Международно-правовая основа наказаний в виде обязательных работ

(Сергеева В. В.) ("Российский следователь", 2007, N 1) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В. В. СЕРГЕЕВА

Сергеева В. В., научный сотрудник НИИ ФСИН России.

Вопрос о международных стандартах в сфере назначения и исполнения наказания в виде обязательных работ представляется весьма актуальным и значимым на сегодняшний день. Международные стандарты в сфере назначения и исполнения обязательных работ относятся к группе стандартов, принятых международным сообществом в отношении наказаний и иных мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы. По оценке профессора П. Г. Пономарева, "подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в одном международном акте - Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах), 1990 г." <1>. Данный документ был принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 г. <2>. -------------------------------- <1> Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М.: Международные отношения, 1983. С. 408. <2> См.: Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Сборник нормативно-правовых актов / Под ред. О. В. Филимонова. М., 2002. С. 100 - 113.

Однако аналогичным документом регионального масштаба является принятая в 1992 г. Рекомендация (92) 16 Комитета Министров государствам-членам относительно Европейских правил по применению общественных санкций и мер взыскания (далее - Европейские правила) <3>. Данный документ был принят в развитие ранее изданных нормативных актов Совета Европы <4> и представляется весьма важным с тех позиций, что закрепление общеевропейских принципов обращения с осужденными во внутреннем законодательстве и обеспечение условий для их реализации является обязанностью каждого государства - члена Совета Европы, включая Россию <5>. -------------------------------- <3> См.: Там же. С. 114 - 132. <4> См.: Резолюция Комитета Министров Совета Европы (76) 10 "О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы" от 9 марта 1976 г. // ПК "Эталон". <5> См.: Морозов В. М., Пантелеев В. А., Ильин В. А. Проблемы соблюдения международных стандартов и решений Европейского Суда по правам человека в деятельности уголовно-исполнительной системы России / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. М. Никитина. Владимир, 2003. С. 5.

Упомянутые международные стандарты носят рекомендательный характер и не относятся к числу международных договоров либо общепризнанных принципов и норм международного права. Поэтому их положения могут быть реализованы в России только опосредованно, путем включения в отечественное уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство <6>. -------------------------------- <6> См.: Филимонов О. В. Токийские правила и российская практика применения наказаний, не связанных с лишением свободы // Российская юстиция. 2003. N 2. С. 48.

Рассматриваемая система мер представляет собой теоретическую модель для любой национальной системы, она отражает опыт различных стран и регионов мира. Однако ни одна страна не воспроизводит такой системы полностью. Впрочем, Правила на этом и не настаивают. Международные документы в этом отношении содержат целый ряд минимальных правовых гарантий для лиц, к которым применяются меры, подобные российским обязательным работам. По сути дела, это так называемые естественные права человека в правовом статусе осужденных, основы специального правового статуса. К их числу Токийские правила, в частности, относят: право на уважение человеческого достоинства правонарушителя; право на личную жизнь правонарушителя и личную жизнь семьи правонарушителя; право на судебное обжалование приговора и др. Токийские правила раскрывают содержание понятия "режима исполнения мер, не связанных с тюремным заключением", и вводят в употребление термин "непенитенциарный режим". В отличие от режима отбывания лишения свободы существенной особенностью непенитенциарного режима является, в частности, то, что он не охватывает всего образа жизни осужденного. Он сводится к порядку и условиям соблюдения специфических прав и обязанностей лица, подвергнутого уголовно-правовым мерам, не связанным с лишением свободы. Однако и здесь имеет место контроль за поведением осужденных, который выступает в качестве одного из основных элементов режима. Ряд рекомендаций международных актов касается порядка исполнения общественно полезных работ и других наказаний, не связанных с лишением свободы. Международные стандарты ставят целью развитие связей между службами, исполняющими общественно-полезные работы, и другими "органами системы уголовного правосудия, учреждениями социального развития и обеспечения - как правительственными, так и неправительственными - в таких областях, как здравоохранение, жилищное строительство, образование и занятость" (п. 22.1 Токийских правил). Международными стандартами определено, что для удовлетворительного исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, существует потребность в компетентном, высококвалифицированном и заинтересованном отношении в работе персонале. Далее международные стандарты определяют круг требований к персоналу. "Персонал должен обладать высокими личными качествами, а также профессиональной квалификацией, необходимыми для выполнения его служебных обязанностей" (п. 38 Европейских правил), "лица, назначаемые для применения мер, должны обладать соответствующими личными качествами и, по возможности, надлежащей профессиональной подготовкой и практическим опытом. Такие требования должны быть четко определены" (п. 15.2 Токийских правил). Весьма важным представляются рекомендации ООН и Совета Европы об условиях работы персонала. "Для набора и удержания квалифицированного профессионального персонала необходимо обеспечивать соответствующее служебное положение, надлежащие оклады и льготы, соответствующие характеру работы, и предоставлять широкие возможности для профессионального роста и продвижения по службе" (п. 15.3 Токийских правил). Более детально на европейском уровне вопросы, связанные с персоналом учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, урегулированы Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы (97) 12 от 10 сентября 1997 г. относительно персонала, исполняющего наказания и меры <7>. Данный нормативный акт подробно регламентирует принципы набора, отбора, обучения персонала, условия его работы, а также этические требования к нему. -------------------------------- <7> См.: Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Сборник нормативно-правовых актов. С. 133 - 145.

Следующий важный аспект реализации международных стандартов состоит в привлечении сил общественности для применения общественно полезных работ и других альтернативных наказаний. Токийские правила призывают поощрять участие общественности, "поскольку в нем заложены большие возможности и поскольку оно является одним из важнейших факторов укрепления связей между правонарушителями с их семьями и обществом" (п. 17.1), кроме того, участие общественности "следует рассматривать как предоставляемую членам общества возможность внести свой вклад в дело защиты интересов общества" (п. 17.2). Европейские правила также ориентируют на "максимально широкое использование участия организаций и частных лиц, представляющих общество" (п. 45). Пункт 48 определяет, что объем участия общественности определяется законом или устанавливается органом, отвечающим за исполнение наказаний и мер. Существенный интерес представляет вопрос о соответствии отечественного законодательства, регламентирующего назначение и исполнение наказания в виде обязательных работ, международным стандартам в области трудового права. В частности, дискуссионным является вопрос о допустимости принудительного труда осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы, без его согласия. Многие исследователи указывают на несоответствие норм российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства международным правовым актам, запрещающим принудительный труд <8>. Так, на Западе и в других странах бесплатные общественные работы в качестве наказания назначаются лишь с согласия или, во всяком случае, при непротивлении виновного. Считается, что этим устраняются возможные противоречия с отмеченными нормами международного права <9>. -------------------------------- <8> Клепицкий И. А. Преступление, административное правонарушение и наказание в России в свете Европейской конвенции о правах человека // Государство и право. 2000. N 3. С. 72. <9> Стерн В. Альтернативы тюрьмам: размышления и опыт. С. 14.

Подводя итог сказанному, следует отметить следующее. Во-первых, международные стандарты в сфере применения обязательных работ и других наказаний, альтернативных лишению свободы, - это наиболее общие правила, единые требования, предъявляемые в международном масштабе к нормативным основам и правоприменительной практике в сфере наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Большая часть данных стандартов сконцентрирована в двух международных нормативных актах - Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийских правилах), 1990 г. и Европейских правилах применения общественных (альтернативных) санкций и мер 1992 г. Во-вторых, данные нормативные акты упоминают обязательные (общественно полезные работы) в качестве одного из рекомендуемых альтернативных наказаний, кроме того, они содержат гарантии правового статуса осужденных в период их исполнения, требования к режиму их отбывания и надзору за их исполнением, вопросы участия общественности в исполнении наказаний данных видов, а также требования к персоналу учреждений, занимающихся их исполнением. В-третьих, положения действующего законодательства РФ о наказании в виде обязательных работ не противоречат общепризнанным международным правовым актам в сфере охраны труда как по вопросу запрета на использование принудительного труда, так и по вопросу ограничения осужденных в праве на вознаграждение за труд. Отсутствие в действующем законодательстве согласия осужденного как обязательного условия назначения ему наказания в виде обязательных работ не противоречит нормам международного права и вносит соответствующие изменения в российское законодательство, являясь нецелесообразным.

Название документа