Последствия вступления России в ВТО

(Смирнов А. Н.)

("Туризм: право и экономика", 2006, N 6)

Текст документа

ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

А. Н. СМИРНОВ

Свыше 170 государств посчитали для себя выгодным стать членами ВТО или вступили на путь присоединения к ВТО. На их долю приходится более 95% внешнеторгового оборота России. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры. Россия сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Вместе с тем договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров. По подсчетам специалистов, не являясь членом ВТО, Россия ежегодно из-за разного рода ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

Далее, членство в ВТО позволит России использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 90-е годы, когда в ответ на серьезное открытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и услугам, где Россия обладает сравнительными преимуществами во внешней торговле) и недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм как на внешнем, так и на внутреннем рынках страны.

Для вступления в ВТО необходимо приведение российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации. Выполнение Россией одного из главных для членства в ВТО условий связано с обеспечением помимо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных правовых актов также соответствия последним нормативных правовых актов субъектов Федерации. Перевод на нормы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только для присоединения к ВТО. Правовая работа в этом направлении выведет российское законодательство на правовые нормы, которыми руководствуются все страны мира, уменьшит ведомственный характер законодательных актов и будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнеров России, но и отечественных экспортеров и импортеров.

Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь приобретения. Очевидны и потери, неизбежно последующие в случае присоединения России к этой организации. Эти потери могут быть следующими:

- защита многих российских производств, находящихся в кризисе, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок;

- вступление в ВТО может затруднить возможности продвижения России по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного союза. Несмотря на то что между членами Таможенного союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран подпишет соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда ее обязательства перед ВТО в силу договоренности между странами - участницами Союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же время некоторые обязательства, приемлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми для других;

- вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор;

- по правительственным закупкам (предусматривает существенное открытие рынка государственных закупок для иностранных компаний);

- по торговле гражданской авиатехникой (предусматривает отмену импортных таможенных пошлин на авиатехнику, ограничение государственной поддержки отрасли).

Помимо этого, России предлагается взять обязательства в сфере приватизации, ценообразования и инвестиций, т. е. по тем областям, которые не входят непосредственно в сферу компетенции ВТО.

Вышеуказанные трудности, связанные с присоединением к ВТО, требуют множества усилий и огромной работы. Присоединение России к ВТО связано с решением многих проблем, но для этого нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей ВТО. Между тем, исходя из объективных реалий российской экономики, можно сделать вывод о том, что в ближайшей перспективе основную долю российского экспорта по-прежнему будут составлять энергоносители, сырьевые товары и продукция их первичной переработки. Как известно, в реализации этой продукции на международном рынке Россия не испытывает серьезных трудностей и не будучи членом ВТО. Снижение пошлин на эти категории товаров даст минимальный эффект. Членство в ВТО благоприятно только для отдельных видов конкурентоспособной продукции, которая составляет менее 7% российского экспорта в дальнем зарубежье. Фактически российские экспортеры не готовы к продвижению на мировой рынок. Российская промышленность вряд ли сможет, за исключением некоторых отраслей, воспользоваться преимуществами открытого рынка.

Название документа