Гражданско-правовое нормативно-статусное регулирование в области таможенного дела
Нормы о субъектах отношений в области таможенного дела по существу являются отсылочными к гражданскому законодательству - основы правового статуса различных лиц заложены в ГК РФ.
Традиционно под субъектами таможенного права понимаются участники таможенных правоотношений*(1). Субъектами таможенного права являются: - таможенные органы; - государственные служащие таможенных органов и таможенных организаций; - юридические лица; - физические лица.
Для удобства можно разбить указанных лиц на две группы - лиц публичного и частного права. При всей условности подобной классификации она позволяет выделить наиболее существенные особенности правового статуса и особенности участия в таможенных правоотношениях.
В соответствии со ст. 401 Таможенного кодекса РФ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.
В систему таможенных органов входят:
1. Таможенные органы: а) Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России); б) региональные таможенные управления; в) таможни; г) таможенные посты.
Компетенция таможенных органов может быть разделена на гражданско-правовую и таможенную. Компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций (условно можно именовать таможенной компетенцией), определяются ФТС России. Правовая регламентация гражданско-правовой компетенции более сложна и зависит, прежде всего, от наличия статуса юридического лица.
Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления и таможни являются юридическими лицами. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (в настоящее время это Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России)*(2), а таможенных постов - ФТС России по согласованию с федеральным министерством. Уже это выделяет таможенные органы из массы юридических лиц.
Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых ФТС России, по согласованию с Минэкономразвития России.
Положение о Федеральной таможенной службе утверждено постановлением Правительства РФ от 21.08.04 N 429 "О Федеральной таможенной службе"*(3) (с изменениями от 10.06.05).
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
ФТС России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством России.
Вопросы компетенции таможенных органов урегулированы и в приказе Федеральной таможенной службы от 12.01.05 N 7 "Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне"*(4).
Региональное таможенное управление (далее - РТУ) и таможни являются таможенными органами, обеспечивающими реализацию задач и функций ФТС России. РТУ и таможни являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, таможенные органы (кроме таможенных постов) обозначаются в нормативных актах как органы исполнительной власти, являющиеся юридическими лицами.
Следовательно, можно сделать вывод, что таможенный орган в соответствии со ст. 48 ГК РФ нужно рассматривать как организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Гражданско-правовой статус таможенного органа не совсем ясен. Очевидно, что в указанных ранее нормативных актах не определена организационно-правовая форма таможенных органов - юридических лиц. Указывается только на статус органа исполнительной власти.
Между тем рассматривать таможенный орган как государство (как известно, в гражданском праве выделяются три больших блока субъектов - физические лица, юридические лица и государство) нельзя.
Возможно, не указывая организационно-правовую форму таможенных органов - юридических лиц, законодатель хотел подчеркнуть то, что положения ГК РФ не распространяются на таможенные органы? Вряд ли это так, тем более что в публичных отраслях права нет норм, устанавливающих правовое положение юридического лица как субъекта относительных правоотношений и участника оборота. Установление подобных норм - прерогатива гражданского права.
Следовательно, речь идет о несоответствии подзаконных нормативных актов, определяющих правовое положение таможенных органов, ГК РФ. В любом случае необходимо указывать организационно-правовую форму.
Статус таможенных органов более всего подходит под статус учреждений. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник.
Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с ГК РФ. Четкое указание на таможенные органы как на организации позволит четко решать вопросы, связанные с закреплением и использованием имущества.
С позиции гражданско-правовой науки необходимо четко определять организационно-правовую форму таможенных органов. Для этого необходимо внести общие указания на организационно-правовую форму в ГК РФ и дополнить соответствующими положениями подзаконные нормативные акты, определяющие правовое положение таможенных органов.
Кроме того, указанные противоречия ГК РФ и специального законодательства (в широком смысле) позволяют прийти к выводу о необходимости четкого противопоставления в российской цивилистике юридических лиц публичного и частного права. Данная классификация иногда встречается в учебной литературе как характерная для западных стран*(5).
Как юридическое лицо таможенный орган может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах (в данном случае в общих или индивидуальных положениях), и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Между тем Положение о Федеральной таможенной службе и Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне практически не содержат норм, определяющих гражданско-правовую компетенцию указанных органов. Все указанные в названных Положениях полномочия относятся к таможенной компетенции. Соответственно можно сделать вывод, что гражданско-правовая компетенция данных лиц является ограниченной. Таможенные органы не вправе совершать сделки, прямо не связанные со своими функциями. Но это - именно ограничение компетенции, а не ее отсутствие. С точки зрения цивилистики, таможенные органы должны пониматься как субъекты гражданского права. Очевидно, допустимыми для таможенных органов будут гражданские договоры, связанные с обеспечением управления органа. Примерами таких сделок могут быть купля-продажа канцелярских принадлежностей, мебели и т.д.
Статус государственных служащих таможенных органов и таможенных организаций законодательством отдельно не оговорен. В Таможенном кодексе РФ во многих статьях предусмотрены порядок действий, условия ответственности (...таможенных органов или их должностных лиц...). Фактически действия должностного лица во взаимоотношениях органа с предпринимателем (лицом, осуществляющим таможенное оформление) рассматриваются как действия самого органа. Таким образом, выделение государственных служащих таможенных органов в качестве отдельных субъектов является условным.
К субъектам таможенных правоотношений нужно отнести также физических и юридических лиц. Таможенное законодательство не содержит определения юридического лица, не конкретизирует основ правового статуса таких субъектов. Основы правового статуса физических и юридических лиц определяются гражданским законодательством. Термин "лица" в Таможенном кодексе РФ (п. 12 ст. 11) используется в значении "юридические и физические лица, если иное не вытекает из... Кодекса".
Выделяются различные группы лиц, принципиально различающиеся по своему правовому положению.
Во-первых, четко противопоставляются российские и иностранные лица (подп. 13 и 14 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).
Под "российскими лицами" понимаются юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей. Все иные лица относятся к "иностранным". Таким образом, выделяемые в ГК РФ лица без гражданства (апатриды - физические лица, находящиеся на территории России, не имеющие гражданства Российской Федерации и не имеющие доказательств устойчивой правовой связи с иностранным государством) отнесены к российским лицам.
Исследование особенностей гражданско-правового статуса субъектов отношений в области таможенного дела было бы неполным без обращения к законодательству о регулировании внешнеторговой деятельности, так как таможенное регулирование в России осуществляется в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установил (ст. 10), что любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Публичные образования могут осуществлять внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами (ст. 10). Таким образом, и из данного положения, и исходя из общих принципов и целей данного нормативного акта усматривается частноправовой характер внешнеторговой деятельности. Соответственно, осуществление такой деятельности должно подчиняться общим принципам и нормам частного права, при, конечно, соблюдении ограничений, установленных законом. Ограничения четко оговорены в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ст. 12): не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: - таможенно-тарифного регулирования; - нетарифного регулирования; - запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; - мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.
Импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений, за исключением особо оговоренных в законодательстве случаев. Кроме того, Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установил, что международный транзит также по общему правилу осуществляется свободно. В этих и иных положениях можно увидеть характерные черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, основанного на правонаделении.
Определенные в ст. 4 основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности указывают на взаимодействие частных и публичных начал при установлении механизма регулирования внешнеторговой деятельности. Принципы фактически представляют собой сочетание основных начал частного права (равенство и недискриминация участников, исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность) и принципов таможенного регулирования (единство таможенной территории, системы государственного регулирования, применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации).
В таможенных правоотношениях могут быть выделены лица, участвующие в строго ограниченных отношениях. Условно эту группу лиц можно называть специальными частными субъектами отношений в сфере таможенного дела. Это:
декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств;
таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.
Кроме того, в Таможенном кодексе РФ выделяются заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально, если из Таможенного кодекса РФ не вытекает иное. Определение заинтересованного лица дано самое общее, более широкое, чем используемое в корпоративном праве (законах об отдельных организационных формах юридических лиц), законе о банкротстве и антимонопольном законодательстве.
Правовое положение декларанта определено в основном главой 14 Таможенного кодекса РФ ("Декларирование товаров").
Товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима и в некоторых других случаях. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным разрешенным способом - в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме - сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений проявляется в том, что декларант выбирает, - самостоятельно он будет декларировать товары либо прибегнет к услугам таможенного брокера (ст. 124 Таможенного кодекса РФ). Кроме того, по общему правилу таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации.
Статья 126 Таможенного кодекса РФ устанавливает, что в качестве декларанта имеют право любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, распоряжаться товарами на таможенной территории России.
Таможенный кодекс РФ опять использует отсылки к гражданскому законодательству.
Указанную ранее норму нужно понимать так, что в качестве декларанта могут выступать: - лица, которые декларируют товары либо от имени которых декларируются товары; - лица, имеющие право собственности либо право хозяйственного ведения, оперативного управления на декларируемый товар; - лица, получившие право распоряжаться товарами на таможенной территории России в силу договора.
По общему правилу декларантами могут быть только российские лица. Но статья 126 Таможенного кодекса РФ устанавливает ряд исключений из этого правила.
При исследовании правового положения декларанта необходимо отметить, что таможенным законодательством ему предоставляется ряд прав. Так, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, декларант вправе: - осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации; - с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров; - присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра декларируемых им товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров; - знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров; - представлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с настоящим Кодексом.
Установление указанных ранее правонаделений также является проявлением гражданско-правового метода регулирования.
Глава 15 Таможенного кодекса РФ определяет правовое положение таможенного брокера (представителя). Таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо (кроме казенного предприятия), включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей)*(6).
Таможенный брокер (представитель) совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции.
Деятельность таможенных брокеров также отличается наличием существенных публично-правовых обременении. Так, существуют жесткие условия включения в реестр таможенных брокеров (ст. 140 Таможенного кодекса РФ). В частности, необходимо наличие договора страхования риска гражданской ответственности, причем страховая сумма не может быть менее 20 млн руб.*(7).
Лицензирования деятельности таможенных брокеров не предусматривается. В данном случае публично-правовой контроль осуществляется иными мерами - включением в Реестр таможенных брокеров.
Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается, следовательно, договоры, заключаемые таможенными брокерами с декларантами и другими заинтересованными лицами, носят публичный характер.
Еще одним специальным частным субъектом отношений в области таможенного дела является таможенный перевозчик (глава 11 Таможенного кодекса РФ).
Таможенным перевозчиком может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков*(8). Деятельность таможенного перевозчика связана с перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены Таможенным кодексом РФ.
Правовое положение таможенного перевозчика в целом схоже с положением таможенного брокера.
Сходство проявляется в следующем: - обязательность включения субъекта в особый реестр при четких условиях такого включения; - обязательность наличия договора страхования риска гражданской ответственности при минимальной страховой сумме 20 млн руб.; - отсутствие лицензирования деятельности; - возможность ограничения региона деятельности; - построение отношений с контрагентами на договорной основе и публичный характер заключаемых договоров.
Важные положения, имеющие отношение к субъектному составу участников отношений в области таможенного дела, можно найти в группировке правовых норм, устанавливающих правовое положение свободного склада. В настоящее время действует гл. 12 Таможенного кодекса 1993 г., большая часть которого признана утратившей силу с 1 января 2004 г. Глава 12 будет действовать до дня вступления в силу специального федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада).
Под свободным складом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта в установленном порядке (ст. 75 Таможенного кодекса 1993 г.).
Установлены (ст. 78 Таможенного кодекса 1993 г.) императивные требования к свободным складам и их владельцам. Так, владельцами свободных складов могут быть исключительно российские лица.
Фактически появляется новый специальный частный субъект отношений в сфере таможенного дела.
Владелец свободного склада обязан: - исключить возможность изъятия (помимо таможенного контроля) товаров, находящихся на складе; - не затруднять осуществления таможенного контроля; - соблюдать условия лицензии на учреждение свободного склада и выполнять требования таможенных органов.
К требованиям таможенных органов можно отнести обеспечение доступа должностных лиц таможенных органов к товарам, находящимся на свободном складе, предоставление этим лицам безвозмездно помещений, оборудования и средств связи на свободном складе для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.
Таможенный кодекс 1993 г. установил правило, что свободный склад как помещение или иное место, где действует таможенный режим свободного склада, может учреждаться при наличии лицензии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
По смыслу законодательства Российской Федерации о лицензировании (ст. 49 ГК РФ и специальный Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")*(9) лицензируется деятельность, а не товары или разовые акты. В данном случае лицензия фактически выдается на учреждение свободного склада. Есть и иные отличия лицензирования свободного склада от общего порядка лицензирования. Так, аннулирование лицензии (ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности") совершается в судебном порядке. А лицензия на учреждение свободного склада может быть аннулирована или отозвана; либо ее действие может быть приостановлено таможенными органами.
Таким образом, деятельность владельца свободного склада связана с наличием значительного числа публично-правовых обременении. Однако от ряда таких обременении целесообразно отказаться, поскольку лицензирование учреждения свободного склада необоснованно. Условиями осуществления деятельности в данной сфере может быть создание специального реестра владельцев свободных складов. Подобный подход оказался востребованным в новом Таможенном кодексе РФ.
Таможенный кодекс РФ (глава 5) содержит положения о таможенных складах (Таможенный кодекс 1993 г. устанавливает правовой режим свободного таможенного склада) и использует понятие "владелец таможенного склада". Установлено, что владельцем таможенного склада может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев таможенных складов*(10). Владельцами таможенных складов могут являться таможенные органы без включения их в Реестр.
Условия осуществления деятельности практически идентичны определенным в Таможенном кодексе 1993 г. Несколько отличны нормы об обязательном страховании. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить вред лицам, чьим имущественным интересам он причинен, определяется из расчета 3500 руб. за 1 м2 полезной площади, если в качестве таможенного склада используется открытая площадка, или 1 тыс. руб. за 1 м2 полезного объема, если в качестве таможенного склада используется помещение, но не может быть менее 2 млн руб.
Существенным отличием является то, что владельцем свободного склада в соответствии с Таможенном кодексом 1993 г. может быть любое российское лицо, по Таможенному кодексу РФ владельцем таможенного склада может быть российское юридическое лицо.
Рассмотрим изученных специальных частных субъектов отношений в области таможенного дела с точки зрения их гражданской правоспособности (хозяйственной компетенции).
Декларант занимает особое положение среди прочих субъектов, так как статус декларанта носит по существу временный характер и предполагает обязанности и иные публично-правовые обременения только в связи с осуществлением временных функций по декларированию товаров. Наличие статуса декларанта, по сути, никак не влияет на гражданскую правоспособность лица.
Таможенный брокер, таможенный перевозчик и владелец таможенного склада осуществляют свою деятельность на постоянной основе и профессионально. Можно ли считать эту деятельность предпринимательской? В Таможенном кодексе РФ нет каких-либо указаний.
Статья 2 ГК РФ дает легальное определение предпринимательской деятельности. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Очевидно, что в деятельности таможенного брокера, таможенного перевозчика и владельца таможенного склада присутствуют признаки предпринимательской деятельности. Целью их деятельности является, прежде всего, получение прибыли, а уже потом содействие таможенному оформлению. Очевидно, было бы целесообразно в законодательстве закрепить положение - указанные лица осуществляют предпринимательскую деятельность.
Такое уточнение правового статуса не будет лишним в силу целого ряда положений законодательства, устанавливающих особенности участия в обороте лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность*(11). Особое значение имеют нормы ст. 401 ГК РФ, устанавливающие ответственность предпринимателя без вины.
Кроме того, в Таможенном кодексе РФ указывается, что осуществлять функции таможенного брокера, таможенного перевозчика и владельца таможенного склада могут юридические лица. Каких-либо указаний на организационную форму юридических лиц нет, равно как и на то, коммерческими либо некоммерческими организациями должны являться такие лица.
Важен вопрос о характере хозяйственной компетенции*(12). Традиционно выделяют общую (субъект вправе осуществлять любые законные виды деятельности), специальную (для субъекта допустимы только виды деятельности, отраженные в его учредительных документах) и исключительную компетенцию (допустим лишь один конкретный вид деятельности). Как видно из проведенного анализа, исключительный характер компетенции не установлен. В законодательстве не указано, могут ли таможенный брокер, таможенный перевозчик и владелец таможенного склада осуществлять иные виды деятельности, кроме основных для них.
Гражданско-правовое положение таможенных посредников уже исследовалось в российской цивилистике*(13). Нужно согласиться с С.М. Могуренко, отмечающим, что деятельность таможенных посредников является предпринимательской. Даются признаки таможенной предпринимательской деятельности и отмечается ее посреднический характер*(14). В качестве признаков таможенной предпринимательской деятельности СМ. Могуренко называет особый субъектный состав: предметно-практическая направленность, территориальная локальность и публично-правовой характер*(15).
Предлагается ввести в научный оборот выражение "нормативно-статусное регулирование". Нормативно-статусное регулирование представляет собой разновидность правового регулирования. Это упорядочивание общественных отношений, складывающихся в связи с образованием и основами функционирования различных субъектов права. Данное регулирование может носить моноотраслевой и разноотраслевой характер (частноправовой и публично-правовой). В гражданском праве подобное регулирование применяется в отношении различных субъектов гражданского права - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных. В рамках указанного регулирования закрепляются основы вещно-правового и обязательственно-правового положения субъектов гражданского права, а также устанавливаются границы между различными смежными субъектами (например, между коммерческими и некоммерческими организациями).
Нормативно-статусное регулирование в отношении трех базовых субъектов гражданского права (физических, юридических лиц и публично-правовых образований) следует подразделить на два вида - общее и специальное.
Общее нормативно-статусное регулирование применяется в отношении всех субъектов соответствующего рода, в частности, всех юридических лиц (определение юридического лица, его ответственность и др.). Специальное же регулирование нормативно-статусного характера, в свою очередь, касается только отдельных видов субъектов данного рода, например, коммерческих организаций или их отдельных разновидностей (акционерных обществ и других).
Одним из инструментов нормативно-статусного регулирования выступает прием нормативного ограничения организационных форм предпринимательства для лиц, осуществляющих профессиональную деятельность в области таможенного дела. Так, индивидуальный предприниматель не может заниматься этими видами деятельности.
Гражданско-правовой статус частных субъектов отношений в области таможенного дела не является однородным. Могут быть выделены две группы субъектов - профессиональные участники отношений в области таможенного дела и иные субъекты. Данное деление оказывает известное влияние на соответствующее публично-правовое таможенное регулирование. При этом в данном регулировании различаются нормы о лицах, осуществляющих профессиональную деятельность в области таможенного дела, и других частных субъектах.
В целях повышения эффективности гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела, в частности последовательной реализации принципа повышенной гражданско-правовой ответственности (ст. 401 ГК РФ), встает вопрос о необходимости закрепления в действующем Таможенном кодексе РФ специальной нормы о правовом статусе таможенного брокера, таможенного перевозчика, владельца таможенного склада как лиц - предпринимателей. Указанные субъекты осуществляют деятельность на постоянной основе, профессионально и обладают иными признаками предпринимательской деятельности.
Отмеченная норма может быть сформулирована в виде новой редакции ст. 18 Таможенного кодекса РФ следующим образом: "Деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их регистрации в установленном порядке в качестве лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей) (далее в настоящей главе - реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела)" (Примеч. авт.).
Г.А. Кормаков,
председатель судебного состава по рассмотрению
дел возникающих из административных и иных
публичных правоотношений ФАС ПО
"Правосудие в Поволжье", N 5, сентябрь-октябрь 2007 г.