Типология современных правовых систем: критерии и сравнительная характеристика

(Мукиенко И. Н.) ("История государства и права", 2007, N 3) Текст документа

ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ: КРИТЕРИИ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

И. Н. МУКИЕНКО

Мукиенко И. Н., соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

Новое тысячелетие характеризуется сложностью стоящих перед миром проблем, данных ему как веком предыдущим, так и стремительным началом нынешнего столетия. Следует учитывать и то, что в рамках мирового сообщества сформированы и продолжают формироваться во многом уникальные правовые системы отдельных государств и иных государственных или межгосударственных образований. Известно, что каждому государству присуще собственное право, в котором проявляются свойственные ему принципиальные характеристики, отражается состояние его развития на данном историческом этапе, фиксируются свойственные данному обществу юридические идеалы и философско-правовые построения, закрепляются верования народа и его традиции, особенности правосознания и правовой культуры. Различным государственно-организованным обществам присущи и различные правовые системы со своими базовыми принципами, юридическими концепциями и категориями, правовыми конструкциями, системой источников права, его внутренней структурой, особенностями правотворческого процесса и осуществления права <1>. -------------------------------- <1> Оксамытный В. В. Теория государства и права. М., 2004. С. 414.

Правовая система - понятие сложное и многоплановое, она содержит в себе целый комплекс компонентов, оказывает нормативно-организационное воздействие на общественные отношения. Элементы правовой системы объединены общей целью, задачами, они исполняют некоторые общие функции, что, между прочим, не свидетельствует об однородности и идентичности последних. Правовая система приоритетно и чаще всего рассматривается в контексте связи с государством как основным носителем публичной власти. И сравнительное правоведение, являясь составной частью общетеоретической юридической науки, обращенной к государственно-правовым явлениям современного мира, на основе проводимого сопоставления выделяет по различным основаниям сложившиеся виды правовых систем государств или их правовые семьи. Соответственно в тени либо недостаточно исследованными остаются иные аспекты, непосредственно вытекающие из сути правовой системы как объективно сложившейся и исторически обусловленной совокупности взаимосвязанных правовых явлений и институтов не только конкретного государства, но и иных образований, имеющих место в современном мире. И потому принципиально важно оговорить следующее: правовые системы выделяют не только на уровне государства. Вполне обоснованно рассматривать как государственные правовые системы, так и внутригосударственные <2>. -------------------------------- <2> См. в этой связи: Гаврилов В. В. Понятие национальных и международных правовых систем // Журнал российского права. 2004. N 11. С. 76 - 87; Дудко И. Г. К вопросу о "правовой системе" субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2003. N 9. С. 96 - 99; Сереброва С. О. Общетеоретические основы формирования европейской правовой системы: Автореф. ... к. ю.н. Н. Новгород, 2005.

Такое выделение типов правовых систем представляется обоснованным, хотя и неполным. Государственно-организованные образования самого различного типа являются элементами публичного устройства обществ или сообществ на протяжении практически всего их развития в последние пять с половиной тысячелетий. Не менее половины из современных государств были колониями под управлением европейских стран, а XX столетие дает нам многочисленные примеры государств, не признаваемых международным сообществом (в том числе РСФСР и СССР в первые 10 - 15 лет их существования). Все они обладают нормативно-организованной системой, основанной на собственном праве и правореализующей деятельности специальных учреждений. Если попытаться обобщить имеющиеся в теории государства разновидности современных государственно-организованных образований, то, на наш взгляд, практически ими являются: - государства, представляющие собой особые организации суверенной публичной власти, распространяющие ее посредством права на всю территорию и население страны; - внутригосударственные образования как пользующиеся определенной самостоятельностью части единого союзного государства; - зависимые территории, находящиеся под властью метрополии, но обладающие собственными властными структурами, которые организуют непосредственное управление населением посредством нормативных предписаний; - государственноподобные образования, которые являются так называемыми непризнанными государствами. Приняв за основу выделенную классификацию, обратимся к типологии правовых систем таких государственно-организованных образований.

1. Правовые системы государств

Правовые системы государств: - государства с одноуровневыми правовыми системами, под которыми понимается совокупность права, правовой культуры и юридической практики отдельно взятого так называемого простого унитарного государства, в котором вся территория делится на административные единицы, чей государственно-правовой статус полностью определяется и регулируется правовой системой данного государства (таковыми являются, например, правовые системы Эстонии, Польши или Беларуси); - государства с двухуровневыми правовыми системами, которые возникают и оформляются в странах со сложным государственно-правовым устройством, учитывающим, в частности, юридические особенности автономных образований в иных унитарных государствах (Дания, Украина или Молдова) или специфику субъектов федераций (Канада, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия); - государства с трехуровневыми правовыми системами, уникальным и единственным примером которых служит Российская Федерация, где помимо федеральной и региональных правовых систем функционируют двойственные системы ряда краев и областей (Красноярский край или Тюменская область), в которые входят автономные округа (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский и др.); - государства с параллельными (дуалистическими) правовыми системами, представленные странами, в которых помимо официальных правовых систем существуют и оказывают значительное воздействие на национальное право системы, построенные на религиозных воззрениях, обычаях, традициях или образе жизни народа (примером может быть Индия, где действуют индийское право как нормативная система государства, отраженная в официальных источниках, и индуистское право как неофициальная нормативная система, веками оказывающая заметное влияние на большую часть коренного населения страны). Качественные характеристики правовых систем государств являются условиями их объединения в правовые семьи или круги правовых семей. Правовой семьей следует считать совокупность государственных правовых систем, близких друг другу схожестью источников права, его сути и структуры, а также исторической общностью правовых институтов и процессов их развития. Факторами, способствующими их объединению в ту или иную семью, могут быть признаны: - общая историческая судьба (скандинавская или латиноамериканская правовые семьи); - добровольное воссоздание в стране основных схем построения и функционирования иных правовых систем (примкнувшие государства самостоятельно выбирают подходящие им структуры построения системы законодательства, правоприменения и т. п.); - прежняя колониальная зависимость, в результате которой страны-метрополии навязывают свою правовую идеологию и юридические учреждения (бывшие колонии Франции восприняли основные идеи законодательного права); - идеологическая зависимость, связанная с установлением в странах режимов определенной направленности (в частности, создание социалистического права и его экспансия в послевоенную Восточную Европу); - религиозная идентичность, определяющая приверженность тех или иных стран определенным догмам и канонам. Правовые семьи могут быть устойчивыми (и в таком качестве существовать столетиями) или изменчивыми (временными), зависящими, например, от формы государственно-политического режима. В любом случае наличие правовых семей является основой для их классификации по различным критериям. В качестве таковых могут быть рассмотрены: общность правовой идеологии, в соответствии с которой строятся общие начала права в той или иной семье; близость правовой методологии как совокупности средств и приемов воплощения права в жизнь, включающих, в частности, источники права, его структуру, юридическую технику, юридическую терминологию и т. п.; сходство систем юридического образования и подготовки юридических кадров; схожая структура юридических профессий и сфер деятельности практикующих юристов; правовые традиции, общие для государств, входящих в правовую семью, и т. п. В сравнительном правоведении существуют различные классификации правовых семей, отражающие развитие взглядов на специфику правовых систем современности <3>. Но любые подходы к выбору критериев для выделения систематизирующих признаков весьма субъективны. И как признают сами исследователи правовых систем, действительно в реальной жизни "нет и не может быть законченной правовой или любой иной классификации и что любая выделяющаяся при этом правовая система с неизбежностью будет иметь относительный характер" <4>. -------------------------------- <3> См., например: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999. С. 18 - 21; Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 т. Т. 1. М., 2000; Марченко М. Н. Правовые системы современности. М., 2001. <4> Марченко Н. М. Правовые системы современности. С. 22.

2. Правовые системы внутригосударственных образований

Внутригосударственные образования или регионы - реальность административно-территориального устройства современных стран. В мире насчитывается свыше 300 региональных структур, входящих на правах самоуправляющихся единиц в состав унитарных или федеративных государств. Все эти образования объединяет проведение ими в определенной степени самостоятельной и в то же время согласованной с центральной властью правовой политики в пределах региона, наличие собственных законодательных, исполнительных и судебных органов, принимающих и/или реализующих правовые акты на территории образования. Они включают в себя определенные конструктивные элементы региональной правовой системы, такие как: совокупность правовых ценностей, отражающих культурно-исторические, религиозные, национальные, бытовые и иные особенности того или иного региона; правотворчество как нормативно урегулированный процесс создания, изменения или отмены правовых актов данного образования; иерархически организованный правовой массив территориально действующих актов общерегионального значения; реальный процесс правоприменения на территории данного региона. Характерными чертами региональной правовой системы в литературе являются: учет национальных и бытовых особенностей региона; учет географических и природных особенностей соответствующей территории; самостоятельность и динамизм развития; совместная законодательная компетенция с центром; свободное законодательствование, расширение и углубление правового регулирования в сфере исключительной компетенции региона; осуществление собственного правового регулирования до принятия законов государства по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения центра и регионов (так называемое опережающее правотворчество); создание и функционирование механизма преодоления противоречий между центральным и региональным законодательством <5>. -------------------------------- <5> Выделены на основе: Метшин И. Р. Правовая система республики в составе Российской Федерации (на примере Республики Татарстан): Автореф. ... к. ю.н. М., 1999. С. 6 - 7, 12.

Во внутригосударственных образованиях возможно зафиксировать: - правовые системы самоуправляющихся территориальных единиц в рамках централизованного унитарного государства, которым предоставляется самостоятельность, регулируемая конституцией страны и общегосударственными законами. Примерами могут служить: Фарерские острова в составе Дании, пользующиеся расширенной внутренней автономией; архипелаги Азорский и Мадейра как автономные области Португалии, имеющие политико-административные статусы и собственные правительственные органы; Гагаузия (Гагауз Ери) в Молдове, чье положение определяется республиканским законом как "территориальное автономное образование с особым статусом как формы самоуправления гагаузов"; Автономная Республика Крым в составе Украины, имеющая свой парламент и правительство, однако сфера их полномочий ограничена и в основном регулируется Киевом; и т. п.; - правовые системы автономий регионалистских государств, которые считают переходными, последовательно превращающимися в федерации. В их числе, в частности, Великобритания, предпринявшая на рубеже тысячелетий серьезные шаги по наделению Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии реальной самостоятельностью в решении внутрирегиональных проблем. Другим примером может служить Китай, в составе которого, в частности, с 1997 г. специальный административный район Сянган (Гонконг), обладающий высокой степенью автономии и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти; - правовые системы субъектов федераций как формы территориального устройства, представленной отдельными государственными образованиями, которые в целом составляют единое союзное государство. Среди характерных черт, определяющих правовые системы внутрифедеральных регионов, выделим наделение субъектов федераций учредительной властью, т. е. обладанием права на собственное законотворчество, на принятие собственной конституции (устава, хартии, положения) как Основного закона региона и, естественно, права иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы.

3. Правовые системы зависимых территорий

За время существования Организации Объединенных Наций с 1945 г. более 80 территориальных образований, народы которых ранее находились под колониальным правлением, стали суверенными государствами и получили членство в ООН <6>. Многие другие территории добились самоопределения благодаря политическому объединению или интеграции с независимыми государствами. -------------------------------- <6> Основные факты об Организации Объединенных Наций: Департамент общественной информации ООН. М., 2005. С. 359 - 363.

В то же время, несмотря на большой прогресс, достигнутый в процессе деколонизации, в мире насчитывается около 30 территорий, находящихся под внешним управлением Великобритании, США, Франции, Новой Зеландии и некоторых других стран, которых относят к так называемым метрополиям. Среди них: Американское Самоа, Новая Каледония, Гибралтар, Фолклендские острова, Гуам и др. Некоторые из них не имеют собственной государственно-организованной структуры и отнесены, по классификации ООН, к несамоуправляющимся территориям. Однако есть и примеры зависимых территориальных структур, обладающих представительно-управленческими учреждениями, в том числе законодательными и судебными, принимающими нормативные решения и осуществляющими их реализацию на всей территории. Среди них, в частности, "свободно присоединившееся" к США Пуэрто-Рико, британские Бермудские острова или Палестина, которая находится в стадии обретения независимости и обладает собственным парламентом, правительством и судебной системой.

Название документа