О некоторых аспектах деятельности Евроюста
(Бирюков П. Н.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 2) Текст документаО НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРОЮСТА
П. Н. БИРЮКОВ
Бирюков П. Н., доктор юридических наук, заведующий кафедрой международного и европейского права Воронежского государственного университета.
Евроюст был создан в соответствии с решением Совета ЕС от 28 февраля 2002 г. <1> (далее - решение) с целью "усиления борьбы против серьезных форм преступности". Юридической базой деятельности Евроюста является ст. 6 Договора о Европейском союзе. Евроюст действует как Акт о Совместном наблюдательном органе за Евроюстом от 2 марта 2004 г. <2>). "Правила процедуры Евроюста" <3> были приняты Коллегией Евроюста 30 мая 2002 г. и одобрены Советом ЕС 13 июня 2002 г. Существуют и другие документы, регламентирующие отдельные аспекты деятельности Евроюста (например, решение Совета 2002/187/JHA о включении Евроюста в деятельность по борьбе против серьезных преступлений от 28 февраля 2002 г. <4>, решение Совета 2003/659/JHA от 18 июня 2003 г., дополняющее решение 2002/187/JHA <5>, Регламент <6> Совета (EC, Евратом) N 1605/2002 от 25 июня 2002 г. о специальных финансовых положениях применительно к общему бюджету Европейских сообществ <7> и др.). -------------------------------- <1> Council Decision 2002/187/JHA. <2> Act of the Joint supervisory body of Eurojust of 2 March 2004 (2004/C 86/01). <3> Rules of procedure of Eurojust // EN 22.11.2002 Official Journal of the European Communities. C 286. P. 1 - 7. <4> Council decision of 28 February 2002 setting up Eurojust with a view to reinforcing the fight against serious crime (2002/187/JHA) // EN Official Journal of the European Communities 06.03.2002 L 63/1. <5> Official Journal of the European Union EN 29.09.2003 L 245/45. <6> Official Journal of the European Union L 248, 16.09.2002. <7> Русский перевод термина "регламент" сделан с французского - "Reglament". В текстах на немецком языке используется термин "Verordnung", в текстах на английском - "Regulation", которые можно перевести как "постановление".
В Евроюсте представлены все государства - члены ЕС. Представителями государства в Евроюсте назначаются лица, "имеющие квалификацию судьи, прокурора или полицейского офицера" (по одному от каждого государства в соответствии с его правовой системой). Каждое государство может назначать помощников (Assistants) для содействия своим национальным членам, часть из них находится в Гааге, часть - в их странах. Представитель государства в Евроюсте может контактировать с властями других государств - участников Евроюста; однако он должен проинформировать представителя соответствующего государства о природе этих контактов. Местонахождение центрального офиса Евроюста - Гаага. Главным органом Евроюста является Коллегия. Коллегия состоит из всех национальных членов. Каждый национальный член имеет один голос. Коллегия: 1. Согласовывает создание специальных комитетов и назначает их членов из Коллегии. 2. Утверждает обращение с предложением занять пост административного директора и выбирать кандидатуры из числа своих членов. 3. Утверждает большинством в две трети голосов Коллегии лиц на должности финансового контролера и аудитора Евроюста. Очередные собрания Коллегии проводятся как минимум раз в неделю. Внеочередное заседание может быть созвано Президентом (как по своей инициативе, так и по запросу одного из национальных членов). Заседания Коллегии и обсуждения конфиденциальны. Кворум образуют две трети членов Коллегии. Коллегия может учреждать специальные комитеты и назначать их председателей и членов по любым вопросам, касающимся подготовки решений относительно организации и работы Евроюста. При этом Коллегия может делегировать свои полномочия любому такому комитету за исключением случаев, когда решение специально предусматривает, что данная задача должна выполняться Коллегией. В 2002 г. у было учреждено четыре комитета для работы по всему спектру проблем <8>. Комитеты получили названия по соответствующим сферам своей деятельности - "Прецеденты" (Casework), "Политика/стратегия" (Policy/Strategy), "Связи с общественностью" (Communications) и "Оценка" (Evaluation Committee). В первоначальный этап деятельности Европола структура четырех комитетов хорошо себя зарекомендовала и позволила добиться значительных результатов. Особенно ярко это проявилось в деятельности Комитета "Прецеденты", который провел многочисленные встречи по вопросам различных форм проявления организованной преступности, результаты которых представлены в отчетах. Комитет "Политика/стратегия" разрабатывал Соглашение о порядке ведения процесса по защите персональных данных <9>. После принятия Совместным надзорным органом Евроюста Правила были утверждены Советом ЕС 19 марта 2005 г. Комитет также участвовал в подготовке Соглашения с Европолом и Норвегией <10>, укреплении отношений с OLAF. Комитеты "Связи с общественностью" и "Оценка" по разным причинам были менее активны. -------------------------------- <8> Annual Report of The President of Eurojust 2003. <9> Official Journal of the European Union EN. C 68/10. <10> Соглашение было утверждено Советом ЕС в 2005 г.
Вместе с тем расширение Евросоюза и рост административного аппарата привели к некоторой несогласованности в деятельности Комитетов. Стало ясно, что для эффективной работы Коллегии, состоящей из 25 членов стран-участниц, недостаточно четырех комитетов. Было необходимо объединить усилия всех стран-участниц, а также привлечь к работе опытных сотрудников, позволяя каждому из них внести свой вклад в управление и функционирование Евроюста. На заседании Коллегии в октябре 2003 г. было решено перейти к более гибкой и рациональной структуре управления. Члены Евроюста договорились создать 21 рабочую группу и разделить между ними основные обязанности. В 2005 г. членами этих групп стали постоянные представители Евроюста в Гааге. В основном рабочие группы специализируются по конкретным типам преступлений, и лишь некоторые занимаются административной или стратегической деятельностью. Каждая группа состоит из нескольких членов и их заместителей, группы управомочены заниматься приемом, рассмотрением, анализом дел, составлением рекомендаций и подготовкой брифингов для заседания Коллегии. Члены рабочих групп могут также представлять Коллегию на форумах по проблемам их компетенции. Таким образом, Коллегия может с большей эффективностью решать сложные задачи, избегая громоздкого процесса привлечения всех 25 международных членов к обсуждению или решению той или иной проблемы. Эта стратегия особенно необходима при решении широкого спектра вопросов и в судопроизводстве, и в стратегическом плане, и для создания законопроектов, выносимых на обсуждение стран - участниц Евроюста, а также для координации действий с Евросоюзом. Коллегия избирает Президента <11> и двух вице-президентов <12> из числа своих членов. Президент избирается большинством в две трети тайным голосованием. Национальные члены Евроюста, желающие принять участие в выборах, предоставляют свои кандидатуры письменно в Коллегию перед собранием, на котором состоится голосование. Возможно три тура (раунда) голосования. Если ни один из членов не получает большинства в третьем раунде, избранным из членов, набравших поровну голосов, будет считаться наиболее долго служащий. После избрания Президента Коллегия избирает вице-президентов тайным голосованием. Выбранными считаются два члена, набравшие наибольшее количество голосов. Результаты выборов представляются Совету ЕС для утверждения. В качестве наблюдателя при выборах могут присутствовать представители институтов Евросоюза. Срок полномочий Президента и вице-президента составляет три года; каждый из них может быть переизбран на ту же должность один раз. -------------------------------- <11> Президентом Коллегии был избран Майкл Кеннеди (Mike Kennedy) - член Коллегии от Великобритании. <12> Вице-президентами были избраны Ульрике Хаберль-Шварц (Ulrike Haberl-Schwarz), представляющая Австрию, и Рельф-Ян Маншот (Roelof-Jan Manschot) - Нидерланды.
Президент планирует повестку дня, созывает и председательствует на собраниях Коллегии, следит за порядком во время дебатов и наблюдает за исполнением принятых решений. Президент наблюдает за текущим руководством, осуществляемым административным директором. Президент подписывает все официальные документы сообщения от имени Евроюста; в финансовых вопросах его полномочия ограничены финансовыми правилами (the Financial Regulation). Вице-президенты замещают Президента в случае отпуска, отлучки или болезни. По приглашению Президента на заседаниях могут присутствовать представители Комиссии, а также Европейского агентства по борьбе с мошенничеством (OLAF) <13>, Европола и Европейской судебной информационной системы (EJN) <14> или других органов. Представители третьих государств могут присутствовать на собраниях по приглашению Президента с согласия членов Евроюста. -------------------------------- <13> The European Anti-Fraud Office. <14> European Judicial Network.
Совместный надзорный орган (далее - Орган) <15> был создан в соответствии со ст. 17 (4)(b), 19 (8), 23 (1) и (7) решения. Члены Органа независимы, не должны получать инструкций от национальных правительств относительно своих обязанностей и руководствоваться только правом. Они не могут быть членами иного института, подчиненного Евроюсту, или самого Евроюста. Члены Органа избирают Председателя, который руководит заседаниями, а также представляет Орган во внешних отношениях. Орган наделен правом получать информацию и полный доступ к документам Евроюста (в бумажном и электронном форматах), а также право свободного доступа в помещения Евроюста в любое время, включая доступ к техническим устройствам и базам данных. (Между Органом и Коллегией Евроюста было подписано соглашение о правилах осуществления Органом данного правомочия.) -------------------------------- <15> Joint Supervisory Body.
В Евроюсте имеется и должность административного директора. Он предоставляет Коллегии все необходимые меры по организации работы Евроюста. Кандидаты на эту должность должны иметь "академическую подготовку, лингвистические навыки, юридический, финансовый и деловой опыт достаточный для выполнения функций административного директора". Коллегия вправе сместить административного директора двумя третями голосов. Штаты Евроюста. Коллегия по предложению административного директора утверждает штатное расписание на текущий финансовый год. Сотрудники Евроюста набираются административным директором. Административный директор выполняет в отношении штата полномочия, аналогичные переданным Агентству по назначениям (AIPN). Для реализации этого коллегия принимает соответствующие правила. Евроюст активно взаимодействует с институтами и органами ЕС. В частности, по ст. 10 решения Евроюст имеет необходимые каналы связи с Европарламентом. В соответствии со ст. 11 решения Евроюст должен поддерживать постоянные отношения с Еврокомиссией. Цель - сделать возможным совместную с Евроюстом работу по аспектам, связанным с общими вопросами, и в частности финансовым вопросам, и по вопросам, подпадающим под компетенцию Еврокомиссии по ст. 36 (2) Договора о Европейском союзе. Коллегия обязана информировать Еврокомиссию через определенные промежутки времени об основных проблемах, касающихся судебного сотрудничества по уголовным делам, обнаруженных в процессе исполнения своих функций. За неделю до собрания Евроюст предоставляет повестку дня Еврокомиссии. Евро-комиссия правомочна вносить предложение о включении тех или иных вопросов в повестку заседания Коллегии. В случае необходимости Коллегия приглашает представителя Еврокомиссии на внеочередные заседания. Будучи приглашенным на заседание Коллегии, представитель Еврокомиссии может представлять Коллегии свое мнение по вопросам, входящим в ее компетенцию. Чаще всего Еврокомиссия приглашается Коллегией на очередные ежемесячные собрания с целью обмена опытом, консультаций и обмена информацией кроме оперативной информации. На этих собраниях организуется обмен информацией по основным вопросам, мероприятиям и проектам Евроюста. Евроюст тесно взаимодействует с OLAF. Как правило, сотрудничество с OLAF осуществляется на разовой основе. В настоящее время подготовлен совместный меморандум о взаимопонимании между Евроюстом и OLAF о дальнейших необходимых практических мерах. Этот документ содержит мероприятия относительно обмена информацией с OLAF по соответствующим делам. Связи между Евроюстом и Европолом регулируются специальным Соглашением, которое в 2005 г. одобрил Совет ЕС (в соответствии со ст. 26 решения). Сегодня Евроюст занимает в Евросоюзе лидирующие позиции в сфере свободы, безопасности и правосудия. Создание в Евросоюзе управления в сфере свободы, безопасности и правосудия требует от стран-участниц обеспечивать исполнение решений и условий соглашений, достигнутых на международных встречах. В 2004 г. Евроюст принял участие в проекте Е-РОС (Европейское Объединение против организованной преступности <16>). Проект основан на "Программе наказаний" Grotius II. Руководит проектом Италия при поддержке Министерств юстиции Франции, Словении и Румынии. Основные цели: обеспечить возможность создания программного обеспечения для осуществления ближайших задач Евроюста, а также для обмена информацией. В процессе работы стала очевидной возможность создания прототипа программы судопроизводства, основанной на проекте Е-РОС. В результате было достигнуто соглашение с Министерством юстиции Италии о продолжении работы над проектом с целью создания первой версии Системы управления делами (CMS) <17>. В то же время Евроюст разрабатывал режим защиты информации, включая и защиту информации в сфере судопроизводства, и получил санкцию Органа, как для режима защиты информации, так и для Системы управления делами. (Система начала работать 15 октября 2004 г.) В настоящее время в Евроюсте продолжается работа над проектом Е-РОС II. Этот проект расширит функции Системы управления делами, в частности в сфере защиты информации. -------------------------------- <16> European Pool against Organized Crime. <17> Case Management System.
В октябре 2004 г. в Праге Евроюст организовал встречу стран - участниц ЕС относительно имплементации правил Рамочного решения Совета ЕС от 13 июня 2002 г. о Европейском ордере на арест <18>. -------------------------------- <18> Council Framework Decision of 13 June 2002 on the European Arrest Warrant.
В ноябре 2004 г. при содействии Евроюста в ЕС была создана первая совместная международная следственная группа, в состав которой вошли следователи и прокуроры из Нидерландов и Соединенного Королевства, расследующие незаконную торговлю наркотиками. Евроюст активно взаимодействует с третьими странами. В марте 2004 г. состоялась встреча представителей Евроюста и России. В 2004 - 2006 гг. были заключены соглашения с Норвегией, Румынией, некоторыми республиками бывшей Югославии. На очереди - Украина, Израиль. Таким образом, Евроюст активно развивается, расширяя сотрудничество стран ЕС в сфере борьбы с преступностью.
Название документа