Институализация культурных связей татарских общественных организаций в конце XX века
(Ашрафуллина Л. Ф.) ("Культура: управление, экономика, право", 2007, N 2) Текст документаИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ ТАТАРСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНЦЕ XX ВЕКА
Л. Ф. АШРАФУЛЛИНА
Ашрафуллина Л. Ф., старший преподаватель кафедры "ТиИГП" Набережно-Челнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань), кандидат исторических наук.
Политические реформы конца 1980-х - начала 1990-х годов позволили советским гражданам самостоятельно устанавливать зарубежные культурные связи. По целям их можно разделить на две категории: 1. Творческая самореализация; 2. Удовлетворение культурных (духовных) потребностей. Механизм достижения этих целей в современном мире включает усилия отдельной личности, деятельность обществ на основе национального и международного законодательства. В помощь их реализации призваны мероприятия государства, международных организаций и фондов. В ТАССР не было общественных организаций, которые занимались бы проблемой удовлетворения духовных запросов татарской диаспоры. С началом реформ замалчиваемая проблема удовлетворения национальных культурных потребностей вырвалась наружу. Так, в программе Всетатарской ассоциации деятелей культуры и искусства подчеркивалось, что "сведены на нет культурно-информационные связи этнического ядра нации, локализованного до недавнего времени в рамках "автономного" Татарстана, с многочисленной татарской диаспорой. Крайне отрицательную роль сыграла фактическая изоляция национальной культуры от общемирового культурного потока. Татарская культура, развивавшаяся в условиях абсолютного диктата идеологизированной, усредненно-серой так называемой общесоветской культуры, деградировала и провинциализировалась..." <1>. -------------------------------- <1> Программа Всетатарской ассоциации деятелей культуры и искусства: концепция развития национальной культуры / Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника: В 3 томах. Т. 3. Модель Татарстана. М.: ЦИМО, 1998. С. 97 - 98.
На волне демократических преобразований татарской общественностью стали активно устанавливаться культурные связи. Впервые возможность установить связи с культурным центром у татарской диаспоры представилась во второй половине 1980-х годов. Тогда в Финляндии побывала всесоюзная делегация общества "Родина". Из поездки она вернулась с убеждением необходимости "просить руководство Московского татарского культурного центра дать предложения о формах установления контактов и сотрудничества с организациями финских татар..." <2>. -------------------------------- <2> ЦГА ИПД РТ. Ф. 15. Оп. 15. Д. 1640. Л. 85.
В условиях распада Советского Союза в деле налаживания зарубежных связей активизировались региональные органы. Общественными организациями республики в конце 1980-х - начале 1990-х годов были заложены задачи развития культурных связей: поступательное и всестороннее развитие нации и сохранение единства с диаспорой. Например, основной целью общества "Милли Йорт" стало "содействие реализации суверенных, национальных, социальных, политических, экономических и культурных прав, всестороннее развитие татарской нации, а также поддержание с этой целью общественных контактов с лицами татарской национальности в республике, стране и за рубежом" <3>. В программе Комитета "Суверенитет" предлагалось в будущей Конституции Татарской ССР закрепить "право на самостоятельное решение вопросов науки, образования, культуры и духовного развития татарской нации и других народов, проживающих на территории Республик, право ТССР выступать равноправным участником международного общения и участвовать в международных делах <4>. В 10-й Резолюции Татарского общественного центра (ТОЦ) "О представлении интересов РТ и татарского народа в зарубежных странах и международных организациях", принятой на II съезде, официальным властям Татарстана предлагалось: "...разработать и осуществить систему международной информации ТССР, учредить статус звания "почетного гражданина РТ" для присвоения этого звания татарам, проживающим за рубежом и участвующим в возрождении татарской нации и вносящим вклад в социально-экономическое и культурное развитие Республики. Добиться у Союзного Правительства для почетных граждан РТ свободного въезда в РТ и других льгот, предусмотренных для данной категории граждан" <5>. -------------------------------- <3> Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника... Т. 3. С. 152. <4> Программа Комитета "Суверенитет" от 25 ноября 1990 г. / Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника... Т. 3. С. 12. <5> Резолюция N 10 / Суверенный Татарстан. Документы. Материалы. Хроника: В 3 томах. Т. 2. Современный национализм татар. М.: ЦИМО, 1998. С. 20 - 208.
В 1990 г. было создано общество "Ватан" (Родина), целью которого стало установление и развитие культурных связей с татарской диаспорой дальнего зарубежья. В состав "Ватана" вошли 13 республиканских обществ, а также представители зарубежных стран <6>. Становление этой официальной организации происходило в рамках Всесоюзного общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом "Родина". -------------------------------- <6> ЦГА ИПД РТ. Ф. 8251. Оп. 1. Д. 9. Л. 12.
В 1991 г. "Ватан" занимался активной визовой поддержкой гостей Татарстана, выступая посредником между государством и частными лицами, а также зарубежными организациями. "Ватан" получал визы для желающих обучаться за рубежом, деловых туристов, деятелей культуры, журналистов и т. д. Фактически всю официальную документальную сторону по зарубежным поездкам творческих работников "Ватан" проводил через Выездную комиссию Кабинета Министров РТ. Введение свободного выезда за рубеж для всех граждан РФ значительно упростило деятельность "Ватана" <7>. -------------------------------- <7> ЦГА ИПД РТ. Ф. 8251. Оп. 1. Д. 58. Л. 117.
Таким образом "Ватан", концентрируя созидательную инициативу частных лиц и общественных организаций, претворял в жизнь потребности татарской общественности. Участие государства при этом заключалось в создании законодательной базы для многогранной деятельности в сфере зарубежных связей. Такие законодательные акты, как Конституция СССР (в ред. от 14 марта 1990 г.); Закон от 26 апреля 1990 г. "О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР"; российские Федеральные законы от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства РФ о культуре"; от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях"; от 17 июня 1996 г. "О национально-культурной автономии"; Закон РТ от 4 августа 1998 г. "О культуре", заложили основы институализации зарубежных культурных связей татарских общественных организаций. Успешный опыт культурных и других видов обменов поставил вопрос о создании татарстанских представительств за рубежом. Интересы "Ватана" согласились представлять в Стамбуле Фарид Бичури, а в Измире - Мизит Сузер. Они также высказали готовность развернуть сотрудничество в сфере торговли и бизнесе <8>. -------------------------------- <8> ЦГА ИПД РТ. Ф. 8251. Оп. 1. Д. 29. Л. 3 - 4.
Для нации, две трети которой живет за пределами Татарстана, сохранение единого культурного поля является важнейшей задачей. В Татарстане в начале 1992 г. прошел Учредительный съезд Всетатарской ассоциации "Магариф" (Просвещение). В 1992 г. было проведено организационное собрание деятелей татарской культуры... На нем присутствовали 34 человека из областей России и представитель японской диаспоры Аяз Аккыш <9>. -------------------------------- <9> Шэhри Казан. 1992. 17 июнь.
В 1992 г. в Казани прошел 1-й Всемирный конгресс татар (ВКТ). Эта организация также ставила своей целью вести "деятельность... по удовлетворению духовных потребностей татар, проживающих за пределами Татарстана" <10>. Для достижения этой цели в составе ВКТ находились три представителя зарубежной диаспоры <11>. -------------------------------- <10> Резолюция ВКТ // Татарстан. 1995. N 3/4. <11> ЦГА ИПД РТ. Ф. 8260. Оп. 1. Д. 15. Л. 11.
Председатель ВКТ И. Тагиров назвал стратегией татарских общественных организаций "обеспечение духовного сплочения, культурного единства татарского народа". ВКТ объединил 180 местных организаций. Большинство из них расположено в России, есть в Турции, в США <12>. Можно смело сказать, что ВКТ общепризнанный представительный орган татарского народа и поэтому обладает большим авторитетом. Это позволяет ВКТ обращаться за поддержкой и получать ее от официальных государственных структур. Создание и деятельность ВКТ стимулировали развитие татарских общественных национально-культурных центров за пределами России. -------------------------------- <12> Бутендонья татар конгрессы: бугенгесе hэм килэчэге // Шэhри Казан. 2000. 29 марта.
Единственным общетатарским средством массовой информации долгое время была зарубежная радиостанция "Азатлык" (Свобода). Лишь в 1994 г. проблема общетатарского радиовещания стала решаться. По предложению Исполкома ВКТ Кабинет Министров РТ принял Постановление "Об организации радиовещания на коротковолновом диапазоне". Это вещание должно было охватить страны СНГ и дальнего зарубежья. Его организация была поручена заместителю председателя Исполкома ВКТ Р. С. Валиеву <13>. -------------------------------- <13> ЦГА ИПД РТ. Ф. 8260. Оп. 1. Д. 19. Л. 3.
ВКТ в 1997 г. обратился к официальным властям разных стран с просьбой способствовать развитию культурных связей с РТ. В обращении к татарам диаспоры прозвучал призыв, придерживаясь законов их стран, расширять опыт национально-культурной автономии, создавать центры образования, информации, искусства, усиливать связи между собой и Татарстаном <14>. -------------------------------- <14> Донья дэулэтлэре башлыкларына мэрэжэгать // Шэhри Казан. 1997. 2 сент.
В мировой практике этими вопросами в основном занимаются дипломатические представительства, консульские учреждения, зарубежные Центры науки и культуры этой страны. В 1999 г. ВКТ был принят в состав комиссии по вопросам культуры, образования, информации, науки межпарламентской ассамблеи государств-участников стран СНГ <15>. -------------------------------- <15> Татарские края. 1999. Март.
Таким образом, общественность Татарстана и татарская диаспора в конце XX в. показали глубокую заинтересованность в установлении и развитии культурных связей. Их совместными усилиями была проведена огромная работа в условиях нехватки финансовых, коммуникативных средств. Логика развития культурных связей уже в первой половине 1990-х годов привела татарские общественные организации к необходимости решения таких вопросов, как создание представительств, общего алфавита, представления татарской культуры на международной сцене, что обычно является прерогативой государства. Примером государственной политики, ограничившей возможности успешной самодеятельной общественной деятельности, стало введение пункта 6 в ст. 3 о графической основе языков народов России на кириллице в Закон РФ от 11 декабря 2002 г. "О языках народов РФ". Это нововведение значительно снизило потенциальные возможности литературных обменов республики с тюркскими государствами. Также общественный характер институтов зарубежных культурных связей Татарстана не дает возможности полностью реализовать существующий потенциал из-за финансовых затруднений.
Название документа