Возвратная миграция в Россию из стран СНГ: потенциал и миграционная политика

(Рязанцев С. В., Гребенюк А. А.) ("Миграционное право", 2007, N 2) Текст документа

ВОЗВРАТНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ ИЗ СТРАН СНГ: ПОТЕНЦИАЛ И МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

С. В. РЯЗАНЦЕВ, А. А. ГРЕБЕНЮК

Рязанцев С. В., зав. отделом демографии Института социально-политических исследований РАН, доктор экономических наук, профессор.

Гребенюк А. А., аспирант Института социально-политических исследований РАН.

Учитывая современную демографическую ситуацию в России, мы можем и должны в ближайшем будущем "черпать" миграционные ресурсы из числа представителей российских народов, проживающих в странах СНГ и Балтии. В настоящее время численность населения, которое представляет народы России, в странах СНГ составляет примерно 20 млн. человек. Часть этой численности формирует миграционный потенциал, который может получить Россия в среднесрочной перспективе. Превращение миграционного потенциала в реальный миграционный поток зависит от ситуации в этих странах и от открытости миграционной политики самой России, прежде всего в вопросах получения гражданства. Достаточно крупная русская община проживает в Казахстане. Исследования, проведенные здесь, показывают, что из страны в Россию могут перебраться около 1 млн. человек, или 20% русского населения. Миграционный потенциал русских из Средней Азии может составить примерно 500 тыс. человек, большая часть из которого приходится на Узбекистан. На Украине значительное количество русских - примерно 8,3 млн. человек (по данным украинской переписи 2001 г.). По примерным оценкам, миграционный потенциал в Украине составляет до 1,2 млн. человек <1>. На Россию может приходиться 600 - 700 тыс. человек мигрантов из Украины, причем как русских, так и украинцев. Миграционный потенциал из Молдовы может составить не более 100 тыс. человек. -------------------------------- <1> Рыбаковский Л. Л., Карпова Ю. Ю. Россия и Украина: миграционный обмен населением. М.: Центр социального прогнозирования, 2004. С. 104.

В Белоруссии проживает примерно 1,3 млн. русских. Однако, судя по динамике развития экономики и миграционных потоков, можно практически с полной уверенностью утверждать, что масштабного оттока русских из Белоруссии не предвидится. В последние годы выезд русских из прибалтийских республик практически прекратился, главным образом по социально-экономическим причинам - уровень жизни в регионе выше, чем в России. Практически исчерпал себя миграционный потенциал русского населения и в странах Закавказья. Например, в Грузии в 2002 г. численность русских составляла около 70 тыс. человек, что в масштабах общего миграционного потенциала достаточно небольшая цифра <2>. В другой стране - Азербайджане проживает примерно 150 тыс. русских, однако здесь также проживает 700 тыс. представителей дагестанских народов <3>. -------------------------------- <2> Рыбаковский Л. Л., Карпова Ю. Ю. Россия и Украина: миграционный обмен населением. М.: Центр социального прогнозирования, 2004. С. 103. <3> Русский язык в мире: Доклад Министерства иностранных дел Российской Федерации. М., 2003. С. 10.

Таким образом, общий миграционный потенциал миграции русских и титульных народов с территории стран СНГ в среднесрочной перспективе может составлять не более 3 - 4 млн. человек, в ежегодном исчислении это составит примерно 350 - 400 тыс. человек. Российское законодательство в сфере гражданства прошло определенную эволюцию. В 1991 г. был принят Закон "О гражданстве РСФСР", который отличался уникальной либеральностью. Политика предоставления гражданства выражалась в достаточно свободном порядке приема в российское гражданство, а также в расширении круга лиц, приобретших российское гражданство, отсутствии ограничительных цензов, допущении двойного гражданства, запрещении лишения гражданства в одностороннем порядке. Это делало возможным приобретение российского гражданства лицами, не владеющими русским языком, не имеющими работы, легального источника существования, совершившими тяжкие преступления. Другой особенностью являлось то, что при приобретении российского гражданства не требовался в качестве условия отказ от прежнего гражданства. Практика широкого предоставления второго гражданства оставшимся проживать в новом (ближнем) зарубежье соотечественникам обернулась разрывом между статусом российского гражданина и необходимостью его реализации. В 2002 г. была реализована концепция ограниченного характера предоставления российского гражданства. В Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. при приеме в российское гражданство требовались следующие условия: совершеннолетие и дееспособность; проживание на территории страны непосредственно перед обращением с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение 5 лет непрерывно; обязательство соблюдать Конституцию и законодательство России; наличие законного источника средств существования; отказ от иностранного гражданства. В Законе Российской Федерации 2002 г. предусмотрены следующие основания приобретения гражданства: по рождению; в результате приема в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; по иным основаниям. В настоящее время в российском законодательстве сочетаются принципы "права крови" и "права земли". Закон 2002 г. вводит понятия общего и упрощенного порядка рассмотрения вопросов гражданства. Общий порядок приобретения российского гражданства основывается на необходимости непрерывного проживания в России в течение 5 лет. Упрощенный порядок приобретения российского гражданства сокращает срок проживания до 1 года и распространяется на людей с высокими достижениями в области науки, технологии и культуры; ищущих политическое убежище, признанных беженцами. Вместе с тем демографическая ситуация, в которой находится в настоящее время Россия, напротив, требует либерализации процедуры предоставления гражданства, прежде всего соотечественникам. В современном российском законодательстве под соотечественниками за рубежом понимаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами России; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащие к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств. В условиях современной демографической ситуации назрела необходимость стимулирования репатриации в Россию русских и представителей титульных народов. Репатриация является разновидностью этнической миграции и представляет собой возвращение на родину, т. е. в страну, с которой человек ассоциирует свое происхождение (чаще всего на основе этнической принадлежности). В некоторых случаях репатриация становилась стратегией миграционной политики государства. Подобную практику в разное время использовали Япония, Франция, Израиль, Германия, Греция, Польша и др. Для России репатриация из стран СНГ и Балтии русских и других российских народов позволит хотя бы частично компенсировать сокращение населения в результате депопуляции. В этой связи предлагается несколько изменений (поправок) в российское законодательство. Первое изменение - принятие специального закона о репатриации русских и представителей титульных народов России либо включение этого понятия в существующий Закон о гражданстве. В 2006 г. Президентом России подписан Указ о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Цели Государственной программы - стимулирование и организация процесса добровольного переселения в РФ соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Россию. В рамках данной Программы устанавливаются три категории геополитически и экономически важных для России территорий для вселения соотечественников, что обусловливает дифференциацию объемов социальной поддержки и предоставляемых государственных гарантий. Субъектами РФ разрабатываются региональные программы переселения, в рамках которых организуется работа с участниками государственной программы и членами их семей на территориях вселения. В настоящее время региональные программы находятся в стадии разработки и утверждения в Правительстве РФ. В мировой практике существует как минимум два принципа предоставления гражданства репатриантам. 1. Культурно-исторический принцип в сочетании с территориальным принципом предоставления гражданства репатриантам. В основе преференций на получение гражданства лежит не столько этническая принадлежность, сколько причастность мигранта к культуре, языку, бывшим территориям страны (Франция, Испания, Португалия). 2. Этнический принцип предоставления гражданства репатриантам. Преференции предоставляются мигрантам, которые доказывают свое отношение к государствообразующему этносу. Закон Израиля о возвращении от 5 июля 1950 г. предоставил возможность каждому еврею автоматически получить статус гражданина. Согласно параграфу 1 и пункту "b" параграфа 2 указанного Закона Израиля каждый еврей имеет право прибыть в государство Израиль как репатриант. Виза репатрианта будет предоставлена каждому еврею, который выразил свое желание обосноваться в Израиле, кроме случаев, когда претендент участвует в деятельности, направленной против еврейского народа, или, вероятно, подвергнет опасности здравоохранение или безопасность государства <4>. Закон Израиля о въезде в Израиль от 26 августа 1952 г. <5> и Закон Израиля о гражданстве от 1 марта 1952 г. <6> дополнили этот порядок. Евреем считается тот, кто родился от еврейской матери или перешел в еврейство и не принадлежит к другой религии. Подобные нормативные акты содержат также законодательства Венгрии, Польши, Эстонии, Германии, Греции, Казахстана, Белоруссии. -------------------------------- <4> Laws of the State of Israel: Authorized Translation from the Hebrew. Vol. 4. Jerusalem, Israel: Government Printer, 1948 - 1987. P. 114. <5> Laws of the State of Israel: Authorized Translation from the Hebrew. Vol. 6. Jerusalem, Israel: Government Printer, 1948 - 1987. P. 159 - 162. <6> Laws of the State of Israel: Authorized Translation from the Hebrew. Vol. 6. Jerusalem, Israel: Government Printer, 1948 - 1987. P. 50.

Ключевая идея поправки, предлагаемой в российское законодательство, - это открытие канала упрощенного получения российского гражданства государствообразующему этносу (русским) и титульным этносам России. Это стимулирует приток русских и других титульных народов в страну, стабилизирует этнический состав населения, предотвратит масштабную "замещающую" миграцию из Китая и ряда развивающихся стран, которая чревата для страны кардинальной сменой этнического состава и культурных ценностей. Второе изменение - внесение поправки в Закон о гражданстве в ст. 14 "Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке". Иностранные граждане и граждане без гражданства, проживающие за пределами России, которые относят себя к русским и другим титульным народам России, при условии представления соответствующих доказательств должны иметь возможность в ускоренном и упрощенном порядке получить российское гражданство (в идеале до момента въезда в Россию). При этом бремя доказательства своей этнической принадлежности в данном случае возлагается на самого соискателя российского гражданства. Преференции предоставляются русским и (или) всем титульным этносам России (на основе соответствующего списка). В этом случае не нарушаются права других этнических групп, не закрывается доступ к российскому гражданству, остаются все каналы получения гражданства обычным путем. Третья поправка - требуется внести дополнение в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. в раздел II в части "Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке" (это должна быть позиция 16, которая прописывает перечень документов для репатриантов). Их примерный список может включать записи, документы, акты гражданского состояния, свидетельства о принадлежности к русской национальности (титульным народам России); свидетельства о крещении в Русской православной церкви; паспорт и регистрация по месту проживания (а не жительства, как для иностранцев); доказательства владения русским языком. При этом не следует требовать от репатриантов значительных денежных средств на счету в банке, им не нужно проходить через процедуру получения вида на жительство. Главная идея заключается в том, чтобы репатриантам сделать процедуру получения гражданства максимально простой. Четвертая поправка - требуется четкое законодательное определение понятий "государствообразующий этнос", "титульные народы", "коренные народы", "национальные меньшинства" и разработка реестра российских народов. Почему именно этнический принцип необходимо положить в основу репатриации в Россию? На наш взгляд, в пользу данной точки зрения можно высказать несколько аргументов: - во-первых, существенные различия между отдельными этносами в рождаемости и структуре миграционных потоков вносят существенные изменения в этнический состав населения России. Сокращается доля русских как государствообразующего этноса в населении страны и отдельных регионах, меняется культурный ландшафт и обостряются межнациональные отношения в отдельных населенных пунктах и регионах; - во-вторых, модель репатриации на основе культурно-исторического и территориального признака дала существенные сбои и показала свою неэффективность (события во Франции); - в-третьих, модель этнической репатриации широко распространена и применяется подавляющим количеством государств; - в-четвертых, в России территориальный принцип репатриации существует в настоящее время - некоторые категории граждан стран бывшего СССР имеют преференции в получении гражданства (например, которые родились на территории России, окончили российские высшие учебные заведения и т. п.). Введение этнического принципа предоставления гражданства отнюдь не закрывает возможностей для вступления в гражданство людям всех других национальностей и тем более не дискриминирует их права.

Название документа