Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений в области таможенного дела
Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов воздействия права на общественные отношения. Он включает в себя следующие структурные компоненты: - установление границ регулируемых отношений; - издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов; - наделение участников общественных отношений правоспособностью и дееспособностью, позволяющими им вступать в правовые отношения; - определение мер ответственности на случай нарушения этих установлений*(1).
В области таможенного дела реализуются разноотраслевые отношения (регламентируемые нормами разных отраслей права), поэтому при их урегулировании необходимо использовать методы и принципы гражданского, административного и некоторых других отраслей права. Такой подход наиболее рационален, поскольку в "традиционных" отраслях права метод и принципы регулирования уже давно сложились и выдержали испытания практикой.
Например, к наиболее важным составляющим гражданско-правового метода регулирования общественных отношений относят юридическое равенство участников отношений, инициативность, правонаделение, имущественный характер гражданско-правовой ответственности, преимущественное использование диспозитивного способа правового регулирования. Очевидно, что многое из этого используется в регулировании отношений между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в том числе и в сфере таможенного дела. Без сомнения, должны соблюдаться основополагающие начала гражданского права и при осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Метод правового регулирования является одним из определяющих категорий гражданского права, однако в отечественной цивилистике ему уделено сравнительно немного внимания. Комплексно он рассмотрен лишь в работе В.Ф. Яковлева*(2), хотя многие авторы (С.И. Аскназий, Н.Г. Александров, С.Н. Братусь, А.В. Венедиктов, О.С. Иоффе, О.А. Красавчиков, Ю.К. Толстой, P.O. Халфина, Б.Б. Черепахин) рассматривали категорию метода попутно, при изучении других проблем права.
Один из признаков отраслевого метода правового регулирования - особенность разрешения юридических конфликтов. Для гражданского права характерен в основном судебный порядок*(3). В публичном праве, напротив, широко применяется так называемый "административный порядок" разрешения юридических конфликтов. Судебно-арбитражная практика свидетельствует о том, что и в сфере публичного права наиболее эффективным является судебный порядок урегулирования конфликтов, связанных с нарушением прав частных субъектов. С другой стороны, защита прав налогоплательщиков во внесудебном порядке свидетельствует об обратной тенденции. В целом можно заключить, что защита частных прав при помощи суда (а не в административном порядке) характерна для всей системы отечественного права.
Необходимость использования гражданско-правового метода в области таможенного дела не вызывает сомнений. Во-первых, в нем взаимодействуют субъекты гражданского права, выражающие свою правосубъектность средствами гражданского права, во-вторых, ряд правоотношений возникает по гражданско-правовым основаниям (например, на основании договора).
Не приводит ли специфика гражданско-правового метода правового регулирования в сфере таможенного дела к качественной модификации гражданско-правового метода, к появлению самостоятельного отдельного метода правового регулирования, характерного для таможенного права?
В.Ф. Яковлев указывал на характерные черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений: правонаделение, правовая инициатива, юридическое равенство субъектов. По его мнению, это способ воздействия на отношения, который: - дозволителен; - наделяет субъекты способностью к правообладанию, диспозитивностью и инициативой (на началах их юридического равенства); - обеспечивает установление правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон*(4).
С точки зрения сути правовых связей, главная особенность гражданско-правового метода состоит в обеспечении правовой самостоятельности участников*(5).
Юридическое равенство сторон правоотношения - неотъемлемое свойство диспозитивного метода. Равенство - понятие многогранное, его можно рассматривать с различных точек зрения. Например, при первом приближении, его можно понимать как отсутствие признаков власти и подчинения во взаимоотношениях субъектов.
В юридической литературе отмечено, что равенство может выступать в качестве: - принципа гражданского права; - метода гражданско-правового регулирования; - признака, свойственного частному праву в целом*(6).
Общей правовой категорией, заключающей в себе начала равенства, является правоспособность субъектов*(7). Существует мнение, что равенство субъектов гражданского права вообще следует рассматривать как равенство юридических свойств правоспособности*(8). Для гражданской правоспособности характерны свойства, отсутствующие в публично-правовых отраслях. Прежде всего - это всеобщность, т.е. в гражданско-правовых отношениях все субъекты наделяются правоспособностью, в отличие от публичных отраслей, где различные субъекты обладают различной компетенцией. Второе свойство - однотипность содержания правоспособности, т.е. ее носители имеют однопорядковые возможности быть обладателями гражданских прав. Это ведет к возможности различных субъектов выступать в одних и тех же правовых ролях в конкретных правоотношениях и занимать правовое положение, в целом тождественное иным субъектам отрасли. Еще одна особенность именно гражданской правоспособности состоит в том, что она осуществляется субъектом самостоятельно и кроме того исключает возможность предписания своей воли другим лицам.
Гражданско-правовое равенство является равенством правообладающих субъектов, наделенных правовой инициативой и диспозитивностью*(9).
Главной сущностной чертой гражданско-правового метода является правонаделение.
Существуют различные пути юридического воздействия права на регулируемые общественные отношения. С.С. Алексеев указывал, например, следующие: - предоставление субъективных прав; - возложение юридических обязанностей; - угроза применения мер государственного или общественного воздействия; - обеспечение государственного принуждения*(10).
Особенностью гражданского права является ориентация на первый из них. Гражданское право наделяет участников правоотношений субъективными правами и имеющимися правовыми средствами обеспечивает эти права. Если же этот процесс рассмотреть с точки зрения объективного права, то более заметной окажется ориентация преимущественно на управомочивающие нормы.
Дозволительная сущность гражданского метода также выражается в наделении субъектов гражданской правоспособностью.
К чертам гражданско-правового метода необходимо отнести и диспозитивность, под которой понимают предоставленную субъекту возможность реализовывать свою правосубъектность в целом по своему усмотрению. Наделение диспозитивностью является по сути основным приемом частноправового регулирования.
Диспозитивность является и основной чертой правового положения субъектов гражданского права, обладающих выбором вариантов поведения, широта которого обеспечивается наделением их гражданской правоспособностью.
Внешне в гражданском праве диспозитивность проявляется в наличии и преимущественной ориентации на диспозитивные нормы.
Статья 421 (п. 4) ГК РФ называет диспозитивной норму, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. Фактически это санкционированное государством правило поведения, которое стороны имеют право игнорировать (исключить из практики). Диспозитивная норма, таким образом, отличается тем, что: - предусматривает возможность отклонения от предписанного поведения; - может быть изменена соглашением сторон.
Диспозитивная норма применяется лишь постольку, поскольку стороны не исключили ее применение или не заменили ее правило иным условием*(11). Правоприменительная практика всегда должна точно соответствовать предписанию императивной нормы. В то же время предписание диспозитивной нормы трансформируется в правоприменительную практику в соответствии с волей и желаниями сторон.
Можно говорить о диспозитивных и императивных методах правового регулирования. В российской юридической науке они были впервые подробно исследованы еще в начале двадцатого века И.А. Покровским. Императивное регулирование осуществляется "исключительно велениями, исходящими от одного-единственного центра, каковым является государственная власть. Эта последняя указывает своими нормами каждому отдельному человеку его юридическое место, его права и обязанности по отношению к целому государственному организму и к отдельным лицам. Только от нее, от государственной власти, могут исходить распоряжения, определяющие положение каждого отдельного человека в данной сфере отношений, и это положение не может быть изменено никакой частной волей, никакими частными соглашениями. Регулируя все эти отношения по своему почину и исключительно своей волей, государственная власть принципиально не допускает в этих областях рядом с собой никакой другой воли, никакой другой инициативы. Поэтому исходящие от государственной власти нормы имеют здесь безусловный, принудительный характер"*(12).
Еще одной чертой гражданско-правового метода является правовая инициатива. Собственная инициатива субъекта в частном праве представляется одной из основных движущих начал в правоотношении. Наделение инициативой происходит в нормах объективного права. С точки зрения общего правового положения, субъектов инициатива проявляется в наделении субъектов гражданской дееспособностью*(13).
Таким образом, гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений проявляется через категории правоспособности и дееспособности. В ГК РФ под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности (п. 1 ст. 17 ГК РФ). Правоспособность признается за всеми гражданами страны. Она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. В юридической литературе гражданская правоспособность часто рассматривается как определенное качество (или свойство), присущее гражданину и заключающееся в способности, т.е. юридической возможности, иметь права и обязанности. Нормы о правоспособности поставлены в законе впереди норм, относящихся ко всем другим субъективным правам. Тем самым законодатель как бы подчеркивает ее особенное предназначение - находиться с любым из субъективных прав в неразрывной связи, поскольку без гражданской правоспособности никакие субъективные гражданские права невозможны*(14).
Дееспособность отличается от других субъективных прав своим содержанием, которое означает возможность определенного поведения для гражданина, обладающего дееспособностью. Вместе с тем этому праву соответствует обязанность всех окружающих гражданина лиц не допускать его нарушений. Содержание дееспособности граждан включает следующие возможности: своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности; самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности; нести ответственность за гражданские правонарушения.
Содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием их правоспособности. Если содержание последней составляют права и обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями*(15).
Различные методы правового регулирования связаны и взаимодействуют между собой. В отношениях в области таможенного дела применяются методы гражданского, административного и т.д. права, причем, взаимодействуя, они оказывают друг на друга определенное влияние. Такое взаимовлияние методов представляется одним из наиболее характерных свойств всех комплексных правовых образований.
Кроме всего прочего необходимо отметить, что методы правового регулирования обусловлены предметом регулирования, другими словами, на них оказывает существенное влияние характер правоотношений.
Выявление отдельного отграничения частных правоотношений от всех иных требует анализа их элементов и характеристик. Единственным общим свойством всех частных отношений представляются допустимость, возможность, желательность, а подчас - необходимость их возникновения, изменения и прекращения, а также определения юридического содержания (прав и обязанностей сторон) преимущественно по воле их участников, т.е. с исключением произвольного вмешательства каких-либо иных лиц, в том числе публичной власти.
Действительно, лицам может и должно быть "доверено" приобретать и использовать имущество, торговать, выполнять работы и оказывать услуги, создавать и использовать произведения литературы и искусства и изобретения, завещать и наследовать имущество, вступать в брак и воспитывать детей, наниматься на работу и предоставлять ее своей волей и в своих интересах, всякий раз самостоятельно определяя условия осуществления таких действий. В частных отношениях реализуются преимущественно индивидуальные интересы их участников.
Отношения в области государственного управления, охраны общественного порядка и в иных сферах публичного права строить на основе свободного усмотрения сторон недопустимо. Публичные правовые образования исключают как добровольность (по меньшей мере, для одной из сторон) вступления в отношение, так и возможность свободного определения его содержания. Такие правоотношения предполагают одностороннее властное воздействие одного из участников отношения на другого, что обусловливает возможность злоупотребления со стороны управомоченного лица и, как следствие, необходимость скрупулезной законодательной регламентации всех нюансов развития отношений с исчерпывающим определением прав и обязанностей обеих сторон, поскольку в публичных отношениях реализуется публичный интерес*(16).
Важный формальный признак публичного правоотношения - участие в нем представителя публичной власти в качестве хотя бы одной из сторон. Это могут быть государство или муниципальное образование как целое, государственный или муниципальный орган, должностное лицо, иной субъект, наделенный в силу закона особыми публичными функциями. В качестве агента публичной власти действует нотариус, занимающийся частной практикой*(17). Отсутствие такого формального признака свидетельствует о принадлежности правоотношения к категории частных.
На характер правоотношения и на специфику методов правового регулирования оказывают влияние количество "публичных" участников и их полномочия.
Критерий разграничения частного и публичного права следует искать в плоскости предмета правового регулирования, т.е. общественных отношений. Таким критерием является характер интереса, реализуемого участниками правоотношения. При любом типе правового регулирования в обществе можно выявить частные отношения, с одной стороны, и публичные, с другой. Каждая из этих групп объективно требует воздействия соответствующими правовыми методами, однако далеко не всегда этому разграничению в теории и на практике придается должное значение. Степень соответствия существа тех или иных отношений методам, используемым для их правового регулирования, позволяет оценивать рассматриваемый правопорядок в целом с точки зрения адекватности воздействия на общественные отношения.
Представляется очевидным, что гражданско-правовой метод не утрачивает своих качественных характеристик при его использовании в областях публичного права. В то же время он характерен именно для частных правоотношений. В тех случаях, когда в массиве отношений, регулируемых публичным правом, проявляются правоотношения, имеющие частноправовую природу, можно говорить о необходимости применения гражданско-правового метода правового регулирования. В остальных случаях речь идет о наличии в публичном праве отдельных черт (или элементов) гражданско-правового метода: правонаделения, юридического равенства субъектов, правовой инициативы и диспозитивности.
Эти элементы в той либо иной степени проявляются в самых различных публичных отраслях, однако вполне очевидно, что они появились там в результате взаимодействия частноправового и публичноправового методов регулирования и являются по своей основе частноправовыми.
Правонаделение характерно для любой отрасли права. Даже в уголовном праве лица, привлекаемые к уголовной ответственности, и осужденные наделяются некоторыми правами (с целью защиты прав человека и гражданина). В процессуальном праве (гражданском, арбитражном и административном процессе) предоставление определенных прав сторонам является обязательным условием для вынесения справедливого решения. Состязательный процесс без правонаделения в принципе невозможен.
На стыке частного и публичного права (в трудовом праве, например) правонаделение выступает как составная часть метода.
В публичных отраслях можно говорить о правонаделении по отношению к публичным субъектам. Государственные органы, в частности, наделяются компетенцией, хотя говорить о ее частноправовой природе, конечно, нельзя.
В публичном праве присутствует также юридическое равенство субъектов. При этом речь идет не о равенстве сторон в правоотношениях, а о равенстве субъектов как сторон правоотношения, противостоящих публичным органам. В частности, в законодательстве о лицензировании проводится принцип равенства прав всех соискателей лицензии и лицензиатов.
Правовая инициатива и диспозитивность (возможность субъекта реализовывать свои права по своему усмотрению) для публичного права нехарактерны. Можно отметить право законодательной инициативы в конституционном праве, возможность выбора поведения для стороны в гражданском и арбитражном процессе, поощрение деятельного раскаяния в уголовном праве и т.д.
Г.А. Кормаков,
судья Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа
"Правосудие в Поволжье", N 3, май-июнь 2007 г.