Генезис принципа лояльного сотрудничества в европейском праве

(Барышников М. Ю.) ("История государства и права", 2007, N 1) Текст документа

ГЕНЕЗИС ПРИНЦИПА ЛОЯЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЕВРОПЕЙСКОМ ПРАВЕ

М. Ю. БАРЫШНИКОВ

В действующем договоре о Европейском Сообществе 1957 года с изменениями и дополнениями принципу лояльного сотрудничества отведена специальная статья 10 (бывшая 5). Правда, следует иметь в виду, что сам термин "лояльное сотрудничество" еще не упоминается в действующем договоре. Скорее, можно именовать его принципом верности взятым на себя обязательствам, верности целям и задачам, возложенным на государства данным договором. Часть 1 статьи 10 гласит, что "государства-члены предпринимают все надлежащие меры общего или частного характера, чтобы обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Договора или из действий, предпринятых институтами Сообщества. Они содействуют выполнению задач Сообщества" <1>. Из данной нормы можно видеть, что сердцевиной принципа лояльного сотрудничества является, как и в классическом международном праве, "выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Договора". Это означает, что в основе данного принципа лежит базовый принцип международного права - Pacta sunt servanda - договоры должны выполняться. Это основа основ международного права. Ни один из участников интеграционных отношений не может устраниться от исполнения возложенной на него обязанности под предлогом того, что кто-то из других участников также не исполняет своих обязанностей. Кроме наиболее общей статьи 10 в Договоре о ЕС и конкретизирующих его актах производного права, встречаются нормы, которые нельзя истолковать иначе как нормативное закрепление принципа лояльности интеграционному содружеству. Таких норм очень много, и каждая из них требует лояльности взятым юридическим обязательствам. Так, статья 12 (бывшая 6) прямо запрещает "любую дискриминацию по соображениям национальной принадлежности". Более того, Совету дается право "принимать меры в целях запрещения такой дискриминации" <2>. Следующая норма статьи 13 (бывшая 6а) дает право Совету "предпринять соответствующие действия для борьбы с дискриминацией, осуществляемой по признакам пола, расового или этнического происхождения, религии или убеждений, нетрудоспособности, возраста и сексуальной ориентации" <3>. -------------------------------- <1> Ст. 10 (бывшая 5) // Договор о Европейском Союзе, консолидированная версия. М.: Интердиалект+, 2001. <2> Ст. 12 (бывшая 6) // Там же. <3> Ст. 13 (бывшая 6а) // Там же.

Принцип лояльности европейскому единству (интеграции) означает, что: "государства-члены компетентны и ответственны за выполнение обязательств, вытекающих из членства в ЕС, всеми доступными средствами, обязаны облегчить выполнение задач ЕС и воздерживаться от всего, что могло бы поставить под угрозу осуществление целей ЕС, закрепленных Договором" <4>. Важно отметить, что принцип лояльности ЕС означает не только обязанность воздерживаться от определенных действий, но и обязанность осуществления определенных позитивных действий. Например, практика показывает, что из 25 государств-членов лишь 6 являются донорами. Остальные страны, а особенно новые вступившие в ЕС недавно восточноевропейские страны, находятся на дотационном обеспечении ЕС и государств-доноров. Это сильные в финансовом отношении государства: ФРГ, Англия, Франция, Швеция, Голландия, Дания и др. -------------------------------- <4> Ipsen H. P. Europaeisches Gemeinschaftsrecht. Tuebingen, 1972. S. 208.

В тексте действующего договора ЕС еще нет наименования "Лояльное сотрудничество". Оно появилось лишь в проекте европейской конституции. В части 2 статьи 5 дается юридическое определение европейского принципа верности или "лояльной кооперации". Он означает "полное взаимное уважение Союза и государств-членов", которые должны "содействовать друг другу в осуществлении задач, вытекающих из Конституции". "Государства-члены должны облегчать достижение задач Союза и воздерживаться от принятия каких-либо иных мер, которые могли бы угрожать достижению целей, изложенных в данной Конституции" <5>. -------------------------------- <5> Article 5 (2) Draft Treaty Establishing a Constitution for Europe.

В действующем договоре о Евросоюзе он трактуется как чисто хозяйственный принцип - принцип хозяйственного взаимодействия. В проекте же Евроконституции ему придан более широкий характер, и он стал охватывать уже не только хозяйственное взаимодействие, но и все сферы и все цели, которые определены Конституцией. То есть в проекте Евроконституции отражен, по существу, уже принцип европейской идентичности. Это принцип трактуется также и как принцип лояльного сотрудничества - лояльной кооперации. И в отличие от учредительных римских договоров он как таковой (под своим собственным именем) включен в недавно завершенный проект "Договора, учреждающего Конституцию для Европы", представленный Европейскому Совету 20 июня 2003 г. В статье 5 ч. 2, в частности, сформулировано, что, "следуя принципу лояльной кооперации, Союз и государства-члены будут, на полном взаимном уважении, содействовать друг другу в выполнении задач, которые вытекают из Конституции". В абз. 2 той же нормы продолжено, что "государства-члены будут облегчать выполнение задач Союза и воздерживаться от каких бы то ни было действий, которые могли бы подвергнуть опасности достижение целей, установленных Конституцией". Таким образом, в текст будущего договора введен термин "лояльное сотрудничество". Лояльное сотрудничество означает взаимную обязанность содействовать друг другу в достижении задач и целей, закрепленных Договором, либо, как минимум, воздерживаться от противоправных действий. Обязанность воздерживаться от поведения, противоречащего установкам ЕС, может быть выражена, например, требованием Евросуда к государствам-членам "избирать такое средство, которое ограничивает свободу движения товаров как можно меньше" <6>. Термин "воздержание" наиболее характеризует принцип лояльного сотрудничества и чаще других употребляется в Договоре и решениях коммунитарного суда. Им, таким образом, дано понять, что для практической реализации принципа лояльного сотрудничества необходимо и достаточно простого воздержания государств от негативных действий и их последствий в адрес европейской интеграции. Эмоциональное отношение хозяйствующих субъектов к Комиссии ЕС и ее действиям может быть любое. Для нее единственно важно соблюдение договорных правил функционирования единого еврорынка. -------------------------------- <6> Das Umweltrecht der anderen und der eigenen Handlungsspielraum // Internationale Wirtschaft. Nr 46. 1992. Nov. 12. S. 23.

В юридизации и придании нормативного содержания принципу лояльного сотрудничества принял участие и Суд Евросообществ. Принцип лояльного сотрудничества Евросообщества установлен и в другом основополагающем заключении Евросуда 1978 г., которым определено, что "каждый национальный суд должен в случае его юрисдикции применять право ЕС в его целостности и защищать права, которые оно наложило на индивидов, и должен, соответственно, оставить без применения нормы национального права, которые могут конфликтовать с уже действующим и более поздним правом ЕС" <7>. То есть Суд ЕС распространил этот принцип не только на государства, но и на национальные правоприменительные органы (суды), обязав их исполнять право ЕС как свое собственное. Утверждая, таким образом, наднациональный принцип в деятельности организации, Суд ЕС обязывает государства, входящие в него, воздерживаться (согласно ст. 10 ЕС) от действий в тех сферах, компетенции на регулирование которых переданы в ЕС. Ж. Л. Константинеско говорит в этом отношении о "моратории государств-членов" <8>. -------------------------------- <7> EuGH, Rs. 106/77 - Administratione delle Finanze dello Stato v. Simmenthal. SPA. 1978. S. 644. <8> Constantinesco J.-L. Das Recht der Europaeischen Gemeinschaften // Das institutionelle Recht. Baden-Baden, 1978. S. 242.

Название документа