньги - Эстония; деньги и имущественные выгоды - Болгария, Македония; доходы - Узбекистан, Китай, Колумбия, Австрия; доходы или имущество - Франция; материальные (имущественные) ценности - Беларусь, Швейцария; платежные средства, ценные бумаги или иные валютные ценности, имущественные права либо движимое или недвижимое имущество - Польша. Подобные трактовки предмета отмывания, в сущности, не имеют каких-либо противоречий и носят универсальный характер. Что касается отношения государств по определению предикатных преступлений (правонарушений) в механизме отмывания, то в этом вопросе законодательные подходы различны. Так, в рассматриваемых законах уголовно наказуемым является отмывание доходов от совершения: 1) конкретного (группы) преступления(-ий) - проступка: - связанного с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ (Азербайджан - исключительно за данные действия, Франция - в специальной статье - 222-38; Болгария - в ч. 3 ст. 253 УК в качестве квалифицирующего признака); - связанных с наркотиками, "черным рынком", контрабандой (Китай); - связанных с вымогательством, незаконным обогащением, восстанием, оборотом оружия, наркотических средств или психотропных веществ, посягательствами на финансовую систему (Колумбия); - связанных с контрабандой или уклонением от уплаты ввозной или вызывной пошлины (Австрия); - преступление или проступок согласно Закону о наркотических средствах, Закону о надзоре за использованием исходных материалов; проступки, указанные в § 373 и если исполнитель действует в виде промысла, согласно § 374 Налогового кодекса и в ряде случаев в связи с § 12, абз. 1, Закона о проведении совместной рыночной деятельности; проступки, указанные в § 180b, 181а, 242, 246, 253, 259, 263 - 264, 266, 267, 269, 284, 326, абз. 1, 2 и 4, а также в § 328, абз. 1, 2 и 4, в § 92а Закона об иностранных гражданах и § 84 Закона о беженцах, которые совершались в виде промысла или членом банды, образовавшейся для постоянного совершения таких деяний, и Законе об обороте наркотических средств, в редакции от 1 марта 1994 г.; проступки, совершенные членом преступного объединения (§ 129) (Германия); - в результате совершения преступления, в особенности от производства или оборота одурманивающих или психотропных средств, контрабанды, изготовления фальшивых денег или ценных бумаг, разбоя либо совершения иного преступления против имущества большой стоимости, принуждения к выкупу либо торговле оружием, боеприпасами или взрывчатыми либо расщепляющимися веществами (Польша). Так, в примечании к ст. 209 УК Украины указывается, что общественно опасным противоправным деянием, предшествовавшим легализации (отмыванию) доходов, является деяние, за которое УК Украины предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех и более лет (за исключением деяний, предусмотренных ст. 207 "Уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте" и ст. 212 "Уклонение от уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей" УК Украины) либо которое признается преступлением по уголовному закону другого государства и за такое же деяние предусмотрена ответственность УК Украины и вследствие совершения которого незаконно получены доходы; 2) примерного перечня преступлений: - торговля наркотиками, торговля оружием или другое наказуемое действие (Македония); 3) фактически любого преступления (Армения, Латвия, Литва, Беларусь, Узбекистан, Аргентина, Болгария, Франция, Швейцария); 4) фактически любого правонарушения (Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан). Так, по данным начальника Департамента Секретариата Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, предметом легализации по УК РК является имущество, полученное в результате совершения таких преступлений, как уклонение от уплаты налогов и ряда других <11>. -------------------------------- <11> См.: Темирбулатов С. Г. Некоторое вопросы борьбы с легализацией (отмывание) доходов, полученных незаконным путем // Журнал "Зан жане Заман" - "Закон и Время" // http://www. procuror. kz/rus/jscrpt/_podrazdel/ _zan_zaman/2003/3_nomer/15-07_Temirbulatov_S. htm.

Общественная опасность отмывания преступных доходов в зарубежном законодательстве практически всех стран не связана с размером таких доходов <12>, однако крупный размер преступного посягательства (отмытых средств) в большинстве иностранных кодексов выступает квалифицирующим признаком, предусматривающим более строгое наказание. -------------------------------- <12> Из рассмотренных зарубежных законов только в УК Аргентины нет "нулевого" размера отмывания - по ч. 1 ст. 278 уголовно наказуемым является отмывание имущества, стоимость которого превышает 50000 долл. США в единственном акте или в различных фактах, связанных между собой.

N Государство Крупный Особо Определение размера п/п (уголовный размер крупный (в статье об отмывании) закон) размер

1. Азербайджан, + - - Кыргызстан, Латвия, Молдова 5. Болгария - + - 6. Казахстан + - Крупным размером признается совершение сделки или использо - вание денежных средств или другого имущества на сумму, превышающую 10000 месячных расчетных показателей. 7. Таджикистан + - Крупным размером признаются денежные средства или стоимость имущества, полученных противо - законным путем, в 3000 раз превышающий минимальный размер заработной платы 8. Грузия + - - 9. Австрия + - Относительно стоимости, превы - шающей 40000 евро 10. Польша + - Лицо получает значительную имущественную выгоду 11. Швейцария + - Лицо сделало большой оборот или получило значительную прибыль 12. Армения + + Крупным размером считается сум - ма (стоимость), превышающая 1000 размеров минимальной зара - ботной платы, установленной на момент совершения преступления, а особо крупным размером - сум - ма (стоимость), превышающая 3000 размеров минимальной зара - ботной платы 13. Беларусь + + - 14. Украина + + В крупном размере, если предме - том преступления были денежные средства или другое имущество на сумму, превышающую шесть тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (то есть 102000 грн.); В особо крупном размере, если предметом преступления были денежные средства или другое имущество на сумму, превышающую восемнадцать тысяч не облагае - мых налогом минимумов доходов граждан (то есть 306000 грн.)

В уголовных кодексах таких стран, как Литва, Туркменистан, Узбекистан, Эстония, Китай, Колумбия, Македония и Франция, крупный размер финансовой операции в качестве квалифицирующего признака не предусмотрен.

Сравнение УК зарубежных стран по объективной стороне преступления

Содержание деятельности по отмыванию преступных (незаконных) доходов определяется в диспозициях статей уголовных законов иностранных государств. Их анализ показал, что зарубежное уголовное право в качестве признака деяния рассматривает различные действия (бездействие). Модельное уголовное законодательство стран СНГ позволило унифицировать определение деяния отмывания доходов как признака объективной стороны преступления. В этой связи в половине уголовных кодексов данных государств (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан) к отмыванию преступных (незаконных) средств относится совершение следующих действий: 1) финансовых операций или других сделок; 2) а также использование этих средств или другого имущества с целью осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Аналогично вопрос определения объективной стороны данного преступления решен в УК Литвы, где отмывание - это совершение с имуществом или денежными средствами или их частью финансовых операций, заключение договора или использование их в хозяйственной, коммерческой деятельности. Кроме того, преступными являются лживые указания на то, что добыты эти средства в результате законной деятельности. О совершении финансовых операций или других сделок как признаков объективной стороны преступления, связанного с отмыванием доходов, указывается в УК Болгарии. Иным образом отмывание описывается в УК: - Грузии - это преобразование в юридический (законный) доход, или сокрытие источника, местоположения; - Молдовы - совершение законных финансовых операций; - Узбекистана - перевод, превращение или обмен собственности, полученной в результате преступной деятельности, а равно сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности. В специальной норме УК Франции по отмыванию денег от незаконного оборота наркотиков (ст. 222-38) преступным будет любое способствование ложной легализации происхождения доходов или имущества, принадлежащих лицу, совершившему какое-либо из таких преступных деяний. В УК Украины уголовная ответственность предусматривается не только за отмывание средств, но и за умышленное нарушение требований законодательства о предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (ст. 209-1 УК). Отмыванием же согласно ст. 209 УК Украины считается совершение финансовой операции или заключение сделки с денежными средствами или другим имуществом, полученными вследствие совершения общественно опасного противоправного деяния, предшествовавшего легализации (отмыванию) доходов, а также совершение действий, направленных на сокрытие или маскировку незаконного происхождения таких средств или другого имущества либо владения ими, прав на такие средства или имущество, источника их происхождения, местонахождения, перемещения, а также получения, владения или использования денежных средств или другого имущества, полученных вследствие совершения общественно опасного противоправного деяния, предшествовавшего легализации (отмыванию) доходов. Умышленное нарушение требований законодательства о предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, по ст. 209-1 УК Украины - это (ч. 1) повторное умышленное непредставление информации о финансовых операциях или повторное умышленное представление заведомо недостоверной информации о финансовых операциях, подлежащих внутреннему или обязательному финансовому мониторингу, специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга; и (ч. 2) незаконное разглашение в любом виде информации, предоставляемой специально уполномоченному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга, лицом, которому данная информация стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. Примерно о таком же деликте, что и ст. 209-1 УК Украины, говорится в уголовном законодательство Эстонии. Так, в данном государстве уголовная ответственность за отмывание денег наступает в случае совершения следующих действий: 1) невыполнение работником кредитного или финансирующего учреждения обязанности идентификации личности, установленной Законом о противодействии легализации (отмыванию) денег; 2) умышленное неуведомление руководителем кредитного или финансирующего учреждения либо контактным лицом о подозрениях в отношении легализации (отмывания) денег Бюро данных о легализации (отмывании) денег; 3) представление руководителем кредитного или финансирующего учреждения либо контактным лицом заведомо ложных сведений Бюро данных о легализации (отмывании) денег; 4) предоставление руководителем кредитного или финансирующего учреждения, контактным лицом или иным работником сведений о передаче информации Бюро данных о легализации (отмывании) денег лицу, в отношении которого имеются подозрения в легализации (отмывании) денег, или третьему лицу. Уголовный кодекс Латвии не раскрывает содержания легализации финансовых средств и имущества, указывая лишь на то, что такие действия осуществляются в нарушение установленных законом требований. Законодательная детализация действий, направленных на отмывание преступных доходов, свойственна нормам о легализации остальных из рассматриваемых государств - Китая, Аргентины, Колумбии, Австрии, Болгарии, Польши, Македонии, Германии, Франции и Швейцарии. Отмывание "по-китайски" - это: - предоставление финансового расчетного счета; - содействие в обращении имущества в денежные средства или в денежные векселя; - содействие в переводе денежных средств путем перечисления на счет или путем использования иных способов расчета; - содействие в переводе денежных средств за границу; - утаивание и сокрытие иными способами источников и характера доходов, полученных преступным путем. Под другими методами подразумеваются использование офшорных убежищ, компаний - почтовых ящиков, подпольных банковских систем, а также систем электронных платежей. Китайскими экспертами в настоящее время выделяются шесть основных способов "отмывания" денег, получивших наибольшее распространение в КНР: 1) разукрупнение (дробление большой общей суммы на части); 2) нахождение в денежно-кредитном учреждении "агента", который проводит деньги, минуя органы внутреннего контроля учреждения; 3) смешение незаконных средств с законными средствами на предприятии и представление этих средств в качестве законной прибыли этого предприятия; 4) участие или фиктивное участие в законной деятельности компании и ведение деятельности по отмыванию денег; 5) покупка имущества или ценных бумаг на незаконно полученную наличность; 6) использование сфер сервисного обслуживания или сфер с большим ежедневным оборотом наличных денег для смешения с незаконными доходами с целью отмывания денег. Подзаконную нормативно-правовую базу КНР по противодействию отмыванию денег составляют три документа: "Положение по противодействию отмыванию денег денежно-кредитными учреждениями", "Методы регулирования докладных о значительных суммах в национальной валюте и платежах по сомнительным сделкам" и "Методы регулирования докладных о значительных суммах денежно-кредитных учреждений и сомнительных сделках в иностранной валюте". Эти положения вступили в силу с 1 марта 2003 г. Начиная с этого срока все банки КНР, трастово-инвестиционные компании, почтовые сберкассы, финансовые компании, кредитные кооперативы, лизинговые компании и иностранные денежно-кредитные учреждения обязаны хранить не менее пяти лет информацию о всех сделках с суммами, превышающими 200 тыс. юаней (24 тыс. долл.), или подозрительных сделках. Все три нормативных документа разработаны НБК - центральным банком Китая. Обнародование этих трех документов, по сути, является началом становления в КНР системы по противодействию отмыванию незаконных доходов. Эти законы распространяются на две сферы - банковскую и фондовую. Что касается информирования о значительных суммах сделок или сомнительных сделках, то коммерческие банки обязаны провести конкретную проверку при платежах юридическими лицами сумм, превышающих 1 млн. юаней (120 тыс. долл.) и операциях с наличностью более 200 тыс. юаней (24 тыс. долл.). Кроме того, детальной проверке подлежат расчеты между физическими лицами через банк и платежи между физическими и юридическими лицами на сумму, превышающую 200 тыс. юаней (24 тыс. долл.). Согласно УК Аргентины за отмывание преступных доходов наказывается тот, кто превратит, будет переправлять, будет управлять, продаст, приобретет или применит любой другой способ в отношении денег или иного имущества, происходящего из преступления. По УК Колумбии уголовная ответственность наступает в случае приобретения, охраны, инвестирования, транспортировки, преобразования, хранения или управления преступным имуществом. По УК Австрии уголовная ответственность наступает за укрывательство, особенно предоставление уполномоченным лицам неправильных данных о происхождении или истинных свойствах собственности или иных прав на доходы. В части второй соответствующей статьи виновным признается всякий, кто сознательно приобретает имущество, хранит его, вкладывает, распоряжается им, преобразовывает его, реализует или передает третьему лицу. По УК Македонии виновным в отмывании доходов признается тот, кто через банковское дело, финансовое или другое экономическое действие (операцию) освобождает (выпускает) в обращение, принимает, занимает, обменивает или превращает в денежную мелочь или иным способом скрывает происхождение преступных доходов. В Германии отмывание денег - это сокрытие предметов, которые добыты в результате совершения одного из противоправных деяний, названных в предложении 2, утаивание их происхождения или препятствие установлению происхождения или местонахождения этих предметов (аналогичное понятие содержится в УК Швейцарии). Отдельно уголовная ответственность в УК Германии возникает, если лицо приобретает для себя или для третьего лица или хранит или использует для себя или другого лица, если ему было известно происхождение предмета в то время, когда он его приобретал. В части четвертой § 261 германского закона виновен и не распознающий по легкомыслию, что предмет получен в результате совершения противоправного деяния. Не менее детально описываются признаки деяния в УК Польши, где виновным признается тот: 1) кто принимает, передает или вывозит за границу, помогает в передаче в собственность или владение преступные доходы либо предпринимает иную деятельность, которая может сорвать или значительно затруднить установление их преступного происхождения или места хранения, их обнаружение, использование либо применение конфискации; 2) кто, будучи работником банка, кредитного или финансового учреждения, принимает вопреки правилам наличные деньги или иные валютные ценности, осуществляет их трансферт или конверсию либо принимает их при других обстоятельствах, вызывающих обоснованное подозрение об их преступном происхождении в результате совершения действий, предусмотренных в § 1, либо свидетельствующих об оказании иной услуги, могущей скрыть их преступное происхождение, или услуги, обеспечивающей безопасность такого занятия; 3) кто, будучи ответственным в банке, финансовом или кредитном учреждении за информирование учреждения или органа финансового надзора о проведении финансовой операции, не делает этого немедленно в форме, предусмотренной предписаниями права, несмотря на то что обстоятельства проведения финансовой операции вызывают обоснованное подозрение об источнике их происхождения, указанном в § 1. В ст. 324-1 УК Франции о простом отмывании указывается, что оно осуществляется любым способом, для облегчения ложного обоснования источника происхождения имущества или доходов исполнителя какого-либо преступления или проступка, обеспечивающего ему прямую или косвенную выгоду. Отмыванием также признается деяние, выразившееся в оказании содействия какой-либо операции по размещению, сокрытию или конверсии преступных доходов.

Сравнение УК зарубежных стран по субъективной стороне преступления

Общественная опасность отмывания преступных доходов связана с тем, что лицо, непосредственно осуществляющее такое отмывание, осознает характер своих действий и, что самое главное, заведомо осведомлено о преступном происхождении денежных средств или иного имущества, то есть отмывает доходы умышленно. В частности, в уголовных кодексах Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана и Туркменистана указывается на заведомо незаконный путь приобретения денежных средств или иного имущества. УК Латвии содержит схожую формулировку - "при осознании преступности приобретения данных средств или имущества". Результатом преступной деятельности по отмыванию незаконных денежных средств или иного имущества является придание таким доходам законного (легального) характера. Такой результат является желаемой целью совершения преступления лицом в сфере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом. Однако не все уголовные законы иностранных государств содержат ссылку на такую цель. Из рассмотренных УК только Армения, Молдова, Китай и Швейцария закрепили данный признак в качестве основного в составе преступления об отмывании преступных доходов. УК Армении - это действия, имеющие своей целью сокрытие или искажение природы, источников происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или связанных с ними прав. УК Молдовы - совершение действий, осуществляемых с целью придать законный характер источнику и происхождению денежных средств, имущества или доходов либо с целью сокрытия, маскировки или искажения информации об истинной природе, происхождении, обороте, размещении или принадлежности таких денежных средств, имущества или доходов. УК Китая - совершение действий в целях сокрытия источников и характера преступной деятельности. УК Швейцарии - "совершает действие, предназначенное для того, чтобы скрыть установление происхождения, нахождение или конфискацию имущественных ценностей". Таким образом, заведомость преступного происхождения денежных средств или имущества, а также цель отмывания - придание доходам законного характера - указывают на прямой умысел. Однако подобный подход имеет место не у всех стран. В частности, по УК Польши виновным считается ответственное лицо банка, финансового или кредитного учреждения, обязанное в соответствии с предписаниями права информировать орган финансового надзора о проведении любой финансовой операции, если обстоятельства проведения такой операции вызывают обоснованное подозрение об источнике их происхождения. То есть уголовная ответственность за отмывание преступных доходов в польском законодательстве наступает и при косвенном умысле. Более строго к выполнению правовых предписаний по обнаружению сомнительных финансовых операций или иных сделок на предмет отмывания преступно нажитых доходов подошли законодатели Болгарии, Германии, Македонии и Швейцарии. Так, согласно УК Болгарии виновным признается тот, кто нарушит или не исполнит положения Закона о мерах, направленных против отмывания денег, в частности по легкомыслию не распознает, что предмет отмывания получен в результате совершения противоправного деяния. Также в УК Германии к уголовной ответственности привлекается тот, кто по легкомыслию не распознает, что предмет отмывания получен в результате совершения противоправного деяния. В Македонии уголовно наказуемым признается отмывание, совершенное не только в форме прямого умысла (совершает сделки с доходами, о которых он знает, что они были приобретены посредством незаконного оборота наркотиков, торговли оружием или иного наказуемого действия), но по неосторожности в виде небрежности. В ч. 3 ст. 273 УК Македонии указано: то лицо, которое совершило отмывание и при этом было обязано знать и могло знать, что деньги и другие товары были приобретены посредством наказуемых действий, подлежит уголовному наказанию. В ст. 305bis "Отмывание денег" швейцарского уголовного закона вина за действие, направленное на сокрытие происхождения или нахождения имущественных ценностей, наступает как в форме умысла, так и в форме неосторожности, то есть тогда, когда лицо знает или должно предполагать о том, что эти ценности произошли в результате совершения преступления. Помимо указанной статьи УК Швейцарии содержит состав, закрепленный в ст. 305ter "Недостаточная добросовестность в финансовых сделках и в праве на прописку" <13>, который, по мнению А. В. Серебренниковой, был введен в УК Швейцарии в качестве альтернативы к составу преступного деяния "грубо неосторожного" отмывания денег и представляет собой деликт абстрактной опасности, направленный против интересов правосудия <14>. -------------------------------- <13> Статья 305ter УК Швейцарии: "Кто профессионально принимает чужие имущественные ценности, хранит их, помогает вкладывать или передавать и с требуемой по обстоятельствам дела добросовестностью, представляется возможным установить личность человека, правомочного в хозяйственном отношении, наказывается тюремным заключением на срок до одного года, арестом или штрафом. Предусмотренные Абзацем 1 лица являются правомочными сообщать иностранным органам уголовного преследования и указанным в законе федеральным органам сведения, на основании которых можно сделать вывод о том, что имущественные ценности происходят в результате совершения преступления". Уголовный кодекс Швейцарии / Вступительная статья члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Ю. Н. Волкова; научное редактирование, предисловие и перевод с нем. канд. юрид. наук А. В. Серебренниковой; СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2002. С. 268. <14> См.: Уголовный кодекс Швейцарии. С. 67.

Сравнение УК зарубежных стран по субъекту преступления

Субъектный состав лиц, участвующих в отмывании, в уголовном законодательстве зарубежных стран достаточно неоднороден. В большинстве случаев - это общий субъект преступления. Лишь в УК Китая, Литвы и Франции за указанные деяния уголовную ответственность несет и юридическое лицо. В отдельных (специальных, квалифицированных) составах зарубежных уголовных законов закреплены признаки специального субъекта. Так, согласно УК Эстонии субъектом отмывания является: - работник кредитного или финансирующего учреждения, в обязанности которого входит идентификация личности, установленная Законом о противодействии легализации (отмыванию) денег; - руководитель кредитного или финансирующего учреждения либо контактное лицо. Аналогичная норма содержится в квалифицированном составе УК Польши. В ст. 209-1 УК Украины (специальное отмывание) - лицо, которому информация о финансовых операциях, подлежащих внутреннему или обязательному финансовому мониторингу, предоставляемая специально уполномоченному органу исполнительной власти, стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. В Болгарии (ст. 253а УК Болгарии) - это должностное лицо, которое нарушит или не исполнит положения Закона о мерах, направленных против отмывания денег. В УК Македонии субъект данного преступления тот, кто обязан знать, что деньги и другие товары были приобретены преступным путем. В законодательстве большинства зарубежных стран уголовной ответственности за отмывание преступных (незаконных) доходов подлежит не только то лицо, которое лишь отмывает эти средства, но и тот, кто отмывает доходы, приобретенные в результате совершения им правонарушения (так называемое самоотмывание). Так, согласно ст. 216 УК Литвы им может быть лицо, действующее с целью скрыть либо узаконить добытые преступным путем свои собственные денежные средства либо имущество или деньги либо имущество другого человека. Однако в УК Беларусь уголовной ответственности за легализацию ("отмывание") материальных ценностей, приобретенных преступным путем, не подлежит исполнитель преступления, посредством которого приобретены материальные ценности. По УК Германии за отмывание денег, укрывательство незаконно полученных имущественных выгод не наказывается тот, кто подлежит наказанию за соучастие в деянии, предшествующем совершенному деянию <15>. -------------------------------- <15> Аналогичная норма содержится в УК Болгарии.

Таким образом, в этом случае отмывание доходов рассматривается как вид прикосновенности к основному преступлению, что исключает уголовную ответственность за отмывание денег соучастников основного преступления в соответствии с принципом non bis in idem. Смысл данной конструкции таков, что общественная опасность прикосновенности к основному преступлению посредством отмывания доходов от его совершения, не может определяться самостоятельно, а производна от первичного преступления.

Сравнение УК зарубежных стран по квалифицирующим признакам состава преступления

Квалифицирующими признаками преступления, связанного с отмыванием преступных (незаконных) доходов, по законодательству зарубежных стран являются: - в Азербайджане - группа лиц по предварительному сговору; неоднократность; с использованием своего служебного положения; организованной группой; в крупном размере; - в Армении - в крупных размерах; группой лиц по предварительному сговору; в особо крупных размерах; организованной группой; с использованием должностного положения; - в Грузии - неоднократность; группой лиц; со злоупотреблением властью; в большом количестве; - в Казахстане - группой лиц по предварительному сговору; неоднократность; лицом с использованием своего служебного положения; лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения; организованной группой; преступным сообществом (преступной организацией); в крупных размерах; - в Кыргызстане - группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения; совершенные организованной группой; в крупном размере; - в Латвии - в крупных размерах; - в Молдове - повторно; двумя или более лицами; с использованием служебного положения; организованной преступной группой или преступной организацией; в крупных размерах; - в Беларуси - повторно; должностным лицом с использованием своих служебных полномочий; в особо крупном размере; совершенные организованной группой; - в Таджикистане - повторно; группой лиц по предварительному сговору; лицом с использованием своего служебного положения; организованной группой; в крупном размере; - в Туркменистане - повторно; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; лицом с использованием своего служебного положения; - в Украине - повторно; группой лиц по предварительному сговору; в крупном размере; организованной группой; в особо крупном размере; - в Аргентине - объединением или бандой; - в Австрии - в качестве члена преступного объединения, которое организовалось для продолжительного отмывания денег; тот, кто сознательно присваивает, хранит, вкладывает, распоряжается, преобразовывает, реализует или передает третьему лицу составные части имущества преступной организации (§ 278а) или террористического объединения (§ 2786) по их поручению или в их интересах; - в Китае - совершено организацией; - в Колумбии - посредством внешнеэкономической сделки или перемещением товаров на национальную территорию, особенно путем контрабанды; - в Болгарии - в виде промысла или в качестве члена банды, которая организовалась для постоянного отмывания денег; группой лиц по предварительному сговору или организацией; два или более раза; должностным лицом в связи с исполнением им своих служебных обязанностей; если деяние совершено со средствами или имуществом, о которых лицо знало или предполагало, что они добыты путем незаконного оборота наркотических веществ и (или) их аналогов, и (или) прекурсоров; в особо крупных размерах; - в Германии - в виде промысла или в качестве члена банды, которая организовалась для постоянного отмывания денег; - в Македонии - как член группы, банды или некоторой другой ассоциации; - в Польше - действуя в сговоре с другими лицами, получает значительную имущественную выгоду; - во Франции (простое отмывание) - систематически или с использованием возможностей, связанных с выполнением профессиональной деятельности; организованной бандой; - в Швейцарии - если лицо: действует в качестве члена преступной организации; действует в качестве члена банды, которая сорганизовалась для постоянного отмывания денег; вследствие отмывания денег в виде промысла получило большой оборот или значительную прибыль. В УК Узбекистана и Литвы квалифицированного состава отмывания денег нет. Для анализа вопросов значимости тех или иных квалифицирующих признаков состава отмывания преступных доходов при определении характера и степени общественной опасности данного деяния представим следующую сравнительную таблицу.

N Страна Предмет Множествен - Соучастие Специальный п/п посяга - ность 1) группой субъект тельства лиц; 1) с исполь - Квалифи - 1) в круп - 1) повторно; 2) группой зованием цирующие ном 2) неодно - лиц по пред - служебного признаки размере; кратность; варительному положения; 2) в особо 3) система - сговору; 2) лицом, крупных тически; 3)организова - уполномочен - размерах 4) в виде нной группой; ным на вы - промысла 4)преступным полнение го - сообществом сударствен - (преступной ных функций, организацией) либо прирав - ненным к нему лицом

1. Азербайд - 1 - - 2 - 2, 3 - 1 - жан 2. Армения 1, 2 - - 2, 3 - - 2 3. Грузия 1 - - 2 1 - - 2 4. Казахстан 1 - - 2 - 2, 3, 4 1, 2 5. Кыргыз - 1 - - 2 - 2, 3 1 - стан 6. Латвия 1 - - - - 7. Молдова 1 - 1 - 1 - 3, 4 1 - 8. Беларусь - 2 1 - - - 3 - 2 9. Таджики - 1 - 1 - - 2, 3 1 - стан 10. Туркмени - - 1 - - 2, 3 1 - стан 11. Аргентина - - - - 3 - 12. Австрия - - - - 3, 4 - 13. Китай - - - - - 4 - 14. Болгария - 2 - - - 4 1, 2, 3 - 2 15. Германия - - - - 4 - - 3 - 16. Македония - - - - 3 - 17. Польша 1 - - - 2 - 18. Франция - - - 3 - - 3 1 - 19. Швейцария 1 - - - - 4 - - 3 - 20. Украина 1, 2 1 - - 2, 3 -

В УК Колумбии содержится только один квалифицирующий признак способа и места совершения преступления - деяние, совершенное посредством внешнеэкономической сделки или путем перемещения товаров на национальную территорию, особенно путем контрабанды. УК Болгарии содержит квалифицирующий признак предмета преступного посягательства - если преступные доходы приобретены от незаконного оборота наркотических веществ и (или) их аналогов и (или) прекурсоров. Следует отметить, что подобный признак в качестве обязательного закреплен в отдельной статье УК Франции.

Сравнение УК зарубежных стран по видам и размеру наказания

Сравнительный анализ уголовного законодательства рассматриваемых государств позволил сделать вывод о том, что в уголовной политике данных стран наименее унифицированным является решение вопроса о видах и размере наказаний за совершение преступлений, связанных с отмыванием преступных доходов. Каждое государство имеет свою систему уголовных наказаний, основанную на национальных традициях, правовой культуре и принципах. Вместе с тем международно-правовые стандарты борьбы с отмыванием преступных доходов в настоящее время оказывают существенное влияние на национальное уголовное законодательство, в том числе и на выбор законодателем таких наказаний за их совершение, которые бы соответствовали характеру и степени общественной опасности указанных деяний. В УК Азербайджана основной состав отмывания доходов предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двух до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до четырех лет; особо квалифицированный состав - лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой. В УК Армении - основной состав - штраф в размере от трехсоткратного до пятисоткратного размера минимальной заработной платы либо лишение свободы на срок не свыше четырех лет и штраф в размере не свыше пятидесятикратного размера минимальной заработной платы или без такового; особо квалифицированный - лишение свободы на срок от шести до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой. В УК Грузии - основной состав - штраф, соответствующий от 150 до 360 раз ежедневному жалованью, или лишение свободы до трех лет; квалифицированный - штраф, соответствующий от 200 до 360 раз ежедневному жалованью, или лишение свободы от трех до пяти лет. В УК Казахстана - основной состав - штраф в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев либо без такового; особо квалифицированный - до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой. В УК Кыргызстана - основной состав - штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных месячных заработных плат либо лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до ста минимальных месячных заработных плат; особо квалифицированный - лишение свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества. В УК Латвии - основной состав - лишение свободы на срок до пяти лет или денежный штраф до ста пятидесяти минимальных месячных заработных плат с конфискацией имущества или без конфискации имущества; квалифицированный - лишение свободы на срок до десяти лет с конфискацией имущества. В УК Литвы - только основной состав - лишение свободы на срок до семи лет, причем уголовную ответственность несет и юридическое лицо. В УК Молдовы - основной состав - штраф в размере от 500 до 1000 условных единиц или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением или без лишения в обоих случаях права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет; особо квалифицированный - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет. В УК Беларуси - основной состав - штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок; особо квалифицированный - лишение свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации. В УК Украины - основной состав - лишение свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет с конфискацией денежных средств или другого имущества, полученных преступным путем, и с конфискацией имущества; особо квалифицированный - лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией денежных средств или другого имущества, полученных преступным путем, и с конфискацией имущества. В ст. 209-1 УК Украины (специальное отмывание) - основной более строгий состав (ч. 2) - штраф от двух до трех тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. В УК Таджикистана - основной состав - штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров заработной платы либо лишение свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двухсот минимальных размеров заработной платы; особо квалифицированный - лишение свободы на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на пять лет или без такового. В УК Туркменистана - основной состав - штраф в размере от пятидесяти до ста среднемесячных размеров оплаты труда или исправительные работы на срок до двух лет или лишение свободы на срок до двух лет; квалифицированный - лишение свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой. В единственном составе УК Узбекистана отмывание доходов наказывается лишением свободы от пяти до десяти лет с конфискацией имущества. В УК Эстонии - основной состав - штраф с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового; сверхквалифицированный - штраф или лишение свободы на срок от двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового. В УК Китая помимо конфискации доходов, практически полученных в результате преступных незаконных действий, лицо наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или краткосрочным арестом и одновременно или в качестве самостоятельного наказания - штрафом в размере от 5 до 20% "отмытых денег"; при отягчающих обстоятельствах - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет и штрафом в размере от 5 до 20% "отмытых денег". Если такое преступление совершено организацией, по отношению к организации применяются штрафные санкции. По УК Аргентины - тюремное заключение от двух до десяти лет и штраф от двух до десяти раз от общей суммы операции. По УК Колумбии - тюремное заключение от шести до пятнадцати лет и штраф от пятисот до пятидесяти тысяч минимальных месячных окладов. По УК Австрии - основной состав - лишение свободы на срок до двух лет или денежный штраф в размере до 360 дневных ставок; квалифицированный - лишение свободы на срок от шести месяцев до пяти лет. По УК Болгарии - основной состав - лишение свободы на срок от трех месяцев до пяти лет; квалифицированный - лишение свободы от шести месяцев до десяти лет. По УК Македонии - основной состав - тюремное заключение на срок от одного года до десяти лет; особо квалифицированный - штраф, тюремное заключение на срок, по крайней мере, пять лет. По УК Польши - основной состав - лишение свободы на срок от трех месяцев до пяти лет; особо квалифицированный - лишение свободы на срок от одного года до десяти лет. Кроме того, суд назначает конфискацию предметов, полученных прямо или косвенно от совершения преступления, даже если эти предметы не являлись собственностью виновного. По УК Германии - основной состав - лишение свободы на срок от трех месяцев до пяти лет; квалифицированный - лишение свободы от шести месяцев до десяти лет. По УК Франции при отмывании доходов от оборота наркотиков - десять лет тюремного заключения и штраф в размере 5000000 франков. Наказание в виде штрафа может быть увеличено до половины стоимости имущества или капиталов, в отношении которых производились операции по отмыванию. Простое отмывание в уголовном законе Франции наказывается пятью годами тюремного заключения и штрафом в размере 2500000 франков (основной состав) и десятью годами тюремного заключения и штрафом в размере 5000000 франков (квалифицированный). Штраф также может быть увеличен до половины стоимости отмытых доходов. Кроме того, в этой же статье закона указывается, что покушение на совершение проступков, предусмотренных в настоящем отделе, карается такими же наказаниями. В качестве дополнительных наказаний, применяемых к физическим лицам за совершение отмывания преступных доходов, являются: 1) запрет занимать публичную должность или выполнять профессиональную или общественную деятельность, при осуществлении или в связи с осуществлением которой преступное деяние было совершено; это запрещение может быть бессрочным или временным и составлять не более пяти лет; 2) запрет хранения или ношения сроком до пяти лет оружия, на которое требуется разрешение; 3) запрет сроком до пяти лет пускать в обращение чеки иные, нежели те, что позволяют получать средства векселедателем в присутствии плательщика по переводному векселю, или те, что удостоверены, и использовать кредитные карточки; 4) лишение, сроком до пяти лет, водительских прав, причем это лишение может быть ограничено вождением вне рамок профессиональной деятельности; 5) аннулирование водительских прав с запрещением ходатайствовать о выдаче новых прав в течение пяти лет; 6) конфискация одного или нескольких транспортных средств, принадлежащих осужденному; 7) конфискация одной или нескольких единиц оружия, принадлежащего осужденному или находящегося в его свободном распоряжении; 8) конфискация вещи, которая служила или была предназначена для совершения преступного деяния, или вещи, которая получена в результате преступного деяния, за исключением предметов, подлежащих реституции; 9) запрет пользоваться политическими, гражданскими и семейными правами; 10) запрет на местопребывание в определенных местах; 11) запрет сроком до пяти лет покидать территорию Республики. Французский закон за отмывание доходов предусматривает наказания, которым подвергаются юридические лица: штраф и другие наказания, указанные в ст. 131-39 УК Франции. За отмывание преступных доходов по основному составу в УК Швейцарии предусмотрено наказание в виде тюремного заключения или штрафа. В тяжких случаях наказанием является каторжная тюрьма на срок до пяти лет или тюремное заключение. С лишением свободы применяется штраф в размере до 1000000 франков. Таким образом, по основным (либо единственным) составам преступлений, связанных с отмыванием преступных доходов, можно отметить уголовные законы тех стран, которые содержат наиболее и наименее строгие размеры наказаний, связанных с лишением свободы. Наказание: - не связано с лишением свободы - Эстония; - до двух лет лишения свободы: Туркменистан и Австрия; - до трех лет лишения свободы: Беларусь, Грузия, Казахстан, Украина (специальное отмывание); - до четырех лет лишения свободы: Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Таджикистан; - до пяти лет лишения свободы: Латвия, Молдова, Китай, Болгария, Польша, Германия, Франция (простое отмывание); - до шести лет лишения свободы (простое отмывание): Украина. При этом по основному составу конфискация как дополнительный вид наказания предусмотрена в УК Латвии (альтернативно), Украине и Китае. Итак, если следовать правилам классификации преступлений по категориям согласно ст. 15 УК РФ, отмывание преступных доходов как основной состав является преступлением небольшой тяжести в Эстонии, Туркменистане и Австрии. Наиболее строгие санкции за данный вид преступления предусмотрены в Украине (до шести лет лишения свободы с конфискацией), Латвии и Китае (до пяти лет лишения свободы с конфискацией (без таковой)). Что касается квалифицированных и особо (сверх) квалифицированных составов отмывания преступных доходов, то они установлены в УК не всех из рассматриваемых стран. Так, основной и единственный состав данного преступления предусмотрен: в Литве (до семи лет лишения свободы); Аргентине и Македонии (до десяти лет лишения свободы), на тот же срок - и в Узбекистане, но в качестве дополнительного наказания в узбекском УК фигурирует еще и конфискация; в Колумбии же предусмотрен самый длительный срок среди всех рассматриваемых стран - до 15 лет лишения свободы. Максимальный размер лишения свободы по квалифицированным или особо (сверх) квалифицированным составам отмывания преступных доходов составляет: - до пяти лет лишения свободы: Грузия, Туркменистан (с конфискацией или без таковой), Австрия, Швейцария; - до семи лет лишения свободы: Казахстан (с конфискацией или без таковой); - до 10 лет лишения свободы: Беларусь, Кыргызстан, Латвия, Таджикистан, Польша (все - с конфискацией), Молдова, Китай, Болгария, Германия, Франция; - до 12 лет лишения свободы: Азербайджан и Армения (все - с конфискацией или без таковой); - до 15 лет лишения свободы: Украина (с конфискацией). Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что наиболее строгое наказание за отмывание преступных доходов в законодательстве стран СНГ предусмотрено в Украине, Азербайджане и Армении.

Деятельное раскаяние за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, в УК зарубежных стран

В законодательстве ряда стран предусмотрена специальная норма о деятельном раскаянии лица, совершившего отмывание преступных доходов. Так, в УК Казахстана лицо, добровольно заявившее о готовящейся либо совершенной легализации денежных средств или имущества, приобретенного незаконным путем, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится составов преступлений, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, или иного преступления. По УК Беларуси от уголовной ответственности освобождается лицо, участвовавшее в легализации денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем, не только если оно добровольно заявило о содеянном, но и способствовало раскрытию преступления. Помимо содействия раскрытию преступления УК Таджикистана в качестве условий освобождения от уголовной ответственности за легализацию незаконных доходов предусматривает также добровольность передачи (сдачи) незаконных доходов. Более детально механизм деятельного раскаяния за отмывание преступных доходов прописан в законодательстве европейских стран. В частности, в § 165а УК Австрии указано: за отмывание денег не подлежит наказанию тот, кто добровольно и прежде чем соответствующие органы (§ 151, абз. 3) узнали о его вине, посредством сообщения о нем соответствующим органам или иным способом оказывает содействие по сохранению значительной составной части имущественных ценностей, на которую распространялось отмывание денег; если существенная составная часть имущественных ценностей, на которую распространяется отмывание денег, сохраняется без содействия лица, совершившего преступное деяние, то данное лицо не подлежит наказанию, если оно, не зная об этом, добровольно и серьезно старается обеспечить это сохранение. Несколько иначе трактует подобную норму болгарский законодатель: не наказывается тот, кто добровольно сообщает о деянии в компетентный орган или кто добровольно дает повод для такого сообщения, если к этому моменту деяние не раскрыто полностью или хотя бы частично, а лицо деяния уже знало это или при разумной оценке положения дел должно было принимать это в расчет, и способствует сохранению предмета, с которым связано совершенное противоправное деяние. Кроме того, суд по своему усмотрению может смягчить наказание или отказаться от наказания, если лицо своим добровольным сообщением существенно способствовало тому, чтобы деяние помимо его собственного участия в деянии или противоправное деяние другого лица могли быть раскрыты. По УК Польши не подлежит наказанию за подобное преступление тот, кто добровольно выдал органу, призванному осуществлять преследование преступлений, сведения о лицах, участвующих в совершении преступления, а также об обстоятельствах его совершения, если предотвратил совершение другого преступления; если виновный проявил старания, направленные на выдачу этих сведений и обстоятельств, суд применяет чрезвычайное смягчение наказания. В заключение рассмотрения зарубежного опыта в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, можно констатировать следующее. 1. Использование зарубежного опыта борьбы с отмыванием денежных средств позволяет сформулировать комплекс эффективных национальных уголовно-правовых мер по противодействию данному виду преступности. 2. Проблема легализации преступных доходов превратилась за последние годы в международную. При этом мировое сообщество признает, что легализация (отмывание) доходов, полученных в результате преступной деятельности, стала глобальной угрозой экономической безопасности, в связи с чем от государств требуется принятие согласованных мер борьбы с этой общественно опасной деятельностью, как на национальном, так и на международном уровне. 3. Самый богатый опыт в противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, имеет США, поскольку в 1970 г. именно в этой стране началась активная борьба с отмыванием "грязных" денег. Также большое значение для России в совершенствовании национального законодательства имеет пример удачного опыта Китая в применении уголовно-правовых мер в борьбе с отмыванием доходов. 4. Определения легализации (отмывания) преступных доходов содержатся в большинстве уголовных кодексов иностранных государств, все они схожи по своему содержанию. Трактовка же квалифицирующих обстоятельств данного преступления, форм вины, размеры наказаний осуществляются по-разному.

Название документа