Противодействие транснациональной организованной преступности в России: состояние и проблемы

(Сухаренко А. Н.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 2) Текст документа

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

А. Н. СУХАРЕНКО

Проблема транснациональной организованной преступности (ТОП) <1> длительное время находится в центре внимания мирового сообщества. Об опасности данного явления много говорилось и на XI Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, апрель 2005 г.). По мнению его участников, процессы глобализации и интеграции создали новые возможности для преступных организаций, которые используют их для расширения своей деятельности. Им стало легче использовать легальную экономику для сокрытия своих операций, быстрого перевода и отмывания доходов. Используя новые информационные технологии, они имеют возможность поддерживать связь и координировать свои действия, невзирая на государственные границы <2>. -------------------------------- <1> Согласно ст. ст. 1 - 3 Конвенции ООН 2000 г. под транснациональной организованной преступностью следует понимать деятельность организованных преступных групп: а) совершающих преступления в более чем одном государстве; б) совершающих преступления в одном государстве, если существенная часть их подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; в) совершающих преступления в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; г) совершающих преступления в одном государстве, но их существенные последствия имеют место в другом государстве. <2> См.: Справочный документ Секретариата ООН (A/CONF.203/4).

Для Российской Федерации первостепенную значимость представляют транснациональные проявления преступности на ее собственной территории. Активная интеграция России в мировое сообщество сопровождается значительным притоком иммигрантов. По данным ФМС России, ежегодно в нашу страну въезжает более 20 млн. иностранных граждан <3>. Однако слабый пограничный и иммиграционный контроль, а также коррумпированность контролирующих органов привели к появлению большого количества нелегальных мигрантов. По разным оценкам, на территории РФ находится от 5 до 10 млн. иностранцев с неопределенным правовым статусом <4>. Их пребывание с каждым годом оказывает все более ощутимое воздействие на криминальную обстановку. Так, за период с 1997 по 2005 г. число регистрируемых преступлений, совершаемых иностранцами, возросло на 83,2% (с 27,9 до 51,2 тыс.) <5>. Наибольшую криминальную активность при этом проявляют граждане стран СНГ, на долю которых приходится более 90% преступлений. -------------------------------- <3> См.: Миграцию пора выводить из "тени" // Парламентская газета. 2006. 16 марта. <4> См.: Там же. <5> См.: Кобец П. Н. Предупреждение преступности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории ЦФО РФ. М., 2005. С. 7; форма 1-А ГИАЦ МВД России за 2005 г.

Несмотря на невысокий удельный вес в общем числе расследованных преступлений (3%), преступность иностранцев приобретает все более опасный характер. Так, более 40% совершаемых ими преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких. Тенденцию к росту имеют преступления экономической направленности, а также связанные с незаконным оборотом наркотиков и оружия. Большая часть таких преступлений совершается ими в составе группы. Одновременно с этим наблюдается рост активности организованных преступных групп из числа граждан стран дальнего зарубежья. Такие ОПГ весьма разнообразны по своей структуре, форме и криминальной специализации. Они проявляют исключительную жизнестойкость и постоянно совершенствуют методы своей деятельности. Отличительной особенностью этих групп является их большая сплоченность, поскольку корыстные интересы дополняются еще и национальной общностью. В деятельности иностранных ОПГ можно выделить определенные приоритетные направления, обусловленные как спецификой региона, так и сложившимися традициями. Так, арабские преступные группировки (ЦФО и СЗФО) занимаются контрабандой промышленных товаров, незаконным предпринимательством и миграцией; афганские (ЦФО и СЗФО) - контрабандой и сбытом наркотиков; китайские и вьетнамские (ЦФО, СЗФО, СФО и ДФО) - незаконной миграцией, контрабандой сырья и промышленных товаров, незаконным предпринимательством, вымогательством и похищением соотечественников-бизнесменов; нигерийские (ЦФО) - контрабандой и сбытом наркотиков. Другой негативной тенденцией является консолидация российских организованных преступных формирований (ОПФ) с аналогичными зарубежными организациями <6>, формирующая на территории РФ самостоятельный сегмент транснациональной организованной преступности. По данным МВД России, за период с 1991 по 2002 г. число ОПФ с международными связями увеличилось в три раза (с 75 до 220). При этом заметно расширилась и география их связей: с 29 до 58 стран <7>. -------------------------------- <6> За минувшие годы отечественные ОПФ установили контакты практически со всеми известными преступными организациями, в частности: итальянской коза ностра, американской мафией, китайскими триадами, японской якудзой и латиноамериканскими наркокартелями. <7> Ванюшкин С. Транснациональные связи российских преступных групп // Интерпол в России. 2000. N 6. С. 17; Пресс-релиз к брифингу "Международное сотрудничество ГУБОП СКМ МВД России по борьбе с международной преступностью и терроризмом". 2002. 23 апреля.

Объективно оценивая результаты деятельности правоохранительных органов по борьбе с транснациональной организованной преступностью в целом, приходится признать, что они остаются все еще неадекватными складывающейся криминальной ситуации. Так, за период с 2003 по 2005 г. число зарегистрированных преступлений, совершенных ОПФ со связями в странах СНГ, сократилось почти в 1,5 раза, а в дальнем зарубежье - в 30 раз. При этом количество выявленных лиц, совершивших преступления в составе таких ОПФ, уменьшилось в 1,7 и 4,7 раза соответственно <8>. -------------------------------- <8> См.: форма 1-ОП ГИАЦ МВД России за 2003 - 2005 гг.

В целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов на данном направлении представляется необходимым: - укрепить систему обеспечения безопасности госграниц; - усилить миграционный контроль за въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан, а также заключить соглашения о реадмиссии; - привести российское законодательство в соответствие с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) <9> и Конвенцией ООН против коррупции (2003 г.) <10>; -------------------------------- <9> Данная Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 26-ФЗ. <10> Данная Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ.

- постоянно совершенствовать и расширять правовую базу международного сотрудничества, в первую очередь по вопросам выдачи преступников, конфискации и возврата преступных доходов; - регулярно проводить рабочие встречи с зарубежными коллегами в целях обмена информацией о лидерах и участниках ОПФ, а также их связях; - эффективнее использовать оперативные возможности зарубежных коллег, каналы НЦБ Интерпола и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений (БКБОП) на территории государств - участников СНГ для выявления и пресечения деятельности ОПФ; - регулярно проводить совместные комплексные операции и оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и раскрытию наиболее опасных преступлений транснационального характера; - постоянно повышать уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Перечисленные меры составляют лишь незначительную часть в широком диапазоне мер, осуществление которых позволит позитивно повлиять на ситуацию в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью.

Название документа