Гармонизация правового регулирования отношений с участием потребителей в странах ЕС

(Клетченкова М. М.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 3) Текст документа

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СТРАНАХ ЕС

М. М. КЛЕТЧЕНКОВА

Клетченкова М. М., аспирант кафедры гражданского права и процесса Российского государственного торгово-экономического университета, старший преподаватель Московского городского юридического института.

Одной из тенденций развития законодательства в области регулирования потребительских отношений в последние десятилетия в мире является процесс его гармонизации. Гармонизация - способ, обеспечивающий формирование общих основ правовой политики сотрудничающих государств в отдельных областях общественной жизни, это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий в нем. Наиболее широко и последовательно этот процесс происходил в рамках Европейского Экономического Сообщества (Европейского союза). Вплоть до 1973 г. на уровне стран - участниц ЕЭС не предпринимались какие-либо попытки рассматривать специально вопрос, связанный с потребительской политикой и созданием необходимой правовой базы. Но уже в 1973 г. в рамках Комиссии ЕЭС создается специальный орган - Консультативный комитет по защите прав потребителей. С принятием в ЕЭС первой потребительской Программы в 1975 г. официально стала проводиться политика по защите прав потребителей. В ней закреплялись основные права потребителей (на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг, на возмещение причиненного ущерба, на информацию и просвещение и др.), а также основные задачи и средства их достижения. В качестве первостепенных товаров, в отношении которых Сообщество должно сблизить национальные нормы по безопасности и качеству, были провозглашены: продовольственные товары, косметические и моющие средства, товары длительного пользования, автомашины, текстильные товары, игрушки и др. Вторая Программа ЕЭС, принятая 19 мая 1981 г., устанавливала принципы обеспечения основных прав потребителей, и отмечала, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, относящихся к безопасности некоторых товаров, причем этот процесс не должен мешать свободному перемещению товаров. Гармонизация норм подразумевает установление определенных параметров качества, извещение о наличии в государстве - члене ЕЭС специальных норм анализа и тестирования, маркировки и стандартов безопасности. Обе Программы, одобренные Советом ЕС, возлагали на Комиссию ЕС подготовку нормативных актов, исследований по защите прав потребителей. В середине 80-х годов разрабатывается новый подход к потребительской политике. В 1986 г. одобряется Программа и создается график принятия нормативных актов по защите прав потребителей. В развитие этих актов Совет ЕС 9 ноября 1989 г. одобрил Постановление "О дальнейших приоритетных направлениях политики защиты потребителей". С момента начала работы органов ЕЭС в области защиты прав потребителей появились общие программные документы в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС. Директивы являются особым средством гармонизации законодательства в рамках ЕС и представляют собой нормативные правила, которые отличаются от конвенций, регламентов и других подобных средств унификации законодательства тем, что не содержат конкретных норм и обязательны для государств лишь с точки зрения результата, который должен быть достигнут. Формы и методы исполнения директив избирает каждое государство; оно, как правило, связано с внесением изменений во внутренне законодательство (имплементацией). Гармонизация законодательства в рамках ЕС носит взаимный характер, т. е. происходит не процесс адаптации права одного государства к праву другого либо его рецепции, а участники предпринимают на согласованной основе меры к сближению права - вырабатывают международно-правовым путем единые акты, обеспечивающие в результате общность или сходство регулирования. Духом гармонизации буквально пронизаны Директивы Совета ЕЭС: 85/374/ЕЭС от 25 июля 1985 г. о сближении законодательства, регламентов и административных положений государств - членов Сообщества в отношении ответственности за продукцию, имеющую дефекты (с изменениями, внесенными Директивой 1999/34/ЕС от 10 мая 1999 г.); 85/577/ЕЭС от 20 декабря 1985 г. о защите потребителя в отношении контрактов, заключаемых вне деловых помещений предприятий; 2001/95/ЕС от 3 декабря 2001 г. об общей безопасности продукции (она заменяет предыдущую Директиву 92/59/ЕЭС от 29 июня 1992 г., посвященную этим же вопросам; срок имплементации данного документа в законодательство государств-участников был установлен до 15 января 2004 г., соответственно, с этого момента перестал действовать прежний акт); 93/13/ЕЭС от 5 апреля 1993 г. о несправедливых условиях в потребительских договорах (которая должна была быть имплементирована не позднее 31 декабря 1994 г.); 97/7/EG Европейского парламента и Совета от 20 мая 1997 г. о защите потребителя при заключении договоров в сбыте (товаров) на расстоянии и др. <1>. -------------------------------- <1> Некоторые директивы опубликованы в электронном варианте на сайте Московской государственной юридической академии.

25 июля 1985 г. Совет ЕЭС принял Директиву 85/374/ЕЭС "О сближении законов, регламентов и административных положений государств-членов в отношении ответственности за продукцию", которая затем была имплементирована в национальное право почти всех государств-членов. Директива предусматривает, что производитель должен нести ответственность без вины за телесные повреждения и материальный ущерб, причиненный его дефектными товарами. Дефектными признаются товары, если они не обеспечивают безопасность, на что с учетом всех обстоятельств каждый потребитель вправе рассчитывать. Из текста Директивы следует, что ответственность производителя за телесные повреждения не зависит от должного соблюдения им необходимых мер предосторожности. Это может относиться к недостаткам производства, так как при наличии таких недостатков дефектность данного товара и тем самым ответственность производителя выявляются непосредственно в результате сравнения с остальной качественно изготовленной продукцией. В случае конструктивных дефектов и ошибочных инструкций дело обстоит иначе. Это объясняется тем, что практически не существует различий между безопасностью, на которую каждый вправе рассчитывать, и безопасностью, которую, руководствуясь здравым смыслом, должен гарантировать осмотрительный производитель при изготовлении своих изделий и при разработке указаний, предупреждающих о недостатках, присущих этим изделиям. Положения, исключающие ответственность производителя, имеют свою специфику и отличаются, например, от российского законодательства, которое предусматривает освобождение от ответственности только в случаях, если вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования товара. Согласно Директиве производитель должен доказать, что: 1) он не выпускал продукт в оборот; 2) продукт не был произведен им для продажи или любой формы распространения в хозяйственных целях, а равно, что он не был произведен или не распространялся им в ходе осуществления своей предпринимательской деятельности; 3) существует вероятность, что причинившая ущерб неисправность не имела места в момент выпуска им продукта в оборот или что данная неисправность возникла впоследствии; 4) неисправность является результатом подчинения продукта обязательным требованиям, установленным публичными властями; 5) в случае производителя компонентов - неисправность вызвана конструкцией продукта, в который был включен данный компонент, или данными ему инструкциями производителя этого продукта; 6) состояние научных и технических познаний в момент, когда он выпустил продукт в оборот, не обеспечивало ему возможность обнаружить неисправность. Заметим, однако, что эта норма диспозитивна, и государство может сохранить или предусмотреть в своем законодательстве, что данное правило не является причиной освобождения производителя от ответственности. На практике в государствах - членах ЕС наряду с нормами, которые были введены во исполнение рассматриваемого акта, остались в силе нормы национального права, регулирующие ответственность за выпуск некачественной продукции (например, в ФРГ во исполнение данной Директивы в 1989 г. был принят Закон об ответственности за недоброкачественную продукцию, но на практике по-прежнему доминирует ответственность, регулируемая нормами абз. 1 § 823 ГГУ) <2>. Кроме того, поскольку отдельные виды ущерба (нематериальный ущерб, имущественный ущерб, сумма которого ниже установленных стоимостных границ) возмещению не подлежат, потерпевший во многих случаях вынужден опираться при предъявлении иска на оба правовых основания. Заслуживают внимания Директива об общей безопасности продукции 92/59/ЕЭС от 29 июня 1992 г. и заменяющая ее Директива 2001/95/ЕС от 3 декабря 2001 г. Целью принятия этих документов является обеспечение гарантии того, что продукция, поступающая на рынок, является безопасной. Под безопасной продукцией понимается любой товар или изделие, которые при нормальных или при вполне вероятных условиях использования, включая длительное использование, не представляют никакого риска или представляют самый минимальный риск, допустимый при использовании, считающийся приемлемым и допустимым при высоком уровне защиты, обеспечивающей безопасность и безвредность для здоровья людей. -------------------------------- <2> Гражданское и торговое право зарубежных государств / Отв. ред. Е. А. Васильев, А. С. Комаров. 4-е изд., перераб. и доп. В 2 т. Т. II. М.: Междунар. отношения, 2005. С. 344 - 347.

Указанные Директивы раскрывают обязательства и полномочия государств-членов. Они обязаны: принимать необходимые нормативные акты; создать или назначить органы для контроля за соответствием продукции установленным требованиям и надзора за поставкой на рынок только безопасной продукции и наделить эти органы всеми необходимыми полномочиями для принятия мер, включая возможность наложения наказания в случае нарушения обязательств. Еще одна Директива, заслуживающая внимания, - 93/13/ЕЭС от 5 апреля 1993 г. о несправедливых условиях в потребительских договорах - была принята в связи с тем, что законы государств-членов о потребительских договорах демонстрируют многочисленные расхождения друг с другом, что имеет своим результатом различия между собой национальных рынков продажи товаров и услуг потребителям и возможность появления искажений конкуренции среди продавцов и исполнителей, особенно когда они осуществляют продажу или исполнение в других государствах-членах (преамбула Директивы). К недобросовестным условиям в соответствии с ней относятся условия, не согласованные в индивидуальном порядке (т. е. оно было подготовлено заблаговременно и потребитель не имел возможности повлиять на его содержание, в частности в контексте предварительно составленного типового договора), которые подробно перечисляются в приложении к акту. Данный документ один из немногих содержит предписания относительно коллизионных норм. Так, ст. 7 Директивы обязывает государства принять необходимые меры для того, чтобы действовала защита, предоставляемая указанной Директивой, даже в той ситуации, если договаривающиеся стороны выбрали право страны - нечлена ЕС в качестве права, применяемого к договору, в случаях, когда последний имеет тесную взаимосвязь с территорией государств-членов. Следует обратить внимание еще на одно немаловажное обстоятельство. Многие национальные законодательные акты в области защиты прав потребителей вобрали в себя нормы международного права, в том числе Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 16 апреля 1985 г. N 39/248 "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей" <3>. В разделе II Резолюции речь идет об общих принципах защиты прав потребителей. Здесь указывается на необходимость того, чтобы правительства разрабатывали, укрепляли и продолжали активную политику защиты интересов потребителей, что обусловливается необходимостью учета каждым правительством экономических и социальных условий своей страны, а также издержками и преимуществами защиты интересов потребителей. Подчеркивается также та роль, которую могут играть в разработке политики защиты интересов потребителей университеты и исследовательские организации. В данном разделе перечисляются шесть "законных нужд потребителей", на удовлетворение которых направлены руководящие принципы: -------------------------------- <3> Коммерческий вестник. 1989. N 7. С. 10 - 12; N 8. С. 9 - 11.

а) защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности; б) содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов; в) доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора товара; г) просвещение потребителей; д) наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей; е) свобода создавать потребительские и другие соответствующие организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы. В п. 5 этого же раздела говорится о том, что все предприятия должны соблюдать соответствующие законы и постановления тех стран, в которых они ведут дела. Они также должны соблюдать соответствующие положения международных норм защиты интересов потребителей. В Резолюции нашло отражение коллективное мнение о том, какими могут и должны быть законодательные акты в области защиты потребителей и как должна складываться практика защиты потребительских прав в мировом масштабе. Государства - члены ООН обязались проводить активную политику в этой области с учетом руководящих принципов. Каждое из них должно было определить свои собственные первоочередные задачи, сообразуясь с конкретными, присущими ему социальными и экономическими условиями и запросами населения. Как следствие этого, в развитых и развивающихся странах законодательство о защите прав потребителей либо полностью базируется, либо в значительной степени учитывает этот важнейший международно-правовой акт, хотя известно, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН не имеют юридически обязательной силы. В плане гармонизации законодательства России и ЕС необходимо упомянуть Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между РФ, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами - с другой, от 24 июня 1994 г. <4>, которое провозглашает в качестве важного условия для укрепления экономических связей между Россией и Сообществом сближение законодательства. Такой процесс сближения законодательств распространяется, в частности, и на защиту прав потребителей, технические нормы и стандарты. Таким образом, созданы предпосылки для эффективной защиты потребителей в сделках международного характера. -------------------------------- <4> Бюллетень международных договоров. 1998. N 8.

В заключение необходимо отметить, что в рамках Европейского союза с помощью средств гармонизации созданы единообразная нормативная основа и механизм ее реализации для защиты прав потребителей в пределах территории различных стран. На актуальность этой тенденции применительно к российскому законодательству в области защиты прав потребителей и таковому стран СНГ обращалось внимание еще с момента принятия в 1992 г. Закона о защите прав потребителей. "В настоящее время проблема защиты прав потребителей все больше интернационализируется. Их воздействие на экономику, на конкурентные отношения между изготовителями (продуцентами) в рамках одного государства неизбежно влияют и на внешнеэкономическую деятельность. Чтобы получить рынок сбыта того или иного товара на рынке второго или третьего государства, изготовители обязаны сообразовываться с существующими в этих странах правилами и нормами, относящимися к качеству, безопасности товаров, приемами маркетинга товаров (услуг)" <5>. -------------------------------- <5> Зименкова О. Н. О защите прав потребителей. Аналитический обзор законодательства зарубежных стран // Законодательство и экономика. 1993. N 3 - 4. С. 60.

Название документа