15 лет договора о коллективной безопасности
(Бордюжа Н. Н.)
("Юридический мир", 2007, N 5)
Текст документа
15 ЛЕТ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Н. Н. БОРДЮЖА
Бордюжа Н. Н., Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности.
История вопроса. В Ташкенте 15 лет назад - 15 мая 1992 г. между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и в дальнейшем Азербайджаном, Грузией и Белоруссией был подписан Договор о коллективной безопасности. Заключение данного Договора было обусловлено стремлением государств на изломе истории совместными усилиями обеспечить территориальную безопасность и целостность бывших советских республик, воссоздать единое для них оборонное пространство.
Поэтому на первом этапе выдвигалась задача обеспечения взаимопомощи в случае вооруженной агрессии против любого из участников Договора. Эта идея прошла красной нитью через весь Договор и получила конкретное закрепление в его ст. 4, которая гласит: "Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств - участников настоящего Договора.
В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".
Договор о коллективной безопасности, планировавшийся как механизм военного сотрудничества в масштабе всего СНГ, долгое время не получал практической реализации и как бы дрейфовал в русле происходивших в СНГ процессов, действуя, по существу, в рамках уставных органов Содружества.
Перелом наступил в конце 90-х годов прошлого столетия с обострением ситуации вокруг Киргизии, вызванной террористической активностью, а также возникновением прямой угрозы со стороны афганских талибов в отношении Таджикистана, что потребовало задействовать механизм военной и прочей помощи указанным государствам в соответствии с положениями Договора.
Именно в этот период было принято кардинальное решение об адаптации ДКБ к меняющейся геополитической ситуации. Договор вышел на приоритетное направление противодействия современным вызовам и угрозам.
Одним из важнейших этапов в этом процессе стало создание в 2003 г. на базе Договора международной региональной структуры - "Организации Договора о коллективной безопасности" (ОДКБ) со своим Уставом (в декабре 2003 г. он был зарегистрирован в Секретариате ООН, а Организация получила статус наблюдателя в Генассамблее ООН).
ОДКБ: цели, функции, структура.
В итоге за 15 лет своего существования ОДКБ превратилась в многофункциональную интеграционную структуру безопасности.
С окончательным оформлением ОДКБ в качестве полноправной международной региональной организации были созданы необходимые условия для успешного встраивания ОДКБ в систему региональных и международных отношений.
Занимая свою нишу в мировом сообществе, ОДКБ активно развивает рабочие контакты и взаимодействие с другими международными организациями, занятыми в сфере безопасности. Уже сейчас можно говорить об устойчивых связях со структурами ООН, включая Секретариат ООН и Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности. Организация участвует в проводимых под эгидой Генерального секретаря ООН встречах высокого уровня по координации усилий ООН и региональных организаций и в деятельности вновь созданного для целей такой координации Постоянного комитета ООН.
В соответствии с принятым в 2004 г. решением ОДКБ выступила с предложением о налаживании диалога с НАТО, прежде всего в вопросах противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков. Значительно активизировались рабочие контакты и взаимодействие между ОДКБ и ОБСЕ.
Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых отдается политическим средствам.
При полном учете геополитических реалий, в которых действует Организация, необходимый акцент делается на дальнейшем укреплении политического взаимодействия, прежде всего в плане мониторинга военно-политической и криминогенной обстановки в регионе и мире, своевременного выявления и предотвращения политическими средствами кризисных и конфликтных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ. В этих целях создан цельный механизм внешнеполитической координации (руководящие, исполнительные и координирующие органы), включающий систему обмена информацией, межгосударственные консультации на различных уровнях, выработку коллективных позиций, взаимодействие в международных организациях.
Организация также сориентирована на противодействие коллективными усилиями терроризму и наркоугрозе, на борьбу с проявлениями экстремизма и ксенофобии.
Работе по вызовам и угрозам все больше подчиняется и взаимодействие в военной сфере.
В соответствии с Уставом ОДКБ органами Организации являются:
Совет коллективной безопасности (СКБ) - высший орган Организации, в состав которого входят главы государств-членов. Совет на ежегодных сессиях рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач.
В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами-членами.
Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.
Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.
Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации, который представляет собой постоянно действующий рабочий орган ОДКБ для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации. В его составе функционируют управления политического и военного сотрудничества, управление противодействия вызовам и угрозам, другие структурные подразделения.
Успешно работает Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков.
При КССБ сформированы рабочие группы по противодействию терроризму, экстремизму и нелегальной миграции.
Главной военной составляющей системы коллективной безопасности являются коалиционные группировки войск в регионах, предназначенные для сдерживания или отражения агрессии против государств-членов, а также для проведения других операций в интересах обеспечения безопасности государств-членов от внешних угроз.
В августе 2001 г. сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР) численностью до 4 тыс. человек. С октября 2003 г. в составе КСБР начала функционировать российская авиабаза с местом дислокации г. Кант (Кыргызстан).
Завершено создание Объединенного штаба ОДКБ. Начало его деятельности - с 1 января 2004 г. позволило организовать более качественную работу по дальнейшему развитию военного сотрудничества.
Новым вектором в работе ОДКБ стало парламентское измерение. Созданная в ноябре 2006 г. Парламентская ассамблея ОДКБ позволит систематизировать и активизировать работу по гармонизации и унификации национальных антитеррористических законодательств государств - членов Организации.
Антитеррористическая деятельность ОДКБ. Геополитическая ситуация, в которой действует Организация Договора о коллективной безопасности, по-прежнему вызывает озабоченность прежде всего в связи с нестабильностью в регионе, с явно предкризисной или кризисной динамикой обстановки.
При выработке единых для государств - членов Организации подходов к проблеме международного терроризма в полной мере учитываются международно-правовые документы (декларации, конвенции, резолюции), принятые мировым сообществом.
Одним из последних и существенных актов, положенных в основу деятельности ОДКБ по антитеррору, является Глобальная контртеррористическая стратегия, принятая в сентябре 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Применительно к Стратегии деятельность ОДКБ направлена на дальнейшую синхронизацию своих действий с усилиями международного сообщества в борьбе с терроризмом.
Крайне важным для Организации представляется правовой аспект борьбы с терроризмом и экстремизмом. Правовую основу деятельности ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом составляют уставные документы Организации и решения ОДКБ по данной проблеме, конвенции и другие многосторонние акты ООН, ШОС, Совета Европы и СНГ, национальное законодательство государств - членов ОДКБ.
Во всех государствах - членах ОДКБ приняты специальные законы по борьбе с терроризмом, а также установлена уголовная и административная ответственность за деяния террористической и экстремистской направленности. Принимаются меры по инкорпорированию в национальное законодательство положений, запрещающих подстрекательство к совершению террористических актов.
В последние годы сделан акцент на совершенствовании правовых основ противодействия финансированию терроризма, антитеррористической пропаганде, мерах по обеспечению неотвратимости наказания, как самих террористов, так и их спонсоров.
В рамках ОДКБ налажен обмен информацией об организациях, признанных террористическими на территории каждого из государств-членов, а также соответствующими судебными решениями.
В соответствии с содержащейся в Глобальной контртеррористической стратегии ООН рекомендацией укреплять механизмы по борьбе с терроризмом Организация проводит работу по созданию Антитеррористического комитета ОДКБ, в который войдут руководители органов внутренних дел (полиции), органов безопасности, разведывательных и пограничных служб. Эта структура позволит эффективнее координировать действия в вопросах борьбы с терроризмом таких разнопрофильных ведомств государств - членов ОДКБ, как органы безопасности, правоохранительные органы, пограничные ведомства и др.
Другое важное направление - реализация комплекса мер по укреплению контртеррористического и антинаркотического потенциалов государств-членов, оснащению их сил для борьбы с терроризмом и наркотрафиком спецтехникой и спецсредствами, обучению кадрового состава. Организация наращивает усилия и в сфере обеспечения информационной безопасности от террористических угроз.
Обучение специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Среди конкретных мер по координации контртеррористических усилий в рамках ОДКБ стало создание Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников (ВИПК) МВД России. В 2007 г. Центр при содействии УНП ООН готовится провести семинар-тренинг для участников законодательного процесса государств - членов ОДКБ в сфере борьбы с терроризмом, а также ряд мероприятий по всем направлениям противодействия новым вызовам и угрозам.
Взаимодействие ОДКБ с институтами гражданского общества и СМИ. Победить терроризм можно только при активной поддержке институтов гражданского общества. Возрастающую роль в утверждении нетерпимости к терроризму призваны играть средства массовой информации. Поэтому столь важно наладить партнерство между государственными органами, СМИ и структурами гражданского общества. В этой связи у Организации имеется определенный позитивный опыт. Под эгидой ОДКБ и по инициативе представителей гражданского общества в 2004 г. была создана постоянно действующая общественная организация под названием "Международный антитеррористический медиафорум", учредителями которой выступили информационные агентства, общественные и журналистские объединения, видные общественные и политические деятели. Медиафорум выдвинул конкретные инициативы, направленные на создание широкого информационного и общественного фронта против террора и распространения наркотиков. В его работе участвовали представители Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, других международных организаций. Важно, что Медиафорум становится одним из инструментов реализации Стратегии партнерства государства и бизнеса в противодействии терроризму, принятой в ноябре 2006 г. в Москве Глобальным форумом, проведенным под эгидой "Большой восьмерки". В рамках этой структуры планируется провести в ближайшее время круглый стол для выработки предложений по развитию партнерства государства, бизнеса и СМИ в противодействии терроризму, а также недопущению пропаганды терроризма с использованием сети Интернет.
Перспективы совершенствования антитеррористической деятельности ОДКБ. Достигнутые за 15 лет результаты деятельности ОДКБ доказали ее эффективность и жизнеспособность. Однако это лишь начало пути. В настоящее время представляется актуальной и политически востребованной задача дальнейшего совершенствования военно-политических механизмов сотрудничества государств-членов в сфере обеспечения их национальной и коллективной безопасности. Реализации этой цели служит идущий сейчас процесс трансформации ОДКБ в универсальную международную структуру безопасности, способную адекватно реагировать по всему спектру современных вызовов и угроз.
Выработка стратегии развития ОДКБ в значительной степени диктуется политической ситуацией, складывающейся в зоне действия ответственности и на прилежащих к ней территориях. В частности, следует учитывать, что в последнее время активизировалась военная деятельность США и НАТО непосредственно на внешних границах всех регионов коллективной безопасности ОДКБ, восстанавливается и создается силами США и НАТО военная инфраструктура в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии.
Не снижается угроза, исходящая из Афганистана. Несмотря на определенные позитивные моменты в развитии внутриполитической ситуации в этой стране, государства - члены ОДКБ, граничащие с ним, вынуждены быть в постоянной готовности к отражению возможных террористических проявлений, которые неразрывно связываются с наркотрафиком, исходящим от южного соседа.
Не могут не вызывать растущую озабоченность и другие, в том числе скрытые, методы внешнего воздействия, граничащие с вмешательством во внутренние дела отдельных государств - членов ОДКБ. Организуются и реализуются хорошо скоординированные акции и кампании по оказанию политического, экономического и информационного давления извне.
Адаптируя Организацию к меняющейся геополитической ситуации, государства-члены принимают практические меры по созданию системы вспомогательных органов ОДКБ и соответствующих коллективных сил, включающей многосторонние механизмы координации антитеррористической деятельности. Новое направление в работе по противодействию терроризму видится в формировании коллективных региональных антитеррористических сил ОДКБ для оперативного реагирования на любые крупные террористические и экстремистские проявления, прежде всего трансграничного характера.
При разработке комплексного подхода к созданию многофункционального механизма по поддержанию безопасности и стабильности в зоне ответственности ОДКБ придается должное значение формированию необходимого коллективного потенциала по предупреждению и ликвидации последствий крупных природных и техногенных катастроф. Аналогичный механизм может быть задействован и для преодоления последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в результате крупномасштабных терактов. Тактика и инструментарий проведения такого рода операций отрабатывались в апреле 2007 г. в ходе специального многостороннего учения в Белоруссии. С учетом нарабатываемого опыта в ОДКБ выстраивается программа формирования системы реагирования на чрезвычайные ситуации, включая создание Координационного совета по чрезвычайным ситуациям.
Важным элементом создаваемой в рамках ОДКБ универсальной системы реагирования на современные вызовы и угрозы, в первую очередь террористической направленности, должен стать миротворческий потенциал ОДКБ. В этих целях подготовлен пакет документов по миротворчеству, включая Соглашение о миротворческой деятельности, предусматривающее создание в формате ОДКБ Коллективных миротворческих сил.
В рамках разрабатываемого сейчас механизма реагирования на кризисные ситуации будет формироваться и такое направление, как постоянный анализ обстановки и прогноз ее развития, выработка предложений по различным вариантам политических и военных решений, их оперативное согласование и реализация, а также контроль и управление в любых ситуациях, в том числе и форс-мажорных.
Особое внимание обращается на отработку механизмов контроля за выполнением обязательств государствами - членами ОДКБ по осуществлению превентивных мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности.
В контексте принятого ранее Плана коалиционного военного строительства в рамках ОДКБ на период до 2010 г. и последующую перспективу прилагаются усилия к углублению военно-технического сотрудничества, в т. ч. и в плане льготных поставок спецсредств и спецтехники для правоохранительных органов, а также сотрудничества в подготовке для них кадров.
В формате ОДКБ принимаются меры к скорейшему принятию Соглашения об оказании экстренной военно-технической помощи государству-члену, подвергшемуся агрессии, обеспечивающего своевременное и адекватное выполнение предусмотренного в Договоре о коллективной безопасности центрального обязательства о помощи в случае угрозы или осуществления агрессии против одного из участников Договора.
ОДКБ и региональное сотрудничество. В целях укрепления внутрирегиональных связей мы в ОДКБ исходим из того, что целесообразно сконцентрировать усилия на консолидации сотрудничества, на организационном сближении действующих на постсоветском пространстве международных структур: ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС, ШОС. Их нынешняя разобщенность, распыление ресурсов и дублирование выполняемых ими задач могут привести в конечном итоге лишь к размыванию системы безопасности, которую мы пытаемся сформировать в регионе.
В то же время внутрирегиональная консолидация поможет не только ввести в прозрачное, предсказуемое русло деятельность третьих государств и других международных структур в регионе, но и открыть путь к формированию в перспективе межрегиональной системы безопасности и сотрудничества.
Ассоциация юристов России, Издательская группа "Юрист" и редакция "Юридического мира" поздравляет Генерального секретаря ОДКБ Н. Н. Бордюжу и сотрудников Секретариата Организации со знаменательной датой - 15 лет деятельности Организации Договора коллективной безопасности.
Мирного неба, успешной работы и личного счастья Вам!
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество государств - участников ОДКБ в деле обеспечения мира и безопасности.
Члены Ассоциации юристов России готовы оказывать содействие в разработке эффективных правовых механизмов борьбы с терроризмом и экстремистскими проявлениями, консолидации в этом направлении сил гражданского общества и СМИ, а также способствовать успешной реализации в национальном законодательстве России принятых в рамках ОДКБ международных.
Название документа