Проблемы становления и условия развития системы международной энергетической безопасности

(Глоба Н. С., Мурашкин И. А.) ("Юридический мир", 2007, N 5) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Н. С. ГЛОБА, И. А. МУРАШКИН

Глоба Н. С., профессор Московского государственного лингвистического университета, кандидат юридических наук.

Мурашкин И. А., профессор.

Проблемы международной энергетической безопасности со второй половины XX в. начали привлекать повышенное внимание ученых, практиков, аналитиков и непосредственно государственных органов власти и управления. В комплексе глобальной международной безопасности находящийся в процессе становления институт энергетической безопасности должен занимать видное место, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, энергетический сектор мировой экономики обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства любой из стран и во многом определяет формирование их финансово-экономических показателей. Максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора позволяет добиться стабильного роста экономики и повышения качества жизни населения. Во-вторых, природные топливно-энергетические ресурсы неравномерно распределены по миру. Наряду с богатыми углеводородными ресурсами странами имеются государства, в которых они полностью отсутствуют. Даже страны, обладающие значительными запасами нефти и газа, отличаются по производственным затратам на их освоение и эксплуатацию, а также по качеству энергоресурсов. Это закладывает объективные конкурентные различия между производителями ТЭК. В-третьих, непрерывный рост потребления, невозобновляемость запасов углеводородного сырья и некоторые другие особенности данной отрасли мировой экономики формируют очень напряженную конкурентную ситуацию на рынке энергоресурсов и обостряют военно-политические отношения между государствами. Следует отметить, что нарождающееся право международной энергетической безопасности и мировая экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени в мировой экономике право безопасности транспортировки нефти и продуктов переработки углеводородного сырья представляет собой ее продолжение. В свою очередь, и мировая экономика более не может существовать и развиваться без правовых установлений субъектов международного права в отношении международной энергетической безопасности. Правительство РФ, проводя экономические, политические и социальные реформы в начале 90-х годов XX в., подпав под влияние "демократов-многосторонников", за основу реформ приняло теорию либерализма и свободного рыночного хозяйства, которая мало соответствовала реалиям государства с переходной рыночной экономикой, недавно отказавшегося от системы плановой, административно-командной экономики <1>. В результате максимальной опоры на спонтанные, в большинстве своем коррумпированные силы общества и уменьшения до минимума государственно-правового регулирования процессами реформирования нефтегазового комплекса над ним практически был утерян контроль, и он перешел в руки частных лиц, основная цель которых заключалась в получении прибыли в личных целях в ущерб потребностям общества. -------------------------------- <1> Общая схема соотношения права и экономики в административно-командной экономике СССР выглядела следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, политика - концентрированное выражение экономики.

По мнению авторов, модель либерализма и свободного рыночного хозяйства в России не оправдала себя, поэтому современному этапу развития реформ более всего соответствует концепция институционализма, суть которой заключается в установлении социального контроля над рыночной экономикой. По мнению одного из авторов этой концепции Дж. Коммонса, прежде всего восстановление национальной (частной, смешанной и государственной) промышленности, массированные государственные инвестиции и законодательная деятельность государства способны уладить возникающие в экономике противоречия <2>. -------------------------------- <2> См. подробнее: История экономических учений: Учебник. Ч. II / Под ред. А. Г. Худокормова. М., 1994.

Так, в разгар арабо-израильской войны в октябре 1973 г. произошли события, которые приобрели общемировое значение. 17 октября того же года арабские страны - экспортеры нефти, входящие в ОПЕК, одновременно объединенные в ОАПЕК <3>, опубликовали список недружественных стран, в который вошли США, западноевропейские государства, Япония и ряд других стран. Арабские государства требовали от недружественных стран изменить свою политику в отношении событий на Ближнем Востоке. Это был первый случай использования "нефтяного оружия" в политических целях. -------------------------------- <3> В ОАПЕК входили десять арабских стран: Абу-Даби, Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия, Ливия.

Стремясь избежать риска введения эмбарго на импорт нефти из арабского мира, страны, поименованные в списке, почти сразу высказались в поддержку решений ООН по ближневосточному конфликту и заявили о поддержке справедливой борьбы арабских народов за территории, захваченные Израилем в 1967 г. Но это было не главное. Действия арабских экспортеров нефти спровоцировали всемирный экономический кризис. Резко возросли цены на нефть. Закончилась эра дешевой нефти, стабильные поставки которой в 50 - 60-х годах дали мощнейший стимул развитию промышленности США, европейских стран и Японии. Но значение нефтяного эмбарго не следует преувеличивать. Арабские экспортеры нефти продавали нефть потребителям не напрямую, через посредничество международного нефтяного картеля, состоявшего из семи крупнейших нефтяных компаний ("семь сестер"), пять из которых были американскими. Государства ОАПЕК на практике не могли проследить, насколько строго "сестры" соблюдали введенный запрет. Транснациональные корпорации (ТНК) могли переадресовать поставки нефти, как только принадлежащие им танкеры покидали порты арабских стран. В силу этих и других причин нефтяное эмбарго против США было отменено в марте 1974 г., а против западноевропейских стран и Японии оно перестало действовать еще раньше. Первый "нефтяной шок" дал толчок слому старой энергоемкой и ресурсоемкой модели промышленного производства, которая обеспечивала процветание западному миру в первые послевоенные десятилетия. Столкнувшись с угрозой нестабильности поставок нефти, Запад был вынужден начать крупные структурные реформы экономики, увеличить вложения в разработку передовых технологий, способных обеспечить уменьшение энергопотребления и ограничить рост зависимости от импорта нефти. Следует отметить, что в современных процессах глобализации мировая система энергообеспечения играет фундаментальную роль в силу того, что с начала 60-х годов прошлого века и по настоящее время положение базового энергоносителя занимает нефть, которая используется практически во всех отраслях экономики. На нефть приходится 40,6% всего объема мирового энергопотребления. Согласно исследованиям ведущих аналитических агентств, в частности EIA и ABN AMRO Bank <4>, за нефтью сохранится доминирующее положение в структуре потребления энергоресурсов до 2020 г. -------------------------------- <4> Energy Report // ABN AMRO Bank. 2000.

Основные разведанные запасы нефти и природного газа на сегодняшний день расположены на территории развивающихся и догоняющих стран. Из 140,4 млрд. т мировых доказанных запасов нефти <5> 109,0 млрд. т (77,6%) сосредоточенно в небольшой группе стран, входящих в Организацию стран - экспортеров нефти ОПЕК. В то же время основными потребителями энергоносителей являются страны с развитой промышленностью, располагающие значительными финансовыми ресурсами. При этом экономически развитые страны значительно истощили свои ресурсы углеводородов. Следствием этого является интенсификация процесса интернационализации производства, который ведет к глобализации всего мирового хозяйства. -------------------------------- <5> К доказанным принято относить запасы разведанных месторождений, объемы которых с достаточной надежностью (85 - 90%) подтверждены геологическими и техническими методами и добыча которых экономически оправдана при современных технологических возможностях.

Ключевое влияние на процессы глобализации оказывают также транснациональные корпорации (ТНК), вышедшие за пределы своих национальных экономик. Растущие противоречия в распределении доходов от производства нефти между собственниками нефтяных ресурсов (11 странами ОПЕК) и нефтяными монополиями промышленно развитых стран, в условиях резкого колебания цен на энергоресурсы в международной торговле, привели практически к одновременной ликвидации концессий во всех странах ОПЕК и созданию импортерами энергоресурсов Международного энергетического агентства (МЭА), основной целью которого является обеспечение коллективной безопасности 28 стран - членов этой организации в случае резкой дестабилизации международных поставок нефти. После создания международных организаций ОПЕК и МЭА, учитывающих интересы стран - экспортеров и импортеров нефти, возникли предпосылки создания системы обеспечения международной энергетической безопасности, базирующейся на нормах международного права. Но хотя международное право - одна из древнейших областей права, тем не менее до сих пор на международном уровне нет общепризнанных четких параметров разделения его на отрасли. Выделяя право международной безопасности как отдельную отрасль знаний, большинство российских и зарубежных ведущих юристов-международников используют различные критерии при определении институтов, входящих в данную отрасль международного права. Российская наука считает, что нормы международного права являются продуктом согласования воль соответствующих субъектов и подразделяются на императивные и диспозитивные. В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения нормы международного права подразделяются на нормы-принципы, нормы-определения, нормы-цели. Также нормам международного права присущи самые разнообразные санкции, которые заставляют участников межгосударственных отношений, в том числе в энергетической сфере, соблюдать нормы международной безопасности. Если таких санкций нет, то государства и их союзы как субъекты международного права часто не склонны выполнять взаимные договоренности. Так, например, страны ОПЕК в целях получения дополнительной прибыли на мировом нефтяном рынке, функционирующем по принципу картельного ценообразования, постоянно пытаются произвольно снизить или повысить приемлемые для мирового сообщества квоты добычи нефти. Но поскольку никаких санкций за нарушение квот, кроме морального порицания, нет, то попытки противодействия международного сообщества проваливаются вследствие отсутствия санкций за нарушение условий соглашений по демпфированию установленных объемов добычи нефти отдельными странами. В частности, в конце 1985 г. - в начале 1986 г. Саудовская Аравия в соответствии с пожеланиями США, ведущих в тот исторический период планомерные, активные действия по развалу экономики СССР, увеличила объем добычи нефти с 2 до 5 млн. баррелей в сутки. После чего цена на арабскую нефть упала с 29 долл. ниже уровня 10 долл. за баррель <6>, а на российскую марку URALS до 3,5 долл. ниже ее себестоимости, которая составляла 7 долл. за баррель. Таким образом, согласованные действия стран ОПЕК, под воздействием США, в 80-е годы XX в. оказали дестабилизирующее и дезинтегрирующее влияние на рынок нефти, от которого в значительной мере зависела не только мировая экономика, но и политическая судьба СССР. -------------------------------- <6> Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть / Пер. с англ. 2-е изд. М.: Издательство "ДеНово", 2001. С. 770.

В дальнейшем новое неконтролируемое увеличение объемов экспорта энергоресурсов в 1993 - 1997 гг., связанное с бурным развитием экономики государств Азии и экономическим ростом США, привело к переизбытку нефти на мировом рынке и последующему резкому падению цены на нее в 1998 г., вызвавшему экономический кризис в России. Внешняя и внутригосударственная политика Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности и безопасности нефтегазового комплекса как ее составляющей во многом зависит от определения геополитического положения, национальных интересов и правового статуса России в международной системе энергетической безопасности. В настоящее время в нашей стране сформировалось по крайней мере две геополитические стратегии, которым соответствуют разные модели развития экономики. Одна - это представление о России как о европейской стране. Представленная позиция в значительной мере соответствует геополитической стратегии Бжезинского, который считает, что наилучший выбор для России - это усиление органических связей с трансатлантической Европой <7>. -------------------------------- <7> Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1999. С. 143.

Другая геополитическая стратегия для России предлагается сторонниками евразийства. Согласно их взглядам Россия является евро-азиатской страной: "Россия и Запад - разные цивилизации, они реализуют разные цивилизационные модели, у них разные системы ценностей" <8>. -------------------------------- <8> Дугин А. Евразийство: от философии к политике // Независимая газета. 2001. 30 мая. С. 8.

По мнению авторов, если не учитывать особенности тех или иных моделей построения экономики, базирующихся либо на европейских ценностях рыночных отношений, либо на евразийском мировоззрении, то в ближайшей перспективе Российской Федерации в течение 10 - 15 лет в основном придется ориентироваться на уже сложившиеся достаточно давно крупнейшие экспортные рынки российских энергоресурсов в Северо-Западной Европе и Средиземноморье. В среднесрочной и долгосрочной перспективе стабильно растущий спрос (+5% в год) и благоприятная ценовая конъюнктура на энергоресурсы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона станут основными факторами, которые будут определять не только развитие энергетических рынков во всем мире, но и геоэнергетическую стратегию нашей страны <9>. -------------------------------- <9> По данному вопросу мнение автора более подробно см.: Глоба Н. С. Энергетическая политика России в Северо-Восточной Азии. М.: Славянский деловой институт им. К. В. Нечаева (Митрополита Питирима), 2004.

К сожалению, авторы Энергетической стратегии России на период до 2020 г. (Минэкономразвития России, МПР России, Минпромнауки России и ряд других министерств и ведомств), разрабатывавшие данный официальный документ, утвержденный Правительством Российской Федерации 28 августа 2003 г. распоряжением N 1234-р <10>, так и не решились определиться с направлениями геополитической стратегии нашей страны в условиях наступающей глобализации мировой экономической системы. -------------------------------- <10> Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. // Прил. к обществ. дел. журн. "Энергетическая политика". М.: ГУ ИЭС, 2003.

По мнению авторов, для повышения своего геополитического статуса в процессе глобализации, несмотря на низкие оценки ее международного влияния, слабости инновационного потенциала, низкую конкурентоспособность, Россия может в основном опираться на свой огромный природно-ресурсный потенциал. Открывая в условиях глобализации экономику для свободного перетока всех видов ресурсов, ломая локальную систему защиты национальных интересов, Россия обязательно должна была поставить, и она поставила, на Санкт-Петербургском саммите стран "Большой восьмерки" перед международным сообществом вопрос о создании новых институтов международной глобальной энергетической безопасности.

Название документа