О принципе гласности в хозяйственном правосудии

(Каменков В.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2007, N 5) Текст документа

О ПРИНЦИПЕ ГЛАСНОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРАВОСУДИИ

В. КАМЕНКОВ

Каменков В., председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, председатель ООО "Белорусский республиканский союз юристов".

Гласность (открытость, транспарентность) в деятельности хозяйственного суда (судьи) - значимая гарантия его независимости и самостоятельности при осуществлении правосудия, гарантия законности, объективности и справедливости судебных постановлений по конкретному делу. Причем это в равной степени касается защиты прав и законных интересов гражданина, субъекта хозяйствования и государства. В современных условиях принцип гласности заслуживает особого внимания и в аспектах организации работы каждого из хозяйственных судов. Это вопросы доступности и открытости всевозможной информации о работе хозяйственных судов, о времени работы и приема населения, их полномочиях, подведомственных им спорах, порядке приема и рационального рассмотрения обращений, о выездных судебных заседаниях, о назначенных к слушанию общественно значимых процессах, о принятых постановлениях, их исполнении, порядке обжалования отказа в принятии заявления и т. п. Таким образом, принцип гласности является наиболее широким по объему и охватывает все стороны организации и деятельности хозяйственных судов, включая форму организации и проведения судебных заседаний, режим работы судов, назначение и освобождение судей, полномочия должностных лиц и коллегиальных органов судов и т. д. "Одновременно гласность, открытость являются и формой реализации контроля общества за работой судебных органов, ведь подлинная независимость судебной власти предполагает такую ее безупречную деятельность (в том числе и по форме), которая не позволяла бы независимости превращаться во вседозволенность, проявление произвола и беззакония" <1>. -------------------------------- <1> Анишина В. И. Принципы гласности, открытости и транспарентности судебной власти: проблемы теории и практики реализации // Мировой судья. 2006. N 11.

"Правосудие является естественным пределом для всевластия государства, вместе с тем суд как институт государства сам нуждается в общественном контроле. Публичность, открытость правосудия обеспечивает приоритет гражданского общества перед государством. Поэтому открытый доступ к информации является одним из необходимых условий непосредственной демократии и построения информационной техногенной цивилизации" <2>. -------------------------------- <2> Ремигайло А. В. Транспарентность деятельности арбитражного суда г. Москвы // Проблемы транспарентности правосудия. М., 2005.

По указанным выше причинам степень актуальности названной темы не снижается и снижаться не будет. Об этом свидетельствуют и современные публикации российских авторов (но их не много), приведенные в настоящей статье. Например, некоторые из них указывают, что "в качестве условий гласности правосудия по гражданским делам можно назвать: - определение пределов судейского усмотрения по рассмотрению дела в закрытом судебном заседании; - публикация широкого круга решений судов первой инстанции с купированием имен и названий участников; - публикация всех решений судов вышестоящих инстанций без купюр; - публикация судебных постановлений и информации о деятельности суда в сети Интернет" <3>. Можно заметить, что некоторые из перечисленных проблем в системе хозяйственных судов Беларуси уже решены. В настоящее время идет разработка проекта о поэтапном внедрении так называемого электронного правосудия, что значительно повысит уровень гласности и прозрачности экономического правосудия. -------------------------------- <3> Кузьмина М. А. Некоторые вопросы обеспечения принципа гласности гражданского процесса в условиях проводимой в России судебно-правовой реформы // Мировой судья. 2006. N 6.

В Республике Беларусь о принципе гласности научных публикаций также недостаточно. Чаще эта проблема освещается в научно-практических комментариях к процессуальным кодексам <4>. -------------------------------- <4> См., например: Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь. Науч.-практ. коммент. / А. Д. Авдеев и др.; под общ. ред. В. С. Каменкова, И. Н. Колядко. Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. С. 50 - 52.

Принцип гласности в общей форме закреплен в ст. 114 Конституции Республики Беларусь, где указано, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства. В Кодексе о судоустройстве и статусе судей (ст. 11) <5> также повторяются конституционные положения принципа гласности. Кроме того, указывается, что "не допускаются разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательством". -------------------------------- <5> Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. N 139-З (ред. от 30.12.2006) "О судоустройстве и статусе судей" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 12.07.2006. N 107, 2/1236.

Нормы ст. 21 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК) <6> конкретизируют конституционную норму и устанавливают открытое судебное разбирательство в хозяйственных судах. Принцип гласности означает, что разбирательство дела в целом во всех хозяйственных судах и на всех стадиях процесса должно проводиться в открытых заседаниях с предоставлением присутствующим (участникам процесса, гражданам, представителям средств массовой информации и др.) реальной и равной возможности наблюдать за ходом процесса, фиксировать происходящее в процессе. -------------------------------- <6> Кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. N 219-З (ред. от 29.06.2006) "Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 06.09.2004. N 138 - 139, 2/1064.

Данный принцип распространяется на рассмотрение дел в суде первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций, а также на пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Гласность в хозяйственном судопроизводстве выражается не только в форме восприятия гражданами и должностными лицами совершающегося в зале судебного заседания и возможности лиц, присутствующих в открытом судебном заседании, делать заметки и т. д. Реализация принципа гласности в системе хозяйственных судов Беларуси осуществляется и посредством публикации судебных постановлений для получения возможности широкому кругу граждан и должностных лиц ознакомиться с этими постановлениями. В частности, постановления Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда, сведения по делам о банкротстве и иным делам, обзоры и обобщения судебной практики публикуются в журнале "Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь" и других средствах массовой информации. По наиболее актуальным и значимым делам, рассмотренным хозяйственными судами, копии постановлений размещаются также в электронных информационно-поисковых системах "КонсультантПлюс" и других. Сомнения противников подобного опубликования (при электронном опубликовании судебных постановлений могут быть проблемы с защитой персональных данных лиц, участвующих в деле) разрешимы с помощью различных способов (зашифровка, система кодов, разноуровневый доступ и т. п.). С появлением официального интернет-сайта Высшего Хозяйственного Суда с информационными разделами хозяйственных судов областей и г. Минска любой пользователь сети Интернет имеет возможность обратиться в хозяйственный суд с вопросом общего правового характера. Ответы на наиболее распространенные вопросы публикуются в журнале "Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь". Проводятся мероприятия по активизации информационной и разъяснительной работы с населением по вопросам деятельности системы хозяйственных судов. В системе хозяйственных судов налажен прием граждан и должностных лиц не только непосредственно в судах, но по месту работы и месту жительства. Периодически судьи и специалисты выезжают на предприятия, в исполкомы местных советов, где, по заранее сделанным объявлениям в средствах массовой информации, принимают граждан, дают ответы на поставленные вопросы. В последнее время стали практиковаться выезды под эгидой Белорусского союза юристов с участием судей общих судов, работников прокуратуры, управлений внутренних дел и юстиции, других правоохранительных органов с целью предоставления соответствующим лицам максимально полной информации. Закрытое судебное заседание допускается только в случаях, предусмотренных частью второй ст. 21 ХПК: - для защиты предусмотренных законодательными актами государственных секретов (см. Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. (в ред. Законов Республики Беларусь от 4 января 2003 г. N 172-З, от 29 июня 2006 г. N 137-З, от 20 июля 2006 г. N 162-З) "О государственных секретах" <7> и Указ Президента Республики Беларусь от 9 июля 2003 г. N 300 "Об утверждении Перечня государственных органов и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам и их защите" (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 8 сентября 2004 N 435) <8>). В этих случаях вопрос о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть инициирован и хозяйственным судом; -------------------------------- <7> Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. N 3410-XII (ред. от 20 июля 2006 г.) "О государственных секретах" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 02.08.2006. N 122, 2/1259. <8> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 16.07.2003. N 77, 1/4760.

- при удовлетворении ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой тайны и иного охраняемого законодательством секрета либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству. В отношении коммерческого секрета следует руководствоваться Положением о коммерческой тайне, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. N 670 <9>. -------------------------------- <9> Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. N 670 "Об утверждении Положения о коммерческой тайне" // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992. N 32. Ст. 570.

Кроме того, в соответствии со ст. 28 Конституции каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Поэтому лица, участвующие в деле, могут заявить ходатайство о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании с целью защиты тайны корреспонденции, врачебной тайны и др. В соответствии со ст. ст. 1 и 13 Закона о государственных секретах к последним относятся "сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан". Закрытое судебное заседание должно проводиться лишь по мотивированному определению хозяйственного суда. После оглашения определения в закрытом судебном заседании могут остаться лишь лица, участвующие в деле, их представители, а в необходимых случаях также свидетели, эксперты, переводчики, которых председательствующий в судебном заседании может предупредить о недопустимости разглашения соответствующих сведений. Перечень оснований для закрытого судебного разбирательства является исчерпывающим. Причем этот перечень несколько уже, чем предусмотренный в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В статье 6 названной Конвенции говорится: "Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе, если это требуется в интересах несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при особых обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия" <10>. -------------------------------- <10> Права человека и судопроизводство: Собр. междунар. документов. Вена: Изд. ОБСЕ, 1995. С. 237.

Как уже было сказано выше, принцип гласности не должен сводиться только к процессуальным аспектам. Он непосредственно затрагивает широкий круг вопросов организации работы судов, начиная с кадрового потенциала. Совершенствование законодательства и практики его исполнения по реализации и наполнению принципа гласности требуется по таким направлениям, как: - подбор кандидатов на должность судьи и прохождение ими соответствующих этапов подготовки; - эффективность работы с лицами, включенными в резерв на должность судьи; - аттестация судей, привлечение их к дисциплинарной ответственности; - приостановление, возобновление и прекращение полномочий судьи; - работа квалификационных коллегий и органов судейского сообщества и др. Воплощение в жизнь принципа гласности способствует укреплению доверия к правосудию, обеспечению беспристрастности хозяйственного суда, точному соблюдению законности при рассмотрении дел, оказывает предупредительное и воспитательное воздействие на должностных лиц и граждан.

Название документа