Пути совершенствования миграционного законодательства ЕС
(Трыканова С. А.)
("Миграционное право", 2006, N 4)
Текст документа
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЕС
С. А. ТРЫКАНОВА
Трыканова С. А., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин и менеджмента, сотрудник Центра европейской политики и права при РГУ им. С. А. Есенина.
Анализ последних событий в странах Европейского Союза показывает, что совершенствование правовой базы миграционной политики стало первостепенной задачей обеспечения европейской безопасности.
На современном этапе в Европейском Союзе отсутствует единая политика в области регулирования миграционных процессов.
В последние годы вопрос гармонизации миграционной политики все чаще поднимается на форумах ЕС. Так, на саммитах в Тампере (Финляндия) в 1999 г. и в Брюсселе (Бельгия) в 2004 г. отмечалось, что вопросы о предоставлении убежища и о регулировании миграции требуют развития единой политики ЕС.
Миграционная политика ЕС в настоящее время остается в компетенции национальных правительств.
Правовое регулирование миграционной политики в ЕС осуществляется на двух уровнях: законодательство стран, входящих в состав ЕС, и нормативные документы ЕС.
В рамках современной политики ЕС, как правило, выделяют четыре основные сферы, регулирующие иммиграцию и миграцию внутри ЕС:
- правила, регулирующие свободное движение людских потоков в рамках "единого рынка";
- правила, определяющие нормы воссоединения семей и рабочую миграцию из стран, не являющихся членами ЕС;
- контроль над гуманитарной иммиграцией;
- координацию пограничной политики (в отношении внешних границ, поскольку внутренние упразднены в Шенгенской зоне).
Правовое и политическое регулирование вопросов миграции в ЕС подчиняется принципу субсидиарности. Правовое обеспечение миграционной политики ЕС: международные договоры, директивы и рамочные соглашения ("модельные" и обязательно имплементативные нормы права для гармонизации законодательства в странах ЕС), законодательство национальных государств. Главными общими чертами современной миграционной политики в рамках ЕС являются следующие тенденции:
- уничтожение барьеров на пути миграции внутри ЕС граждан ЕС и граждан других развитых стран;
- создание барьеров на пути иммиграции и движения внутри ЕС граждан третьих развивающихся стран.
Несмотря на предпринимаемые попытки унификации миграционной политики, европейским государствам все еще приходится в одиночку противостоять массовому притоку иммигрантов (особенно южные страны ЕС и Германия), что нередко приводит к недовольству и конфликтам в отношениях между странами.
В настоящее время государственные органы и население стран ЕС столкнулись с целым рядом очень серьезных проблем, от решения которых в определенной степени зависит будущее Европейского Союза, которые требуют правового регулирования. К таким проблемам нужно отнести следующие:
- отсутствие единого определения понятия "мигрант". Так, в одних странах (Германия и страны Южной Европы) в первую очередь при определении гражданства мигранта принимают во внимание его национальность и главную роль при этом играют доказательства его происхождения от той или иной этнической группы (принцип jus sanguinis). В то же время, например, Франция и Великобритания при определении гражданства лица первоочередное значение придают месту его рождения (принцип jus solis);
- неразработанность унифицированной правовой базы по обеспечению статуса иностранцев, приезжающих в шенгенские государства на долгосрочный период (более трех месяцев) или постоянно в них проживающих;
- малые полномочия Европейского Союза в сфере контроля за передвижением людей по территории Союза, отсутствие единого механизма реагирования на угрозы иммиграции, так как до сих пор существовали лишь системы договоров между странами внутри и вне ЕС;
- нефункционирование системы регулирования иммиграционных потоков, которые из эпизодического явления превращаются в ЕС в постоянный фактор;
- недостаточная степень адаптированности к современным условиям правовой базы, касающейся нелегальных иммигрантов и беженцев;
- несовершенство законодательства и мер по адаптации иммигрантов к условиям труда, быта и культуры страны их пребывания.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в начале XXI в. миграция становится главным аспектом европейской безопасности. В связи с этим следует провести ряд мер по совершенствованию законодательного регулирования миграционной политики ЕС. Правительства стран Европейского Союза в скором времени должны скоординировать усилия в отношении следующих аспектов:
- не только совершенствовать вторичную правовую базу в области миграционной политики, но и создать первичную;
- разработать общую политику по предоставлению убежища, гармонизировать национальные законодательства в этом вопросе;
- дополнить законодательную базу в области незаконной миграции и контролировать исполнение уже существующих нормативных актов;
- создать законодательную базу по вопросам межгосударственного кадрового обмена в рамках ЕС, так как единый европейский рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы.
Следует отметить, что необходимость решения проблем правового регулирования миграционной политики ЕС диктуется необходимостью поддержания стабильного экономического и социального развития данного региона.
Название документа