Общая характеристика процессов глобализации в правовой сфере

(Макогон Б. В.) ("История государства и права", 2007, N 3) Текст документа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ПРАВОВОЙ СФЕРЕ

Б. В. МАКОГОН

Макогон Б. В., адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

Рассматривая правовой контекст глобализации, обоснованным и актуальным представляется выделение последовательной цепочки элементов, отражающих процесс влияния глобализационных тенденций на правовую сферу в целом и на внутригосударственное право в частности. Такая цепочка тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов позволит поэтапно отразить динамику глобализационных процессов в правовой сфере (глобализационно-правовых процессов) и дать общую характеристику их содержания. Указанный процесс является тем фундаментом, без выделения и исследования элементов которого невозможно объективное исследование и осознание многих, зачастую основополагающих, процессов и тенденций, имеющих место в современном праве. Как любой интеграционный процесс непременно сопровождается системой правил, необходимых для постановки целей и его организации, так и процесс интеграции между двумя или более странами регулируется объективно необходимым в современном обществе комплексом юридических норм. Таковым комплексом является новая, наднациональная глобальная правовая система, говоря о которой А. С. Пиголкин пишет, что "в нее включаются, во-первых, международное право... во-вторых, национальные системы права, в которых экономические и социально-гуманитарные компоненты неуклонно возрастают... в-третьих, новые, постепенно порождающиеся нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения не связанных напрямую с государственными границами международных, межрегиональных экономических анклавов, многих хозяйственных субъектов (корпораций, объединений, трансграничных финансовых, банковских и иных подразделений)" <1>. -------------------------------- <1> Глобализация и развитие законодательства: Очерки / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, А. С. Пиголкин. М., 2004. С. 39.

Таким образом, мировые интеграционные процессы неизбежно влекут интеграцию правовую, которую можно определить как процесс формирования новой, общемировой системы норм, организующих и обеспечивающих глобальное межгосударственное взаимодействие и взаимопроникновения в различных сферах жизни современного общества и государства. Характер правовой интеграции определяется, с одной стороны, участием государств в делах мирового сообщества, а с другой - степенью восприятия странами тех или иных аспектов права других государств. Если правовая интеграция - это общемировой процесс, то на внутригосударственном уровне она находит свое выражение в интернационализации национального права. Общая глобализация оказывает существенное влияние на трансформацию, изменение и модернизацию государственно-правовых институтов, норм и отношений на всемирном, региональном и национальном уровнях, стимулирует и ускоряет процессы правовой интернационализации. Сущность последнего можно определить как "концептуально-нормативную общность правовой регуляции, присущую всем или многим национальным правовым системам" <2>. Иными словами, правовая интернационализация заключается во включении национальных правовых систем суверенных государств в систему, в которой общемировое международное право, право региональных объединений и национальное право находятся в постоянной взаимосвязи, диффузии и в определенной степени взаимозависимости. Посредством данного взаимодействия национальные правовые системы оказывают все большее влияние друг на друга. Все это стало возможным в современном праве в последние десятилетия XX - начале XXI вв. -------------------------------- <2> Тихомиров Ю. А. Интернационализация национального права. Московский юридический форум "Глобализация, государство, право, XXI век": По материалам выступлений. М., 2004. С. 167.

Правовая интернационализация заключается в двух главных аспектах. С одной стороны, внутригосударственные правовые нормы включаются в международное право в целом и в право межгосударственных объединений. Экологические, управленческие, процессуальные нормы постепенно формируют облик общих международных институтов. С другой стороны, нормы, принципы и иные положения международного права, принятые (одобренные) государствами, включаются в национальные правовые системы. Однако развитие и признание общих правовых концепций (например, касающихся защиты прав граждан), общих принципов, стандартов, различных демократических институтов (таких как суд присяжных и т. д.), введение единых юридических понятий, приведение норм национального законодательства к какому-либо стандарту и поддержание этого стандарта в последующей нормотворческой деятельности, признание важной роли рекомендательных актов надгосударственных организаций и другие направления интернационализации права вызывают сопротивление отдельных государств и не в последнюю очередь из-за попыток наиболее развитых стран навязать другим государствам свою волю, "заставляя" их легализовать откровенную дискриминацию. И в рамках этого допустимыми представляются определенные уступки одних государств другим (в том числе и правовые). Однако данные уступки, представляется, должны иметь взаимный характер, дабы не допустить закабаления сильными государствами более слабых. Основная роль в решении этой задачи отводится международному праву, которое ни в коем случае не должно "скатываться" до роли послушного слуги в руках сильных мира сего (к чему сейчас все и идет). Отметим, что правовая интернационализация может проходить в объективном и в целенаправленном контекстах. В объективном контексте речь идет о том, что люди, являясь частью человеческого общества, стремятся к определенным условиям и стандартам жизни (существенную роль в этом играют средства массовой информации), что влечет относительно единообразную правовую регламентацию. Основной же контекст правовой интернационализации - целенаправленный. В данном контексте для дальнейшего исследования глобализационно-правовых процессов необходимо выделить способы интернационализации национальных законодательств, которыми, на наш взгляд, являются рецепция, гармонизация, унификация и стандартизация. Выделение этих четырех основных способов интернационализации национального права совпадает с мнением И. И. Лукашука <3>. Однако Ю. А. Тихомиров, исследуя процессы правовой интернационализации, указанные способы называет "формами". Дополнительно к ним он относит также курс государств на сближение законодательств, имплементацию, каналы интеллектуального влияния <4>. Но применительно к нашему исследованию считаем необходимым рассмотреть именно способы интернационализации национальных законодательств с целью наиболее структурно логичного исследования глобализационно-правовых процессов. -------------------------------- <3> Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 44. <4> Глобализация и развитие законодательства: Очерки / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, А. С. Пиголкин. М., 2004. С. 78 - 79; Ю. А. Тихомиров. Интернационализация национального права. Московский юридический форум "Глобализация, государство, право, XXI век": По материалам выступлений. М., 2004. С. 167.

Рецепция, заключающаяся в прямом заимствовании одним государством крупных правовых комплексов другого, в настоящее время в ее классическом виде встречается редко и представляется абсолютно неоправданной применительно к современному миру, поэтому остановимся на трех других указанных способах интернационализации национального законодательства. Как отмечает И. И. Лукашук, "гармонизация представляет собой процесс целенаправленного сближения правовых систем в целом или отдельных отраслей, утверждения общих институтов и норм, устранения противоречий" <5>. То есть заимствованная норма, прежде чем непосредственно быть включенной в позитивное право какого-либо государства, "шлифуется" и подгоняется под конкретные исторические, социально-экономические и другие условия. Унификация же заключается во введении в правовые системы государств новых, абсолютно единообразных норм и правовых актов. -------------------------------- <5> Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С. 45.

Гармонизация и унификация существуют в двух формах. Во-первых, в международно-правовом контексте, когда правовыми формами указанных процессов выступают международные договоры, резолюции международных органов и организаций. Вторая форма гармонизации и унификации носит более "самостоятельный" внутригосударственный характер, то есть изменения в праве государства являются следствием обоснованного восприятия каких-либо тенденций либо аспектов права иных стран (или международного права). В данном случае нет обременения международно-правовыми обязательствами. Однако при всей внешней, теоретической "добровольности" вступления государств в указанные процессы актуальной, на наш взгляд, является проблема косвенного диктата развитых стран. Это обусловлено сущностью глобализационного процесса, основой которого выступает экономическая сфера. И именно экономическое (а следовательно, и политическое) могущество может являться мощнейшим инструментом навязывания определенной воли (как следствие - формирование определенных тенденций, в том числе правовых) менее развитым государствам со стороны ведущих мировых держав и транснациональных корпораций (ТНК). И если государства не будут относиться к подобным тенденциям со всей внимательностью и осторожностью, то в этом может таиться огромная опасность. Развитые государства и ТНК подталкивают правительства суверенных государств к проведению рекомендуемого комплекса социально-экономических реформ, обещающих модернизацию экономики, развитие современного рыночного хозяйства, привлечение прогрессивных технологий через иностранные инвестиции. Ключевым элементом любого мегапроекта такого рода являются чрезмерные внешние заимствования, расходуемые на приобретение в первую очередь товаров и услуг этих субъектов <6>. Реформы реализуются именно так, как их прописали, вне зависимости от волеизъявления населения или даже смены правительства. Джон Перкинс в своей книге "Исповедь экономического убийцы" повествует о тайном механизме имперского контроля, стоявшем за некоторыми наиболее значимыми событиями современной истории <7>. -------------------------------- <6> См. подробнее: Перкинс Джон. Исповедь экономического убийцы / Предисловие и научная редакция русского издания д. э.н., проф. Л. Л. Фитуни. М., Pretext, 2005. <7> См. подробнее: Перкинс Джон. Указ. соч.

Невозможно полностью и точно внедрить западные стандарты в совершенно иные общества (точнее, в принципе возможно, но, думается, результат будет крайне негативным). Поэтому для стран, не включенных западными государствами в "свой круг" (читай - в число развитых), унификация правовых институтов под западные стандарты не может иметь абсолютных масштабов. И именно в данном контексте уместно говорить о гармонизации права как о практически обоснованной альтернативе унификации. Несколько выше мы приводили определение понятия "гармонизация" применительно к правовой сфере, данное профессором И. И. Лукашуком. Однако процитируем также слова И. Л. Бачило, справедливо утверждающего следующее: "Гармония - стройная, упорядоченная согласованность целого и входящих в него частей... все чаще мы говорим о гармонизации законодательства и права. И в этом процессе "целым" выступают право и его части" <8>. Право, являющееся регулятором реальной жизни людей со всеми ее особенностями и противоречиями, на данном тапе развития человеческого общества объективно не может явить свою целостность и стройность (речь идет не о праве конкретного государства, а о мировом праве в целом). -------------------------------- <8> Бачило И. Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права, 2000. N 8. С. 42.

Отметим, что многие авторы наряду с процессами правовой унификации и гармонизации выделяют понятие стандартизации в правовой сфере <9>. Сущность данного явления заключается в том, что интернационализация национального права посредством его изменения предполагает помимо всего прочего приведение норм национального права в соответствие с международными правовыми стандартами. "Стандартизация в праве есть юридическое отражение стандартизации всей общественной жизни" <10> - одной из черт эпохи глобализации. Думается, что данный процесс нельзя считать самостоятельным элементом механизма правовой глобализации, ибо, по нашему мнению, правовая стандартизация является одной из составляющих интеграционных правовых процессов. -------------------------------- <9> Такие авторы, как Ю. А. Тихомиров, А. С. Пиголкин, Е. Г. Лукьянова и др. <10> Е. Г. Лукьянова. Основные тенденции развития российского права в условиях глобализации // Государство и право. 2004. N 7. С. 84.

Помимо интернационализации национального права в качестве завершающего элемента достаточно динамичного процесса правовой глобализации выделим процесс имплементации определенных принципов и норм в законодательство суверенных государств, являющийся средством непосредственного восприятия описанных интеграционных (глобализационных) процессов на внутригосударственном уровне, внедрения унифицирующих либо гармонизирующих норм в национальное право. Причем процесс имплементации проходит в двух основных контекстах: во-первых, по пути внедрения принципов и норм международного права, а во-вторых, по пути внедрения элементов различных правовых систем и объективного права отдельных государств в национальное право других государств. В первом случае государства могут включать в свое законодательство нормы, отсылающие к международному праву, либо непосредственно инкорпорировать определенные нормы без изменения (налицо тенденция к унификации) или внося корректировки, "подгоняющие" их под особенности и реалии конкретной страны (здесь речь идет о гармонизации). Во втором же случае можно говорить лишь о внедрении оригинальных либо "обработанных", трансформированных норм (последнее представляется наиболее правильным). Но ни в коем случае не должно сложиться обманчивое впечатление о том, что имплементация не в рамках международного права носит гораздо более свободный и субъективно инициативный характер. Действительно, в международно-правовом контексте имеет место "обременение" различными договорами, иными документами, в конце концов, обязательствами и ответственностью перед мировым сообществом. Однако ведь нельзя забывать о глубоко эгоистичных устремлениях отдельных могущественных государств, которые всеми правдами и неправдами, открыто и, гораздо чаще, очень сильно завуалировано под различными благовидными предлогами пытаются навязать странам свои (или выдаваемые за свои) нормы и принципы в целях обеспечения благоприятного правового пространства для неформального их порабощения (более подробно об этом говорилось выше) <11>. -------------------------------- <11> См. подробнее: Перкинс Джон. Исповедь экономического убийцы / Предисловие и научная редакция русского издания д. э.н., проф. Л. Л. Фитуни. М., Pretext, 2005.

Обозначенная характеристика процессов правовой глобализации свидетельствует об огромной сложности и противоречивости этих процессов, а также об их незавершенности на современном этапе развития человечества. Это значит, дальнейшее исследование соответствующих вопросов является просто необходимым условием для стабильного развития Российского государства и права в XXI в.

Название документа