Деятельность ФСКН России по реализации новой антинаркотической политики

(Черкесов В. В.) ("Наркоконтроль", 2007, N 2) Текст документа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФСКН РОССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ <1>

В. В. ЧЕРКЕСОВ

Черкесов В. В., директор ФСКН России.

Проводимая в последние годы с участием ФСКН России работа по активизации противодействия наркопреступности и усилению контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ позволила сформировать основы новой государственной антинаркотической политики. Прежний правоприменительный вектор от борьбы с массой наркопотребителей смещен на пресечение наркотрафика, противодействие организованному наркобизнесу, подрыв его финансовых основ. В 2006 г. деятельность ФСКН России, осуществляемая в рамках государственной антинаркотической политики с учетом складывающейся в стране наркоситуации, была направлена на активизацию противодействия наркопреступности в целях поэтапного снижения уровня наркотизации населения страны. Мировой и отечественный опыт подтверждают, что наркоугроза ведет к необратимой деградации и гибели огромного числа людей, является катализатором общего роста преступности, теневой экономики и коррупции. Наркотики убивают наших сограждан как непосредственно, так и через распространение опасных инфекционных заболеваний. Масштабная наркотизация обусловила существенный рост преступности в целом. Множится число преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, совершаемых наркоманами в целях добычи денег для приобретения наркотиков. Значительное их число совершается в состоянии наркотического или токсического опьянения. Основную долю лиц, совершающих преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, составляют граждане, не имеющие постоянного места работы, - 69%. Более 30% из привлеченных органами наркоконтроля к уголовной ответственности - ранее судимые. Одной из главных причин расширения подпольного наркорынка является внешняя наркоагрессия. Доля наркотиков зарубежного происхождения превышает половину от общего незаконного оборота, а героин, кокаин и амфетамины практически полностью поступают в Россию извне. Огромные масштабы производства героина и опия в Афганистане, "пористость" границ в Центрально-Азиатском регионе и низкий уровень жизни населения бывших среднеазиатских республик СССР - все это определяет значительный объем поступления наркотиков в Россию через территории Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркменистана, Казахстана и стран Закавказья. Наиболее наркоопасным направлением остается государственная граница Российской Федерации с Казахстаном. Здесь зарегистрировано около 40% от всех задержаний контрабандных партий наркотиков, основная часть из которых произведена в Афганистане. Растет объем поступления в Россию наркотиков синтетического ряда из западноевропейских государств, Прибалтики, Польши и Китая. Становится актуальной тема ввоза из-за границы психотропных и сильнодействующих веществ, содержащихся в препаратах, реализуемых в нашей стране под видом биологически активных добавок. Сложившийся высокий спрос на наркотики порождает соответствующие масштаб и устойчивость рынка их сбыта, особые формы функционирования наркобизнеса. Этот вид транснациональной преступности отличают наличие межрегиональных и международных звеньев, конспиративность и высокая организованность. Об особом облике наркобизнеса говорит и тот факт, что в 2006 г. органами наркоконтроля за совершение наркопреступлений задержано 1268 иностранных граждан из 24 государств, в большинстве - из Таджикистана, Азербайджана и Украины. Анализ имеющихся данных свидетельствует, что российский наркобизнес в значительной степени контролируется преступными сообществами, сформированными по этническому признаку. Особенностями их криминальной деятельности являются клановость (семейственность) и круговая порука внутри преступной организации. В 2006 г. продолжалось последовательное наращивание основных результатов оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности ФСКН России. По итогам года Службой выявлено и пресечено 93 тысячи преступлений, из них - 90 тысяч непосредственно в сфере незаконного оборота наркотиков. Происходит не просто количественный рост результатов, изменены их качественные характеристики. Все больше выявляется сложных (квалифицированных) составов преступлений. Поступательно растет удельный вес пресечения преступлений, относящихся к категории тяжких и особо тяжких (в прошедшем году - это более 77% от общего числа наркопреступлений), связанных со сбытом наркотиков (более 60 тысяч преступлений). Противодействие организованной наркопреступности является одной из приоритетных задач ФСКН России. Один из характерных примеров. В 2006 г. завершено расследование по уголовному делу в отношении преступного сообщества, действовавшего в г. Тольятти Самарской области, в ходе которого выявлено более 100 преступлений. Установлены 87 активных членов сообщества, 41 из которых предъявлено обвинение по ст. ст. 210 и 174 УК России. В ходе следствия доказано, что в период с 2002 по 2006 г. участниками этого преступного сообщества осуществлен незаконный сбыт около 430 кг героина. Доказан факт легализации доходов, полученных от преступной деятельности, на сумму около 50 млн. рублей. Всего в 2006 г. ФСКН России пресечена деятельность более 600 организованных преступных групп и 30 организованных преступных сообществ, игравших определенную роль в формировании оперативной обстановки в сфере незаконного оборота наркотиков. Наркобизнес как многомиллиардный сегмент теневой экономики неразрывно связан с легализацией преступных доходов. Они используются не только для материального обогащения криминалитета, но и в целях расширения преступной деятельности, наращивания объемов поставок и продаж наркотиков, обеспечения юридического и коррупционного прикрытия. До создания ФСКН России задачи по подрыву финансовых основ наркобизнеса перед правоохранительной системой не ставились и, естественно, не решались, оперативной и процессуальной практики в этой сфере не существовало. Различный подход к применению понятия "легализация", недостаточная на первом этапе профессиональная квалификация в этом направлении оперативных работников и следователей приводили зачастую к раскрытию лишь малозначительных преступлений либо к прекращению уголовных дел на стадии рассмотрения в суде или исключению состава отмывания из обвинения. Результаты работы в отчетном году позволяют увереннее подходить к решению задач по борьбе с легализацией преступных доходов. ФСКН России в 2006 г. выявлено 1585 преступлений такого рода. Общая сумма легализованных денежных средств, полученных преступным путем, по оконченным предварительным расследованием уголовным делам за этот период составила 572,6 млн. рублей. Уже в наступившем году ФСКН России завершена работа по уголовному делу о преступной деятельности организованной группы, причастной к незаконной банковской деятельности и отмыванию доходов через нелегальную систему международных денежных переводов "Хавала". Обвиняемые ежемесячно легализовывали и переводили за рубеж до 400 млн. рублей, а всего по делу установлены незаконные операции в объеме 3 млрд. 805 млн. рублей. К уголовной ответственности привлечено 11 активных членов интернациональной преступной группы, в состав которой вошли граждане России и Афганистана. Борьбе по подрыву экономических основ наркобизнеса способствует деятельность созданной при Росфинмониторинге Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в состав которой входят представители ФСКН России. Наряду с важностью задач по борьбе с отмыванием преступных доходов приходится учитывать и наличие нерешенных проблем. Так, в отчетном периоде в большинстве случаев регистрировались преступления по фактам легализации наркодоходов путем их использования при приобретении транспортных средств и объектов недвижимости, осуществления банковских вкладов и денежных переводов. В то же время не сложилось практики выявления фактов вложения денежных средств, добытых от наркоторговли, в крупные инвестиционные проекты высокодоходных сфер легального бизнеса, а такие формы отмывания, как говорит международный опыт, вполне возможны. Активная деятельность ФСКН России при выявлении и изъятии из незаконного оборота крупных партий наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ способствует сокращению объемов их реализации и потребления, существенно ограничивает их доступность, в первую очередь для подростков и молодежи. Всего в 2006 г. из незаконного оборота по возбужденным уголовным делам ФСКН России изъято 92529 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что составило более 84% от данного показателя по стране. Одновременно с этой работой территориальные органы наркоконтроля занимались выявлением и ликвидацией наркопритонов, являющихся одной из базовых форм не только вовлечения в употребление наркотиков, но и втягивания в преступный бизнес. В 2006 г. силами ФСКН России ликвидировано 3769 таких очагов распространения наркотиков, тогда как в прежние годы усилиями всех правоохранительных органов страны удавалось обезвредить в среднем не более 700 притонов в год. Наркотики синтетического происхождения поступают в Россию из западноевропейских и прибалтийских стран, а также из ряда государств СНГ. В этом процессе активно используются возможности международного и внутреннего транспортного сообщения стран Европейского сообщества и Российской Федерации, чему способствует отсутствие таможенного и пограничного контроля между государствами, входящими в ЕС. Обращает на себя внимание скачкообразный рост предложений на криминальном рынке 3-метилфентанила (так называемого белого китайца), величиной средней разовой дозы которого считается 2 десятитысячные грамма. Увеличение за последние полтора-два года в незаконном обороте доли именно синтетических наркотиков вызывает серьезную озабоченность. Одна принципиально важная характеристика. Перехваченное ФСКН России в 2006 г. количество 3-метилфентанила составляет всего около 0,1% от общего объема изъятых Службой наркотических средств. Однако из 27 килограммов 3-метил-фентанила может быть получено 1 млрд. 330 млн. средних разовых доз. Этот наркотик обладает разрушительными свойствами, в тысячи раз превосходящими героин, и в последние годы является одной из основных причин высокой смертности наркоманов от передозировок. Рост распространения синтетических наркотиков объясняется не только участившимися их контрабандными поставками, но и увеличением объемов их подпольного производства непосредственно на территории Российской Федерации. Эти изменения в оперативной обстановке обусловлены простотой синтеза данного вида наркотиков, относительной доступностью приобретения необходимого для их приготовления сырья, реактивов и оборудования, возможностью размещения подпольных лабораторий в квартирах, частных домах, гаражах, подсобных помещениях. Наркодельцы все активнее используют компактные переносные лаборатории. Эта аппаратура не привлекает внимания при доставке и зачастую применяется для изготовления синтетических наркотиков в снятом на сутки или несколько часов временном жилье, что существенно затрудняет процесс выявления и ликвидации таких точек. В апреле прошлого года в Московской области пресечена деятельность подпольной лаборатории по производству метадона и наркотиков фентаниловой группы, которая располагалась в личном гараже преступника, непосредственно изготавливавшего наркотики. Из незаконного оборота изъято около 100 тысяч доз произведенного в лаборатории метадона, 90 кг необходимых для синтеза прекурсоров, спецоборудование. Установлено, что прекурсоры закупались как на российских предприятиях химической отрасли, так и через сеть Интернет за границей. Оборудование приобреталось у специализированных продавцов и изготавливалось по заказу. Всего за отчетный период органами наркоконтроля выявлено и ликвидировано более 1700 мест незаконного изготовления и переработки наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе 136 специально оборудованных подпольных химических лабораторий. В условиях увеличения объемов производства и контрабанды наркотиков, первоочередное значение имеет формирование полноценных оперативных позиций в преступной среде, позволяющих добывать информацию упреждающего характера о планировании крупных поставок наркотических средств и психотропных веществ. Необходимо активно и комбинационно осуществлять разработку преступных сообществ, выявлять их лидеров, активных участников и их преступные связи, планировать в наступательном ключе мероприятия по разрушению этих криминальных структур. Без тесного взаимодействия с ФСБ России, в том числе с пограничной службой, и ФТС России такая работа не может иметь реального успеха. Эффективной формой противодействия незаконному обороту наркотиков растительного происхождения, прежде всего конопли, которая по экспертным оценкам занимает в Российской Федерации свыше 1 млн. гектаров земельных угодий, стало проведение оперативно-профилактической операции "Мак". В результате выявлено более 2000 незаконных посевов, уничтожено свыше 80 тонн дикорастущих наркосодержащих растений, из незаконного оборота изъято более 10,5 тонны наркотиков. Сократить и ликвидировать культивирование конопли и производство на ее основе наркотиков невозможно без комплексного подхода. Наряду с правоохранительными мерами необходимы разработка и реализация программ альтернативного развития сельского хозяйства, особенно в депрессивных регионах. Только совместными усилиями заинтересованных органов исполнительной власти и правоохранительных структур возможно кардинально изменить ситуацию. Легальный оборот подконтрольных средств и веществ контролировался на 28 тыс. объектах различных форм собственности, в том числе на предприятиях фармацевтической и химической промышленности, в медицинских, научных, учебных и экспертных учреждениях. Реализация контрольно-разрешительной и оперативной функций позволяет ФСКН России своевременно выявлять и устранять причины и условия для поступления подконтрольных веществ в незаконный оборот. Правонарушения, совершаемые в сфере легального оборота наркотиков, характеризуются высокой степенью латентности, а их выявление и раскрытие требует от сотрудников оперативных и следственных подразделений глубокого знания нормативных правовых актов Российской Федерации и ФСКН России, в том числе международных и ведомственных, регулирующих порядок оборота наркотиков. В этой связи необходимо постоянно повышать уровень подготовки сотрудников органов наркоконтроля, разрабатывать и использовать современные методики и тактические приемы по выявлению и раскрытию преступлений в данной сфере. Значительная часть от общего числа подлежащих государственному контролю объектов легального оборота наркотиков - это предприятия, учреждения и организации, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, т. е. компонентов производства наркотических средств и психотропных веществ. Наличие развитой химической индустрии при активном интересе к этой продукции представителей наркобизнеса предполагает возможность реализации производимых в России прекурсоров в государства традиционного нелегального производства наркотиков, а также их поступления в подпольные лаборатории на территории нашей страны. Одним из элементов созданной ФСКН системы контроля за оборотом прекурсоров является отслеживание их внутренних и внешних поставок. Служба участвует в организованных ООН операциях "Сплоченность" и "Призма", направленных на мониторинг международных поставок прекурсоров. В рамках таких операций ФСКН России уже обеспечила проверку информации более чем по ста предэкспортным уведомлениям на предмет законности поставок в адрес российских фирм крупных партий прекурсоров из Казахстана, Великобритании, Германии, Нидерландов, Испании и Индии. В результате сосредоточения имеющихся сил и средств на приоритетных направлениях деятельности ФСКН России в 2006 г. удалось достичь серьезных результатов в расследовании наиболее сложных, многоэпизодных уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, в том числе совершенных преступными сообществами, организованными преступными группами, сопряженных с контрабандой наркотиков и легализацией преступно нажитых доходов. Получил распространение первый опыт возбуждения и расследования уголовных дел о преступной деятельности членов преступных сообществ. В 2006 г. в производстве следователей наркоконтроля находилось 76 уголовных дел по ст. 210 УК РФ, расследование 27 из которых в течение года завершено и они направлены в суд. Значительно увеличилось количество преступлений, расследуемых по каждому уголовному делу, а также число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по направляемым в суд уголовным делам. В 2006 г. в производстве органов наркоконтроля находилось 96891 уголовное дело (АППГ - 81243, прирост 19,3%) о 115505 наркопреступлениях. Подавляющее большинство дел расследовалось по тяжким и особо тяжким преступлениям. Изменение характера выявленных наркопреступлений оказало существенное влияние на следственную и судебную практику. Так, если ранее лишь около 30% приговоров по делам о наркопреступлениях были связаны с лишением свободы, то в 2006 г. по уголовным делам, поступившим из органов наркоконтроля, судами в 56% случаев подсудимые приговаривались к лишению свободы. Эффективность борьбы с наркопреступностью серьезно повышается за счет развернутого международного сотрудничества. В настоящее время в активе ФСКН не только обмен опытом и оперативной информацией, но и многочисленные полицейские операции по пресечению деятельности транснациональных преступных группировок совместно с правоохранительными органами и спецслужбами зарубежных стран. Только в прошлом году нами проведено более 50 международных контролируемых поставок наркотиков, что позволило выявить и ликвидировать крупные звенья наркомафии. ФСКН России является составной частью международной системы борьбы с наркопреступностью и, осуществляя борьбу с наркобизнесом, руководствуется не только внутрироссийскими требованиями к организации оперативной и следственной работы, но и международными обязательствами нашей страны, в том числе и по информированию соответствующих структур ООН. За счет усиления борьбы с организованными звеньями наркобизнеса, которые контролируют сети поставок и реализации наркотиков, в отчетный период произведено 5445 изъятий значительных (по классификации ООН) партий наркотиков, что на 10% больше, чем за предшествующий год. По конкретным обстоятельствам каждого из этих изъятий представлены сведения в Международный комитет по контролю над наркотиками. Несмотря на усилия международного сообщества, одним из главных источников глобальных угроз остается нарастающая эскалация производства и поставок опиатов из Афганистана. Если в 2006 г. в этой стране было произведено около 610 тонн героина, то в этом году, по международным экспертным оценкам, объем произведенного героина может составить более 800 тонн. Для Российской Федерации, где доля наркотиков зарубежного происхождения превышает половину от общего незаконного наркооборота, а героин практически полностью поступает из-за рубежа, противодействие афганской наркоугрозе было и остается приоритетной задачей. "Прозрачность" границ в Центрально-Азиатском регионе, углубление экономических связей, развитие экспорта-импорта товаров и сырья, финансовых отношений, а также расширение трудовой миграции, существование на территории России разветвленных диаспор выходцев из стран Центральной Азии, а также ряд других факторов способствуют активизации контрабандных поставок наркотических средств опийной группы, произведенных в Афганистане, по так называемому северному маршруту, через территории Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана, в Российскую Федерацию и далее в государства Европы. В этой связи усилия ФСКН России направлены на формирование надежной системы противодействия афганской наркоугрозе и реализацию российской инициативы по созданию и укреплению "антинаркотических поясов безопасности" на путях наркотрафика из этой страны. Одним из эффективных методов борьбы с контрабандой афганских наркотиков стало проведение по инициативе государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) регулярных международных оперативно-профилактических операций "Канал". Только в результате осуществления в 2006 г. двух этапов операции "Канал" в государствах-участниках выявлено почти 10 тысяч наркопреступлений, в том числе 613 совершенных организованными группами. Из незаконного оборота изъято более 23,9 тонны наркотических средств и психотропных веществ. Принятые в ходе операции меры позволили выявить новые маршруты незаконных поставок наркотиков с территории стран Центральной Азии в Россию и прекурсоров в государства Центральной Азии, а также продолжить работу по выявлению транснациональных преступных групп и документированию их противоправной деятельности. Следует отметить, что еще три года назад участниками операции были лишь шесть стран - членов ОДКБ, а в 2006 г. в работе нашего международного штаба участвовали представители уже 19 государств Европы и Азии, а также США. Итоги оперативно-профилактических операций "Канал" позволяют сделать вывод о том, что создана и функционирует система полноценного обмена оперативной и аналитической информацией, управления крупными международными операциями. В 2007 г. планируется провести работу по дальнейшему расширению круга участников операции "Канал" и совершенствованию механизмов взаимодействия с целью более гибкого реагирования на изменения наркоситуации в стране и мире. В сфере международного сотрудничества для обеспечения практического взаимодействия ФСКН России с зарубежными партнерами формируется институт официальных представителей Службы за рубежом. В марте 2006 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ N 263 "Об официальных представителях ФСКН России в иностранных государствах", которым определены регламентные вопросы и численность представителей ФСКН России в иностранных государствах. В первую очередь такие представительства будут созданы в странах, где сосредоточено подпольное производство наркотиков и через территории которых они поступают в Россию, а также там, где у нас сложились наиболее результативные оперативные контакты. В 2007 г. их планируется открыть в Афганистане, Иране, Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Узбекистане, США и Австрии. Борьба с наркобизнесом требует целостного комплекса мер государственного и общественного воздействия, четко отлаженных межведомственных связей и координации органов исполнительной власти и правоохранительных структур, действенных мер в сфере профилактики и предупреждения наркопреступности. Особое значение для позитивного изменения наркоситуации будет иметь реализация принятой Правительством России Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы". Программа ориентирована на проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений, внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией, снижение доступности наркотиков для незаконного потребления, концентрацию усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков, осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации. При активном участии органов наркоконтроля в субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные антинаркотические программы. Особенно активно это делается в республиках Башкортостан, Татарстан, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Владимирской, Иркутской, Самарской и Ростовской областях. По решению Президента Российской Федерации в 2006 г. возобновлена деятельность Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, ее председателем назначен Директор ФСКН России. Это возлагает на ФСКН России новый объем ответственности. Среди основных задач, решаемых комиссией: координация работы органов исполнительной власти всех уровней по реализации положений федеральной целевой антинаркотической программы; по борьбе с наркопреступностью и профилактике наркомании. В дальнейшей деятельности Правительственной комиссии безусловно будет усилен спрос с руководителей антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации за организацию работы в пределах их компетентности. Особое значение мы придаем созданию системы координации правоохранительной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Надо признать, что здесь работа еще далека от завершения, порой мы не успеваем за развитием обстановки, далеко не в полной мере преодолели межведомственные барьеры. Ставим перед собой на будущее задачу углубления консолидации правоохранительного блока, особенно на линии борьбы с контрабандой наркотиков, при выявлении и раскрытии преступлений коррупционной направленности. Осуществляя предоставленные полномочия в качестве координирующего органа, а также в целях объединения усилий правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с контрабандой наркотиков, ФСКН России проведен ряд межведомственных совещаний в наиболее наркоопасных регионах, отработаны схемы взаимодействия по выявлению и пресечению наркотрафика. Выработаны механизмы совместных согласованных действий, позволившие успешно ликвидировать в прошедшем году свыше 500 устойчивых каналов контрабандного ввоза наркотиков на территорию Российской Федерации. В 2006 г. ФСКН России завершено создание единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту. Это позволит на основе современных информационных технологий осуществлять всесторонний анализ возрастающих объемов информации, обеспечить объективный контроль за наркоситуацией в стране, повысить эффективность межведомственного информационного взаимодействия и координации в правоохранительной, контрольной и профилактической сферах. Выстраиваемая ФСКН России система борьбы с наркомафией сопровождается усилением противодействия со стороны преступных элементов. В борьбе за сохранение своих позиций не оставляет попыток продвинуть своих ставленников в органы наркоконтроля. Продолжает сохраняться реальная опасность, которой подвергаются сотрудники наркополиции при исполнении ими служебных обязанностей. В 2006 г. возбуждено более 120 уголовных дел в отношении лиц, совершивших преступные посягательства на жизнь и здоровье сотрудников органов наркоконтроля. В сложившихся условиях необходимо совершенствовать систему подбора и предварительного изучения кандидатов на службу, способствовать стабилизации и морально-психологическому укреплению коллективов, обеспечивать своевременную подготовку и переподготовку кадров. Требуются принципиальные и наступательные действия, направленные на предотвращение и пресечение попыток вовлечения сотрудников органов наркоконтроля в противоправную деятельность, тем более связанную с незаконным оборотом наркотиков. Необходимо на основе тщательного анализа структуры и динамики коррупционных процессов осваивать современную методику правоприменительной деятельности в этой сфере. Мы исходим из твердого убеждения в том, что во всех коллективах ФСКН России необходимо сохранять обстановку абсолютной нетерпимости к малейшим признакам проявления коррупции и иных правонарушений. Это одна из важнейших задач. Руководители всех уровней обязаны остро и объективно реагировать на отклонения от требований закона, безотлагательно передавать в органы прокуратуры материалы о выявленных фактах такого рода, оказывать помощь в дальнейшем сборе доказательств, добиваться самого сурового наказания. Это единственный способ сохранения чистоты наших рядов. В целях устранения пробелов в законодательстве о регулировании контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, для приведения нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с нормами международного права ФСКН России в сфере своей компетенции постоянно осуществляется мониторинг действующего законодательства. При непосредственном участии ФСКН России в 2006 году подготовлено и принято три федеральных закона, издано пять указов Президента Российской Федерации, принято 11 постановлений Правительства Российской Федерации. Анализ развития наркоситуации и оценка основных итогов работы Службы в прошедшем году позволяют выделить приоритетные для ФСКН России задачи на следующий период. В рамках государственной стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков необходимо сосредоточить основные усилия на выявлении организованных форм наркопреступности, пресечении тяжких и особо тяжких преступлений, связанных со сбытом и контрабандой наркотиков, отмыванием преступных доходов. Безусловно, важным остается обеспечение реализации Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2006 годы", активизация правоохранительной деятельности и участие в разработке и осуществлении региональных антинаркотических программ профилактического, социально-медицинского и образовательного характера. Борьба с наркопреступностью, профилактическая и иная антинаркотическая работа осуществляются для достижения главной цели - защиты населения страны от наркотической угрозы. Одним из объективных индикаторов перемен в этой сфере является увеличение или снижение числа больных наркоманией. Если в период с 1991 по 2002 г. число состоящих на официальном учете наркобольных в среднем увеличивалось в стране ежегодно на 24%, то за последние годы, по официальным данным органов здравоохранения, количество учтенных больных с диагнозом "наркомания" увеличилось лишь на 0,05%. При этом, по данным экспертных исследований, фактическое количество наркобольных стабилизировалось и составляет около 1 млн. 800 тыс. человек, или примерно одну треть от общего числа лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков. Мы рассматриваем эту ситуацию как первое подтверждение правильности курса новой государственной антинаркотической политики.

Название документа