Понятие правового института "соотечественники за рубежом"

(Петухов Д. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2007, N 10) Текст документа

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА "СООТЕЧЕСТВЕННИКИ ЗА РУБЕЖОМ"

Д. В. ПЕТУХОВ

Петухов Д. В., мировой судья (г. Москва).

Для того чтобы дать определение института "соотечественники за рубежом", необходимо выяснить, кто является соотечественником. По мнению С. И. Ожегова, это "человек, имеющий общее отечество с кем-нибудь" <1>. В. Даль определяет его как "рожденного в одном отечестве, отчизне" <2>. Что же следует понимать под нашим Отечеством? Чрезвычайно непросто прийти здесь к единому мнению. Это объясняется произошедшим после распада СССР разрывом преемственности развития государственности. Современная Россия живет в условиях поиска своей исторической идентичности. Расслоение населения, существующее в социальной сфере, усугубляется размытостью фундаментальных народообразующих ценностей, объединяющих различные поколения. -------------------------------- <1> Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1987. С. 650. <2> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1982. С. 271.

В советский период развития Отечество неоправданно отождествлялось с политическим режимом. В УК РСФСР существовала ст. 64 "Измена Родине", которая предусматривала наказание за такие деяния, как переход на сторону врага, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности. Объектом преступления рассматривалась внешняя безопасность СССР, поскольку "изменческие действия могли совершаться, принося пользу врагам СССР" <3>. -------------------------------- <3> Курс советского уголовного права. Т. IV. Часть особенная. Государственные преступления и преступления против государственной собственности / Под ред. А. А. Пионтковского. М., 1970. С. 85.

В Постановлении по делу о проверке конституционности ряда положений п. "а" ст. 64 УК РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Смирнова Конституционный Суд РФ признал квалификацию выдачи государственной или военной тайны иностранному государству и оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности против РФ как форму измены Родине, соответствующей Конституции РФ <4>. С позицией Конституционного Суда РФ нельзя согласиться. Родина не всегда ограничивается или совпадает с рамками государственных границ страны. Человек может быть патриотом, но выступать против существующего политического режима. Судья А. Л. Кононов в Особом мнении справедливо отметил, что наименование преступления - "измена Родине" не имеет четкого юридического содержания, а представляется скорее морально-нравственной оценкой. Ныне действующий УК РФ обоснованно устанавливает ответственность за государственную измену (ст. 275), объектом которой является внешняя безопасность РФ как государства. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 54.

Понятия "государство" и "страна" не являются тождественными. С позиций юридической Конституции наименования "Российская Федерация" и "Россия" являются равнозначными. Но в геополитическом и культурном аспектах в сознании значительной части населения постсоветского пространства это не так. Точкой отсчета существования Российской Федерации можно рассматривать 12 июня 1990 г. - день принятия Первым Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Н. М. Карамзин начинает историю государства Российского с 862 г. - призвания варягов на властвование <5>. -------------------------------- <5> Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 2005. С. 26.

В преамбуле Конституции РФ записано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, принимаем Конституцию РФ, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, возрождая суверенную государственность России...". Здесь можно сделать вывод, что на протяжении какого-то времени до 12 декабря 1993 г. Россия не обладала суверенитетом. По всей видимости, в эти исторические рамки входит период существования СССР. Договор о его образовании был подписан представителями РСФСР 30 декабря 1922 г. На основе Соглашения о создании Содружества Независимых Государств <6> от 8 декабря 1991 г. СССР прекратил свое существование как субъект международного права и геополитическая реальность. Международным сообществом был признан континуитет России в отношении международных договоров СССР. Какова же природа правопреемства в отношении СССР как геополитической реальности? Что следует рассматривать как наше Отечество: СССР или РСФСР? Важность ответа на поставленные вопросы обусловлена еще одной нормой преамбулы Конституции РФ, которая была принята "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями". Если считать, что наша Родина - СССР, то современная Россия не может быть безучастной к тем событиям, которые происходят на постсоветском пространстве. Речь не идет о юридической или материальной ответственности, но нельзя не учитывать исторический, морально-нравственный аспекты проблемы. -------------------------------- <6> Постановление Верховного Совета РСФСР "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1798.

Возвращение в прошлое в свете обозначенной темы представляет несомненный интерес, поскольку субъекты Российской Федерации - республики имеют статус государств, образованных по национальному принципу, который уже становился фактором, создавшим реальную опасность территориальной целостности РСФСР. Декларация о государственном суверенитете Татарской ССР была принята на основе осознания "исторической ответственности за судьбу многонационального народа Республики", "реализации неотъемлемого права татарской нации, всех народов Республики на самоопределение" <7>. Используя ее, Верховный Совет Республики Татарстан заявил о вхождении Республики Татарстан в СНГ на правах учредителя <8>. Аналогичные нормы содержались в преамбуле Декларации о государственном суверенитете Башкирской ССР <9>. При принятии названных решений приоритет отдавался защите интересов отдельных регионов России, прежде всего их титульных этносов. Единство общего для всех граждан страны Отечества было поставлено под сомнение. -------------------------------- <7> Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1992. N 1. Стр. 3. <8> См.: Ведомости Верховного Совета Татарстана. 1992. N 4. С. 52. <9> Законы Башкирской ССР. 1992. Выпуск 1.

Прекращение существования великих государств - империй, разделение стран в силу особых исторических ситуаций создает феномен, при котором понятие родины для значительной части населения выходит за официально признанные границы одного государства. Так было в Германии после Второй мировой войны. Подобная ситуация сейчас имеет место в КНДР и Южной Корее. После распада Британской империи метрополия не утратила связи со своими бывшими колониями. Содружество объединяет 51 государство. Факт рождения или пребывания на их территории учитывается при решении вопросов гражданства. Королева Великобритании, являющаяся главой Содружества, промульгирует конституции входящих в него государств <10>. Можно говорить о том, что жители доминионов рассматривают Великобританию своей Родиной в качестве традиции, как обычай. -------------------------------- <10> См.: Арбузкин А. М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. С. 446, 495.

Отечеством человек может считать не только страну, выходцем из которой он является или где проживают представители его этноса. На карте мира существует немало спорных территорий, которые перешли под юрисдикцию государства при подписании послевоенных договоренностей, на правах победителя, а иногда в результате непродуманных действий правительства. Последнее обстоятельство оказалось наиболее актуальным в России. Наглядным примером является передача Крымской области Украине в 1954 г. <11>. Конечно, нельзя ставить под сомнение основополагающие принципы международного права, закрепляющие нерушимость границ и территориальную целостность государств. Но политическими средствами необходимо добиваться особого статуса в выстраивании гуманитарных, экономических связей с этими землями и проживающим там населением. -------------------------------- <11> См.: Закон СССР "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР" // ВВС СССР. 1954. N 10.

Можно рассчитывать на осознание себя частью единого отечества народами, проживающими в стране, в том случае, если они не подвергаются дискриминации, не были присоединены силой или в результате сепаратных соглашений. Международное право, сложившееся после Второй мировой войны, закрепляет как общепризнанный принцип равноправие и самоопределение народов. Секретные дополнительные протоколы к советско-германскому Договору о ненападении от 23 августа 1939 г., признанные Съездом народных депутатов СССР юридически несостоятельными и недействительными <12>, заставляют подвергнуть сомнению добровольность вхождения Латвии, Литвы, Эстонии в состав СССР. Противоречивая национальная политика была характерна и для советской, и для царской России. В конце XIX в. статус ее подданного во многом определялся принадлежностью к одной из групп: коренному населению, восточным и северным инородцам, евреям <13>. -------------------------------- <12> См.: Постановление Съезда народных депутатов СССР "О политической и правовой оценке советско-германского Договора о ненападении от 23 августа 1939 года" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. N 29. Ст. 579. <13> См.: Свешников М. И. Русское государственное право: Пособие к лекциям. Выпуск 1. СПб., 1897. С. 124.

В 1990 - 1992 гг. произошли события, которые по своей сути являлись гражданской войной с национально-освободительными признаками. Она сопровождалась жертвами, хотя и не носившими массовый характер (Тбилиси, Вильнюс). Декларация о государственном суверенитете РСФСР <14> предполагала создание демократического правового государства в составе обновленного СССР. Население, высказывавшееся за сохранение СССР, хотя и составляло большинство, но проявляло пассивность, не выступало на защиту своего Отечества. Это способствовало распаду страны. Однако стремление к сохранению или восстановлению единства отечества, понимаемое как патриотизм, может иметь обратный эффект, усиливать негативные последствия гибели государства. Примером тому могут выступать югославские события в 90-х годах прошлого века. -------------------------------- <14> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22.

По рассматриваемой проблеме нельзя предложить однозначные выводы. Определение своей принадлежности к отечеству - личное дело каждого человека, его индивидуальная морально-нравственная позиция, которая не охватывается рамками правового регулирования. Вместе с тем отправной точкой современной российской державности и конституционализма является историческая память, связь с предками. Основываясь на этой аксиоме, многонациональный народ принял Конституцию РФ. Понятие отечества было известно не всем поколениям людей. О его появлении можно говорить в тот период развития цивилизации, когда происходит становление первых государств. Первичной ячейкой организации первобытно-общинного строя являлся род <15>. Следовательно, первым, означавшим объединение группы людей по признаку места происхождения, являлся термин "сородич". Постепенно несколько родов стали объединяться в племена и братства. Те, кто принадлежал к ним, могли называть себя соплеменниками и собратьями. Родовой строй отжил свой век. Он был заменен государством <16>. По сравнению с существовавшими ранее объединениями людей государство было значительно более крупным, прочным и организованным сообществом. Это позволяло ему надежнее охранять свою безопасность и добиваться признания границ соседями. Государство стало обладать признаком длительной территориальной устойчивости. Его жители могли называть себя согражданами. -------------------------------- <15> Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права: Учебник. М., 2005. С. 58. <16> Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1976. С. 189.

В современном мире все большее значение начинает играть не родство по крови или территории рождения. Объединяющим фактором может стать принадлежность к религии (один из примеров - события, спровоцированные публикациями карикатур на пророка Мухаммеда в средствах массовой информации Европы зимой 2005 - 2006 гг.), борьба против общих угнетателей и т. д., причем факторы принадлежности к государству, гражданства являются отнюдь не решающими. Представление о том, кого следует относить к соотечественникам, менялось на разных этапах развития России. П. Е. Казанский писал: "Основанием для суждения о русскости населения может служить русский язык, русский уклад жизни, русская вера и сопровождающее их народное сознание о принадлежности к русскому миру. И даже одно это сознание" <17>. В конце XIX - начале XX в. соотечественниками принято было считать представителей всех славянских народов. Рассматривая войну на Балканах 1875 - 1880 гг., С. С. Татищев отмечал: "Когда сербы и черногорцы вступили в борьбу с Турцией, провозгласив целью ее освобождение всех единоплеменников и единоверцев от мусульманского ига, всеобщее одушевление разлилось по всей Руси. Вся Россия соединилась в одном порыве: прийти на помощь славянским братьям" <18>. -------------------------------- <17> Казанский П. Е. Современное положение Червонной Руси. Австро-Венгерские зверства. Одесса, 1914. С. 6. <18> Татищев С. С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. Т. 2. Книга 6. Освобождение балканских христиан. СПб., 1911. С. 292.

Политика СССР в отношении соотечественников, оказавшихся в силу разных причин за рубежом, носила недружественный характер. Даже военным и гражданским лицам, попавшим в фашистский плен, было отказано в предоставлении помощи, предусмотренной нормами международного права о защите жертв войны. Жесткость позиции по данному вопросу объясняется закрытостью, тоталитарным характером политического режима. Взамен поддержки за рубежом тех, кто считал Россию своей Родиной, была предложена идея интернационального братства и долга. Девизом, записанным на Гербе страны, стал лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Приоритет дружбы со странами социалистического лагеря в ущерб сотрудничеству с соотечественниками за рубежом отдавался другими недемократическими государствами. В Конституции ГДР от 6 апреля 1968 г. Западная Германия рассматривалась как база империализма. Провозглашались поддержка и развитие всестороннего сотрудничества и дружбы с СССР и другими социалистическими государствами в соответствии с принципами социалистического интернационала. В Основном Законе ФРГ 1949 г., напротив, нашло отражение устремление народа преодолеть раздробленность немцев и Германского государства. Он содержал в себе основы объединения немецкого народа в одно единое и гомогенное государство <19>. -------------------------------- <19> Геймбух Н. Г. Идея немецкого единства и объединение Германии по Основному Закону ФРГ 1949 г.: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2005. С. 8.

Статья 1 Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" относит к соотечественникам за рубежом: а) лиц, состоявших в гражданстве СССР, проживающих в государствах, входивших в состав СССР, получивших гражданство этих государств или ставших лицами без гражданства; б) выходцев (эмигрантов) из Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевших соответствующую гражданскую принадлежность и ставших гражданами иностранного государства; в) потомков лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств. Это очень узкое понимание. Те, кто состоял в гражданстве СССР, проживал в государствах, входивших в состав СССР, могли иммигрировать из них после 1991 г. в иные страны. Нельзя исключать из числа наших соотечественников потомков лиц титульных наций иностранных государств, принадлежащих к перечисленным ранее категориям. Получается, что потомки евреев или немцев, родители которых эмигрировали в Израиль, Германию, не являются российскими соотечественниками. Если они избрали своим местом жительства иную страну, то на них распространяется действие указанного Закона. Но ведь ранее в состав РСФСР входила Республика немцев Поволжья. А как следует рассматривать тех, кто уехал в США, полностью состоящие из переселенцев? Наибольшие сложности возникают при применении рассматриваемых норм в отношении граждан Украины, Беларуси, Грузии. К. Д. Кавелин писал: "Колыбель русской истории - западно-русские племена - малороссийское и белорусское" <20>. Прародительницей России была Киевская Русь. Согласно Договору о создании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г. мы являемся гражданами Союзного государства. Будут ли потомки абхазцев или осетин, проживающих в Грузии, нашими соотечественниками? Ведь де-факто Абхазия и Южная Осетия являются самостоятельными образованиями. Если учесть последнее обстоятельство, то на поставленный вопрос придется ответить отрицательно. Представители названных этносов не являются титульной нацией Грузии, поэтому по действующему российскому законодательству они считаются нашими соотечественниками. Почему тогда таковыми не являются потомки грузин, проживающих в Грузии? -------------------------------- <20> Кавелин К. Д. Монографии по русской истории. Собрание сочинений. СПб., 1897. Т. 1. С. 570.

В глобализирующемся цивилизованном мире увязывание какого-либо статуса с принадлежностью к определенной нации становится все менее востребованным. На примере развития России это особенно наглядно видно. По мнению главы Росзарубежцентра Э. Митрофановой, "соотечественником является гражданин России, проживающий за рубежом. Все остальные категории - это диаспора" <21>. В Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам <22>, принятой Государственной Думой РФ, под соотечественниками рассматриваются все выходцы из СССР и России и их прямые потомки независимо от национальной и этнической принадлежности, языка, вероисповедания, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств, не являющиеся гражданами России и заявившие явным образом о своей духовной или культурно-этнической связи с Россией или любым из ее субъектов и подтвердившие эту связь. Нам близка позиция Президента РФ, который, выступая на Конгрессе соотечественников в Москве 11 октября 2001 г., сказал: "Соотечественник - категория не только юридическая. И уж тем более - не вопрос статуса или льгот. Это вопрос личного выбора, духовного самоопределения. Понятие "русский мир" испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса" <23>. -------------------------------- <21> В Прибалтике русским уютнее, чем в СНГ. Интервью Э. Митрофановой // Приложение к "Независимой газете" "НГ-Дипкурьер". 2005. 24 окт. <22> См.: Постановление Государственной Думы РФ "О Декларации о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам" // СЗ РФ. 1995. N 52. Ст. 5131. <23> http://www. kremlin. ru/appears/2001/10/11/0000_type63378_28660.shtml

Россия заинтересована в широком определении понятия "соотечественник за рубежом". К нему можно отнести каждого, кто являлся подданным Российской империи, состоял в гражданстве Российской Республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации, а также его потомков, если он считает Россию своей Родиной, знает русский язык, готов поддерживать с ней гуманитарные, экономические связи или переехать на постоянное место жительства. Не нужно бояться искусственного увеличения такой категории лиц. Признание соотечественником не должно влечь автоматического предоставления льгот. Это неминуемо приведет к иждивенчеству. Экономические преференции необходимо предоставлять тем, кто намерен переселиться в Россию, причем с пользой не только для себя, но и для нее. В остальных случаях должны использоваться меры дипломатической, политической поддержки, стимулирования развития изучения русского языка, продвижения культуры, искусства народов нашей страны.

Название документа