Правовые конфликты в контексте теории правопорядка

(Кондратенко В. И.)

("История государства и права", 2007, N 9)

Текст документа

ПРАВОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ПРАВОПОРЯДКА

В. И. КОНДРАТЕНКО

Кондратенко В. И., соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

Устойчивый правопорядок недостижим без определенных изменений в духовно-нравственных, идейно-правовых устоях социальных групп, в ценностных установках и уровне правовой культуры граждан, без осознания и добровольного выполнения абсолютным их большинством своих обязанностей перед обществом и государством. Для создания такого состояния общества необходима планомерная и целенаправленная работа государственных институтов, и прежде всего правоохранительных, по формированию и развитию определенной правовой политики, соответствующей идеологии с четко выраженными, реально достижимыми и конкретно реализуемыми задачами в области правовой культуры как российского социума, так и его граждан. Ведь в конечном итоге не государство, а именно общество является носителем и основным субъектом правопорядка.

Фактор единения социальных сил вокруг идей права проявил себя в ходе принятия и введения в действие новой Конституции РФ. Подходя к пониманию права с этих исходных позиций, следует отметить, что оно по-новому акцентирует внимание на связи права и государства. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет. Отражение в праве естественно-правового начала ориентирует практику на то, что правовым может признаваться юридически должное, которое связано с приоритетами, ценностями личности, служит общему интересу, стимулирует свободу, инициативу [1].

Утверждение принципа господства права предполагает законодательное признание, закрепление и защиту всех юридически значимых аспектов свободы человека как независимого и автономного субъекта во всех сферах общественной жизни.

Идеи верховенства правового закона и требования правовой законности и правопорядка нашли свое закрепление в Конституции РФ. Прежде всего закрепление в Основном Законе прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека означает, что все действующее в России позитивное право (закон) должно соответствовать этим естественным человеческим правам (т. е. праву). Актуальнейшая задача современного российского общества - воплощение конституционных положений в реальную жизнь.

В современный период в российском праве на первый план выходит концепция, согласно которой человек, его права и свободы - высшая ценность не "на бумаге", а на практике. Права и свободы человека и гражданина определяют всю правовую систему общества, основы конституционного строя государства, характер административного управления, независимость судебной власти, разветвленность и работоспособность системы органов местного самоуправления, гарантирующих эти права и свободы.

Определенные достижения в формировании единого правового пространства мира, вхождении в него России стали определять концептуальные основы современного права. Подписание российской стороной положений Европейской конвенции по правам человека представляет несомненный успех нашей страны в интеграционных процессах в новой Европе. Помимо символического и показательного вхождения России в семью европейских государств, каждый гражданин России может обратиться за судебной защитой в Европейский суд в Страсбурге, в случае если внутри страны не достигнут положительный результат.

Главным принципом любой конституции является согласие между гражданами по поводу основ государственного строя, прав и свобод человека, федеративного устройства, президентской власти, полномочий законодательной и судебной власти и т. п. Меру реализации согласия между государством и обществом определяют концептуальные основы права, на фундаменте которых строится конституционный порядок.

Русский либеральный юрист Б. А. Кистяковский отмечал, что главное и самое существенное содержание права составляет свобода, и право есть только там, где есть свобода личности. "Если мы сосредоточим свое внимание на правовой организации конституционного государства, то для уяснения его природы наиболее важными являются именно эти свойства права. Поэтому правовой порядок есть конституционная система отношений, при которой все лица данного общества обладают наибольшей свободой деятельности и самоопределения" [2].

В. С. Нерсесянц к числу отличительных признаков правового государства относит верховенство правового закона, реальность прав и свобод индивида, правовую форму взаимоотношений личности и общества [3].

Вместе с тем без соответствующих гарантий провозглашенные в конституции права и свободы - пустой звук. Вопрос о гарантиях возникает всякий раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. "На бумаге, - подчеркивал К. Маркс, - легко можно прокламировать конституции, право каждого гражданина на образование, на труд и прежде всего на известный минимум средств существования. Но тем, что все эти великодушные желания написаны на бумаге, сделано еще не все; остается еще задача оплодотворения этих либеральных идей материальными и разумными социальными учреждениями" [4].

Наибольшую необходимость в гарантиях права и свободы испытывают потому, что их реализация требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности как государства, его органов, общественных объединений, так и самих граждан [5]. Вот почему в Конституции РФ, наряду с закреплением неотчуждаемых и прирожденных прав и свобод человека и их характеристикой в качестве высшей ценности, одновременно подчеркивается обязанность государства в области действия и реализации этих прав и свобод: "Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства" (ст. 2). В Конституции содержится также и ряд других норм, конкретизирующих как общерегулятивное значение прав и свобод человека и гражданина, так и процесс их реального действия, их соблюдения и практической реализации в общественной и государственной жизни.

Некоторые ученые считают, что для того, чтобы основные принципы организации и деятельности государства были осуществлены на деле, необходимо, чтобы в конституции содержались положения, регламентирующие не только структуру и компетенцию органов государственной власти, но также гражданские права и свободы, которые являются целью демократически устроенного государства. Кроме того, конституция должна устанавливать пределы посягательств государства на свободу и самостоятельность личности, определять границы свободы человека и надежно гарантировать эти свободы [6].

Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, наконец, самих граждан. В этом плане важное значение имеет ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Однако надо иметь в виду, что в качестве правовых гарантий выступает не любая деятельность, а только та, с которой закон связывает наступление определенных юридических последствий.

Правовой порядок - это фактически существующая практика юридического регулирования отношений, возникающих между людьми и социальными общностями. Он характеризует, прежде всего, не декларированные, а реально работающие и принятые в данном обществе процедуры и механизмы применения права. Именно в его рамках осуществляются права, свободы и обязанности, которыми обладают субъекты права. По сути дела, правопорядок является основным юридическим продуктом, который производит государственная власть при взаимодействии с обществом. Ведь государство не имеет более надежного способа обеспечения приемлемых стандартов жизнедеятельности людей, кроме как через укрепление правопорядка. "Государству здесь придется начать с себя, - отмечал в открытом письме к российским избирателям Президент РФ В. В. Путин. - Оно должно не только устанавливать равные правила, но и соблюдать их. Только так добьемся от каждого выполнения единых, определенных законом норм поведения. В неправовом, а потому слабом государстве человек беззащитен и несвободен. Чем сильнее государство, тем свободнее личность. При демократии ваши и мои права ограничены такими же правами других людей. На признании этой простой истины и строится закон, которым должны руководствоваться все - от представителя власти до рядового гражданина" [7]. Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка.

Права человека выступают связующим звеном между Конституцией и основанным на ней правопорядком, они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов. По тому, насколько защищены, гарантированы основные права и свободы, насколько эффективен механизм их реализации, можно судить о реальном правопорядке. При этом необходимо отметить, что анализ взаимосвязи проблем прав человека и правопорядка можно вести в двух аспектах: в аспекте сущего и в аспекте должного. В первом случае исследуются и анализируются существующие механизмы и институты, призванные обеспечить реальность провозглашенных в Конституции РФ прав человека, реально складывающийся правопорядок. Во втором случае - права и свободы, правовой порядок исследуются в аспекте формирования правового государства, т. е. с позиции должного. Безусловно, оба эти подхода правомерны и необходимы. На наш взгляд, задача современной науки - поиск и развитие любых позитивных ростков правового государства и правопорядка в реальной жизни общества. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Одна из главных трудностей - исторические традиции России, несовместимые с демократией и свободой. Об этом, в частности, писал Б. А. Кистяковский: "Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала - личности, дисциплинированной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделенной всеми правами и свободно пользующейся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции" [8].

Закономерным поэтому является то обстоятельство, что становление и развитие новых конституционных оснований жизнедеятельности Российского государства выдвинуло в качестве ядра, центра именно идею прав человека. В контексте этого совершенно очевидно, что законодательный процесс в России определенно и четко реализует теоретические и политические идеи прав человека как основы правового порядка.

Использованная литература

1. Подробнее см.: Кабышев В. Т. Защита прав человека - главное направление правовой политики России // Правоведение. 1998. N 1; Омельченко О. А. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М., 1994; Серебрякова М. Ю. Личность в правовом государстве // Правоведение. N 1.

2. Кистяковский Б. А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание). Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1990. N 3. С. 56.

3. См.: Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М., 1993. С. 15.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 687 - 688.

5. См.: Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993; Мамут Л. С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. N 7; Огибалин Ю. А. Материально-правовые и процессуальные гарантии обеспечения демократии и свободы личности. Основные вопросы учения о гражданских и процессуальных средствах и способах обеспечения субъективных прав. Ч. 2. Тверь, 1993; Чухвичев Д. В. Убеждение как форма государственного обеспечения нормы права // Правоведение. 1996. N 2.

6. См.: Введение в шведское право / Отв. ред. Б. С. Крылов. М., 1986. С. 46.

7. Комсомольская правда. 2000. 25 февраля.

8. Кистяковский Б. А. Указ. соч. С. 53.

Название документа