Некоторые правовые аспекты совместной подготовки военных кадров для нужд национальных армий в формате Организации Договора о коллективной безопасности

(Воронков А. С.) ("Право и политика", 2006, N 12) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВМЕСТНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ ДЛЯ НУЖД НАЦИОНАЛЬНЫХ АРМИЙ В ФОРМАТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А. С. ВОРОНКОВ

Воронков Александр Сергеевич, адъюнкт кафедры информатики и управления Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.

Создание Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) провозглашено решением Совета коллективной безопасности 14 мая 2002 года. 7 октября 2002 года в Кишиневе президенты шести государств - Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан - подписали Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Новая организация возникла не на пустом месте, государствами-участниками был уже накоплен позитивный опыт решения задач, обеспечения жизненно важных интересов в формате Договора о коллективной безопасности (ДКБ), который был подписан значительно раньше - 15 мая 1992 года в Ташкенте. За время существования Договора был пройден сложный путь становления военно-политической организации, на котором не всегда удавалось избегать ошибок и неудач, но деятельность в рамках этого института во многом обеспечила сохранение мира на постсоветском пространстве и помогла избежать ряда межнациональных конфликтов. Организацию возглавляет генеральный секретарь, избираемый на двухлетний срок, в настоящее время им является Н. Бордюжа. Новое и перспективное направление деятельности органов управления ОДКБ - совместное обучение кадров и специалистов для вооруженных сил союзных стран. Развитие этого вопроса в формате Договора было предусмотрено еще в 1995 г. и изложено в Основных направлениях углубления военного сотрудничества государств - участников ДКБ от 10 февраля того же года <1>. -------------------------------- <1> См.: Основные направления углубления военного сотрудничества государств - участников ДКБ от 10 февраля 1995 г. Архив Секретариата СКБ. 1996, д. 1, л. 2.

Необходимость решения данной проблемы возникла после распада СССР. На территории России осталось около 80% от числа всех ВВУЗОВ Союза. Достаточно отметить, что на территориях образовавшихся государств не было ни одной военной академии, а единственная Академия Генерального штаба, где готовится высшее командное звено, находится в Москве. Конечно, страны нашли выход из сложившейся ситуации, перепрофилировав бывшие на их территории военные училища в академии и совместив на их территориях подготовку кадров зачастую по всем специальностям своих национальных армий. Но вот уровень качества профессорско-преподавательского состава и учебно-материальная база этих учебных заведений значительно уступает тому, который существует в России. Решением проблемы на межгосударственном уровне стала совместная подготовка кадров в формате СНГ на условиях двусторонних соглашений между государствами. Однако в этом процессе было много противоречий и несогласованностей. Они касались, прежде всего, расценок за обучение, ведь до 2000 г. только Россия пережила два дефолта, при которых курс валют значительно менялся. Поэтому нерешенность проблемы приводила к тому, что обучение то прерывалось, то возобновлялось вновь, что не могло не сказаться на его качестве и на взаимоотношениях союзных стран в этих вопросах между собой <2>. -------------------------------- <2> См.: Макаров К. Афганский капкан. М., 2005. С. 76.

Мешало качественному решению задачи и то, что некоторые страны параллельно искали пути подобного сотрудничества на Западе, проводя в жизнь политику, направленную на интеграцию с блоком НАТО и США <3>. -------------------------------- <3> См.: Там же. С. 77.

Страны, подписавшие Договор и сохранившие ему верность до нашего времени, отлично понимали, что качественное решение данного вопроса возможно только в формате своего союза для общих целей защиты государств от угроз и агрессий, а также укрепления национальных армий. В целях совершенствования такого сотрудничества 28 апреля 2003 г. СКБ принял решение о развитии процесса совместного обучения кадров и специалистов для ВС стран Договора <4>. В контексте данного документа предусматривалось проведение работы по согласованию военно-учетных специальностей и программ обучения для них, включая сферу переподготовки военных кадров на льготной основе. -------------------------------- <4> См.: Решение о развитии процесса совместного обучения кадров и специалистов для ВС стран Договора. Архив Секретариата СКБ. 2003, д. 11, л. 2.

Выполняя данное решение, в структурах Договора наиболее активное участие приняли Секретариат СКБ и Совет Министров обороны союза. Они провели ряд консультаций между представителями братских стран в области военного образования в целях согласования спорных вопросов, которые прежде всего касались условий оплаты за подготовку и перечня военно-учебных заведений, где будут проходить обучение будущие специалисты. Ведущая роль в работе принадлежала специалистам от России. Благодаря кропотливой работе таких энтузиастов своего дела, как полковник А. Б. Степанов, полковник М. С. Усачев от Управления военного образования МО РФ, полковник А. П. Булизаров от Секретариата СКБ, полковник А. И. Сенюков от ОШ, удалось достичь компромисса по спорным вопросам. Проделанная работа позволила начать в союзных государствах процесс создания внутригосударственных механизмов реализации задуманного на деле и закончить согласование нормативно-правовой базы на межгосударственном уровне. Однако опыт работы показал, что необходимо отдельное Соглашение в формате ОДКБ по этому вопросу. Благодаря тому что в процессе работы по данному вопросу сотрудничества органами управления Договора были достигнуты определенные успехи, проект Соглашения удалось разработать в их структурах уже в 2004 г., и он успел к концу этого года пройти внутригосударственное согласование. Соглашение о подготовке военных кадров для государств - участников ОДКБ было подписано главами союзных стран в мае 2005 г. на сессии в Москве <5>. В настоящее время оно проходит стадию ратификации в государствах Договора. -------------------------------- <5> См.: Материалы сессии СКБ в г. Москве. Май 2005 г. Архив Секретариата СКБ. Д. 10, л. 5.

Суть этого документа заключается в следующем: - подготовка военных кадров будет вестись в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования и воинских частях, поэтому речь идет не только о подготовке офицеров, но и младших специалистов; - стороны имеют своей целью формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для ВС, других войск и воинских формирований государств - членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения; - подготовка может проводиться как совместно с военнослужащими принимающей стороны, так и раздельно на специальных факультетах (в отделениях, группах) военных заведений; - она предполагает ее осуществление на платной основе или квот, устанавливаемых принимающей стороной, на льготной или безвозмездной основе <6>. -------------------------------- <6> См.: Соглашение о подготовке военных кадров для государств - участников ОДКБ. Архив Секретариата СКБ. 2005, д. 3, л. 23.

В Соглашении оговорены также порядок отбора и приема кандидатов на обучение, условия привлечения к караульной и гарнизонной службе и т. п. Безусловно, что принятие этого Соглашения требует в государствах отработки соответствующих механизмов. Например, в России уже принято Постановление Правительства и выделены квоты на бесплатное и льготное обучение, а также необходимые финансовые средства из бюджета для обеспечения обучения <7>. -------------------------------- <7> См.: Постановление Правительства РФ N 234 от 18 июня 2005 г.

Разработка и принятие данных документов для дела защиты интересов стран ОДКБ трудно переоценить. Им удалось решить сложную проблему совместного обучения военных кадров для своих ВС, которое, кроме всего прочего, сплачивает военнослужащих братских стран и проходит в духе боевого братства и товарищества. Конечно, остаются нерешенными проблемы и в этой области. До сих пор Таджикистан и Киргизстан не могут решить, по каким военно-учетным специальностям им хотелось бы готовить своих специалистов. Армения и Казахстан не согласовали с российской стороной перечень ВВУЗОВ, где будут проходить обучение их кадры для национальных армий. Не решен вопрос о втором высшем образовании в системе послевузовской подготовки. Автор проанализировал результаты обучения курсантов стран ОДКБ на специальном факультете Военного университета МО РФ за период с 2000 по 2005 гг. В итоге он сделал вывод, что военнослужащие союзных стран в целом показывают знания выше, чем российские курсанты. Передовиков учебы на данном факультете в рассмотренный период на 20 - 30 процентов больше по данным сдачи экзаменационных сессий <8>. Данный факт показателен в плане отношения будущих офицеров союзных стран к обучению в России и желания овладеть профессиональными навыками. -------------------------------- <8> См.: Анализ успеваемости курсантов Военного университета по итогам сдачи экзаменационных сессий за 2000 - 2005 гг. Документация учебного отдела Военного университета по успеваемости за 2004 - 2005 гг.

Подводя итог деятельности органов управления Договора в совместной подготовке военных кадров для своих вооруженных сил, автор считает важным отметить, что несмотря на объективные трудности, с которыми сталкиваются братские страны при организации такого взаимодействия, им на деле удалось достичь значительных успехов в этих областях. Важно, что союзные государства не останавливаются на достигнутом. Они постоянно находятся в поиске новых, взаимоприемлемых форм сотрудничества в деле укрепления своих армий. Высокую оценку работе ОДКБ в этой области сотрудничества дают и главы наших стран. Так, президент Белоруссии А. Лукашенко отметил, что достигнутый уровень интеграции между государствами - участниками ОДКБ в сфере совместной подготовки кадров позволил значительно повысить уровень профессионализма офицерского состава стран Договора и подготовить высококлассных специалистов различных воинских специальностей.

Название документа