Некоторые аспекты политико-правовых взглядов американских федералистов

(Мурадов С. Э.) ("История государства и права", 2007, N 8) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ АМЕРИКАНСКИХ ФЕДЕРАЛИСТОВ

С. Э. МУРАДОВ

Мурадов С. Э., магистрант кафедры теории и истории государства и права Бакинского государственного университета.

В 1787 г. тринадцать бывших английских колоний в Северной Америке взялись за невиданное дело: создать на огромных своих пространствах федеральную республику. До этого никто о подобном и не думал. Напротив, все это шло вразрез с устоявшимися на тот период воззрениями в политической мысли. В противовес тогдашним доктринам об устройстве государств была противопоставлена новая североамериканская политико-правовая мысль. Представителей этого течения стали называть федералистами, потому как они ратовали за создание сильного федерального правительства. Федералистов в официальной доктрине США принято считать рьяными и истинными поборниками демократии. Однако современники федералистов, не стесняясь, обвиняли их в попытке узурпировать власть, лишить народ завоеваний революции. Советские авторы и некоторые американские историки считали принятие конституции удачной попыткой закрепить классовое неравенство, буржуазный уклад и защитить частную собственность. Считалось, что федералисты защищали собственные экономические интересы <1>. Однако создатели конституции повели себя подозрительно сразу по началу Конституционного конвента. Заседания Конституционного конвента проходили за закрытыми дверями, было постановлено: не публиковать отчетов, не вести протоколов выступлений и дискуссий <2>. -------------------------------- <1> Beard Ch. An Economic Interpretation of the Constitution of the United States. N. Y., 1965. How Democratic is the Constitution? Ed. By R. Goldwin and W. Shambra, American Enterprise Institute. Washington, 1980. <2> Мэдисон вопреки запрету вел подробные записи, которые были опубликованы после его смерти, через полвека после принятия конституции.

Основную массу антифедералистов составляли фермеры, обладатели мелкой собственности, неимущие, т. е. низшие слои общества, не обладавшие властью и влиянием в экономической и политической жизни. Другое дело - лидеры антифедералистов, они происходили из высших слоев, были представителями элиты. Их-то больше и опасались Гамильтон и Мэдисон. Среди них находились такие деятели, как Дж. Мейсон, богатый плантатор, Э. Джерри, богатый торговец, и Дж. Клинтон, губернатор Нью-Йорка и один из богатейших людей штата. Они выступали из-за опасения за свои права и привилегии. Развернулась общенациональная дискуссия по поводу ратификации конституции. Но этим не ограничивались, авторы обсуждали демократические институты, способы и формы правления. В результате появилась жемчужина политико-правовой мысли того периода - "Федералист". Авторами статей являлись видные деятели того периода, имевшие весомый авторитет в обществе. Однако, следуя обычаю того периода, выбрали себе псевдоним "Публий". Гамильтон, Мэдисон и Джей стали подписываться именем легендарного основателя Римской республики. Федералисты делили общество на два основных класса, интересы которых противоположны, богатое меньшинство и бедное меньшинство. Гамильтон говорил: "Общество естественно распадается на два политических деления - большинство и меньшинство, интересы которых противоположны" <3>. Именно за интересы меньшинства, как считается, только и ратовали федералисты. Однако замыслы Гамильтона и Мэдисона были гораздо шире, нежели просто оградить частную собственность. Мэдисона пугала не перспектива нового восстания, он опасался, что сторонники Шейса пойдут на выборы в штатах, и в случае их победы возникнет законный шейсизм, против которого противоядия нет <4>. -------------------------------- <3> The Papers of A. Hamilton / Ed. By H. Syrett. Vis. 22. New York, 1961. V. 4. P. 185. <4> The Jefferson Papers / Ed. by J. Boyd. Princeton, 1956. V. 11. P. 307.

Федералисты четко понимали, что государство не может существовать без определенной социальной поддержки. Об этом говорил Д. Джей, другой представитель федералистов. Он считал, что главный итог получения независимости заключается в замене деспотичного правительства на государственное устройство договорной формы <5>. Федералисты не думали создавать деспотичное общество, где немногие будут управлять большинством. Они видели цель государства не в подавлении одного класса другим, а в поддержании социального мира во благо всей нации. "Мэдисон, исследуя проблему, вплотную подошел к тому, чтобы предвосхитить угрозу консервативному республиканизму со стороны как коммунизма, так и фашизма: "в будущем громадное большинство людей не будет иметь не только земельной, но и собственности вообще. Общее положение либо объединит их - в результате права собственности и свобода общества не будут в безопасности в их руках, либо, что более вероятно, они превратятся в орудие богатства и честолюбия, что создаст равную опасность с другой стороны" <6>. К тому же федералисты были довольно популярны в народе, а их признанный лидер Гамильтон не был типичным представителем элиты (как лидер антифедералистов губернатор Клинтон). Он начинал посыльным в торговой конторе, учился на средства спонсоров, добился он своего положения благодаря своим способностям. Новая конституция, как и ее идеологи, пользовалась большой популярностью в народной массе. Как только стало известно о ратификации конституции Нью-Йорком, плотники городских верфей соорудили фрегат "Александр Гамильтон", и только потом судовладельцы, чтоб не ударить в грязь лицом, соорудили свой корабль в честь федералистов <7>. -------------------------------- <5> The Correspondence and Public Papers of John Jay, 1763 - 1826: Vol. 1 - 4. New York; London, 1971. V. l.1. P. 159. <6> Hofstadter R. The American Political Tradition and the Men Who Made it. N. Y., 1974. P. 16 - 17. <7> Согрин В. В. Основатели США: исторические портреты. М., 1983. С. 76.

Нельзя согласиться и с мнением, что федералисты не привнесли по существу ничего нового в западноевропейскую политико-правовую мысль <8>. Федералисты произвели несколько революционных открытий. Во-первых, они разрушили миф о том, что республика может существовать только на малой территории. Именно в образовании федеральной республики виделось увеличение территории республики. Но не только, большие размеры должны были препятствовать захвату власти деспотическими кликами, как это было во многих городах-республиках. В это время демократия ассоциировалась со слабым правительством и малой армией. Федералисты восстали против такого положения, по их мнению, слабое правительство, не способное посягнуть на права и свободы, также не способно и защитить оные от посягательств. Дело не в мощи правительства, а в его устройстве. Развернутая характеристика концепции разделения властей и подробная проработка системы сдержек и противовесов доказали полную состоятельность этих идей. -------------------------------- <8> Лейст О. Э. История политических и правовых учений. М., 2004. С. 322.

В 1801 г. в США произошла "бескровная революция", фракция Гамильтона уступила пост президента Джефферсону. Продолжительному пребыванию у власти пришел конец, многие ожидали начала гражданской войны. Но и Гамильтон, и уже его соперник Мэдисон остались верными своим идеям. Один согласился с поражением, другой не воспользовался победой, чтоб раздавить противника. Впервые в истории власть перешла путем выборов подобным образом. Механизм, задуманный и запущенный в ход федералистами, выдержал свой первый серьезный экзамен. Современные авторы считают, что создатели конституции решили обуздать демократию, вырвавшуюся в период войны за независимость, прямо называя конституцию в этом отношении шагом назад по отношению к Декларации независимости <9>. Нужно учитывать, что Декларация объявила о независимости, которой еще не было, ее, как и многие другие объявленные ценности, только предстояло завоевывать. Конституция, идеалы и идеи федералистов были не только шагом к ним, но и мощным толчком, определившим развитие политико-правовой науки на целые века. -------------------------------- <9> Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. М., 2001. С. 35.

Название документа