Организация Договора о коллективной безопасности - надежный инструмент в борьбе с терроризмом на евразийском пространстве

(Бордюжа Н. Н.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 3) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - НАДЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Н. Н. БОРДЮЖА

Бордюжа Н. Н., Генеральный секретарь ОДКБ.

В Ташкенте 15 лет назад - 15 мая 1992 г. - шестью бывшими советскими республиками - Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном - был подписан Договор о коллективной безопасности <1>, которым было положено начало созданию механизма военно-политического сотрудничества в интересах сохранения единого оборонного пространства, обеспечения безопасности от агрессии извне. -------------------------------- <1> В 1993 - 1994 гг. к Договору присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. При пролонгации Договора в 1999 г. из него вышли Азербайджан, Грузия и Узбекистан, заявившие о своем предпочтении решать вопросы безопасности на двустороннем уровне.

Договор виделся "отцам-основателям" как инструмент, призванный служить Содружеству Независимых Государств, как главный в его военном формате интеграционный механизм. Он четко увязывался со ст. 6 Беловежского соглашения, учредившего СНГ, которая гласила, что его участники "будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство". Следует отметить, что уже тогда Договор был беспрецедентным на постсоветском пространстве документом по уровню и содержанию обязательств, которые взяли на себя его участники. Ключевыми статьями Договора являются: ст. 2, предусматривающая обязательство незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности; и ст. 4, гласящая, что "если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников" и "все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную". Однако сам Договор тогда мало чем себя проявлял в качестве объединяющего фактора. Развитие военно-политической интеграции в его рамках шло параллельно с темпами и характером сотрудничества в СНГ в целом и во многом отражало происходившие там противоречивые процессы. Даже заседания высших органов Договора проходили не в самостоятельном режиме, а как своего рода приложение к повестке дня соответствующих органов Содружества. 1. Ситуация резко изменилась к концу 90-х годов. Приход к власти в Афганистане режима талибов, приближение их сил к южным границам зоны действия Договора, активизация деятельности в регионе поддерживаемых из Афганистана банд формирований, в том числе явно террористической направленности, объективно вызвали необходимость обращения центральноазиатских участников Договора за помощью к России и другим странам-участницам, задействования консультативного механизма ДКБ, активизации военно-технического сотрудничества. Адаптация Договора к новым геополитическим условиям потребовала необходимость коллективных действий по отражению нетрадиционных угроз, и в первую очередь со стороны международного терроризма и экстремизма. Членство в Договоре стало означать качественно более продвинутый по сравнению с сотрудничеством в рамках СНГ уровень интеграции, выход на реальные союзнические отношения. И на смену первому, по сути, подготовительному, этапу, пришел второй - участники Договора приступили к практическому созданию системы коллективных мер, выходящей за рамки чисто военного союза. Началась работа по взаимодействию на трех основных направлениях. Во-первых, это всемерное развитие политической составляющей Договора путем активизации, повышения уровня координации внешнеполитической деятельности государств-участников. Во-вторых, всестороннее развитие военного и военно-технического сотрудничества, создание коалиционных группировок войск (сил). И в-третьих, начало выхода на практические меры по нейтрализации новых вызовов и угроз, прежде всего в борьбе с международным терроризмом и другими проявлениями экстремизма. В этот период были приняты принципиально значимые основополагающие документы, определившие главный вектор развития Договора на годы вперед. Речь прежде всего идет о "Меморандуме о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и его адаптации к современной геополитической ситуации", подписанном 24 мая 2000 г. в Минске. Меморандум во многом предвосхитил процессы, которые только начали проявляться в мировом развитии и требовали адекватных, нетрадиционных ответов международному терроризму, что подтвердило скорое будущее. В документе предусмотрены меры по совершенствованию механизма обмена информацией, консультаций на высшем уровне, формированию региональных систем коллективной безопасности, созданию льготных условий для военно-технического сотрудничества. В плане адаптации Договора к новой геополитической ситуации была усилена координация мер по противодействию новым вызовам и угрозам, с акцентом на решительную борьбу против международного терроризма и экстремизма. Впервые в истории новых отношений государства, никак не ограничивая свои суверенные права на развитие сотрудничества с третьими странами и международными организациями, договорились о взаимном информировании, в том числе о целях и характере своих внешних контактов по вопросам международной и региональной безопасности. 2. И конечно, важнейшим этапом в развитии сотрудничества на постсоветском пространстве стало создание на базе Договора международной региональной структуры - Организации Договора о коллективной безопасности. Решение на этот счет пришло не сразу. Оно вызревало по мере углубления взаимодействия в различных областях, осознания необходимости более четкого определения прав и обязанностей субъектов интеграционного процесса, расширения сфер сотрудничества в связи с меняющейся обстановкой в сфере безопасности как в самих государствах, так и в регионе и мире в целом, повышения роли международного фактора, объединения усилий в противодействии международному терроризму, политическому экстремизму, другим новым вызовам и угрозам безопасности. И конечно, принятию такого решения способствовало нарастание актов международного терроризма, политического экстремизма и бандитизма, в том числе в России и других государствах - участниках Договора. В короткие сроки были подготовлены Устав Организации, Соглашение о правовом статусе ОДКБ, подписанные главами государств в Кишиневе 7 октября 2002 г. Хотелось бы обратить внимание на следующие положения Устава: - государства-члены согласовывают и координируют свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности; - государства-члены объединяют усилия в борьбе с международным терроризмом, наркобизнесом, транснациональной оргпреступностью и нелегальной миграцией; - решения Совета коллективной безопасности, принимаемые в их исполнение, решения Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности являются обязывающими для государств; - за невыполнение государствами решений и обязательств, в том числе финансовых, вводятся санкции - от приостановления их участия в деятельности ОДКБ до возможности исключения из нее; - при Организации создается Постоянный совет из полномочных представителей государств, который вместе с Секретариатом ОДКБ призван стать важным рабочим инструментом в деятельности Организации в период между сессиями Совета коллективной безопасности. Сегодня ОДКБ, в которую входят Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан (возобновила свое участие в Договоре и членство в ОДКБ в 2006 г.), представляет собой многофункциональную структуру в сфере безопасности. И ныне Организация располагает сложившейся системой руководящих, исполнительных и консультативных органов <2> с четко прописанными полномочиями и функциями, отлаженным механизмом внешнеполитического взаимодействия и военного сотрудничества. -------------------------------- <2> Высший орган ОДКБ - Совет коллективной безопасности в составе президентов государств-членов. Исполнительные и консультативные органы - Советы министров иностранных дел и обороны, Комитет секретарей советов безопасности. Рабочие органы - Секретариат и Объединенный штаб ОДКБ. При Организации функционирует Постоянный совет в составе полномочных представителей государств-членов.

В нашем активе - искреннее стремление государств к практическому взаимодействию для обеспечения коллективной и национальной безопасности, противодействия международному терроризму и экстремизму. 3. Линия, проводимая на дальнейшее укрепление союзнических связей, коллективной основы деятельности на международной арене, в немалой степени диктуется современными геополитическими реалиями, на которые ОДКБ должна иметь адекватные ответы и механизм совместных действий для обеспечения мира и спокойствия в регионе. Сотрудничество в борьбе против международного терроризма и экстремизма приобретает ныне для государств приоритетный характер. И значимость этого направления подкрепляется спецификой нынешней геополитической ситуации, когда на смену прямой военной агрессии приходит скрытая, непредсказуемая или внезапно реализуемая угроза международного терроризма, а также подпитывающие ее наркобизнес, трансграничная организованная преступность, политический и религиозный экстремизм, сепаратизм. В связи с созданием Организации в новом формате, важной организационной мерой в указанных выше целях явилось образование в структуре Секретариата нового специализированного подразделения по борьбе с международным терроризмом - Управления противодействия вызовам и угрозам. Вслед за этим были сформированы соответствующие координационные советы из руководителей компетентных органов государств-членов и межгосударственные рабочие группы по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, наркобизнесом и нелегальной миграцией. Сегодня предпринимаются коллективные и скоординированные национальные меры по укреплению контртеррористического потенциала, практические шаги по координации деятельности правоохранительных органов и спецслужб, по подготовке кадров контртеррористических подразделений, материально-техническому и финансовому обеспечению борьбы с международным терроризмом. В этом же направлении идут обсуждаемые в рамках ОДКБ меры по взаимному использованию соответствующих инфраструктур государств-членов при проведении контртеррористических акций. В целях повышения эффективности контртеррористической деятельности в ОДКБ создается банк информационных потребностей антитеррористических подразделений государств-членов, определяются порядок и механизм информационного взаимодействия. Ведется согласование единого подхода к оценке деятельности экстремистских и других радикальных организаций. Решается вопрос о формировании единого списка террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу коллективной безопасности. На регулярной основе проводятся консультации на уровне руководителей контртеррористических подразделений в целях определения главных угроз и выработки мер по их нейтрализации, а также отработка специальных антитеррористических операций в ходе оперативной и боевой подготовки коллективных сил быстрого развертывания, сформированных в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности <3>. -------------------------------- <3> Созданы в 2001 г. численностью до 4 тыс. чел. в составе 10 батальонов от Казахстана, Киргизии, Таджикистана, России.

Понимая, что наркобизнес является одним из основных источников финансирования терроризма, в рамках Организации принят и действует План мероприятий по борьбе с наркоугрозой, исходящей извне. Во исполнение Плана осуществляется ряд практических коллективных мер по противодействию этой опасности, налажено проведение ежегодных антинаркотических операций "Канал", в ходе которых скоординированными действиями начиная с 2003 г. перехвачено более 5 тонн наркотиков, возбуждено около 4 тысяч уголовных дел, конфискованы тысячи единиц огнестрельного оружия. Следует отметить, что операция "Канал" уже выходит за рамки ОДКБ: в 2005 - 2006 гг. к ней подключились третьи государства: Азербайджан, Иран, Китай, Узбекистан, Украина и страны Балтии, Агентство по борьбе с наркотиками США. Активизируются усилия государств и на таком значимом направлении работы, как нелегальная миграция, создающая реальную опасность в плане социального ресурса международного терроризма. В 2006 г. национальными миграционными и правоохранительными органами осуществлена первая совместная операция, проведены активные оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и перекрытию каналов нелегальной миграции, пресечению деятельности транснациональных организованных преступных групп на наиболее интенсивных направлениях въезда-выезда иностранцев из третьих стран. За 15 дней операции привлечено к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства более 28 тысяч человек, депортировано из государств-членов 1184 человека. Пресечена деятельность ряда преступных транснациональных группировок по организации торговли людьми, поставок оружия, взрывчатых веществ и наркотиков. Дальнейшее повышение эффективности работы по антитеррору нам видится на путях дальнейшей гармонизации и, где это возможно, унификации национального законодательства, принятия модельных законов, разработанных в рамках межпарламентского сотрудничества, четкого выполнения антитеррористических конвенций ООН. Активизации этой работы должно способствовать создание в ноябре 2006 г. Парламентской ассамблеи ОДКБ. 4. Под выполнение задач по укреплению антитеррористического потенциала и фактическому противодействию современным вызовам и угрозам выстраивается осуществляемая работа в сфере политического сотрудничества, взаимодействия с другими международными структурами в сфере безопасности. В активе ОДКБ - тесные рабочие контакты с Контртеррористическим комитетом Совета безопасности ООН и Управлением ООН по наркотикам и преступности. Развивается взаимодействие с ОБСЕ и Советом государств Балтийского моря, Международной организацией по миграции. Представители ОДКБ принимают участие в проводимых этими структурами мероприятиях, налажен регулярный обмен информацией и рабочими визитами. В сфере внешнеполитического сотрудничества по борьбе с терроризмом усилия нацелены на то, чтобы добиваться гораздо более решительного позиционирования ОДКБ, усиления ее потенциала воздействия на ситуацию в мире и регионе. Осуществляется тесная внешнеполитическая координация, ведется мониторинг на предмет своевременного выявления и предупреждения возникающих угроз международного терроризма, вырабатываются единые согласованные позиции и регулярно проводятся выступления с коллективными заявлениями, ведется активная линия сотрудничества с другими международными организациями. 5. Самым тесным образом с работой по антитеррору соприкасаются принимаемые в формате ОДКБ меры по совершенствованию механизма военного сотрудничества. Это направление деятельности диктуется также и требованиями сформированного в ее рамках военного союза, принятыми по Договору и Уставу обязательствами о коллективном отражении военной агрессии против любого из государств-членов. Эти обязательства остаются в силе, и задача ОДКБ - создать и укреплять все необходимые механизмы по их неукоснительному соблюдению и выполнению. Создан и действует Объединенный штаб ОДКБ. Разработаны и утверждены Основные направления коалиционного военного строительства на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, План коалиционного военного строительства ОДКБ. Определяются основные параметры по группировкам, составу коллективных сил и средств, порядку их планирования, применения и управления, технического оснащения и всестороннего обеспечения. Большая работа предстоит в плане реализации договоренностей об оперативном оборудовании территории и совместном использовании объектов военной инфраструктуры, создании единой системы технического прикрытия железных дорог государств-членов. Особое внимание в ОДКБ обращается на совершенствование и расширение военно-технического сотрудничества и практики совместной подготовки военных кадров. 6. С учетом многогранности и сложности ситуации, в которой действует Организация, продолжается работа по дальнейшему совершенствованию встроенных в нее структур, адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям. Сама практика и опыт нашей работы однозначно указывают на необходимость расширения функциональных возможностей ОДКБ, придания ей характера универсальной международной структуры безопасности, способной адекватно и эффективно реагировать по всему спектру вызовов и угроз. Такая задача поставлена перед Организацией главами государств в принятой на Минской (2006 г.) сессии политической Декларации. И сегодня принимаются меры по реализации поставленных в Декларации целей, в том числе по развитию нормативной правовой базы, что позволит вывести ОДКБ на качественно новый уровень деятельности, отвечающий нынешним реалиям. Центральное место в наших планах занимает задача придания Организации потенциала гибкого и своевременного реагирования, в том числе в упреждающем режиме, на любые кризисные изменения обстановки как в зоне ответственности Организации, так и вокруг нее. И основное внимание уделяется "тонкой настройке" механизмов выполнения обязательств по ст. 4 Договора на случай внешней агрессии, предполагающих оперативное применение сил и средств системы коллективной безопасности в кризисных ситуациях, в том числе по противодействию терроризму. И в этих целях формируется система коллективного противодействия терроризму, комплекса сил и средств по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом. В этих целях создаются вспомогательные координирующие органы и механизмы взаимодействия, такие как Контртеррористический комитет в составе руководителей министерств внутренних дел, органов безопасности, разведок, пограничных служб и коллективные региональные антитеррористические силы для оперативного реагирования на любые крупномасштабные террористические и экстремистские проявления. В военной сфере ведется работа по формированию объединенной (коалиционной) группировки войск (сил) в Центральноазиатском регионе, что должно иметь и действенный эффект в плане нейтрализации угрозы террористических вылазок со стороны афганских талибов, которые вновь набирают силу и становятся реальной опасностью. Тем самым будет завершено формирование всеобъемлющей системы коллективной безопасности, в которой уже функционируют Региональная (Россия - Беларусь) и Объединенная (Россия - Армения) группировки сил (средств) соответственно Восточноевропейского и Кавказского регионов коллективной безопасности. 7. На Минской (2006 г.) сессии отмечена эффективность нашего взаимодействия с законодательными органами государств и МПА СНГ по формированию нормативной правовой базы ОДКБ. Совместными усилиями удалось повысить качество процесса ратификации международных договоров, принятых в рамках ОДКБ в 2001 - 2006 гг. Разработана и реализуется Программа правового обеспечения реализации Плана основных мероприятий ОДКБ на 2006 - 2010 годы. Создан эталонный банк национального законодательства государств-членов в сфере уставных задач. Подготовлены предложения по гармонизации и сближению национального законодательства в сфере противодействия терроризму и незаконному обороту наркотиков. Развитие парламентского измерения и создание Парламентской Ассамблеи ОДКБ, несомненно, повлечет развитие межпарламентских связей как в рамках Организации, так и с другими международными структурами в сфере безопасности, позволит практически реализовать положения ст. 10 Устава ОДКБ, предписывающей государствам-членам принимать меры по гармонизации национального законодательства в сфере обороны, военного строительства и безопасности. 8. Другой значимый аспект борьбы с международным терроризмом - это информационное противодействие. Под эгидой ОДКБ создан Международный антитеррористический Медиафорум, разрабатывающий и реализующий ряд проектов и конкретных мероприятий по мобилизации возможностей СМИ в борьбе с терроризмом, экстремизмом и наркоугрозой. Широко поставлена работа со СМИ, журналистскими организациями и пресс-службами силовых ведомств государств. Наша цель - придать информационному антитеррору осознанный и целеустремленный характер, с тем чтобы поставить заслон деструктивным процессам и пропаганде насилия, расизма и ксенофобии. 9. С оформлением ОДКБ в качестве международной региональной организации были созданы необходимые условия для успешного встраивания ОДКБ в систему региональных и международных отношений, прежде всего на направлении поддержания безопасности и стабильности в мире. Оптимальный вариант организации региональной архитектуры безопасности видится в максимальном развитии и упорядочении внутри - и межрегиональных связей. Речь идет о консолидации сотрудничества действующих на постсоветском пространстве международных структур: ОДКБ, СНГ, ЕврАзЭС и ШОС. Их нынешняя разобщенность, распыление ресурсов и дублирование друг друга могут привести к размыванию системы безопасности, которую мы пытаемся сформировать в регионе. Поэтому, как представляется, нужно вести дело к созданию стройной системы взаимодействия всех указанных интеграционных структур при обеспечении их взаимодополняемости и четком распределении функций. Такого рода внутрирегиональная консолидация поможет не только ввести в прозрачное, предсказуемое русло деятельность третьих государств и других международных структур в регионе, но и открыть путь к формированию в перспективе межрегиональной системы безопасности и сотрудничества. Ныне ОДКБ представляет собой живой организм, адаптирующийся к быстро меняющимся геополитическим реалиям. Организация располагает необходимой организационной и нормативной базой, политической волей для эффективного выполнения стоящих перед ней задач. Главное для нас - это адекватное реагирование на возникающие в мире ситуации и активное противодействие международному терроризму и экстремизму, обеспечение коллективной и национальной безопасности государств-членов.

Название документа