Слово и дело

(Иванова Е.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 32)

Текст документа

СЛОВО И ДЕЛО

Е. ИВАНОВА

Елена Иванова, корреспондент "ЭЖ-Юрист".

Член Комитета Госдумы по информационной политике Игорь Лебедев (по совместительству - руководитель думской фракции ЛДПР) и зампред этого же Комитета Алексей Островский внесли законопроект с поправками в ст. 3 ГК РФ, призванный устранить "пробелы в гражданском законодательстве".

Как известно, правила толкования гражданского законодательства (одно из основных положений в правоприменительной практике) регулирует ст. 431 ГК РФ. Однако, как считают депутаты, при этом "нет норм права, устанавливающих подобные правила толкования норм права гражданского законодательства". Значит, неправильное толкование сводит на нет все практические усилия законотворческой деятельности. Например, основанием для изменения или отмены решения суда в соответствии с процессуальным законодательством является неправильное истолкование закона.

В связи с этим законодатели предлагают дополнить ст. 3 новым пунктом, где будет особо подчеркнуто, что "нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения. При возможности различного понимания слов, применяемых в тексте законодательных норм, предпочтение отдается пониманию, отвечающему положениям Конституции РФ и основным принципам гражданского законодательства, изложенным в главах 1 и 2 настоящего Кодекса.

При выяснении точного смысла нормы гражданского законодательства необходимо учитывать условия, при которых она вводилась в действие, и ее истолкование в судебной практике в соответствии с требованиями, изложенными в настоящей статье". Не допускается "расширенное толкование норм гражданского законодательства, если иное не установлено истолковываемой нормой права; толкование норм гражданского законодательства с прямым искажением буквального значения содержащихся в нем слов и выражений".

В результате, уверены депутаты, принимающие подзаконные акты органы будут тщательно их формулировать, а значит, и правоприменительная практика станет более четкой.

Название документа

Интервью: Большой шаг малого бизнеса

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 32)

Текст документа

БОЛЬШОЙ ШАГ МАЛОГО БИЗНЕСА

Л. В. ГОВОРОВ

24 июля этого года Президентом РФ был подписан Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который должен стать первым звеном системы поддержки малого бизнеса в нашей стране. Положения Закона анализирует президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Владимирович Говоров.

Леонид Владимирович, какова цель принятия нового Закона? Чем он кардинально отличается от существующего ФЗ от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"?

- Сам факт принятия нового Закона - очень позитивный момент. Закон N 88-ФЗ в настоящее время почти утратил свою силу, так как перестали действовать практически все формы поддержки малого бизнеса, такие как, например, фонды. Новый Закон как акт государственной поддержки среднего и малого предпринимательства является очень важным шагом в этом вопросе.

Заседание Правительства РФ, состоявшееся в мае прошлого года, поддержало необходимость принятия Закона, но тем не менее он был принят только более чем год спустя. Очень тяжело шло обсуждение проекта Закона. Базовый текст появившегося Закона был подготовлен с активным участием торгово-промышленных палат РФ - как Российской, так и региональных. В нем было много конкретики, хотя он и не был законом прямого действия. Изначально предполагалось, что законопроект будет вносить Правительство РФ, но его обсуждение затянулось настолько, что это пришлось сделать депутатам.

Столь долгое обсуждение закона и, на мой взгляд, определенное выхолащивание и удаление многих его позитивных для предпринимателей норм и серьезных новелл говорит о том, что сегодня в Правительстве РФ понимание важности развития малого предпринимательства еще недостаточно глубоко. И если в процессе обсуждения с МЭРТ мы нашли серьезное понимание этого вопроса, то Министерство финансов РФ занимало очень жесткую позицию по целому ряду вопросов.

Поэтому, с одной стороны, мы должны радоваться, что появился новый законодательный акт, соответствующий всем требованиям и новым веяниям, с другой стороны, это рамочный закон и нам предстоит серьезная работа над тем, чтобы нормы прямого действия появились в других законах.

Какие существенные для российского законодательства новеллы содержатся в Законе?

- Например, в нем по-новому сформулированы критерии отнесения предприятий к малому предпринимательству. Первый из них - количественный состав, т. е. средняя численность работников предприятия, в соответствии с которым выделяются три вида субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек. Второй - оборот (выручка от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость) или балансовая стоимость активов.

Правительство хотело ввести три критерия - среднюю численность работников, оборот и балансовую стоимость активов. Нам удалось отстоять в части последних двух пунктов формулировку "или", оставив только два критерия.

В принципе введенные Законом критерии соответствуют существующим в Евросоюзе. Вопрос в том, как определять цифры - по обороту или балансовой стоимости активов. Одна из новелл Закона заключается в том, что необходимо проводить сплошное статистическое обследование один раз в пять лет, на основе которого и будут определяться и корректироваться эти цифры. Данные цифры будут вводиться на основании Постановления Правительства РФ. Однако как быть сейчас, учитывая тот факт, что ч. 2 ст. 4 Закона, посвященная проведению таких статистических исследований, вступает в силу только с 1 января 2010 года?

Сейчас планируется принятие решения Правительства РФ по обороту и стоимости активов. Мы будем добиваться того, чтобы решение Правительства РФ было основано именно на рекомендациях и аналитических проработках ТПП РФ. Если их проанализировать, то по своим показателям они соответствуют показателям в странах Евросоюза, что очень хорошо, - планка по обороту достаточно высокая и тем не менее наши предприятия под эту планку подпадают. Конечно, критериями оборота и стоимости балансовых активов не должны отсекаться какие-то предприятия, основной критерий - это все-таки численность работников.

Другая важная новелла Закона - появление в нем понятия "среднее предпринимательство". Этот термин широко употребляем, но относительно его содержания ранее существовали исключительно вольные трактовки. Закон 1995 года регулировал только сферу малого предпринимательства, однако не менее важное значение для эффективного развития экономики имеет среднее предпринимательство.

Кроме того, в Законе четко определены формы государственной поддержки предпринимательства: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; упрощенный порядок составления статистической отчетности; особенности приватизации государственного и муниципального имущества; формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля; меры финансовой поддержки; меры для развития инфраструктуры поддержки.

В Законе также определен порядок формирования активов, которые могут быть переданы в аренду малым предприятиям, - недвижимости, оборудования, машин и т. п. Все это подпадает под понятие "специальные фонды", которое, правда, можно упомянуть здесь условно, потому что в конечном тексте Закона оно исчезло. По существу, это некие фонды материалов, оборудования, помещений, которые будут передаваться в аренду малому и среднему предпринимательству по льготным расценкам для их поддержки и развития.

В Москве практика формирования указанных активов существует достаточно давно, законом такая возможность предоставлена всем регионам и муниципальным образованиям. Данные формы поддержки могут существовать на любом уровне.

Несомненно, чтобы реализовать все позиции Закона, необходимо взаимодействие малого бизнеса с администрацией. Красной нитью через Закон проходит делегирование таких возможностей с федерального уровня на региональный и муниципальный. Возможности существуют, теперь их необходимо реализовывать.

Могу высказать свою личную неудовлетворенность законодательно определенными формами взаимодействия малого бизнеса с администрацией соответствующих уровней. В проекте Закона было предусмотрено создание Советов предпринимателей на каждом уровне при каждом органе власти. К сожалению, эта норма не стала обязательной и учреждаются такие Советы по решению органов власти. В данном вопросе, получается, сделан шаг назад, и теперь задача общественных объединений заставить власть применять данную норму. В таких органах должно идти совместное обсуждение насущных вопросов между представителями предпринимателей и органами власти.

В итоговом тексте Закона отсутствует так называемая дедушкина оговорка - норма о нераспространении на субъекты малого и среднего предпринимательства в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки. Этот важный пункт был изъят из текста Закона. Сегодня наиглавнейшая забота Правительства РФ и Минфина России - о бюджете. Конечно, наличие такой оговорки для предпринимателей возможно и повлекло бы за собой уменьшение налоговых поступлений в казну. Однако для того чтобы что-то получить, надо вложить - по сути, это долгосрочные вложения капитала. По-видимому, мы пока не готовы к такой дальновидной политике в отношении малого бизнеса.

Не считаете ли Вы, что, устанавливая пределы по обороту и стоимости балансовых активов, Правительство РФ может серьезно ограничить круг предприятий, подпадающих под субъекты малого и среднего предпринимательства?

- Во-первых, статистическое исследование, на основании которого вырабатывается этот критерий, будет проводиться уполномоченными органами государства.

Во-вторых, Правительство РФ не должно в этом плане принимать решений без консультации с бизнес-сообществом, за что мы будем бороться. Поэтому можно надеяться на то, что такие критерии будут сформированы объективно. Ведь в последнее время целый ряд затрагивающих деятельность малого предпринимательства негативных решений Минфина был отменен после ходатайства системы торгово-промышленных палат РФ. Это показывает, что к нашему мнению прислушиваются.

Почему государственную поддержку как субъекты малого и среднего предпринимательства не могут получать кредитные, страховые организации, участники соглашений о разделе продукции, игорные предприятия?

- Перечисленные направления деятельности определены как прибыльные. При этом они вправе рассчитывать на все указанные в Законе формы государственной поддержки, за исключением финансовой.

Поговорим об изменениях, которые потребуется внести в действующее законодательство в результате принятия нового Закона. Какие подзаконные нормативные акты необходимо принять?

- В Законе предусмотрены, например, формы государственной поддержки предпринимательства, в том числе введение специальных налоговых режимов, методов ведения бухгалтерского учета и т. д. Все это необходимо конкретизировать дополнительными законами. Кроме того, подготовлен законопроект, содержащий в себе нормы прямого действия и вносящий изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с точки зрения делегирования полномочий субъектам РФ и органам местного самоуправления по поддержке предпринимательства, к примеру, по части создания активов. Надеемся, что этот законопроект будет принят как можно скорее, чтобы была продолжена цепочка действия Закона в регионах России.

Как руководитель временной рабочей группы по законодательной поддержке малого бизнеса при Генсовете партии "Единая Россия", в которую входят целый ряд организаций (ТПП РФ и региональные ТПП, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Российская ассоциация развития малого и среднего предпринимательства), руководители департаментов по поддержке малого предпринимательства Москвы, Московской области и регионов, депутаты, могу сказать, что основная задача нашей группы состояла даже не в разработке и принятии самого Закона, а в формировании ряда законопроектов прямого действия, которые будут решать конкретные проблемы развития малого предпринимательства и расшифровывать рамочные направления по его поддержке. Среди них: законы об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс РФ; законы, решающие вопросы развития некоммерческих депозитно-кредитных организаций, занимающихся финансированием малого предпринимательства, вопросы регистрации малых предприятий и т. д. Некоторые из таких законопроектов уже готовы к внесению или же уже внесены в Госдуму РФ.

В качестве примера можно привести решение проблемы контрольно-кассовой техники для предприятий, которые работают по упрощенным правилам ведения бухгалтерского учета и платят вмененный налог с оборота. Для них предложено упростить режим использования контрольно-кассовой техники - они могут использовать ККТ без фискальной памяти, которая не так дорога. Законопроект с таким предложением скоро должен быть внесен в Госдуму РФ.

Сейчас готово около десяти подобных законопроектов, и эта работа будет продолжаться. Законопроекты, касающиеся вопросов налогообложения, требуют согласования, что достаточно проблемно - такое согласование идет очень долго и с большими трудностями, например, в части вопросов пороговых величин для перехода на упрощенную систему налогообложения. Достаточно часто с рядом конструктивных предложений выступает МЭРТ. Но вопросов, требующих решения, по-прежнему остается масса, поэтому до принятия конкретизирующих законов Закон с 2008 года будет реально работать не в "полную силу". При поддержке органов власти на местах начнут работать его нормы об активах, используемых для поддержки малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства должно быть обозначено как пятый национальный проект, ему должно уделяться огромное внимание со стороны государства - это серьезная социально-экономическая задача. Принятие Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства" - важный шаг на пути ее решения.

- Большое спасибо, Леонид Владимирович! Успеха Вам и Вашему делу!

- Спасибо! Вам также!

Интервью провела Наталья Шиняева,

эксперт "ЭЖ-Юрист"

Название документа