Соотношение европейского принципа лояльного сотрудничества с принципом международного сотрудничества государств

(Барышников М. Ю.) ("Международное публичное и частное право", 2007, N 1) Текст документа

СООТНОШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРИНЦИПА ЛОЯЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА С ПРИНЦИПОМ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ

М. Ю. БАРЫШНИКОВ

Барышников М. Ю., аспирант кафедры международного и европейского права Казанского государственного университета.

"Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права. Принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного" <1>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004. ------------------------------------------------------------------ <1> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 151.

Под принципами международного права "понимались либо наиболее общие нормы права, либо принципы - идеи" <2>. Примером понимания принципов как наиболее общих норм может служить решение Постоянной палаты международного правосудия по делу "Лотос", в котором говорилось, что "выражение "принципы международного права", как оно обычно употребляется, может означать лишь международное право, как оно применяется государствами" <3>. Это принципы суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства, всеобщего уважения прав человека и основных свобод, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, принцип сотрудничества государств, добросовестного выполнения обязательств <4>. -------------------------------- <2> Курс международного права. В 7 т. Т. 2. Основные принципы международного права / Г. В. Игнатенко, В. А. Карташкин, Б. М. Клименко и др. М.: Наука, 1989. С. 5. <3> Judgment in the "Lotus" case. P. C.I. J. Ser. A 10. P. 16 - 17 // Курс международного права. В 7 т. Т. 2. Указ. соч. С. 6. <4> См.: Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного суда. Изд-во Международ. отнош. Ст. 2.

Основные принципы международного права тесно переплетены и взаимодействуют между собой. В совокупности они образуют систему, которая все же не носит соподчинения и формально-юридического характера. Скорее, как справедливо отмечается, речь идет о ценностной иерархии и смысловой соподчиненности" <5>. Основные принципы современного международного права являются императивными нормами и носят основополагающий характер. Они регулируют поведение всех субъектов международного права: государств и международных организаций и во всех сферах международных отношений. -------------------------------- <5> Курс международного права. В 7 т. Т. 2. Указ. соч. С. 16.

Право Европейского союза в этом отношении не исключение. Страны Евросоюза учли положения международного права, приспособив их к своим внутриорганизационным потребностям и подвергнув, как мы видим, определенной обработке. При этом учредительный Договор о ЕС, действующий сегодня, не оговаривает обязанности учета международно-правовых норм в своей внутренней правовой системе. Кроме основных принципов международного права любая международная организация, как и любая другая совокупность взаимосвязанных правовых норм, может создавать и иметь собственные принципы организации внутренней жизни. Однако базовые принципы, обладающие действием jus cogens, являются неотменяемыми и императивными для всех сфер, подпадающих под регулирование международного права. Так, Д. Анцилотти отмечал в курсе международного права связь международного права с "правопорядком сообщества государств", определяя международное право как основанные на согласии государств нормы, определяющие границы и формы, в которых должны развиваться взаимоотношения государств. Д. Анцилотти признает внутри международного правопорядка образование различных партикулярных норм, устанавливаемых группами государств <6>. И, как видим, в Евросоюзе этот процесс проходит особенно интенсивно. -------------------------------- <6> См.: Анцилотти Д. Курс международного права. Т. 1. М.: Изд-во иностр. лит., 1961.

Кроме того, страны Евросоюза являются участниками ряда других международно-правовых конвенций, регулирующих вопросы торговли, в частности Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г. Важной составной частью регулирования экономической жизни европейских государств и эффективным инструментом унификации материально-правовых норм, регулирующих куплю-продажу, продолжает оставаться Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (вступила в силу 1 января 1988 г.) <7>. Ее цель - устранение барьеров для развития международного экономического сотрудничества. -------------------------------- <7> Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. М.: Юридическая литература. 1994. С. 6.

Поэтому фундаментальное правило международных организаций заключается в том, что свою внутреннюю систему норм и внутренних принципов государства-члены должны так устроить, чтобы от этого не страдало исполнение норм международного права, и в первую очередь базовых принципов международного права. Государства учитывают это требование, и случается, что принципы внутреннего права организации не только формулируются в унисон с всеобщими, но даже и внешне по своему наименованию бывают созвучны с ними. Именно так произошло, в частности, в Евросообществе, где в 1957 г. Римским договором был принят на вооружение принцип так называемой лояльной кооперации. Или, как его нередко именуют, принцип недискриминации. Другое его название и, пожалуй, наиболее всеобъемлющее, - это принцип верности Европейскому союзу или европейскому единству. Но, если опираться на точное юридическое его определение - это принцип лояльного сотрудничества. Можно легко заметить, что европейский принцип "лояльного сотрудничества" даже по наименованию созвучен международно-правовому императивному принципу "сотрудничества государств". Если обратиться к сопоставлению содержания того и другого, то также можно видеть либо косвенную, либо даже прямую корреляцию между обоими принципами. Принципы права Европейского союза нацелены на закрепление и охрану устоев данной организации, а также на содействие ее нормальному функционированию и развитию. Суд ЕС сформулировал и закрепил в своих решениях систему основных начал, на которых должна функционировать и развиваться правовая система ЕС, - принципы права ЕС. Принципы права ЕС включают две группы: принципы, определяющие юридическую силу норм и источников права ЕС, их соотношение с национальным правом государств-членов и общие принципы права. К первой группе относится принцип верховенства права ЕС, означающий, что правовые нормы, входящие в право ЕС, имеют приоритет перед правилами, закрепленными в законодательстве каждого отдельного государства-члена. Принцип прямого действия права ЕС. Он означает, что регламенты и решения Европейского сообщества являются актами прямого действия и применяются напрямую, минуя процедуру традиционной парламентской национальной ратификации. К этой же группе в последние годы стали относиться и директивы, которые в силу сложившейся уже практики, а также достаточной конкретности адресуются напрямую национальным субъектам права, минуя процедуру парламентской ратификации. Для их характеристики следует сказать, что наряду с закреплением в ЕС принципов субсидиарности и пропорциональности, символизирующих в некоторой степени отход от принципа верности, в проекте Евроконституции наметилось и укрепление принципа сотрудничества. В тексте проекта появилось несколько норм довольно принципиального назначения, которые тоже носят сквозной и генеральный характер. Ими расширяются полномочия Брюссельских структур власти. Речь идет в первую очередь о принципе верховенства европейско-правовых актов над источниками права государств-членов. Так, ст. I-6 проекта Евроконституции впервые закрепляет, что "Конституция и право, принятое институтами Союза для осуществления компетенций, возложенных на него, имеют примат над правом государств-членов" <8>. Это открывает потенциальную возможность для усиления метода субординации в отношениях между "Брюсселем" и государствами-членами. -------------------------------- <8> Art. I-6. Treaty establishing Constitution for Europe. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2005.

Ее внедрение последовало более чем через несколько десятков лет правового конфликта между ЕС и государствами, а принцип "верховенства" (примата - primacy) означает ликвидацию полицентричности в ЕС и, по сути, переподчинение всей правотворческой и контрольной деятельности только Брюссельским структурам. Так, принципы: субсидиарности, пропорциональности, принцип лояльного сотрудничества и отказа от дискриминации - все они организуют жизнедеятельность Союза по тем правилам, которые сами сочли нужными и в исполнении которых они не обязаны ни перед кем отчитываться, кроме самих себя. В то же время основные принципы международного права являются "мерилом", которым должны руководствоваться в своей международной деятельности все государства независимо от их собственной воли. Это, как известно, внешний "неизменяемый" стандарт поведения государств-членов, статичный, в то время как надгосударственные принципы - стандарт внутренний и вариабельный. Гибкость и изменчивость этой группы принципов продемонстрирована самой практикой ЕС. Остальные внутренние принципы также не исключение и могут быть подвержены вариациям договаривающихся государств. Следовательно, поскольку принципы национальной идентичности вытекают и конкретизируют общие принципы международного права Jus Cogens, то они обладают более высокой нормативной силой, чем внутренние принципы, отражающие специфику внутриорганизационной деятельности. Причем следует сказать, что и эта специфика не выходит принципиально за рамки международно-правовых отношений. А. Денза, сопоставив право ЕС и международное право, пришел к выводу, что право ЕС и международное публичное право "схожи в том, что они установлены между суверенными государствами: в отличие от любой национально-правовой системы, международное право и право ЕС по своей природе являются скорее горизонтальными, чем вертикальными". По его дальнейшим словам, "несмотря на всю свою сверхнациональность и стремление эволюционировать к "единому федеральному государству", ЕС является союзом суверенных государств и базируется на договорах, заключенных между ними. ООН также является результатом межгосударственных соглашений; и в обоих случаях страны - члены этих организаций могут как добровольно войти, так и добровольно выйти" <9>. -------------------------------- <9> Денза А. Европейское и международное публичное право: дивергенция или конвергенция? // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право: РЖ/РАН. ИНИОН Центр социальных науч. информационных исследов. Отд. политологии и правоведения. М., 2001. N 4. С. 183.

К общим принципам европейского права относят: принцип охраны и защиты основных прав и свобод личности - согласно ст. A Маастрихтского договора 1993 г.; принцип правовой определенности, ключевым элементом которого является недопустимость придания положениям законодательства ЕС обратной силы; принцип пропорциональности, провозглашающий адекватность принимаемых мер целям регулирования; принцип равенства, фиксирующий недопустимость дискриминации физических и юридических лиц по признакам гражданства, пола, местоположения в пределах общего европейского рынка, национальной принадлежности; процессуальные принципы, дающие право на представление и заслушивание своей точки зрения перед изданием правоприменительного акта ЕС. В числе последних можно назвать принцип конфиденциальности, по которому институты и органы Сообщества в процессе реализации своих полномочий не вправе раскрывать посторонним лицам информацию, затрагивающую частную жизнь граждан, коммерческую тайну предпринимателей без согласия последних. Ко второй группе следует отнести также принцип субсидиарности, означающий, что к ведению Евросообщества относятся только те вопросы, которые государства-члены либо не в состоянии решать самостоятельно, либо их решение на уровне ЕС оптимально. Решение о передаче того или иного вопроса на уровень ЕС принимается самими государствами, равно как и контроль за соблюдением этого принципа также осуществляется не судом ЕС, а юстицией государств. Нельзя не заметить, что принципы иногда по-разному формулируются различными авторами. В числе принципов называются, например, и принцип законных ожиданий, и принцип естественного правосудия. К наиболее часто употребляемым судом ЕС общим принципам европейского права относятся: равенство (недискриминация), юридическая определенность, защита законных ожиданий, пропорциональность, принцип естественного правосудия, принцип фундаментальных прав человека. Все принципы могут быть закреплены в учредительном договоре, актах вторичного права, решениях суда ЕС. Таким образом, все принципы права ЕС облечены в правовую форму и так или иначе прошли процедуру признания их государствами-членами. Они не являются обычно-правовыми принципами, как в международном праве. Принцип лояльного сотрудничества европейскому единству - это один из принципов, на котором базируется европейское право и Евросообщество в целом. Если сформулировать коротко, то верность ЕС означает обязанность применять европейское право как свое собственное. В проекте Евроконституции этот принцип фигурирует в статье, которая называется "Фундаментальные свободы и недискриминация". В ч. 2 четко устанавливается: "В рамках данной Конституции и без преюдиции в отношении каких-либо специфических мер запрещается любая дискриминация по основанию национальной принадлежности" <10>. -------------------------------- <10> Art. I-4. Treaty establishing Constitution for Europe. Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2005.

Принцип лояльного сотрудничества больше всего коррелирует с такими принципами международного права, как pacta sunt servanda - принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву и принцип сотрудничества государств. Последний кодифицирован и развит в Декларации о принципах международного права 1970 г., где обозначен как "обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом", что четко определяет международно-правовой характер этого принципа <11>. Это очень важное положение для характеристики и определения нормативного содержания принципа лояльного сотрудничества в ЕС. В ней следующим образом устанавливается юридическая, международно-правовая обязанность всех государств сотрудничать друг с другом во всех областях международных отношений: "Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия" <12>. -------------------------------- <11> См.: Курс международного права. В 7 т. Т. 2. Указ. соч. С. 201. <12> Международное право в документах. М.: Юрид. лит., 1982. С. 9.

Здесь для выявления содержательной связи между европейским принципом лояльного сотрудничества и международно-правовым принципом сотрудничества государств существенно то, что целью сотрудничества в широком - международно-правовом - значении является содействие обеспечению международной экономической стабильности и прогрессу, повышению общего благосостояния народов. Он нацелен на свободную, без ограничений торговлю и против какой бы то ни было дискриминации в этой области. Дискриминация противоречит равноправию государств в международном общении и означает отказ от сотрудничества. Европейский принцип лояльной кооперации сформулирован в несколько пассивной форме и нацелен в первую очередь, если судить по тексту самого договора, не на активные действия государств и евроструктур, а на отказ от любых форм дискриминации в отношениях друг с другом. Отказ от дискриминации в области взаимной торговли государств-членов, всех форм экономической хозяйственной деятельности. Его еще нередко и справедливо называют принципом недискриминации. И там и там сотрудничество между государствами является их юридической обязанностью. И государства в составе Евросоюза, и государства вне объединения обязаны подчиняться международно-правовому принципу сотрудничества как императивной юридически обязывающей норме. Известно, что императивные нормы международного права имеют приоритет над правом ЕС и во внутренней сфере Сообщества. Общие принципы международного права - это нормы jus cogens, обязательные для исполнения всеми субъектами международного права. Вместе с тем практика показывает, что государства Сообщества отнюдь не всегда ориентируются в своих действиях на всеобщий принцип сотрудничества. Стремление обеспечить автономность правопорядка объединения приводит к тому, что приоритет ими отдается в первую очередь внутреннему праву и европейским принципам. Например, международные договоры ЕС с третьими странами в обязательном порядке должны быть приведены в соответствие с учредительными договорами группировки, а не международными принципами. А нормы многосторонних конвенций, непосредственным участником которых являются ЕС, отнюдь не всегда имеют прямое действие в правопорядке Сообществ, как, например, нормы ГАТТ/ВТО <13>. В то же время договоры, заключаемые Сообществами или одним из Сообществ (на практике чаще всего ЕС), а равно совместно Сообществами и государствами-членами, образуют интегральную составную часть европейского права, и их статус как источника этого права не вызывает сомнений <14>. Специфика международных договоров, заключаемых Сообществами, состоит в том, что их постановления не должны противоречить учредительным договорам. Соответствующий контроль осуществляется a priori, то есть в предварительном порядке Судом ЕС по запросу государств-членов и институтов Союза <15>. -------------------------------- <13> См.: Право и межгосударственные объединения / В. Г. Вишняков, В. А. Егиазаров, Ю. А. Королев и др. / Под общ. ред. В. Г. Вишнякова. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2003. С. 340. <14> Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю.н., проф. Л. М. Энтина. М.: Издательство "НОРМА" (Издательская группа "НОРМА-ИНФРА-М"), 2004. С. 95. <15> Там же.

В то же время международное право играет важную роль в восполнении пробелов права ЕС. В случае если государства-члены или какое-либо одно из них перестанут подчиняться решениям Суда ЕС и предписаниям Еврокомиссии, Европарламента и Совета министров, то руководство ЕС прибегает на практике к применению международно-правовых инструментов. Это происходило во время неожиданных обострений в тех или иных отраслях взаимодействия в рамках ЕС. Случается, что Евросоюз и его высшие структуры угрожают нарушителю договорных обязательств и применением санкций в духе международного права - реторсий и репрессалий. Таким образом, сказанное выше "является наглядным примером того, что Сообщества, стремящиеся к созданию квазигосударственной структуры, в пограничной ситуации повисают на международно-правовой "пуповине" <16>. -------------------------------- <16> Право и межгосударственные объединения... С. 340.

Цель принципа лояльного сотрудничества - облегчить сотрудничество государств Западной Европы в первую очередь в области экономического сотрудничества. В то же время он носит действительно генеральный характер и призван обеспечить стабильность внутрисоюзных отношений и усилить правовую связь между частями ЕС, включая и государства, и регионы, и коммуны. Однако по широте "охвата" европейский принцип сотрудничества в какой-то мере уже международно-правовой принцип сотрудничества государств. Он, например, не акцентируется специально и не детализируется в нормативных положениях, где цель поддержания международного мира и безопасности получила свое юридическое содержание. В то же время нельзя сказать, что цель - сохранение мира и безопасности - никак не учитывается в европейских договорах, поскольку, например, еще Договор о ЕОУС от 18 апреля 1950 г. и его преамбула в первую очередь обращали внимание на необходимость сохранения мира, что было с самого начала основной целью инициаторов создания Сообщества <17>. -------------------------------- <17> К вопросу см.: Арах М. Европейский союз. Видение политического объединения. М.: Экономика, 1998. С. 58.

В то же время Евросоюз - это объединение государств, созданное для определенных целей. Оно в этом не отличается от других международных организаций, поэтому за бортом его внутрисоюзного регулирования оставлено множество вопросов общего порядка. В числе таковых оказался и этот аспект принципа сотрудничества. Он действительно является всеобщей проблемой, главной общечеловеческой ценностью, предопределяющей саму возможность существования человечества. Международное сотрудничество во имя мира служит главной императивной обязанностью всех государств, включая и государства Евросоюза. Поэтому приоритет в этом региональном регулировании отдан лишь самым необходимым отраслям права и сферам сотрудничества, в первую очередь экономическим. Другие аспекты могут лишь подразумеваться в его содержании. Исходя из практики Евросотрудничества, на базе ЕС следует сказать, что Евросоюз всегда стремился к самоограничению своих внутриорганизационных интересов только теми сферами, которые четко оговорены в учредительном Договоре 1957 г. о Европейском Сообществе. Даже в решениях Суда ЕС вопросы, выходящие за рамки уставных норм ЕС, практически не затрагиваются. В то же время такая составная часть принципа сотрудничества государств, как защита прав человека, не прошла мимо и европейского принципа лояльного сотрудничества. В соответствии с международно-правовым принципом сотрудничества "государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех и в ликвидации всех форм религиозной нетерпимости" <18>. Дело в том, что в Евросоюзе была принята в 2000 г. и вступила в силу Хартия основных прав человека (с 1 февраля 2003 г.). А принцип уважения основных прав и свобод личности является таким же обязательным и сквозным для всех сфер европейского сотрудничества. Этого же требует и преамбула к Договору о Евросоюзе. Соответственно частью нормативной силы принципа лояльного сотрудничества в ЕС следует считать и требование соблюдения прав человека и ликвидации всех форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости. -------------------------------- <18> Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. М.: Юристъ, 2000. С. 65.

Необходимо заметить, что принцип лояльного сотрудничества имеет сквозное действие на все прочие сферы экономической интеграции и внутренней деятельности ЕС. Это тоже часть нормативной силы принципа лояльного сотрудничества. Это, по существу, одна из фундаментальных базовых норм Еврообъединения, заслуживающая глубокого изучения уже в силу ее сквозного и фундаментального для ЕС характера. Этот принцип в ЕС является такой же принципиальной основой для настройки внутрикоммунитарных взаимоотношений государств, как и принцип сотрудничества, содержащийся в Уставе ООН, для всего мирового сообщества и каждого государства. Другой аспект - можно ли трактовать принцип лояльного сотрудничества ЕС как необходимость осуществления международных отношений не только в экономической и торговой областях, но и в социальной, культурной, технической, в сферах безопасности и правосудия и т. п. Следует ответить на этот вопрос также положительно. "Европейские ценности", понятие которых включено в преамбулу договора о Евросоюзе, является не менее широким и включает в себя и эти компоненты. Это и демократические ценности, права человека и т. п. Чтобы дать более емкое представление о том, что следует понимать под "европейскими ценностями", необходимо сослаться на доктринальное толкование, так как сам договор не дает достаточной их расшифровки. Можно было бы привести высказывания и формулировки различных авторов. Но все они так или иначе сводятся к признанию европейскими таких характеристик, как: греческая философия, римское право, ценности Ренессанса, идеалы Великой французской революции, завоевания английской промышленной революции, социальная доктрина католической церкви, освященные протестантской этикой труд и преуспевание" <19>. Основами европейской идентичности, по другому определению, являются: греческая философия, римское право, христианство, дух всеобщности, привнесенный Возрождением и географическими открытиями, идеи Великой французской революции. (...) "Общее духовное наследие" Европы (...) общие формы поведения европейцев вопреки всем различиям, существующим между отдельными европейскими странами (...) право на свободное волеизъявление; защита личности от злоупотребления властью со стороны государства; неприкосновенность жилища, частная собственность на землю; обязательная отчетность политических руководителей за принятые ими решения перед народными избранниками (парламентом и т. д.); демократический контроль за вооруженными силами; невозможность принимать политические решения тайно, без ведома народа; независимость судей; уважение человеческого достоинства; рационализм как фундамент научного и философского знания; правовые гарантии; государственные гарантии сохранности инвестиций; право родителей выбирать форму обучения своих детей; свобода заключения контрактов; неукоснительное осуществление профессиональной деятельности; соблюдение правил гигиены; невозможность принятия законов с обратной силой действия и множество других подобного рода практических установок (...) миллионов европейцев" <20>. -------------------------------- <19> Паскуаль Де Ла Парте Ф. Европа на пороге XXI века // Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок? М., 1998. С. 15. <20> Франсиско Паскуаль де ла Партэ // Европейская интеграция, Большая Гуманистическая Европа и культура / Под ред. проф. Л. И. Глухарева. М.: "УРСС", 1998. С. 112 - 113; к пониманию европейской идентичности отсылаем также к работам Л. И. Глухарева, А. П. Кудрявцева, Л. А. Асланова, М. Андерсона // Европейская интеграция, Большая Гуманистическая Европа и культура / Под ред. проф. Л. И. Глухарева. М.: УРСС, 1998.

Таким образом, общность истории и культурных ценностей Западной Европы дает основу для трактования принципа лояльного сотрудничества ЕС как необходимости осуществления международных отношений, контактов и в социальной, культурной и технической областях. Практика, особенно последних лет, ЕС, самые различные технические совместные европейские проекты дают основание утверждать, что сферы культуры и науки и техники не только не исключаются из-под действия данного принципа, но и активно развиваются. Указаны несколько важнейших сфер сотрудничества государств в рамках Европейского союза. Они вполне коррелируют с теми сферами, которые входят в орбиту более широкого - международно-правового - принципа сотрудничества. Однако европейский принцип сотрудничества - это более конкретный принцип. В отличие от Устава ООН, адресовавшегося ко всем государствами мира, коих насчитывается сегодня 192, европейский принцип при своей закладке был нацелен лишь на шесть участников - шесть государств-членов: Францию, Германию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург и Италию. Соответственно он требовал большей и даже значительно большей конкретизации, чем аналогичный, но всеобщий принцип международного права. И действительно, если ознакомиться с учредительными договорами трех европейских сообществ - ЕОУС, ЕВРАТОМа и ЕЭС (ЕС), то становится очевидным, что все три договора были созданы не как всеобщая абстракция, а как конкретный правовой инструмент именно для сотрудничества. Таким образом, имея столь много общих черт с всеобщим принципом международного права - принципом сотрудничества, европейский аналогичный принцип имеет свои особенности. Уже отмечалась одна важнейшая его особенность - это максимальная конкретность, которая заложена для того, чтобы договор сразу же стал правовым документом прямого применения без дополнительных конкретизирующих актов и был легко применим Судом Европейских сообществ. Вторая важнейшая особенность европейского принципа сотрудничества - в широте и многообразии форм и сфер сотрудничества.

Название документа