Правовое регулирование деятельности представительств международных финансовых организаций на территории Российской Федерации
(Купреев С. С.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 2) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. С. КУПРЕЕВ
Купреев С. С., адъюнкт.
Стремление Российской Федерации к открытости внешнему миру, ослабление монополии государства на внешнеэкономическую деятельность и появление многочисленных новых участников торгово-экономических отношений, глубокие и крупномасштабные процессы реформирования российской экономики вызвали необходимость сотрудничества нашей страны с международными финансовыми организациями. Эти организации, являясь специализированными экономическими учреждениями ООН, оказывают большое влияние на развитие международных финансовых рынков и регулируют международные валютно-кредитные отношения. Они призваны финансировать мероприятия, содействующие развитию политических и экономических процессов в странах с переходной экономикой. В первые годы перехода России к рыночным отношениям будущее российской экономики практически полностью зависело от того, сможем ли мы в очередной раз получить кредиты от международных финансовых организаций. На сегодняшний день зависимость нашей экономики от кредитов этих организаций сильно сократилась. Вместе с тем, несмотря на то что в последние годы Россия уже не нуждается в кредитах в связи с благоприятной макроэкономической обстановкой, данные организации продолжают активную деятельность на территории нашей страны, заявляя о необходимости содействия развитию российской экономики. Среди международных финансовых организаций, влияние которых на экономику Российской Федерации остается неоспоримым, ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Россия стала сотрудничать с международными финансовыми организациями в конце 80-х - начале 90-х годов, рассчитывая получить от них экономическую помощь и поддержку в осуществлении реформ. Без реальной финансовой помощи, активного участия во внешнеэкономических связях России пришлось бы чрезвычайно трудно преодолеть негативные финансово-валютные последствия распада СССР и обеспечить становление собственной экономики. Вступление России в основные международные финансовые организации официально состоялось в 1992 г., когда Верховным Советом Российской Федерации было принято Постановление N 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" <1>. Вступление же в ЕБРР состоялось на год раньше, еще до распада СССР <2>. -------------------------------- <1> Постановление ВС РФ от 22 мая 1992 г. N 2815-1 "О вступлении Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития" // Российская газета. 1992. 29 мая. N 122. <2> Постановление Верховного Совета СССР от 26 марта 1991 г. N 2048-1 "О ратификации Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития" // Ведомости ВС СССР. 1991. N 14. Ст. 404.
Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1993 г. было установлено: "В связи с вступлением Российской Федерации в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию и Международную ассоциацию развития принять предложение Министерства иностранных дел Российской Федерации, согласованное с заинтересованными ведомствами, о применении Российской Федерацией Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года к указанным специализированным учреждениям ООН" <3>. -------------------------------- <3> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1993 г. N 1367 "О применении Российской Федерацией Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 года к Международному валютному фонду, Международному банку реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и Международной ассоциации развития".
Свою деятельность на территории России международные финансовые организации осуществляют через свои постоянные представительства на основании заключенных между Правительством РФ и этими организациями соглашений о постоянных представительствах. К таким соглашениям относятся: 1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным валютным фондом о Постоянном представительстве МВФ в Российской Федерации (подписано в Гонконге 24 сентября 1997 г.). 2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве МБРР в Российской Федерации (подписано в Вашингтоне 29 сентября 1996 г.). 3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международной финансовой корпорацией о Постоянном представительстве МФК в Российской Федерации (подписано в Гонконге 24 сентября 1997 г.). 4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве ЕБРР в Российской Федерации (подписано в Москве 29 марта 1993 г.). 5. Соглашение в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития о применении на территории Российской Федерации Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития и Соглашения о Постоянном представительстве Европейского банка в Российской Федерации (8 мая 1998 г.). Причем необходимо отметить, что соглашения с МВФ, МБРР и МФК были ратифицированы Российской Федерацией лишь в 2005 г. Кроме данных соглашений создание представительств в государствах-членах регламентируется и уставами самих международных финансовых организаций. Так, в Уставе МБРР закреплено: "Банк может создавать управления и отраслевые учреждения на территории любого члена Банка" (раздел 9 Устава МБРР). "Банк может создавать региональные учреждения и определять районы деятельности для каждого регионального учреждения" (раздел 10 Устава МБРР). Международные финансовые организации создавали свои представительства исходя из своих конкретных целей и задач. Имея представительства в государствах-членах, им гораздо легче осуществлять свою деятельность на их территории. Находясь за пределами места нахождения международных финансовых организаций, представительства пространственно расширяют их деятельность. В вышеуказанных соглашениях дается понятие постоянного представительства международной финансовой организации в Российской Федерации. Термин "постоянное представительство" означает постоянное представительство организации в Российской Федерации и включает основное представительство в Москве и любые дополнительные представительства, которые с согласия Правительства могут быть учреждены этой организацией в других местах на территории Российской Федерации <4>. В Соглашении в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития дано довольно полное определение постоянного представительства Банка: "Термин "постоянное представительство... означает представительство Банка в Российской Федерации и включает основное представительство в Москве, дополнительные представительства в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке, а также любые другие дополнительные представительства, которые могут быть учреждены с согласия Правительства в других местах в Российской Федерации, а также проектные бюро, которые учреждены или будут учреждены Банком с согласия Правительства" <5>. -------------------------------- <4> Соглашение между Правительством РФ и Международным банком реконструкции и развития от 29 сентября 1996 г. <5> Соглашение в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Европейским банком реконструкции и развития о применении на территории Российской Федерации Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития и Соглашения о Постоянном представительстве Европейского банка в Российской Федерации от 8 мая 1998 г.
Исходя из данных определений, можно сделать вывод, что создаваемые в России представительства международных финансовых организаций подразделяются на две категории: - основные представительства (располагаются в г. Москве); - дополнительные (региональные) представительства. Средний срок деятельности региональных представительств - от четырех до шести лет. Как правило, они создаются ввиду необходимости осуществления конкретных кредитных проектов. Хотелось бы отметить, что целесообразность включения региональных представительств в понятие "постоянное представительство" вызывает определенные сомнения. Представительства международных финансовых организаций в Российской Федерации возглавляются постоянным представителем и комплектуются персоналом, назначаемым самой организацией. Постоянный представитель - это главное должностное лицо постоянного представительства, назначенное организацией, а также любое должностное лицо, назначенное для выполнения обязанностей постоянного представителя во время его отсутствия. Представительствам международных финансовых организаций в Российской Федерации и их персоналу предоставлен целый ряд привилегий и иммунитетов. В основе этих привилегий и иммунитетов лежит необходимость беспрепятственного выполнения представительствами своих функций. Такой функциональный подход вполне оправдан и закреплен как в уставах международных финансовых организаций и соглашениях об их представительствах, так и в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г. В доктрине международного права теоретическое обоснование привилегий и иммунитетов международных организаций и их сотрудников, как правило, всегда давалось с позиций функциональной необходимости. Российские юристы-международники практически единодушны в том, что в основе привилегий и иммунитетов любой международной организации и ее сотрудников лежит необходимость обеспечения беспрепятственного выполнения международной организацией своих функций <6>. -------------------------------- <6> Исключение составляют лишь исследователи, придерживающиеся теории "наднациональности" международных межправительственных организаций. На взгляд автора, данная теория неприменима ни к международным финансовым организациям и их представительствам, ни к их персоналу.
Рассмотрим основные привилегии и иммунитеты представительств международных финансовых организаций на территории Российской Федерации. Помещения постоянных представительств являются неприкосновенными и находятся под контролем и управлением соответствующих международных финансовых организаций. Никакие власти Российской Федерации не могут входить в помещения постоянного представительства для выполнения каких-либо своих функций внутри, кроме случаев, когда имеется согласие самих организаций или их представительств. Наличие такого согласия может предполагаться в случае пожара. Но даже в этом случае обстоятельства и способ проникновения должны быть согласованы с международной финансовой организацией или с ее представительством. Для международных финансовых организаций предусмотрено право устанавливать правила и нормы, действующие в пределах их постоянных представительств, в целях обеспечения всестороннего и независимого осуществления ими своей деятельности и выполнения своих функций <7>. Порядок в помещениях представительств поддерживается секциями охраны и безопасности, имеющимися в составе международных финансовых организаций. -------------------------------- <7> Раздел 2 ст. 4 Соглашения Правительства РФ с МВФ о Постоянном представительстве МВФ в РФ 1997 г., разд. 2 ст. 4 Соглашения Правительства РФ с МБРР о Постоянном представительстве МБРР в РФ 1996 г.
Неприкосновенность помещений представительств также предполагает обязанность государства пребывания оградить их помещения как от неправомерного вторжения в них представителей власти и должностных лиц государства пребывания, так и от посягательств со стороны частных лиц, а также от нарушения спокойствия и порядка вблизи этих помещений. Постоянным представительствам международных финансовых организаций предоставляется та же защита, которая предоставляется дипломатическим представительствам. Неприкосновенными также являются имущество, активы, архивы и документы представительств международных финансовых организаций. Власти Российской Федерации не вправе производить осмотр, проверку или инспекцию имущества представительств, вскрывать конверты, мешки и другие вместилища, в которых содержится или доставляется принадлежащее им имущество, почтовые отправления или товары. Во всех этих случаях достаточно официального заявления постоянного представительства о содержимом какого-либо вместилища, чтобы оно не подверглось обыску или проверке. Неприкосновенность архивов и документов постоянного представительства закрепляется отдельно специальной нормой на тот случай, когда они находятся вне помещений представительства. Обеспечение их полной неприкосновенности необходимо для нормального осуществления функций международных финансовых организаций и ограждения их от неправомерного вмешательства в их деятельность. Транспортные средства, используемые представительствами международных финансовых организаций, пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий. Представительства международных финансовых организаций обладают судебным иммунитетом. По общему правилу они не подсудны судам Российской Федерации (если только сами организации не отказываются от данного иммунитета). Решение вопросов их юридической ответственности обычно проводится путем переговоров и примирительных процедур. Представительства международных финансовых организаций обладают разнообразными льготами в отношении средств связи, а также свободой сношений со своими центральными учреждениями, с должностными лицами международных финансовых организаций, находящимися вне пределов Российской Федерации. Они вправе пользоваться курьерами, получать и отправлять корреспонденцию посредством курьера и вализ. Курьеры международных финансовых организаций, перевозящие почту, пользуются таким же статусом, как и дипломатические курьеры. Вализы не подлежат вскрытию или задержанию и пользуются той же защитой, что и вализы, содержащие дипломатическую почту. Международные финансовые организации обязаны заботиться о том, чтобы их вализы не содержали каких-либо посторонних предметов, а в особенности тех, которые запрещены к ввозу или вывозу из Российской Федерации. Но даже в случае подозрения относительно содержимого вализы она не может быть вскрыта и досмотрена властями Российской Федерации. Необходимо рассмотреть также привилегии и иммунитеты персонала представительств международных финансовых организаций в Российской Федерации. Главное должностное лицо постоянного представительства - постоянный представитель - имеет дипломатический статус. Такой статус предполагает наличие соответствующих привилегий и иммунитетов. Иностранные сотрудники представительств, а также члены персонала, которые набираются на месте и работают на контрактной основе, не имеют права на дипломатический статус и пользуются лишь "функциональным" иммунитетом. Особенностью правового положения этих лиц является то, что они не выступают в качестве представителей своего государства, а работают в международной финансовой организации по контракту. Естественно, что их правовое положение отличается от статуса обычных иностранцев. Сотрудники представительств международных финансовых организаций не наделяются неприкосновенностью личности и иммунитетом от юрисдикции государства пребывания, а только освобождены от судебной ответственности за действия, совершенные ими при исполнении своих служебных обязанностей. Вместе с тем за совершение противоправных действий, которые не относятся к их служебным обязанностям, сотрудники представительств подлежат ответственности по законодательству Российской Федерации. Должностные лица и сотрудники представительств международных финансовых организаций обладают также следующими привилегиями и иммунитетами. 1. Освобождение от иммиграционных ограничений и от регистрации в качестве иностранцев. Эта привилегия предоставляется указанным лицам вместе с членами их семей. 2. Освобождение от налогов, включая обязательные отчисления, в том числе социальные, на оклады и вознаграждения, выплачиваемые международной финансовой организацией, или в отношении таких выплат. 3. Привилегии в отношении обмена валюты. 4. Право на таможенные льготы, установленные таможенным законодательством Российской Федерации для сотрудников дипломатических представительств, имеющих сопоставимый ранг, при ввозе и вывозе из Российской Федерации предметов личного пользования. 5. Такие же, как и дипломатические, льготы по репатриации во время международных кризисов. Должностные лица и сотрудники представительств, их иждивенцы (супруги, дети, родители, а также другие проживающие с ними члены семьи, благосостояние которых зависит от финансовой поддержки со стороны данных должностных лиц и сотрудников) и прислуга (лица, не являющиеся российскими гражданами, нанятые в качестве домашних работников должностных лиц и сотрудников), не являющиеся гражданами Российской Федерации, освобождаются от несения государственных повинностей в Российской Федерации. Должностным лицам и сотрудникам представительств выдаются специальные удостоверения, которые для властей Российской Федерации являются документом, удостоверяющим личность владельца и подтверждающим, что владелец пользуется соответствующими привилегиями и иммунитетами. Как указано в разд. 22 ст. 6 Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г., "привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам лишь в интересах специализированных учреждений, а не для их личной выгоды". Согласно указанной Конвенции если Российская Федерация находит, что имело место злоупотребление какой-либо привилегией или иммунитетом, то с представителями международной финансовой организации проводятся консультации для того, чтобы установить, имело ли место такое злоупотребление, и чтобы попытаться найти методы для предупреждения повторения таких злоупотреблений. Если результаты таких консультаций оказываются неудовлетворительными, то вопрос о том, произошло ли злоупотребление привилегиями или иммунитетами, передается Международному суду. Если Международный суд находит, что такое злоупотребление имело место, привилегии или иммунитеты, являющиеся предметом злоупотребления, могут больше не предоставляться. Таковы основные привилегии и иммунитеты представительств международных финансовых организаций и их персонала в Российской Федерации. Деятельность представительств международных финансовых организаций по подготовке и реализации инвестиционных проектов в Российской Федерации регулируется Положением "О работе с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций" <8>. Указанное Положение устанавливает порядок отбора, подготовки и реализации проектов, осуществляемых при участии международных финансовых организаций. Очевидно, что в отборе, подготовке и реализации инвестиционных проектов участвуют как раз представительства (и гораздо менее сами организации), так как для этих целей они и создаются. -------------------------------- <8> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2005 г. N 43 // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 458.
Хотелось бы отметить, что вопросы правового регулирования деятельности представительств международных финансовых организаций на территории Российской Федерации еще требуют совершенствования в целях установления такого порядка, при котором представительства имели бы возможность свободно и эффективно осуществлять свою деятельность на всей территории России, а государственные органы имели возможность своевременно получать информацию об их деятельности.
Название документа